Заря космической эры против Битвы за космос

Олег Салмин

"...не проворным достается
успешный бег, не храбрым --
победа, не мудрым --хлеб, но
время и случай для всех их."

Екклесиаст.

Телевидение живет рекламой, наверное иначе нельзя. А еще оно не может обойтись без саморекламы. Тоже дело нужное, но не тогда когда следовало бы скромно умалчивать о художественных и идейных достоинствах рекламируемой программы. Например, как в случае с сериалом "Есенин", а теперь и с сериалом "Битва за космос".

"Битва за космос" рекламировался как совместный проект "Первого канала" и Би-Би-Си. Не скажу чтобы это было заметно, потому что никакого отечественного влияния на содержание этого сериала нет и в помине. Это чисто западное кино, чисто западная точка зрения на историю освоения космоса, на Россию и ее народ. Причем кино само по себе довольно посредственное, к тому же изготовленное с дешевых и плоских штампов.

На первый взгляд кажется что выбор идеи сериала хорош, потому что в основу фильма положено творческое соревнование двух выдающихся конструкторов, выдающихся мечтателей --советского Королева и немецкого, а позже американского, Брауна. Тут претензий нет, они корректно изображены как равные соперники (хотя каждый россиянин, конечно, знает что советский конструктор был гениальней своего противника).

Больше ничего доброго об идее фильма сказать нельзя. Хотя бы потому что повествование фильма не заканчивается смертью Королева, а доводится до полета американцев на Луну, что очевидно подрывает уже упомянутую идею о соревновании двух конструкторов и наводит на мысль что именно победа американцев, вообще западного мира в космической гонке является истинной идеей этого фильма. Таким образом это фильм о том как два враждебных друг другу мира, мы и Запад, вели соревнование за освоение космоса, в котором безусловную, окончательную, всемирно значимую победу одержали наши противники, хотя и у нас были кое-какие временные успехи.

Впрочем и эти успехи трактуются как личная заслуга Королева, а ни в коей мере не заслуга общества в котором он жил и творил. Именно поэтому Королев изображается гением чуждым обществу в котором живет, гонимым этим обществом (тема шестилетнего заключения Королева подается навязчиво и тенденциозно, я не биограф Королева, но полагаю что и не вполне правдиво), до времени сведшим его в могилу.

Само же советское общество представляется создателями фильма без особого пафоса. Очень "удалось" изображение противоречий в советской конструкторской среде и властных структурах, в то время как в американском стане все только и думают как бы удружить друг другу и дружно радуются любым достижениям на поприще общего дела. Хотя если бы авторы имели цель покопаться в американском грязном белье, они отрыли бы не меньше любопытного. Особенно увлекла авторов тема русского пьянства, наиболее изобильная в исполнении Мишина, ставшем главным конструктором после смерти Королева. Но и Гагарина показали нам с бутылочкой в руке. Думаю не надо объяснять почему нам не показали немецких конструкторов американской космической программы с бутылками пива или шнапса в руках, лежащих по вечерам на своих диванах, у своих телевизоров. Правильно, через бутылочное стекло разговоры о полетах к другим мирам выглядят не так возвышенно.

Бессмыссленная трескотня Кенеди про то что они сделают что-то только "потому что это трудно, а не легко", также получила бы больше объема и протяжения если бы авторы фильма упомянули о том, что эти слова произносит потомок бутлегера, ставший президентом не без помощи мафии.

Кстати, еще о трескотне и словах. Апофеозом словесной битвы за космос с американской стороны и ее телеверсии созданной Би-Би-Си, стали слова американского космонавта Амстронга про то что "маленький шаг человека есть большой скачок человечества" или что-то в этом роде. Интересно, он сам эту чушь придумал или его научили? Будучи наслышаным о повадках американцев, сомневаюсь что они могли пустить это дело на самотек. Скорее всего думали всем конструкторским бюро, а то и вместе с Белым домом (чувствуется некоторое генетическое родство со словами Кенеди про делание того что трудно).

Каждый человек, достаточно интересовавшийся смыслом слов и немного знающий им цену, согласится, что такие трескучие фразы, эти с виду многозначительные, а по сути, пустые словесные конструкции, можно сочинять томами, и все эти тома не будут стоить и тысячной доли одного простого, искреннего, значащего слова в минуту высшего напряжения вылетевшего из уст человека, готового или уже сделавшего шаг в неведомое, ступившего туда куда еще никогда не ступала нога человека. Слово человека совершавшего чудо, ибо выход Гагарина в космос --это и было чудом, откровением для всего человечества, в отличии от очень сложного, но всего лишь ожидаемого, спланированного, технологического процесса, чем по сути является полет американцев на Луну (если он вообще, конечно, когда-нибудь был).

Все мы знаем это слово Гагарина: "Поехали !". Оно навсегда стало символом открытия космической эры человечества, символом стремления человека к новым неведомым мирам, символом решимости человека переступить границу известного, чтобы познать неведомое или, может быть, в следующую секунду без следа сгореть в своем космическом корабле. Оно останется на все времена выражением искренности, непосредственности, самообладания, мужества и человечности человека.

Напротив, фраза Амстронга навсегда останется примером надуманности, принужденности, пошлости и откровенной показухи.

Тем отвратительней то, что авторы фильма донельзя опошлили Гагарина  в момент старта. Сначала он у них поет песенку со словами "заберемся в камыши, надеремся от души", потом его предупреждают что каждое его слово записывается, он говорит "Поехали!" и поет песню "Родина помнит, Родина знает...". У зрителя складывается впечатление что "русские" в космос запускают какого-то пошляка, вспоминающего о Родине только потому что от него этого ждут. Но этому впечатлению могут поверить только западные зрители, так как оно вполне соответствует их запросам и представлениям о России. Российский же зритель не поверит не только этому впечатлению, но и тому что те манекены которые он видит на экране в ролях Королева и Гагарина имеют хоть что-то общее с реальными героями, а действительность в которую они помещены имеет что-то общее с советской или российской действительностью. Вообще трудно было предположить что Би-Би-Си столь грубо, а где-то и нечистоплотно исполнит свою работу. Все-таки, видимо, дело в том, что фильм очень дешев и сработан весьма посредственными авторами.

Как сказал древний мудрец, для полного счастья человеку необходимо славное отечество. Сериал "Битва за космос" в очередной раз доказывает всему миру, что у американцев отечество славное. Только непонятно почему это напоминание должно вызывать ощущение "полного счастья" у российского зрителя. Мы что обязаны восхищаться Америкой и американцами? Зачем? Они сами очень успешно собою восхищаются! Достаточно найти в новостях первого же американца и дать ему сказать несколько слов чтобы убедиться в этом. Вот и пусть бы они смотрели свою "Битву за космос"! Нам нужны другие сериалы о космосе, другие телепроекты, другое освещение истории освоения космоса.

Традиции изображения освоения космоса были выработаны еще в советское время и являются не такими глупыми как может показаться на первый взгляд. Конечно, в те крайне самобытные времена существовало множество идеолого-художественных установок в освещении этой темы, совершенно неприемлемых в наше время. Тем не менее основная идея этого освещения не утратила своего значения и в наше время. Западное общество предпочитает изображать космическую гонку под лозунгом "Битвы за космос", позволяющим довести повествование до полета на Луну и таким образом в выгодном свете представить миру свою роль в освоении космоса, затушевывая при этом роль нашей страны.

Советская традиция освещала освоение космоса под лозунгом "Заря космической эры", и поэтому могла ограничивать повествование первым полетом Юрия Гагарина, предавая забвению достижения американцев, которые добились заметных успехов только после того как "Спутник", а потом полет Гагарина, открыли для всего мира, и для самих американцев, дверь в космическую эру. Так же выигрышны повествования основанные на биографии гениального конструктора Королева, первым запустившим в космос спутник и первого космонавта земли, и биографии самого первого космонавта земли. Есть и другие, более частные, темы выгодного для нашего общества освещения космических полетов, например, тема строительства орбитальных станций.

В заключении хотелось бы сказать, что в этом мире идет постоянная, нешуточная, жестокая (хотя, как правило, незаметная для большинства людей) художественно-идеологическая борьба народов, культур, цивилизаций, за свое существование, за свое самоутверждение, за процветание и доминирование над другими народами и цивилизациями. И в этой борьбе, всю тяжесть и безкомпромистность которой сполна приходится испытывать на себе нашему обществу, это общество должно в полной мере использовать те духовные и исторические ценности, которые ему удалось накопить за время своего существования. Мы должны научиться использовать их так же успешно как мы используем сегодня такие ценности как нефть, газ и президент Путин.

И одной из главнейших, если не главной ценностью нашего духа, нашей истории является первый прорыв человечества за пределы земного тяготения, в околоземное космическое пространство, волею Бога осуществленный российскими людьми. Это событие являет собою важнейший для национального самосознания и для самосознания всего человечества прецендент. Это событие значит больше чем полет американцев на Луну хотя бы потому, что их полет доказал только то что Америка в двадцатом веке, сегодня и наверное в ближайшее время была, есть и будет самой мощной мировой сверхдержавой, способной доказать свое превосходство во многих областях жизни, в решении многих сложных задач. Это обеспечивает ей заслуженное признание, прзнание ее экономической, финансовой, научно-технической и организационной мощи (и это же, к сожалению, является причиной ее чрезмерной амбициозности, преувеличенного представления о собственном значении в мире сем, ее стремления решать мировые проблемы по собственному произволу).

При всем при том Америка благодаря своей экономике всего лишь прошла немного дальше по пути открытому и освоенному Советской Россией. И эта заслуга первооткрывательства становится намного важнее если мы уясним для себя, что вместе с первым прорывом в космос, прорывом в будущее человечества, наша страна дала миру осознание важнейшей истины дающей надежду на будущее каждому человеку, каждому народу, каждому обществу, чьи дела сегодня может быть не так хороши как хотелось бы.

Тот факт что дорогу в будущее для человечества (получив при этом мощный импульс для собственного развития) открыла совсем не самая богатая, не самая передовая, не самая развитая, не самая организованная страна, всегда будет напоминанием людям о том, что мир намного сложнее чем он выглядит в художественно-пропагандистских поделках Запада, подобных "Битве за космос". Он будет великим напоминанием того, что сила однажды может обернуться слабостью, а слабость --силой, потому что "Дух дышит где хочет".

12 апреля, День Космонавтики, полет Юрия Гагарина навсегда останется в истории, не только как начало космической эры человечества, но и как великое напоминание народам, что все в этой жизни в руке Бога, которому не по душе однополярный мир, который не допускает абсолютного диктата одних над другими, который дает всякому шанс на успех.

Олег Салмин.