Суини Тодд, оригинальность или эпатаж

Евгений Козырь
Этот мюзикл стоит несколько в стороне от других произведений этого жанра. Отчасти в этом виноват главный герой – маньяк-парикмахер: не часто встретишь среди театральных персонажей серийных убийц. На ум приходит разве что Призрак оперы, да еще одна-две аморальные личности, но это скорее люди с ущербной психикой, а не ярко выраженной патологией. Однако данное объяснение не дает исчерпывающего ответа на вопрос о непохожести этого мюзикла на сотни других.
Возможно, оригинальность усиливает недавняя экранизация этого произведения Тимом Бертоном? Что ж, безусловно. Данный режиссер вообще снимает довольно нестандартные фильмы, к какому бы жанру он не обращался: от сказки, до фантастики. Как и положено мастеру, он не делает ни одного неправильного движения. В мрачную атмосферу его Лондона идеально вписывается маньяк, он просто должен был там появиться. Плюс его «фирменный» максимализм на грани китча в изображении характеров персонажей и происходящего действия. Довершает же и без того замечательную картину блестящий актерский состав (не скрою, давний поклонник этих актеров, статус которых в очередной раз подтвердился). Но во всем ли оригинален этот мюзикл?
Обратимся к сюжету. И здесь выясняется одно малоприятное обстоятельство: не нужно быть литературоведом, чтобы понять из какого романа Александра Дюма взята история о человеке, которого завистник по ложному обвинению отправляет в длительное заключение, что бы завладеть его супругой. Через много лет он возвращается для того, что бы отомстить своему врагу. Но, к сожалению, вместо экранизации романа «Граф Монте-Кристо» Тимом Бертоном был выбран «Суини Тодд». В чем же причина такого выбора? Видимо не последнее значение здесь имел эпатаж, мастером которого всегда был Бертон.
Раз уж речь идет о мюзикле, то не возможно не сказать несколько слов о музыке. И безусловно, она является одной из тех причин, ради которых стоит посмотреть и послушать это произведение. Стивен Сондхайм написал для него множество красивых тем и запоминающихся лейтмотивов. Хотя гармония для неискушенного слушателя может показаться сложноватой. Впрочем, для человека знакомого с творчеством импрессионистов и композиторов ХХ века эти яркие оркестровые и гармонические приемы будут только плюсом. Отдельного упоминания стоит сцена состязания двух парикмахеров, где ловко пародируется классический итальянский оперный стиль и сделано это куда более изощренно и едко, чем у Эндрю Ллойда Уэббера в уже упомянутом мюзикле «Призрак оперы».
Так что же такое «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»? Не смотря на все свои  очевидные достоинства (будь то работа режиссера, актерская игра или музыка), этот мюзикл был и остается произведением провокационным, эпатажным, рассчитанным на то, что бы вызвать шок у зрителя. Для этого там и присутствуют множество убийств, реки крови, а также, извините за пикантную подробность, пирожки из человеческого мяса (и это уже приближает его к фильмам ужасов). Таким образом, каждый зритель сам решает для себя, что для него является моральным, а что нет, и присутствуют ли в искусстве этические нормы и принципы. И видимо этот вопрос еще долго будет вызывать споры и дискуссии.