Маяки Финдхорна

Виктор Постников
               
Скиталец, твои шаги
и есть дорога, и ничего больше.
Скиталец, на самом деле
дороги нет - дорогу ты делаешь сам;
идя, ты прокладываешь дорогу.
Оглянись назад,
и ты увидишь путь,
по которому прошел, но
который никогда не повторить...
Скиталец, на самом деле,
дороги нет –
только всплески на поверхности
моря.
           - Антонио Мачадо




Первый духовный прорыв случился в 2004 году, когда я попал в Шумахер-колледж, в Англию. Это был первый просвет в моей жизни, после тяжелейшего периода 90-х. Прежде всего, я надеялся встретиться с Фритьофом Капрой, которого знал еще по книгам «Дао физики», «Поворотный пункт» и «Уроки мудрости».  Капра иногда приезжал из Калифорнии, чтобы прочитать  лекции в Европе. Однако я попал на другой курс под названием «Земля, Дух и Действие». Учителями были Джон Сид, Рут Розенек, Стархок, Алэстер Макинтош и Верен Николас. Каждый из них оказался для меня поистине «духовным маяком» и осветил весь дальнейший путь жизни.

Несомненно и ранее в моей жизни встречались духовные маяки (первый, кто приходит на ум, это, конечно, мой отец, его книги), но я часто бродил в потемках и не обращал на них должного внимания. Их важность ощущалась лишь смутно где-то в подсознании.  Только со временем это стало очевидным.  Верен Николас, по-видимому, первая пробудила мое внимание к духовному паттерну внутренней жизни. Она предложила каждому участнику  нарисовать чертеж, который бы отражал его (или ее) духовный путь.  Я нарисовал спираль с «маяками», которые посчитал важными для своего духовного развития.  И был поражен тем, как они тесно взаимодействуют, передавая свет друг другу, и как хорошо укладываются на траекторию спирали.  С тех пор моя внутренняя жизнь приобрела четкую линию, а ее направление высветилось раз и навсегда.

Я нашел поэзию у Джона и Алэстера, мужество и магию у Стархок,  грацию и глубину у Верен.  Так и не встретив Фритьофа Капру, я, тем не менее, познакомился со Стефаном Хардингом, который прекрасно изложил основы холистической науки и теории Геи. Сатиш Кумар, духовный учитель колледжа, рассказал о своем духовном паломничестве, которое показалось мне, давнишнему приверженцу йоги, особенно близким.

Магию колледжа ощутил в первый же день приезда. А было это так.  Я привез с собой две небольшие книжечки стихов Рабиндраната Тагора, с которыми в то время не расставался. К моему изумлению, поднимаясь по лестнице, я увидел картину Тагора!  Это был дар поэта, который посетил колледж на заре его существования. Для меня это был недвусмысленный и магический знак того, что нахожусь в «правильном» месте.

Я уехал из колледжа воодушевленный и обогащенный курсом и встречами.  Нужно было идти дальше, создать нечто-то достойное из благодарности к учителям.  Приехав домой, я однако, почувствовал, как снова вовлекаюсь в политический, социальный и личный водоворот. Для меня стало совершенно очевидным: большинство людей,  которые меня окружают, идут в другом направлении.  Я ощутил необходимость в новом «маяке».

В 2006 году я почувствовал необходимость двигаться дальше. В это время я серьезно заинтересовался движением экопоселений и биорегионализмом, как альтернативой капитализму. Я вспомнил человека, которого  встретил в Шумахер-колледже. Он был из  Финдхорновской экодеревни.  Слово «Финдхорн» крепко засело в моей голове.
В  2007 г. я был принят на программу ознакомления с Финдхорном (Experience Week).  Эта программа в некотором роде возвратила меня к человечеству.  Мы танцевали, играли в игры, прикасались к друг другу, смеялись, дурачились как дети.  Мне этого ужасно не хватало дома, где я уже начал испытывать враждебность к окружающим. Удивительно, как сильно люди отличаются друг от друга; иногда мне кажется, что некоторые люди принадлежат к другому биологическому виду. Программа объединила многих духовно-близких людей, и мы быстро почувствовали себя одной семьей.

Психологические игры и прямой тактильный контакт  создают единство, на которое не может рассчитывать ни одна лекция.  В обычной жизни, напротив,  мы стараемся избегать тактильных контактов с окружающими, сужая их круг до нескольких человек. Да и с самыми родными и близкими мы часто стесняемся проявлять свои чувства касанием.  Мы не разрешаем себе дурачиться.  Мы стараемся напустить на себя серьезный вид. Наверное главное отличие между Шумахер-колледжом и Финдхорновской экодеревней в том, что в деревне вы можете вести себя более свободно.  Шумахер-колледж показался мне серьезным образовательным заведением, в сравнении с которым Финдхорн выглядит больше как площадка для детских игр.  Наверное, давно спавший во мне ребенок, захотел проснуться.

В Финдхорне я встретил много прекрасных людей.  Например,  80-летнюю Дороти Маклин, одну из трех основателей Финдхорн Фаундейшн,  Крейга Гибсона, старейшину общины, простого и, в то же время,  мудрого человека. Величественная викторианская архитектура Клуни-Хилл колледжа, где я находился, чем-то напоминала архитектуру Шумахер-колледжа.  Но экскурсии в собственно деревню (или Парк) около залива Финдхорн, лес и море, заронили во мне надежду на то, что когда-нибудь я буду жить на природе.

Возвращение в Финдхорн

На следующий год я  записался на курс Exploring Community Life с целью глубже изучить жизнь в общине Финдхорна.  В нашей группе было шесть замечательных женщин и замечательный фокалайзер (тоже женщина).  Мы очень быстро подружились, и я снова почувствовал себя в своем психологическом доме.  Вершиной программы была т.н. Transformation Game – психоаналитическое путешествие по жизни.  Я играл с двумя женщинами из нашей группы, и должен сказать, что был совершенно ошарашен тем, что наши жизни оказались переплетенными.
Встреча с Крейгом Гибсоном была решающей.  Крейг рассказал об аборигенной культуре Австралии,  о пермакультуре и о том, как он приехал в Финдхорн в 70-х чтобы помогать строить экодеревню. Я начал серьезно думать об участии в программе Крейга  Ecovillage Training. Я написал ему, и получил приглашение на программу. До последнего момента я не был уверен, что смогу найти деньги для поездки. Но деньги нашлись. (Спасибо всем, кто  мне их одолжил!)

Самолет покинул взлетную полосу Борисполя, в пятницу, 13-го. Небо темное. Идет снег. Самолет болтает во все стороны. Как-то не очень уютно. Но над Лондоном небо без единого облачка.  Сажусь в автобус Лондон-Инвернесс и через 13 часов прибываю в древнюю столицу Шотландии. Она, как всегда прекрасна и встречает весной и свежестью. Еще полчаса, и я в деревне. Бегу сразу в комьюнити-сентер, где программа началась два часа назад.  Боже! Всю дорогу находился в стрессе: прилетит ли самолет вовремя? Успею ли на автобус? Разменяю ли деньги и т.п. Но как только вижу выходящего мне навстречу улыбающегося  Крейга,  все страхи куда-то уходят.

Комната полна народу, 32 человека, из 15 стран, все континенты. Все сидят по кругу.  Разнообразие лиц обескураживает. Понимаю, что запомнить все имена будет не просто. Но у  Крейга две помощницы - симпатичные девушки-фокалайзеры. Их шутки моментально снимают напряжение и мы начинаем знакомиться. Следуя традиции Финдхорна выбираем из разложенных по кругу карточек ангела группы.  Им оказывается ангел «Обилие». Затем каждый вытаскивает своего собственного ангела. У меня ангел «Ясность». Нy, думаю про себя, это как раз то, что мне надо. Последующий месяц полностью подтвердил справедливость этого «послания неба».

Вскоре мы становимся одним племенем или как кто-то заметил, «готовым ашрамом».  Я поражен обилием талантливой и страстной молодежи, стремящейся изменить мир к лучшему. И кажется первый раз за многие годы, мой скептицизм пошатнулся. Последующие три недели мы тщательно изучаем принципы пермакультуры, включающие People Care (создание эффективных экодеревень), Fair Share (разработка новой общественной экономики и устойчивого производства продуктов питания), и Earth Share (экодизайн, реставрация дикой природы). Занятия ведут разные учителя, но Крейг –главный.  Его дом и огород, построенные по принципу пермакультуры, служат моделью и лабораторией для всех. Он мастерски управляет программой, демонстрируя  шаманистскую мудрость, легкость и детскую открытость ко всем участникам программы.

Четвертая неделя посвящена нашим собственным проектам. Каждый из нас должен применить полученные знания в своем проекте, а затем его защитить.  После защиты получаем дипломы PDC (Permaculture Design Certificate).   Теперь задача передать знания тем, кто в них нуждается.

Гуляя как-то в дюнах, недалеко от деревни, я нашел прекрасную белую раковину из семейства Turbinella pirum.  Согласно Википедии, “раковина имеет большое значение в буддизме, олицетворяя собой прекрасный, глубокий, мелодичный и всепроникающий звук Буддадхармы, отвечающий различной природе и устремлениям учеников,  и пробуждающий их от глубокого сна невежества для работы по достижению личного благополучия и благополучия всех существ.”

Разве мог я найти лучший знак?