Вредные народные привычки. Тавры, скифы, славяне

Владимир Репин
Привычки, даже вредные, тоже могут характеризовать народ.
На Руси пили всегда, с удовольствием и помногу. Причем традиционно – слабоалкогольные напитки. Медовухи, бражки, наливки, крепостью до 7 градусов, - от этого можно было развеселиться, но не потерять достоинство и разум. С язычества было известно пиво, с греками проникало на Русь виноградное вино, но в количествах, для пьянки недостаточных.
Вспомним князя Владимира, которой даже религию выбирал, приговаривая: "Руси есть веселие пити, не может без того быти ”, о чем и поведал нам летописец в "Повести временных лет".
Но не всегда и не все было так безобидно: об этом свидетельствует летопись трагедии, произошедшей 2 августа 1377 года. Считается, что на притоке Суры перепившееся ополчение князей переславльских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских было практически полностью перебито небольшим войском татарского царевича Арапши. А сам главнокомандующий Иван Дмитриевич, нижегородский князь, утонул вместе со своей пьяной дружиной. При этом в качестве напитков, приведших к столь печальным последствиям, были указаны мед и пиво. И отсюда, якобы, река получила название Пьяна.
Можно усомниться в том, откуда в войске во время похода нашлось такое количество спиртного; скорее, это была недооценка противника – ведь и доспехи, и оружие при внезапном нападении татар оказались в обозах, и татары рубили практически безоружных. Но то, что князья за веселой пирушкой не озаботились дисциплиной войска, боевым охранением и разведкой – очень похоже.
А как же с названием? Река очень извилиста, русло ее – как путь горького пьяницы, витиеват и непредсказуем. Говорят, что на Руси таких немало, но названий таких больше нет. Но так ли это?
Пьяна впадает в такую же извилистую Суру. А что такое сура, сур?
М.С. Полубояров считает, что

…основа названия финско-пермская – шур/сур («река»). Затем в постпозиции появился древнемордовское рау («река»). Факт передвижения сюда прикамских племен и их смешения с предками мордвы удостоверен археологами. Опрощение *Шурау/Сурау > Сура произошло лет восемьсот назад в русскоязычной среде Нижегородского княжества в устье реки. Русским было важно, чтобы гидроним имел форму женского рода по аналогии с понятием «река». Потому конечное «у» было утрачено .

 Но в то же время хорошо известно, что названия, в том числе и названия рек, обычно переиначиваются так, чтобы получилось не просто удобное для произношения, но и «понятное», т.е. осмысленное название. В качестве примера можно привести новгородскую Мсту. Угро-финны, прежде заселявшие эти места, скорее всего, оставили славянам название Муста (Чёрная). И действительно, вода реки имеет темный цвет. Славяне переводить не стали, просто выбросили одну букву, как в Суре.
 Читатель скажет, что понятнее не стало – и будет неправ. У В. Даля есть слово МСТИТЬСЯ - мерещиться, казаться, видеться, чудиться, мечтаться, грезиться, мареветь.
Река Мечта, Грёза – правда, красиво? И соответствует истине – река и ее берега очень живописны.
Так что же могла означать СУРА для славян? В «Велесовой книге», написанной, как считается, в V-IX вв., говорится о Сурье:

«Мы молили Велеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней Сурьи, чтобы Сурья взошла над нами вращать вечные золотые колеса. Ибо она и есть наше Солнце...» Здесь Сурья – богиня Солнца, как и в индийских Ведах (там есть как мужская, так и женская ипостась Сурьи).
«Вот жертва наша - это мед Сурья о девяти силищ, людьми на Солнце-Сурье оставленный на три дня, затем сквозь шерсть процеженный».

Сурица - священный напиток, подобный иранской хоме и индийской соме, употребляемый в ритуальных целях и на празднествах; по одной из версий, это название происходит от индоевропейского "сурья" - солнце. В "Ригведах" бог Сома (он же одновременно и напиток) выступает в качестве жениха Сурьи, в данном случае дочери Солнца. Этот миф можно интерпретировать и как символическое описание процесса приготовления священного напитка при помощи Хмеля (Хомы/Сомы) и меда, который оставляют на Солнце (Сурье), чтобы он забродил.
Значит, и у Суры славяне могли отметить такую же «алкогольную» особенность течения, как у Пьяны (так оно и есть!). Может быть и так, что Пьяна – позднее дублирующее переводное название Суры , но прижившееся только на ее притоке (сравним Русу – левый рукав Немана и древнее название всего Немана – Руса, сохранившееся до последнего времени только в Польше).
Скептики могут возразить: мифические славянские и индийские хмельные напитки – не повод для названия реки уже летописными славянами.
Но, оказывается, почти такое же название существует и сегодня.
Суром, или домашним пивом, сваренным по традиционным коми-рецептам, оказалась белесая мутная жидкость. По вкусу - обычная брага. Чем выше по Вычегде – тем крепче сур.
Вот рассказ сотрудника отдела этнографии Национального музея Республики Коми Владимира Липина:

Сур был традиционным для коми-зырян. Крепость не превышала 3-4 градусов, поэтому его давали даже детям, - рассказывает Липин. - Этот напиток был на столах наших предков каждый день. Использовался и в ритуальных обрядах.
По одной из версий, далекие предки современных коми научились варить сур (и возделывать землю, между прочим!) у индоиранских племен. Оттуда же пришло само слово - в древнеиндийской традиции "сура" означает хмельной напиток. Подобным словом называют пиво коми-пермяки, удмурты и венгры.
А технология пивоварения схожа не только у финно-угров, но и у скандинавов. Об этом свидетельствует одинаковая утварь, используемая для приготовления пива…

Итак, значение слова сохранилось, хотя и не у славян.
Конечно, у специалистов есть еще десяток версий для объяснения названия реки:
  В современных топонимических словарях (и в топонимической литературе вообще) речное название Сура сравнивается с допермским, дофинно-угорским шур/шер — «река, ручей, болото» (Смолицкая, 1999).
 Список сопоставлений у Е. М. Поспелова: удм. шур — «река», чуваш. шор, шур — «болото», коми  шор — «ручей».
В словаре Э. М. Мурзаева со ссылкой на И. К. Инжеватова (1976): сара в в значении «болото, большое болото, заболоченная река, заосоченное болото на карельском и финском языках.
 Э. М. Мурзаев указывает, что в связи с термином сара нельзя игнорировать удм. зарезь, коми саридз — «море», откуда произошли заимствования в хантыйский и мансийский языки.
 В этой же словарной статье приводится точка зрения Д. В. Цыганкина (1993), который возводит к финно-угорскому сара, сура, сора — «ветвь, развилка, приток» топонимы Поволжья: Инсар, Сара, Саранка и другие (Мурзаев, 1999).
Однако этимологи финно-угорских языков, например, пермские формы саридз, зарезь считают индо-иранским (Гордеев, 1967) или только иранским (Лыткин, Гуляев, 1970) заимствованием.

Интересно то, что М. С. Полубояров, проделавший многолетние изыскания по пензенской топонимии, в своей книге «Мокша, Сура и другие…» (1993), пишет, что впервые река Сура упоминается под 1183 годом как Суруя (почти Сурья! авт.), под 1372 годом — как Сура.
Очень может быть, что  финно-угорская Сура – ПРИТОК была переосмыслена славянами в Сурью-Сурую – Пьяну. И возможно, что это – не первое переосмысление. Ведь реку могли назвать и индо-иранцы (или арии индо-славы, как называют этот народ индийские ученые , уверенные, что в соответствии с Ведами, единый народ, вышедший с северных территорий, где день и ночь длятся месяцами, распался на славян, задержавшихся в Европе, а позднее – на иранцев  и индийцев). Недаром языковые соответствия с индо-иранскими корнями отмечаются от земли Коми до скифских степей. И, поскольку шли они, скорее, посуху, Сурьей реку могли назвать не за извилистость, а за точное соответствие имени богини Сурьи. Ведь Су-Ра – это не просто Ра – Солнце, а еще и Су – влага.
Действительно, только уравновешенность даров Неба – воды и солнечного тепла – дарит людям жизнь.  В раскаленной пустыне и в стылом болоте не живут.
Отсюда и название реки в древних корнях может звучать, как Солнечная Влага.
А уже потом так же могли назвать и хмельной напиток (сравним сегодняшнее «солнце в бокале» о виноградном вине).
И всё же такое количество извилистых Солнечных речек (а их больше полудюжины и они разбросаны от Архангельской и Ивановской области до Поволжья) заставляет задуматься и о тех, кем они были названы, и о том, что вложили в это название другие народы, те же передвигавшиеся по рекам славяне.
И снова – о привычках. Со славянами более или менее ясно, а вот сурью пили то ли славяно-русы «Велесовой книги» (V-IX вв.), то ли скифы (как их называли греки), обитавшие в то же время и в том же Причерноморье.
Кем были «скифы» того времени? «Велесова книга» говорит о битвах славянорусов с готами, гуннами, эллинами, римлянами и обрами. Победивших готов, как мы знаем, потеснили в Причерноморье  гунны. Византия не делила народы Причерноморья на племена, для них все они были скифами.
Примером такого "сложного" использования названия "скифы" является произведение константинопольского автора V века Приска Панийского. До нас дошли фрагменты его сочинения, посвященные дипломатическим отношениям Восточной римской империи с гуннами. При описании "империи" Аттилы Приск упоминает и собственно гуннов, и готов, и "скифов". Но, если готов и гуннов Приск порой выделяет, то скифами называет зачастую и готов, и гуннов, и все остальные племена, несомненно, входившие в войска гуннов и готов.
Патриарх Фотий (свидетель нападения Руси на Царьград в 860 г.) называл русов народом скифским, народом многочисленным и степным.  Лев Диакон русов называет и скифами и тавроскифами. Скифами и тавроскифами именуют русов Михаил Пселл, Георгий Кедрин, Иоанн Зонара, Цоанн Киннам, Анна Комнина, Никита Хониат и другие византийские авторы.
Были ли «настоящие», ираноязычные, скифы в родстве с русами, которых греки тоже называли скифами? Возможно, и те, и другие – помнившие свое родство, но разошедшиеся на время потомки индо-иранских ариев.
Известно, что греки пили вино, разбавленное на две трети водой. Скифы же подобной порчи продукта не допускали и пили вино, не разбавляя. У греков существовала пословица «Пьёт, как скиф» - о человеке, превысившем норму.
Почти аналог нынешнего присловья Запада: «Пьёт, как русский» - потомки скифов живы среди нас.
Но к V в. собственно скифов, как единого, пусть и многоязычного народа, уже не существовало, а расцвет скифов относят к V в. до н.э. – но, похоже, их отношение к выпивке сложилось еще тогда.
Греческий историк Геродот, живший приблизительно между 484 и 425 гг. до н.э., писал о скифах:
– Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.
 (Судите сами, на чьи обычаи похожа привычка скифов «обмывать» каждый важный договор или сделку).   
 – Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешения вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить вина из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. Для скифов это постыднее всего. Напротив, всем тем, кто умертвил много врагов, подносят по два кубка, и те выпивают их разом.
Ничего не напоминает? Цитирую:
—  Между прочим… а где мои сто грамм за сбитый?
— Какой сто грамм, дарагой, тэбе бочка чача надо, чача!
— Спокойно… Я непьющий. Но дело принципа!  ...
Прошло «всего» две с половиной тысячи лет, и ничего не изменилось.
Историки говорят, что сарматы к III в. до н.э. полностью вытеснили или уничтожили скифов.
Скифы, вытесненные в Крым, были впоследствии, в  III в. н.э. завоеваны и растворены готами.
Так ли это? Сарматы – скотоводы, кочевники; скифы-пахари для них не конкуренты, а скорее, союзники, поставщики зерна и др. товаров. Зачем было сарматам уничтожать или изгонять их? Кочевые скифы – иное дело. Считается, что, раз они нигде, кроме Крыма, не появились с приходом сарматов – значит, были ими уничтожены. Точно ли это? И те, и другие считались ираноязычными (на тот момент, по крайней мере; ведь славяноязычные поляки всегда считали себя потомками сарматов, как и мы считаем себя потомками скифов), имели общий уклад, привычки, «звериный стиль» в искусстве. Знатоки скажут, что «звериный стиль» сарматов более декоративен, менее реалистичен, чем скифский – но ведь и разделяют их века! Мы же не пытаемся утверждать, что итальянские картины Средневековья и Возрождения написаны разными народами, поскольку отличаются по стилю…
Сарматы назывались иначе. Да, но… Представьте, что вы на несколько веков потеряли интерес к истории, но потом всё же решили понять, как на месте чухонцев оказались финны, и почему (а заодно куда?) украинцы вытеснили малороссов? Раз через пару веков от них не осталось и следа, то неужели… Ой!
Но, может, не всё так трагично?
Как называли себя скифы? Обратимся к Геродоту:
IV, 6. От Липоксая произошли те скифы, которые именуются родом авхатов. От среднего Арпоксая произошли именуемые катиарами и траспиями. От самого же младшего из них — цари, которые именуются паралатами. Все вместе они называются сколоты по имени царя; скифами же назвали их греки.
Однако несколькими строками ранее Геродот говорит, что царя зовут Таргитай.
Он ошибается? Вряд ли. Издавна существовал обычай взошедшего на престол правителя называть по тотемному зверю. «Собака - крымский хан» – не русская  обзывалка, а его тотемный титул, так же, как цари Барысы – Борисы у болгар. Если этот обычай был и у скифов, то сколоты  - тотемное имя царей. Кстати, и гораздо позднее отдельные племена в Золотой Орде, т.е. в тех же степях Восточной Европы, носили имена (тотемные?) различных птиц – гуси-лебеди, например.
Запишем его чуть иначе: Съкол-аты, сокол по отцу, Соколич.
Но ведь и Рюрик, Рарог, Рерих – сокол! И Рюриковичи – Соколичи. И знак Рюрика – не столько трезуб, сколько стилизованный падающий на добычу сокол.
И в «Слове», и в «Задонщине» именно русские соколы бьют степных гусей-лебедей…
Значит, все же остались скифы у Днепра и Дона; значит, родня, хоть и дальняя, быть может.
А вот свидетельство Ахмеда Ибн Фадлана о людях, которых он называет русами  (из описания похоронного обряда):

103  А именно: если [это] бедный человек  из их числа, то делают маленький корабль, кладут его в него и сжигают его [корабль]. Что же касается богатого, то собирают то, что у него имеется, и делят это на три трети, причем [одна] треть—для его семьи, [одна] треть на то, чтобы на неё скроить для него одежды, и [одна] треть, чтобы на неё приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его девушка убьёт сама себя  и будет сожжена вместе со своим господином. Они, злоупотребляя набизом, пьют его ночью и днём, [так что] иной из них умрёт, держа кубок в руке.

Ну, не видел Ибн Фадлан в своем халифате напившегося до потери памяти человека – вот и показалось ему, что до смерти…
Путешествовал Ибн Фадлан по Волге, и те русы, с которыми он говорил, со славянами враждовали, как и с хазарами – потому и просили у халифата защиты в обмен на принятие ислама. Значит, или волжские булгары, к которым был послан Ибн Фадлан, называли себя в те времена русами и имели русские обычаи (тризну), либо среди булгар в то время жили русы, либо Ибн Фадлан что-то путает, смешивая пришедших по Волге русских купцов с местными булгарами.
Обычай убийства жены или наложницы для захоронения с умершим вождем был и у скифов, и у индийцев – потомков общей ветви индоевропейцев.

Но вернемся к той вредной привычке, с которой мы начали – к «неумеренному» потреблению алкоголя.
Считается, что скифы вытеснили невесть куда девшихся киммерийцев, которые тоже не прочь были выпить. Кто такие киммерийцы?

В историческое время киммерийцами назывался народ, живший близ Таврического (Киммерийского) пролива. Ныне этот пролив называется Керченским. Название Киммерийский было дано ему греческими колонистами в VI веке до н. э. Киммерийцы фигурируют в ассирийских архивах как «гимирри» и упоминаются в Библии под именем Гомер.

Если мы посмотрим на изображения киммерийцев, то увидим, что они не только искусные наездники, но и меткие и опытные стрелки – попасть на скаку из лука в цель тяжело, держаться в седле без рук и стремян – трудно; луки киммерийцев – небольшие, но сложные, склеенные, З-образные, и значит, очень тугие. (Именно такой мы видим на картине Васнецова «Богатыри» в руках Алеши Поповича).
Очень похоже на скифов. Но кто они на самом деле?
Есть у греков слово ;;;;;;; — есть мнение, что буквально это "холодный или морозный воздух", Khimaira; (лат.: Chimaera; англ.: Chimera). Похоже на киммерийцев, как обитателей холодных северных степей? Но холодный воздух, северный ветер – это Борей, за которым жили гиперборейцы.
Правда, сегодня снежный воздух у греков – ;;;;; ;;;;, зато есть древнегреческое отмороженное место - ;;;;;;;; с начальным ;;;, из чего получается что-то похожее: ;;;- ;;;;

В греческих мифах есть один интересный для нас – о Химере (Киммере?), которую победил Беллефонт:

"Юноше Беллефонту убить заповедал Химеру
Лютую, коей порода была от богов, не от смертных:
Лев головою, задом дракон и коза серединой,
Страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным.
Грозную он поразил, чудесами богов ободренный."
Гомер "Илиада", VI книга

Скульптурное изображение химеры, созданное этрусками в V веке до н. э., действительно, несмотря на реалистичность исполнения, создает впечатление сказочного существа: мастер соединил в теле Химеры льва, змею, в которую превращен хвост, и козла, неожиданно вырастающего из спины льва.
Откуда такая фантазия? Понятно, что изображение хищной кошки могло символизировать русов того времени, фигура тура – козла могла обозначать будущих тюрков. А вот змея (дракон)? Изображения змей встречаются в изделиях «звериного стиля» скифов, и тоже могут относиться к какому-то реальному народу (тем более, что былины донесли до нас сюжеты противоборств русских богатырей со Змеем). Изо всех племен в пределах разумного доступа подозрение у меня падает только на ногайцев (нагайцев?), но считается, что ногайцы сформировались на основе смешения половцев, монголов-мангытов и гузов в евразийских степях  только в XV веке. Этноним был взят от имени Ногая (XIII век) – одного из первых золотоордынских мятежников, для того чтобы обозначить свою принципиальную нелояльность Чингизидам.
 Почему нагайцы?

Наг на санскрите – Змей. Полубог. Змееподобные существа, живущие на земле, в воде или под землей. Мифология «человека-змея» имеет древние корни. Нагов изображают с головой человека. Наг — символ мудрости. Существует культ змеи и связанные с ним праздники. Предполагают, что наг был тотемом одного из могущественных древних племен, представителей которого называли нагами .

В Индии и сейчас существует группа народов, объединенных под этим названием, но это бесписьменные народы, говорящие на языках тибетской группы. Вряд ли они нашли отражение в начальном индийском санскрите.
Сейчас название ногайцев связывают с тем, что монгольские ханы прозвали бунтовщиков собаками (монг. нохой). И уж совсем маловероятно, чтобы ногайцы оставили себе в качестве самоназвания обидную кличку. Но скорее, собака была одним из тотемных животных какого-то из племен, из которых сформировались ногайцы. Во всяком случае, одним из тотемов половцев был волк.

Сейчас трудно сказать, какой именно народ греки могли связать со Змеем, но зато можно представить, что Химера-Киммера – это союз гиперборейских племен, обитающих за морозными ветрами, т.е. за Бореем. И входили в этот ужасный для греков союз племена, имеющие тотемами Рыса, Тура, Змея-Нага.
Победа над ними в одном из сражений даже породила миф о Беллефонте и Химере.
Согласно мифам, чудовище Химера было убито  лидийцем Беллефонтом в горах, расположенных на западе от Анталии, в Малой Азии.
А теперь вернемся к истории.

 Впоследствии греческие авторы называли киммерийцами вообще всех жителей Северного Причерноморья. Это были, по всей вероятности, племена, родственные иранским, а возможно, и фракийским племенам, жившим и впоследствии по берегам Чёрного моря. Конечно, не всё население Причерноморья двинулось на юг через Кавказ. Киммерийцами древневосточные памятники называют лишь одно сильное племя или племенной союз, обитавший первоначально, по-видимому, в Прикубанье и Крыму.
Киммерийское войско, состоявшее сплошь из конницы, обладавшее большой подвижностью, владело незнакомой дотоле народам древнего Востока массовой конно-стрелковой тактикой. Оно представляло серьёзную угрозу для древневосточных рабовладельческих государств. Подвергая полнейшему разграблению захваченную территорию, киммерийское войско внушало ужас жителям соседних стран. В 20-х годах VIII в. до н. э. поражение от киммерийцев потерпел Руса I, царь Урарту. Урартское государство киммерийцы не смогли разрушить, но им удалось стать хозяевами восточной части Малой Азии. Затем центральная часть Малой Азии стала добычей киммерийских племён. В течение первой половины VII в. почти все области Малой Азии подвергаются разрушительным набегам киммерийцев, которые нападают и на столицу Лидии — Сарды и на греческие города побережья Эгейского моря. Угроза для Лидии стала ещё более серьёзной в связи с тем, что киммерийцы, по-видимому, соединились с трерами — скотоводческим фракийским племенем, проникшим с Балкан в Малую Азию через Босфор и Дарданеллы.
… По-видимому, только после того, как Лидия дважды получила помощь от Ассирии, а киммерийцы были ослаблены столкновениями со скифами, лидийцы одержали победу. Мощь киммерийцев была сломлена. Остатки киммерийцев осели в северо-восточной части Малой Азии, где постепенно слились с местным населением .

Та же Малая Азия, те же лидийцы. «Место встречи изменить нельзя». Вот откуда возник миф о Химере-Киммере – союзе гиперборейских племен. И теперь, благодаря этрусскому изображению, мы даже можем сказать, кто в него входил – будущие русы и тюрки.

Кстати, хронологический период, в котором можно было бы локализовать жизнь Гомера, — от XII  до VII века до н. э., но наиболее вероятной является самая поздняя дата. А нашествие киммерийцев на Лидию датируется тем же VII веком до н.э. Для Гомера, даже «самого вероятного», это  - хроника, а не миф. Значит, или мы должны принять версию временного сдвига по Фоменко, или, что гораздо проще, считать миф о Беллефонте позднейшей (на несколько веков, видимо) вставкой в Гомеровскую «Илиаду», когда ужас киммерийского нашествия уже приобрел сказочные очертания.

И, пожалуй, самый древний народ, который упоминается греками в пределах Северного Причерноморья – это фракийцы.
Происхождение фракийцев окутано туманом. Свидетельства о их существовании в предысторические времена основываются на археологических находках. Полагают, что фракийские племена произошли от смешивания индо-европейских пришельцев с исконными народами на Балканах, начиная с IV—III-го тысячелетия до н. э. (Википедия).
Фракийцы, заселившие Болгарию около 4000 лет назад, делали неплохие вина; упоминания о них донесли до нас Илиада и Одиссея. На древних изображениях богов можно рассмотреть в их руках чаши для вина.
Гомер писал, что фракийцы воевали на стороне Трои в XIII веке до н.э. Аристофан, Эсхил и Еврипид упоминали о них в своих пьесах. Геродот считал, что после индийцев фракийские племена – самые многочисленные и «если бы они смогли объединиться, то стали бы самым великим народом на земле». Образы многих древнегреческих богов были позаимствованы эллинами у фракийцев, своих северных соседей.
В своей пятой книге Геродот описывает обычаи фракийских племён:
У племен же, обитающих севернее крестонеев, существует вот какой обычай. Когда кто-нибудь из племени умирает, то его жены (а у всех их много жен) начинают жаркий спор (при ревностном участии друзей): какую из них покойник-муж любил больше всех. Разрешив спор, мужчины и женщины осыпают супругу-избранницу похвалами и ближайшие родственники закалывают ее на могиле и затем предают земле вместе с супругом.
Татуировка на теле считается у них признаком благородства. У кого ее нет, тот не принадлежит к благородным. Человек, проводящий время в праздности, пользуется у них большим почетом. Напротив, к земледельцу они относятся с величайшим презрением. Наиболее почетной они считают жизнь воина и разбойника. Таковы самые замечательные их обычаи. Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле и, насыпав курган, устраивают различные состязания. Высшие награды назначаются за единоборство, смотря по важности состязания. Это погребальные обычаи фракийцев.
Ритуальное убийство жены прослеживается от фракийцев до скифов и русов, татуировка у знатных скифов была подтверждена исследованиями алтайских захоронений. Жизнь в войнах, разбое и охоте, отдых с чашей в руке – это мы наблюдали в Причерноморье вплоть до Запорожской Сечи. Отсюда и пантеон фракийцев – боги войны, вина и охоты.
То, что богом фракийских царей был Гермес (покровитель знаний), может говорить о том, что цари (жрецы?) принадлежали к другой касте, нежели воины-фракийцы, почитавшие богов войны и охоты.
Дионис, или Вакх, был первоначально фракийским богом... Как и у всех народов с примитивным земледелием, у фракийцев существовали свои культы плодородия, а также бог, способствующий плодородию. Имя этого бога – Вакх. Никогда не было совершенно ясно, выступал ли Вакх в образе человека или быка. Когда фракийцы научились делать пиво, состояние опьянения они стали представлять как божественное и воздавать хвалу Вакху. Когда же позднее они познали вино и стали его употреблять, поклонение Вакху возросло еще более. Его функция способствовать плодородию вообще стала отчасти подчиненной его новой функции, связанной с виноградом и божественным безумием, порождаемым употреблением вина.
Неизвестно, когда культ Вакха был перенесен из Фракии в Грецию; по-видимому, это произошло незадолго до начала исторической эпохи. Этот культ Вакха был встречен ортодоксией враждебно, но тем не менее он укоренился в Греции. В нем содержалось большое количество варварских элементов… Он содержал в себе также любопытный элемент феминизма. Благородные матроны и девушки, собравшись большими группами, проводили целые ночи на открытых холмах в танцах, вызываемых экстазом, и в упоении, отчасти алкогольном, но главным образом мистическом. Эта практика весьма раздражала мужей, но они не осмеливались идти против религии. Еврипид в своем произведении "Вакханки" изобразил красоту и варварство этого культа .

Итак, Вакх, он же Дионис – фракийский бог. В его культ входит праздник, очень напоминающий празднование ночи на Ивана Купала. Сравним?
Название праздника возникло в результате совмещения дня Иоанна (Ивана) Крестителя, который стал отмечаться после принятия христианства на Руси, и дохристианского славянского праздника Купало, посвящённого древнему языческому богу Купале. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Купаться в Иванов день — обычай всенародный… Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее… Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. В дореволюционной России Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и важных праздников в году .
Итак: язычество, ритуальные пляски на холмах, почитание растительного мира – всё это сходится. В описаниях фракийских обычаев не указаны костры, но ночной праздник без костра маловероятен, как, впрочем, и без спиртного.
В конечном счёте, большинство фракийцев переняли греческую (в области Фракии) и римскую культуры (Мёзия, Дакия и т. д.) и по сути стали подданными этих государств. Однако, небольшие группы фракийцев существовали и до переселения славян на Балканы в VI-м веке нашей эры, так что теоретически, часть фракийцев могла стать славянами.
Я часто ссылался на Геродота. Читатель, знакомый с альтернативной историей, скажет: «Ну, конечно, Геродот... Говорят же, что нашли его труды уже после взятия Константинополя. Похоже, что крестонеи, крестоны, которых он упоминает рядом с фракийцами – это просто крестоносцы, тем более, что порой в этом случае говорится о кроссах. Какое доверие может быть к средневековым сказкам «античного» Геродота о далёком прошлом?
Тем более, что, кроме малых средневековых государств крестоносцев, никаких «крестонов» в тех краях не наблюдается. И другие историки о крестонах не пишут.
Сильный аргумент.
Но перекрестие на греческом – ставро, крест – ставр. Откроем БСЭ:
Тавры – (греч. T;uroi), древнейшие, известные по античным источникам племена, населявшие южную часть Крыма, получившую от них название Таврика. Т. занимались земледелием и скотоводством, а также охотой и рыболовством. Они были знакомы с ткачеством и литьём из бронзы. Находились на стадии первобытнообщинного строя. Т. удалось отстоять свою независимость в борьбе с Херсонесом и Боспорским государством, но в конце 2 в. н. э. они подпали под власть Понтийского царства. С середины 1 в. н. э. на южном побережье Крыма закрепляются римляне и начинается процесс романизации Т. В античных источниках появляются также термины «скифотавры» и «тавро-скифы», что, по-видимому, отражает факт смешения этих народностей. В дальнейшем Т., видимо, ассимилировались с аланами, готами и др. племенами, оседавшими в горном Крыму. Письменные источники подтверждают существование Т. вплоть до 4 в. н. э.
Тур, таурас – дикий бык у восточоевропейцев. Но в Велесовой книге славяне называются еще и коровичами (так же, как один из второстепенных богов, перечисленных в начале книги):

И с этим мы не боимся смерти, ибо мы – потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. И потому мы – кравенцы (коровичи): скифы, анты, русы, борусины и сурожцы.

Так, может быть, подвела Геродота старая греческая привычка переводить всё, что попадёт под руку, и коровичи, тауры, тавры были им «переведены» с помощью греческого ;;;;;  - крест?
Тогда получается, что на территории современных Болгарии, Греции, Македонии жили тавры-коровичи (те же, что в степях Причерноморья и в Тавриде – Крыму?), т.е. скифы, анты, русы, борусины и сурожцы. Кто именно?
Геродот пишет, что племена фракийцев, живших над крестонеями, обитали между верховьями совр. Струмы и Вардаром.
Значит, тавры жили в низовьях Струмы и Вардара?

Ва;рдар (макед. Вардар, греч. ;;;;;, Axios, лат. Axius) — самая длинная река в Македонии и одна из основных рек Греции. Вардар течет через Гостивар, Скопье и Велес…
Культ Велеса, наряду с культом Перуна, относится к древнейшим общеславянским; имена этих божеств реконструируются на праславянском уровне. Имеются элементы системного противопоставления двух главных богов. Так, в договоре Руси с Византией 907 Велес (называемый в Повести временных лет Волос) соотносится с золотом, а Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе (и затем входил в состав воздвигнутого князем Владимиром в 978 году пантеона), а идол Велеса, вероятно, на киевском Подоле, в нижней части города; среди шести богов киевского княжеского пантеона Велеса, несмотря на древность и всеобщесть его культа, не было. Похожая картина с «верхом» и «низом» имеется в Македонии, где есть город Велес, расположенный под холмом Ильи-пророка (перенявшего у Перуна функции громовержца), и в Хорватии, где есть посёлок Волоско под горой Перун. Это находило отражение и в социальном плане их культа: Велес считался богом «всей Руси», а Перун — преимущественно богом княжеской дружины. 

Похоже, что те, кого Геродот называет крестониями, имели тех же богов, что были у славян. И сами стали их частью?
Другая река, упоминаемая Геродотом – Струма. Но и в Белоруссии есть река Струменя, через Пину и припять впадающая в Днепр. Это речной путь, ведущий через Черное море к Константинополю. Струмень, Strumie; – на польском поток, ручей, струя. Именно на белорусской Струмени стоит Ту;ров (белор. Тураў, польск. Tur;w) — древний город в Гомельской области на юге страны.
Туров был древней столицей дреговичей — одного из трёх восточно-славянских племён, считающихся предками современных белорусов (вместе с кривичами и радимичами). Но, если коровичи (тавры) севера имели свои Струменю и Туров, то, может быть, и у тавров юга кроме Струмы, был и свой Туров? Возможно, древняя болгарская столица Тырново (Търново) названа не от слав. терн (трын)  - Тернов – Трынов – Тырнов – Тырновград – Тырново (длинно!), а означает просто Тър-Ново, Тур-Новград? Чем не геродотовский Крестон? Правда, Геродот размещает его в Халкидике, но почему это не мог быть другой город? На севере ведь не один Туров; есть деревни и села Турово в России. А не так уж далеко от Греции есть итальянский Турин…
Итак, пьющие тавры, фракийцы, киммерийцы, скифы, сарматы, русы, славяне…
Пили ли вино древние тавры, я не знаю – история об этом умалчивает (в Крыму тавры знали вино в X – IIV в. до н.э). Но если тавры-крестоны и коровичи-русы все-таки родня – за это можно и выпить.