Преступление и наказание

Владимир Симоненко

"Вор должен сидеть в тюрьме!" ,- так сказал Глеб Жеглов в криминальном романе "Эра Милосердия" братьев Вайнеров


Тюрьма - вид исправительного учреждения   для отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.
В  тюрьмах содержатся:
1. Осужденные за особо опасный рецидив преступления;
2. Осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений;
3. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (режима), переведенные из исправительных колоний.
Условия отбывания наказания отличны от других мест лишения свободы, поскольку осужденные содержатся в тюрьме в камерах, а не в общежитиях как в исправительных и воспитательных колониях.
В большинстве случаев, в разговорной речи под тюрьмой понимается любое учреждение для исполнения уголовных наказаний (колония, следственный изолятор, изолятор временного содержания и др.).
В тюрьмах многие столетия содержались кроме преступников, душевнобольные  и люди, неугодные власти.
В большинстве тюрем есть карцер - специальная изолированная  камера для нарушителей режима. 
 (из Википедии)

Наказание

В природе жестокие условия существования животных  приводят к разным неприятным явлениям, которые можно также квалифицировать как воровство, убийство, но там нет тюрьмы. Тюрьма – это изобретение человечества. Звери разорвут всех на части за своих детёнышей, за этим стоит любовь и инстинкт. У нас тоже есть эти инстинкты, сохранившиеся в генах, в глубинах подсознания. Но стоит ли безумно впадать в эти инстинкты, называя их справедливой моралью? Человек ассоциирует себя как самое разумное существо на планете Земля, возможно других таких разумных существ нет во всей галактике и во всей вселенной, но вместе с тем он держится за свою дикую природу, вкладывая в законы месть за совершённые преступления, свойственную животным. Конечно, естественный импульс примитивного человека ударить в ответ на оскорбление, отомстить за несправедливость – теперь отжил. Вместо этого цивилизованный человек передал организованной государственной машине обязанность отмщения за нанесенные ему оскорбления в абсолютной уверенности, что государство имеет оправдание делать то, что он по недостатку мужества и последовательности не может делать. Закон основывается на разуме и логике и не унижается до примитивных инстинктов, объявляя наказание средством нравственного очищения. Но юридически и практически закон прибегает к наказанию не только, как к причинению боли и неприятности преступнику, но также, в целях устрашения других. Что же является главным основанием наказания?
Основой этого является  Идея Свободной Воли, представление, что человек всегда является свободным в смысле выбора добра или зла; если он выбирает последнее, то должен платить за это высокой ценой.
Наказание — отрицательная социальная санкция, возникающая как следствие допущенной индивидом или социальной группой провинности, правового нарушения и заключающееся в ограничении его возможностей или понижении его социального статуса. Различными могут быть и цели наказания:  месть, устрашение, исправление провинившегося, превентивное наказание в назидание другим.
В своем историческом становлении наказание за преступление чаще всего выступало как акт мести, устрашающего возмездия за содеянное зло.
Общество употребляет самые суровые методы против нарушителя законов. Почему же это не пугает, не останавливает его? Хотя человек считается невиновным,  пока не доказана его вина, органы закона устраивают террор, арестовывая без должных оснований, избивая, оскорбляя людей, колотя палками, запирая в камерах с отвратительным воздухом, и осыпая еще более отвратительными ругательствами. Однако преступления не прекращаются, их не становится меньше, они становятся всё более жестокими и изощрёнными, и общество вынуждено платить высокой ценой за проводимую политику в отношении преступников.
Год за годом тюремные ворота отворяются и возвращают миру истощенных, изуродованных, безвольных людей с волчьим билетом, потерпевших крушение в жизни и с разбитыми надеждами впереди; их естественные наклонности извращены; их ждет на свободе лишь голод и вражда, и они скоро возвращаются на путь преступления, ибо это для них единственный способ существования. Не являются редкостью мужчины и женщины, проведшие половину своей жизни или даже всю жизнь в тюрьме.  И не все отсидевшие становятся людьми с чистой совестью, чаще наоборот – сознание их претерпевает катастрофические изменения, удаляющие их от нормальной морали, превращая в моральных уродов.

Некоторые причины возникновения преступности

Откуда берутся преступники? Что или кто заставляет человека переступать правила общества, нарушать законы, воровать, грабить, убивать?  Наверно ещё с незапамятных времён, как только появилось нечто, что можно было украсть (камушек, ракушка, шкура, кусок мяса...), тут же появились первые воры. Называют иногда проституцию древнейшей профессией, так вот - воры наверное появились ещё раньше.
Воровство, убийства и другие преступления сопутствовали человечеству на разных этапах его развития: в родовом строе, при рабовладельчестве, при феодализме, при капитализме....
Даже в самом развитом капиталистическом обществе предприятия довольно часто не позволяют рабочему заработать достаточно, чтобы поддерживать свое здоровье и силу, обеспечивать свою семью, детей. Щедрые и заботливые работодатели существуют лишь в воображении, поэтому тысячи людей постоянно прибавляются к толпам безработных. Громадная армия бродяг ищет работу или пищи, и находят лишь временную работу по-чёрному, садятся на пособие по безработице, и влачат жалкое существование в бедных кварталах, а порой и вовсе превращаются в бездомных, добывающих себе одежду и харчи на помойках и свалках.  Те, у кого осталась хоть капля самоуважения, предпочитают открытую борьбу, предпочитают преступление унизительной и изнурительной бедности.
 "Кто я,- вопрошают они, - тварь дрожащая или право имею?"

Тут могут некоторые возразить - а как же при социализме, в Советском Союзе, где вроде не было эксплуатации человека человеком, а преступности было не меньше? Да, декларативно система была справедливой, но на самом деле оставалось много несправедливости, и что немаловажно – сознание людей оставалось прежним, эгоистическим, в котором на первый план выступали низменные инстинкты.  Именно вот эта инерция сознания вела к эгоистическим мыслям, к преступным намерениям и свершению различных преступлений. Именно в этом кроется одна из самых главных настоящих причин неудачи построения справедливого общества и краха Советского Союза, а не в утопичности самой идеи, как это пытаются представить идеологи капитализма, антикоммунисты и просто недалёкие люди, не обладающие элементарной логикой. Вдобавок тот факт, что в результате репрессий, и в результате использования миллионов осуждённых, особенно по политическим обвинениям (статья 58, мнимые враги народа! За украденные колоски, за слово критики в адрес властей или просто по ложному доносу недоброжелателя), государство создало огромный карательный аппарат и использовало труд заключённых на бесчисленных объектах народного хозяйства в качестве рабского труда. Если бы общество и власть понимали в чём кроются  причины неудач, если бы они больше внимания уделили истинному врагу, сидящему в сознании каждого, то мнимые внутренние и вполне реальные внешние враги не были бы так страшны. Но акцент был сделан на мнимых врагов народа внутренних и внешних врагов, в то время как внутренний враг разъедал души людей, приводил их на путь сомнительных удовольствий и преступлений. Коммунистическая идеология с примитивным атеизмом, желая помочь народу избавиться от религии, только навредила в духовном плане. Людям внушили, что нет никакого Бога и за чертой жизни ничего нет, нет причин опасаться за любые грехи, потому что нет ни Рая для праведных, нет Ада для преступающих законы и заповеди. Мудрый человек однако никогда не скажет, что нет Бога, потому что гармоничное устройство природы, каждого атома, жизненных форм лишь подтверждают, что столь сложные вещи не могли возникнут сами по себе из Хаоса, что они созданы с помощью величайшего разума, до которого современный человек ещё и близко не подошёл. Что касается этого самого человека, так он пока не может гармонично и разумно жить между такими же как он, что приводит к постоянным конфликтам, столкновениям, к  совершению преступлений. 

То состояние, в котором сейчас живут люди практически всех стран вряд ли можно назвать свободой. Осознать свою несвободу могут не все, потому что сложившиеся стереотипы не позволяют критически оценить свою жизнь. Иногда жизнь на свободе мало чем отличается от жизни за колючей проволокой, от жизни в тюрьме. Рутинная работа, тяжёлый неквалифицированный труд, обитание в лачугах или бараках настолько похожи на заключение в неволе, что стирают разницу в жизни тех, кто находится по обе стороны от колючей проволоки. Отсутствие жизненных ориентиров, фальшивые стереотипы сознания, неудовлетворённость примитивной жизнью - являются подходящей питательной средой для взращивания преступников.  Для правоохранительных органов в такой ситуации остаётся мало выбора для обеспечения порядка, им остаётся террор, жестокость и внушение чувства страха. В таких условиях страха перед наказанием и неизвестностью люди вынуждены терпеть несвободу, даже не рискуя бороться за свои права, за свободу.  Остаётся ещё удивляться бесстрашию и беспечности тех, кто обобрал свой народ, живёт в золотых дворцах, обладает несметными богатствами, дорогими яхтами и автомобилями. Над ними ведь постоянно висит домоклов меч возмездия, на них в любой момент могут напасть отчаявшиеся преступники, их могут ограбить, убить. Но уверенность, что за деньги можно купить всё,  чувство безнаказанности за преступления перед своим народом, надежда на вышколенную охрану и защиту государства частной собственности им позволяет жить в относительной безопасности.
Известно, что наибольший процент преступлений состоит в нарушении прав собственности. Есть данные, что девять преступлений из десяти вытекают прямо или косвенно из несправедливой системы и беспощадной эксплуатации. Один вор сказал Ломброзо: "Я не ворую, а лишь беру у богатых их излишки; кроме того, разве адвокаты и купцы не воруют?". Один убийца оправдывался тем, что ограбить богатого человека,  отнять то, что тот явно нажил нечестным способом, ничем не хуже того, что тот добился путём обмана и мошенничества, оставаясь при том уважаемым членом общества.
Подобным образом вторит ему другой: "Я посажен в тюрьму за кражу пол¬дюжины яиц. А министры, которые крадут миллионы, пользуются почетом и уважением". Один образованный арестант сказал: "Законы общества составляются в интересах обеспечения власти за богатыми, и этим у большей части человечества отнимаются его права и возможности. Почему они должны наказывать меня за то, что я такими же способами беру немного у тех, кто взял гораздо больше, чем они имели на то право?". В этих словах гораздо больше мудрости и истины, чем в юридических  и поучающих нравственности книгах и брошюрах общества.

Кто виноват?

С одной стороны человек несёт наказание за совершённое преступление, а с другой стороны он является продуктом общества, его таким воспитала социальная среда. Получается что общество ответственно за воспитание каждого своего члена и должно также нести ответственность за свои промахи. Выходит, что виновны преступник и общество тоже. Общество не может сесть в тюрьму вместе с основным виновником, но должно быть милосердным по отношению к нему, должно дать оступившемуся шанс исправиться, помочь ему в возвращении в общество обновлённым, полноценным членом. Что касается существующих до сих пор сомнений по поводу смертной казни за особо жестокие и бесчеловечные преступления, то взять на себя право лишать жизни не может никто (только Бог),  поэтому заключить за решётку опасного преступника, защищая от него общество и дать ему возможность исправиться и искупить вину – это более гуманное решение.
Виновность совершившего преступление – это разумеется важный факт, требующий применения различных мер по отношению к нему, но нельзя забывать о  вине окружающих, вине общества, которое просмотрело прорехи в воспитании и позволило произойти этому преступлению, воровству или убийству. Мы все несём ответственность за то, что не смогли предотвратить цепочку событий, предотвратить появление ущербных мыслей в сознании некоторых людей, приводящих к насилию и убийству. Культ потребления, эгоистические представления каждого и всего общества в целом формируют такое нестабильное сознание, в котором легко уживаются понятия, что можно украсть, если никто не заметил, можно насилием добиться для себя удовольствий и благ, можно и убить, особенно если иметь алиби или делая преступление чужими руками. Исправлять нужно не только тех, кто попался на преступлении и несёт за него ответственность. Исправлять и лечить нужно всё общество.

А судьи кто?

Конечно нельзя обойтись без судов, и это очень нелёгкая задача, взвесив все обстоятельства, приведшие к совершению преступления, на основании закона вынести справедливое решение, призванное покарать виновного и воздействовать на него с целью воспитания, поставить его на путь исправления.
Закон что дышло как повернул так и вышло, говорит старая пословица. На несовершенстве законов, та двояком их толковании коррумпированные судьи и адвокаты жируют и обогащаются. За взятку они могут посадить невиновного, а жулика и прохвоста оправдать вчистую. Существует также телефонное право, когда по звонку сверху судье приходится казнить или миловать, а не по закону или по совести. Некоторые уверяют, что Басманый суд Москвы тому пример, хотя таких примеров немало повсюду... Но есть наверняка и среди судей порядочные люди… "Не судите, да не судимы будете", гласит мудрость пришедшая из глубины веков. Это означает, что моральное право право судить имеется не у всех, что надо обладать мудростью и глубоким пониманием того, что преступник, стоящий пред тобой, не обязательно неискоренимый монстр, а своего рода жертва обстоятельств. И результатом судебного заседания должно быть не внушение страха пред тюремной расправой, а психологическое воздействие на совершившего преступление, признание им вины и искреннее раскаяние в произошедшем. Что толку от сроков лишения свободы,  если человек не исправился?  Ведь придётся его с искалеченным сознанием выпускать на свободу, и он может принести немало вреда...

Дифференцированный подход и профилактика

Существующие законы, которые позволяют отправлять в тюрьмы и лагеря людей, которые не являются социально опасными, являются неправильными. Ко многим категориям совершившим преступления достаточно применить административное воздействие, с контролем некоторых категорий с помощью электронных браслетов. Это позволит разгрузить тюрьмы, сократить средства и перенаправить в качестве более эффективных средств для перевоспитания. Чтобы из средства наказания, не дающего положительного эффекта, превратить тюрьму в лечебницу, где излечиваются души, формируется полноценное сознание с общечеловеческими ценностями. А начинать надо с воспитания в школах и других учебных заведениях с того, чтобы прививать всем без исключения высокие моральные ценности. И конечно общество должно наконец выработать для всех и каждого единую шкалу ценностей, избавиться от двойной морали. 
Конечно, если у маньяков и убийц имеются врождённые аномалии головного мозга, то не обойдёшься никакими мерами внушения и перевоспитания, там нужно индивидуально подходить, исходя из медицинских показаний. Но немало людей становятся преступниками потому, что имеют неукротимый эмоциональный настрой, они с детства непоседы и бунтари.
Если внимательно отнестись к этим категориям ещё в раннем детстве, найти правильный подход в развитии и воспитании,  то наверняка можно от них ожидать взрывной фантазии, неординарных поступков и гениальных открытий только в положительном поле.

Школа и  академия преступности

Важнейшей задачей исправительно-трудовых учреждений является  отсечь преступника от криминальных условий, разрушить его преступные связи и установки. Однако эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы.
Тюремные обычаи и традиции, своего рода идеология криминальных элементов оказываются сильнее закона и требований администрации. Иерархия среди заключённых, во главе которой находятся самые циничные и изощрённые преступники, усугубляет наказание лишённых свободы нечеловеческими унижениями и жестокостью, превращая сроки пребывания в тюрьме, на зоне и в лагерях в ужасную кару. Эти обстоятельства конечно известны администрации и используются зачастую для удобства управления.  А некоторые полагают, что криминальные лидеры, воры в законе нужны хотя бы для того, чтобы хоть как-то обуздывать тот беспредел, который царит в тюрьмах, и  вырвался в последнее время на улицы наших городов, в виде отморозков, которые грабят и насилуют женщин и детей. Размещение в камерах и бараках обычных людей, оступившихся в жизни и нарушивших закон непреднамеренно, случайно, вместе с матёрыми уголовниками – это своего рода рассадник преступности, инструмент, калечащий сознание людей, превращающий их в моральных уродов. Происходит процесс обратный тому, который должен был быть. Вместо воспитания и исправления сознания, прививания моральных ценностей  нормального общества – в исправительных учреждениях осуществляется процесс деградации личности с прививанием шкалы ценностей чуждой всему обществу.
То есть тюрьма является в некотором смысле школой и  академией преступности.
Вопросы воспитания поставлены на поток, в котором всё построено на страхе перед тюремными авторитетами, перед охраной.  Воспитатели опираются в своей работе на примитивные представления и инструкции, по существу никак не влияя на сознание заключённых. Наибольшее значение придаётся труду, как исправляющему фактору.
Труд заключённых используется как самый дешёвый и по существу рабский. В недавнем советском прошлом многомиллионные армии зэков рыли каналы, рубили лес в тайге, добывали руду и уголь – это были рабы, а строившее справедливые отношения  общество не возражало против этого. Нынешнее положение отличается от того  разве что масштабами...

Загоним проблему в угол

Человека можно загнать в камеру, превратить в послушное существо, но в условиях беспредела и зла в нём будет расти ненависть к окружающему миру, которое прорвётся, когда он окажется на свободе. Его изменённое сознание будет способствовать асоциальному поведению, будет постоянно приводить к желанию совершить противоправные действия и непременно приведёт к новым преступлениям, ещё более ужасным по сравнению с теми, которые он совершил, впервые попав в тюрьму. Насколько известно, сотрудники исправительно-трудовых учреждений не особенно вникают в информацию об осуждённых. Они знают, конечно, статью, по которой тот загремел в тюрягу, срок, возможно профессию. Сама жизнь этого человека, его окружение на воле, истинные причины, толкнувшие его на преступление, особенности и уровень сознания, душевное состояние – это их не волнует.
Те люди, которые могли бы способствовать раскаянию совершивших преступление,  совершенно не подготовлены к тонкой душевной, откровенной беседе о переживаниях, вызвать покаяние. Чаще всего в администрации исправительно-воспитательных учреждениях оказываются люди, жаргон и цинизм которых мало отличается от представителей уголовного мира, находящихся по обе стороны колючей проволоки. Получается, что условия для глубокого переживания в душе каждого зэка и для исправления его полностью отсутствуют. Единственно что может останавливать вышедшего отсюда на свободу – только страх перед тем, что можно опять сюда попасть. Однако, так как не произошло позитивных изменений в сознании, не устранена причина, приведшая этого человека к преступлению, то нарушение закона опять может произойти.

От возмездия к раскаянию

Человек должен быть свободен в той мере, в какой его свобода не оборачивается ущемлением чужой свободы. Это означает, что свободы всех и каждого должны быть уравновешены. Из этого следует, что лишение свободы за совершённые преступления является вынужденной мерой, и должно использоваться только с целью исправления..
Как  с нравственной, так  и с пенитенциарной точки зрения наказание как возмездие не оправдано. Месть - это воздаяние злом за зло. Исторический опыт свидетельствует, что ужесточение наказания, усиление его устрашающего воздействия не приводило к сокращению числа преступлений. Поведением людей нельзя управлять с помощью страха, потому что человек - существо гордое и независимое. В основе исправления провинившейся личности лежит искупление - признание вины преступником, чистосердечного самоосуждения, раскаяния, исполнения им наказания и совершением реабилитирующих его социально положительных действий, вызывающих прощение виновного. Искупление вины - психологическое условие возвращения человека к людям. Предпосылкой искупления являются раскаяние и покаяние. Раскаяние -  проявление совести и стыда, искреннее переживание провинившимся своей вины, своей причастности к совершённому злу, готовность и даже желание нести наказание, глубокое самосознание  своего антисоциального поведения. Раскаяние - психический акт самооценки человеком своего поведения, основа его исправления в будущем. Отбывание же срока тюремного заключения само по себе отнюдь не является искуплением вины.

Исправление и перевоспитание

Исправить провинившуюся личность - это значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в её сознание понятия стыда и совести,  шкалу социальной ценности, нарушаемую до этого. Задача, конечно, не из легких и не под силу только внутренним войскам. Без целой армии психологов и других специалистов, способных исправлять нарушения психики, не обойтись.
Цель перевоспитания состоит в формировании способности осуществлять нравственный самоконтроль, способности самому определять свои социальные обязанности.
Прежде чем что-то исправлять, необходимо знать, что именно нарушено. Без квалифицированной психодиагностики невозможно никакое исправление личности. Причём не всегда есть что исправлять, поскольку некоторые базовые психические качества личности, характерные для нормального человека, у  преступника совершенно отсутствуют и их следует заново формировать.
Для побуждения личности к осмыслению ею истоков своего поведения, к переосмыслению своей жизненной позиции необходимы тонкие психологические методы, специалисты высшей квалификации.
Чтобы исправить преступника, нужно пробудить его к самоанализу и самоосуждению, к наложению им наказания на самого себя с последующим глубоким изменением в сознании. Изменения личности происходят глубоко в душе, поэтому вмешаться извне невозможно, но можно создать условия и помочь произойти этим изменениям.

Диагностика и реабилитация

Чтобы исправительно-воспитательные учреждения действительно приносили пользу, чтобы они на самом деле способствовали искоренению преступности и перевоспитанию личностей, их надо
существенно перестроить.  Первое – изменить и перестроить порядок размещения заключённых. Отказаться от общих камер, особенно с учётом того, что в них находятся опасные асоциальные элементы, устраивающие свои порядки, иерархию, углубляющие разрыв с обществом в сознании осуждённых, и сводящие на нет любую позитивную работу по перевоспитанию. Камеры должны быть отдельными, максимум на двух человек, насквозь просматриевыми, как это можно видеть в американских фильмах. Персонал этих учреждений должен быть укомплектован специальными кадрами: педагогами, психологами, психиатрами и другими специалистами по врачеванию и изменению повреждённого или неразвитого сознания.
В числе общих направлений воспитательной и реабилитирующей деятельности тюремных учреждений можно назвать следующие:
1. психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов в его сознании, его шкалы ценностей, его отношения к обществу и праву, его психических особенностей, основных стереотипов в сознании и других критериев;
2. разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
3. осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, избавления от стойких неправильных стереотипов, проявлений психологической защиты;
4. разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
5. всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование положительных стереотипов в сознании на основе социально положительной ценностной ориентации.

Новый этап развития человечества

Можно говорить долго на тему преступления и наказания, но основными причинами являются всего лишь две: несовершенство общества с его несправедливым распределением и несовершенство сознания всех и каждого. В нормальной семье папа, мама и дети живут свободно, у них не возникает желания украсть друг у друга что-то или убить кого-то из ближних. Наоборот мама хочет кусок повкуснее отдать каждому ребёнку. И все любят друг друга. А вот общество в целом устроено совсем иначе, в нём любви и братству места нет, там только эгоизм. Государственные системы и законы обществ, относящихся к категории цивилизованных, ещё очень далеки от совершенства и свобода человека при них в большей степени иллюзорна. Человечество  развивалось, переходя на более высокие ступени, а вместе с ним рос эгоизм. В обществе накопились огромные противоречия между эгоистическими потребностями человека и естественными закономерностями. Человечество с устаревшей  нерациональной моделью всё меньше вписывается в гармонический мир природы. Для того, чтобы выжить человечеству в условиях, всё более ужесточающихся, чтобы в результате нанесения природе, взаимосвязанной системе Земли непоправимого урона, не привести к катастрофе цивилизацию – необходимо как можно скорее перестроить всю систему общественных, государственных и межгосударственных отношений, найти способы обуздания эгоизма каждого и всех. Дальнейшее совершенствование отношений с развитием знаний и сознания позволит  повысить качество жизни и свободы. Гармоническое развитие системы социально-экономических отношений, развитие сознания с учётом единой шкалы морально-нравственных ценностей позволит не только избавиться от преступности, но и наполнит жизнь каждого человека счастьем встречать и провожать каждый день.

И тогда наступит Эра Милосердия!

В процессе работы над этой темой я использовал некоторые источники в интернете, среди которых вот эти:
http://spb-anarchists.anho.org/goldman0-05.htm
http://psypage.ru/yurist76.html
http://guran.ru/3718.html
http://www.ref.by/refs/62/31318/1.html

Если я нечаянно позаимствовал кое-что у авторов на этих страницах, то прошу Вас, господа присяжные заседатели, не судить меня слишком строго, ибо действовал я не корысти ради, а токмо истины для.  Прошу моё чистосердечное признание и искреннее раскаяние занести в протокол!