Ужасный век, ужасные сердца!

Евгения Коржунова
О чём драма Пушкина?  О  порочной жадности, которая убивает родственные и общечеловеческие связи , а заодно и самого человека.  И только?! Но тогда почем поэт  в процессе написания именовал пьесу "Скупой", а выпустил в свет с уточнением - рыцарь?
Разве рыцарь может быть скупым? Пушкин соединяет несоединимое, и словосочетание "Скупой рыцарь" превращается в оксиморон. Оксиморон (буквально - остроумно-глупое) это несовместимое сочетание слов, подобно "живому трупу" или "честному вору". Он несет  совершенно новый смысл
Рыцарь не может быть скупым – это нонсенс. В драме речь идёт о рыцарстве средневековом, а тогда скупость противоречила сословной рыцарской этике. Назвать рыцаря скупым значило примерно то же, что в наше время назвать человека  изгоем. Если по нравам  Мольеровского века богатый скупец - "чудовище, не понимающее смысла своего привилегированного положения и идущее против воли божьей", то что за чудище должен быть скупой рыцарь!

Впечатление о Бароне как скупом до бессмысленности человеке, жалком в своём безумии накопительства мы получаем из уст его сына.  И, соответственно представляем  барона человеком ущербным, ограниченным,, полубезумного, лишённым намёка на здравы смысл
..как алжирский раб,
Как пес цепной. В нетопленой конуре
Живет, пьет воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, все бегает да лает.
 Однако при ближайшем знакомстве с героем мы видим, что всё не так просто.
Барон,  в прошлом вне всякого сомнения – храбрый и умелый воин ( его ценил сам герцог), он не чуждался общества, очевидно  на правах дружбы с герцогом мог подать тому дельный совет и оказать важную услугу, он  умён,  решителен, начитан, наконец, - помните, как он говорит о  накопительстве - "Читал я где-то, что царь однажды..." - читал-то ведь античных авторов, у Барона слишком живое, даже поэтическое воображение. Как ярко представляет он себе и царя, и гордый холм, и море с кораблями!
И гордый холм возвысился - и царь
Мог с вышины с весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами,
И море, где бежали корабли...
И тем не менее,   перед нами  всё же некое подобие человека – как же случилось  такое  превращение?
"В трагедии не уточняется, каковы источники доходов и накопления денег у Барона. Если ростовщичество, то мы не находим на это никаких указаний - ни прямых, ни даже косвенных" Неопределенность социальной характеристики Барона,  получилась не по недосмотру Пушкина, а намеренно, Образ барона абстрактен – он не связи ни со страной, ни с эпохой ( время действия условно) ни с сословием ( барон практически порвал связь с обществом и привычками своего класса), ни с чем. Значит смысл пьесы не социальный, а иной.
Прежде чем его понять нам следует ответить на вопрос – безумен ли барон,  Ну,  если учесть, что жадность с медицинской точки зрения не считается  безумием, то  на первый взгляд поведение барона вполне адекватно. Он не утратил свойств своего характера и ума, ( в сцене с герцогом это ясно видно, так же как и то, с какой изобретательностью он хитрит, защищая свои богатства от «посягательств» сына) Но  тогда как же понять вот эти слова?-
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.
Убийца, который убивает ради убийства  - такое сравнение приводит  сам барон. Для маньяка-убийцы, с которым жестоко и бесстрашно  он себя сравнивает, нож не оружие, с помощью которого тот добывает себе хлеб. Ножом маньяк добывает себе удовольствие,  нож - живая часть его существа, орган наслаждения.
Центр удовольствия и центр боли, (а значит и  агрессии) – они рядом в психике человека – произошло смешение, подмена, - поведение  извратилось. Почему? Попробуем «раскрутить» цепочку превращения вспять. Итак, наслаждение – оно присутствует, но этому чувству предшествует жажда удовольствия  Удовольствие - от еды,  красивых вещей, предметов роскоши оружия обладания красивым домом или счётом в банке, …. И так до бесконечности. Это  есть соприкосновение, и некое взаимодействие психики с материальными предметами  -  материя вокруг нас. При определённом стечении обстоятельств,  воздействующих на психику человека, привязанность к материальной стороне бытия становится  слишком сильной и постепенно, незаметно для  человека  превращается в доминирующюю программу сознания,
Что же это за обстоятельства? В любом случае – это сильное переживание (  потрясение). Похожие примеры мы находм в литературе. Вспомним Гоголевского Плюшкина – для него было потрясением  стала смерть жены -  с этого момента  и начлось его падение. А ростовщик  Морденко из «Петербургсих тайн»,  был смертельно осорблён и  унижен женщиной которую он обожал…. Сильное переживание становится причиной  программного сбоя  сознания В данном контексте образно говоря - материальный мир,  окружавший человека начинает его порабощать
Однако  Пушкин нигде не  говорит о роковых страстях барона в молодости,  правда, доольно глухо звучит намёк на сильные перживания-
Что сердце у меня обросло мохом <...>
...что у меня
И совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь...
Совесть?!   Но что-то не вяжется всё это с эпизодом  со вдовой, которая молила на коленях под дождём,  не взыскивать долг, не  губить сирот. Борон говорит об этом эпизоде как о почти забавном случае, нет за страсть к стяжательству совесть его не мучает. Но ведь кроме накопительства  были ещё деяния. Что подразумевает барон, упоминая о своих терзаниях? Этого мы не знаем, но то. что эти муки были – это факт
Ну, тогда  по логике рассуждений, в результате смешения и подмены программ сознания, барон должен бы испытывать трепетное отношение к монетам, золоту.  Вроде бы  так и есть,
Он разобьет священные сосуды,
Он грязь елеем царским напоит <...>...
Священные сосуды – это сундуки с золотом.
Однако как это ни странно  звучит, истинная страсть барона – не золото, а власть.  "Отселе править миром я могу".   «Сильна моя держава», ….Не стоит понимать в  том духе, что Барон реально завоюет мир, или его золото способно это сделать, он говорит об иной власти, держава здесь понятие не географическое, а метафизическое, и значение золота преобретает некий  магический смысл. "в основу накопления им  положена не скаредность, но аскеза  золото связано для него не с атрибутами власти реальной, но власти, пересекающейся со сферой сакральной  Подвал Барона - не что иное, как недостроенный храм,  где возможно свершения особого магического действия, дающее его адепту власть над миром.