О чём драма Пушкина? О порочной жадности, которая убивает родственные и общечеловеческие связи , а заодно и самого человека. И только?! Но тогда почем поэт в процессе написания именовал пьесу "Скупой", а выпустил в свет с уточнением - рыцарь?
Разве рыцарь может быть скупым? Пушкин соединяет несоединимое, и словосочетание "Скупой рыцарь" превращается в оксиморон. Оксиморон (буквально - остроумно-глупое) это несовместимое сочетание слов, подобно "живому трупу" или "честному вору". Он несет совершенно новый смысл
Рыцарь не может быть скупым – это нонсенс. В драме речь идёт о рыцарстве средневековом, а тогда скупость противоречила сословной рыцарской этике. Назвать рыцаря скупым значило примерно то же, что в наше время назвать человека изгоем. Если по нравам Мольеровского века богатый скупец - "чудовище, не понимающее смысла своего привилегированного положения и идущее против воли божьей", то что за чудище должен быть скупой рыцарь!
Впечатление о Бароне как скупом до бессмысленности человеке, жалком в своём безумии накопительства мы получаем из уст его сына. И, соответственно представляем барона человеком ущербным, ограниченным,, полубезумного, лишённым намёка на здравы смысл
..как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленой конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает.
Однако при ближайшем знакомстве с героем мы видим, что всё не так просто.
Барон, в прошлом вне всякого сомнения – храбрый и умелый воин ( его ценил сам герцог), он не чуждался общества, очевидно на правах дружбы с герцогом мог подать тому дельный совет и оказать важную услугу, он умён, решителен, начитан, наконец, - помните, как он говорит о накопительстве - "Читал я где-то, что царь однажды..." - читал-то ведь античных авторов, у Барона слишком живое, даже поэтическое воображение. Как ярко представляет он себе и царя, и гордый холм, и море с кораблями!
И гордый холм возвысился - и царь
Мог с вышины с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли...
И тем не менее, перед нами всё же некое подобие человека – как же случилось такое превращение?
"В трагедии не уточняется, каковы источники доходов и накопления денег у Барона. Если ростовщичество, то мы не находим на это никаких указаний - ни прямых, ни даже косвенных" Неопределенность социальной характеристики Барона, получилась не по недосмотру Пушкина, а намеренно, Образ барона абстрактен – он не связи ни со страной, ни с эпохой ( время действия условно) ни с сословием ( барон практически порвал связь с обществом и привычками своего класса), ни с чем. Значит смысл пьесы не социальный, а иной.
Прежде чем его понять нам следует ответить на вопрос – безумен ли барон, Ну, если учесть, что жадность с медицинской точки зрения не считается безумием, то на первый взгляд поведение барона вполне адекватно. Он не утратил свойств своего характера и ума, ( в сцене с герцогом это ясно видно, так же как и то, с какой изобретательностью он хитрит, защищая свои богатства от «посягательств» сына) Но тогда как же понять вот эти слова?-
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.
Убийца, который убивает ради убийства - такое сравнение приводит сам барон. Для маньяка-убийцы, с которым жестоко и бесстрашно он себя сравнивает, нож не оружие, с помощью которого тот добывает себе хлеб. Ножом маньяк добывает себе удовольствие, нож - живая часть его существа, орган наслаждения.
Центр удовольствия и центр боли, (а значит и агрессии) – они рядом в психике человека – произошло смешение, подмена, - поведение извратилось. Почему? Попробуем «раскрутить» цепочку превращения вспять. Итак, наслаждение – оно присутствует, но этому чувству предшествует жажда удовольствия Удовольствие - от еды, красивых вещей, предметов роскоши оружия обладания красивым домом или счётом в банке, …. И так до бесконечности. Это есть соприкосновение, и некое взаимодействие психики с материальными предметами - материя вокруг нас. При определённом стечении обстоятельств, воздействующих на психику человека, привязанность к материальной стороне бытия становится слишком сильной и постепенно, незаметно для человека превращается в доминирующюю программу сознания,
Что же это за обстоятельства? В любом случае – это сильное переживание ( потрясение). Похожие примеры мы находм в литературе. Вспомним Гоголевского Плюшкина – для него было потрясением стала смерть жены - с этого момента и начлось его падение. А ростовщик Морденко из «Петербургсих тайн», был смертельно осорблён и унижен женщиной которую он обожал…. Сильное переживание становится причиной программного сбоя сознания В данном контексте образно говоря - материальный мир, окружавший человека начинает его порабощать
Однако Пушкин нигде не говорит о роковых страстях барона в молодости, правда, доольно глухо звучит намёк на сильные перживания-
Что сердце у меня обросло мохом <...>
...что у меня
И совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь...
Совесть?! Но что-то не вяжется всё это с эпизодом со вдовой, которая молила на коленях под дождём, не взыскивать долг, не губить сирот. Борон говорит об этом эпизоде как о почти забавном случае, нет за страсть к стяжательству совесть его не мучает. Но ведь кроме накопительства были ещё деяния. Что подразумевает барон, упоминая о своих терзаниях? Этого мы не знаем, но то. что эти муки были – это факт
Ну, тогда по логике рассуждений, в результате смешения и подмены программ сознания, барон должен бы испытывать трепетное отношение к монетам, золоту. Вроде бы так и есть,
Он разобьет священные сосуды,
Он грязь елеем царским напоит <...>...
Священные сосуды – это сундуки с золотом.
Однако как это ни странно звучит, истинная страсть барона – не золото, а власть. "Отселе править миром я могу". «Сильна моя держава», ….Не стоит понимать в том духе, что Барон реально завоюет мир, или его золото способно это сделать, он говорит об иной власти, держава здесь понятие не географическое, а метафизическое, и значение золота преобретает некий магический смысл. "в основу накопления им положена не скаредность, но аскеза золото связано для него не с атрибутами власти реальной, но власти, пересекающейся со сферой сакральной Подвал Барона - не что иное, как недостроенный храм, где возможно свершения особого магического действия, дающее его адепту власть над миром.