Квесторианство

Валерий Краснянский
«homo homini ludus est»

«Бог не играет в кости»
Альберт Эйнштейн


«Уточним ещё раз терминологию.
Теист верит в сверхъестественный разум, который, помимо своей главной работы по первоначальному творению Вселенной, продолжает находиться в ней, чтобы наблюдать за дальнейшей судьбой своего творения и оказывать на неё воздействие…
Деист также верит в сверхъестественный разум, но деятельность этого разума ограничена созданием законов, определяющих развитие и работу Вселенной…
Пантеисты совсем не верят в сверхъестественного бога; они используют термин "бог" в качестве не имеющего сверхъестественной нагрузки синонима природы, или Вселенной, или проявляющейся в её работе гармонии…
Деисты отличаются от теистов тем, что их бог не отвечает на молитвы, не интересуется грехами и исповедями, не читает наши мысли и не вмешивается в жизнь, совершая по своему усмотрению чудеса. Деисты отличаются от пантеистов тем, что деистический бог представляет собой своего рода космический разум, а не метафорический или поэтический синоним вселенской гармонии…
Пантеизм - это приукрашенный атеизм. Деизм - сильно разжиженный теизм.»
[Ричард Докинз Бог как иллюзия]

Откуда, куда и зачем ты бежишь по этой жизни, Человек?
Кто ты – гений, изобретающий новые фантастические технологии,- да такого уровня, что матушке Природе и не снилось? Ученый, зорким взглядом изучающий самые потаенные уголки Микромира и Вселенной? Исследователь, осторожно делающий первые шаги за пределы планеты? Поэт, создающий своим воображением искусственные миры, простирающиеся в бесконечность?
Или идиот, собственноручно сжигающий свой дом, насилующий собственных детей, разрушающий ядами свой мозг, неспособный ни на йоту изменить единожды сложившуюся точку зрения?
Как вообще второе может совмещаться с первым?

Что происходит с цивилизацией планеты Земля? Бесконечные экономические кризисы, нескончаемые войны, голод, немотивированные убийства, сексуальная разнузданность "обычных" и неестественных половых отношений – откуда это?
От Природы? Нет – ученые, эволюционисты, этологи, генетики, давно доказали - Природа предельно рациональна:

«Поведение животного выглядит упорядоченно и целеустремлённо, словно бы оно повиновалось программе - упорядоченной последовательности повелительных инструкций. Но программа для животного не была потеряна, ибо она никогда не была написана. Естественный отбор складывает кирпичики каких-то аналогов "прошитых" машинных программных кодов, одобряя мутации, так изменяющие строение нервных систем в последующих поколениях, что они будут реализовывать поведение (и обучаться изменению своего поведения) более адекватное обстановке. Адекватное - в данном случае - адекватное для выживания и распространения соответствующих генов.»
[Ричард Докинз Расширенный фенотип: Дальнее влияние гена]

Адекватен ли гомосексуализм? Адекватно ли массовое убийство в войнах миллионов наиболее сильных молодых особей вида? И откуда взялась эта неизлечимая психопатология Homo Sapiens?

«По доброму, старому психиатрическому определению, психопат - это человек, который либо страдает от требований, предъявляемых ему обществом, либо заставляет страдать само общество. Так что, в определенном смысле, все мы психопаты, поскольку навязанное общим благом отречение от собственных побуждений заставляет страдать каждого из нас.»
[Конрад Лоренц Агрессия, так называемое "зло"]

Общество? Да, общество! Эволюция заложила в нас поведенческие программы уровня стаи. – но не муравейника! Строительство Цивилизации – дело рук уже самого человека. Сознателен ли этот процесс? Как мы видим – нет! В чем смысл "сознательного" саморазрушения государства, сотворенного всей массой его граждан в 1917г. или в 1991г.? Неужели такая большая, практически однородная общность народа – а она в масштабах страны была фактически спаяна тщательно выверенным за прежние десятилетия христианско-православным мировоззрением первой даты и коммунистическим второй – неужели она имела достаточно вескую мотивацию для своего убийственного разворота на 180? Что за взрывная сила скрыта в потаенных лабиринтах "муравейника цивилизации"?

«Во-первых, для личных уз вредно, когда их становится слишком много. Старинная мудрая пословица гласит, что по-настоящему хороших друзей у человека много быть не может. Большой "выбор знакомых", который неизбежно появляется в каждом более крупном сообществе, уменьшает прочность каждой отдельной связи. Во-вторых, скученность множества индивидов на малом пространстве приводит к притуплению всех социальных реакций. Каждому жителю современного большого города, перекормленному всевозможными социальными связями и обязанностями, знакомо тревожащее открытие, что уже не испытываешь той радости, как ожидал, от посещения друга, даже если действительно любишь его и давно его не видел. Замечаешь в себе и отчетливую наклонность к ворчливому недовольству, когда после ужина еще звонит телефон. Возрастающая готовность к агрессивному поведению является характерным следствием скученности; социологи-экспериментаторы это давно уже знают. К этим нежелательным последствиям увеличения нашего сообщества добавляются и невозможность разрядить весь объем агрессивных побуждений, "предусмотренный" для вида.»
[Конрад Лоренц Агрессия, так называемое "зло"]

Хорошо – перепроизводство социальных связей ведет к конфликтно-взрывоопасному психологическому напряжению индивида, но почему же наши природные ограничители агрессий не справляются с этим "внутренним давлением"? Ведь заложенные в нас Эволюцией поведенческие программы должны, по-идее, надежно защищать от отмеченного нами необузданного проявления агрессии Человека?

«…этологи показали, что животные имеют выработанные в ходе длительной эволюции врожденные (передаваемые с генами, инстинктивные) запреты совершать некоторые действия в отношении других особей. Среди них такие, как «не убивай в гневе», «не бей признавшего тебя сильнее себя», «не причиняй ущерба детенышам», «не покушайся на чужие территории, самок, собственность» и т. п.
Запреты образуют естественную мораль (без кавычек!) животного. Набор запретов меняется от вида к виду, но многие из них сходны. У одних видов некоторые запреты (например, «не убей») столь сильны, что всегда успевают остановить особь. У других они слабее, и особь может им и не подчиниться. Соответственно можно говорить о животных с сильной и слабой естественной моралью. Человек тоже имеет врожденные запреты. Они лежат в основе «общечеловеческой морали». Причем инстинктивная основа морали у человека слабая, и он может ее нарушать.»
[Р.Дольник Кто сотворил творца]

Вот оно как! Значит, Человек способен нарушать запреты Природы?! Да, но где он взял новое поведенческое "программное обеспечение" – ведь оно стандартно для всего общества, а не "индпошив" для отдельно взятого индивидуума? А для столь массового копирования, следовательно, необходима была какая-то "мастер-копия"! Откуда? И что данное ПО из себя представляет?
 
Чтобы понять эту новую "поведенческую матрицу", записанную поверх исходного "джентльменского набора приматов", обратим внимание не на наших предков, а… на их врагов: на "персонального хищника" Человека – Леопарда. Копировать ведь можно не только хорошее, но и плохое, так?.. Причем такой "поведенческий слепок", содранный со своего врага Эволюцией вовсе не отбрасывается, а наоборот поощряется!

За миллионы лет взросления человеческого вида в саваннах Восточной Африки именно леопард – сильный, ловкий, коварный, безжалостный – и был самым главным, а возможно и единственным, врагом предков современного человека. Настоящим заклятым врагом - настолько, что до сих пор сочетание желтых и черных пятен, а также два круга - аналог кошачьих глаз, вызывают нашу самую сильную и непроизвольную реакцию - "внимание-опасность!". Впрочем, для наших наблюдений настоящий леопард особо и не нужен - вполне достаточно будет "потренировать на кошках":

«Лейхаузен давал кошке-охотнице одну мышь за другой и наблюдал, в какой последовательности выпадали отдельные действия поимки и поедания добычи. Прежде всего кошка перестала есть, но убила еще несколько мышей и бросила их. Затем ей расхотелось убивать, но она продолжала скрадывать мышей и ловить их. Еще позже, когда истощились и действия ловли, подопытная кошка еще не перестала выслеживать мышей и подкрадываться к ним, причем интересно, что она всегда выбирала тех, которые бегали на возможно большем удалении от нее, в противоположном углу комнаты, и не обращала внимания на тех, что ползали у нее под самым носом. В этом исследовании легко подсчитать, сколько раз производится каждое из упомянутых частичных действий, пока не исчерпается…
Таким образом, производится ли какое-то из частичных действий только по его собственному побуждению или по какому-либо еще -- и по какому именно, -- в сложном поведении подобного рода зависит от внешних условий, определяющих "спрос" на каждое отдельное действие.»
[Конрад Лоренц Агрессия, так называемое "зло"]

Да, точно: это поведение – игра! А "спрос" – ее специфические внутренние "фишки", элементы мотивации действий игрока.

«"Ради чего" - в этих словах, собственно, самым сжатым образом заключается сущность игры. Это "что" не есть, однако, материальный результат игрового действия, например, то, что мяч попал в лунку, но факт чисто идеального свойства: что в игре выпал успех или что вся она прошла на хорошем уровне.
"Успех" приносит игроку более или менее длительное удовлетворение»
«Мы уже говорили в начале, что игра существует до всякой культуры. В определенном смысле она витает поверх каждой культуры или во всяком случае от нее не зависит. Взрослый человек играет, как и ребенок, ради удовольствия и отдохновения, так сказать, ниже уровня того, что есть серьезная жизнь. Но он может играть и выше этого уровня, вовлекая в игру прекрасное и священное.»
[Йохан Хейзинга Homo Ludens]

Да… Это вам не примитивная игра "кошки-мышки"! Глобальная Игра Цивилизации заполняет практически все значимые моменты жизни человека: "рейтинговую таблицу" общественной иерархии или карьерного роста, "баллы" карманной мелочи или нематериальных миллионов долларов на оффшорном счету, аватары дорогих престижных машин или фирменно-потертых джинсов… Бессмысленное накопление денег – в объемах, тысячекратно превышающих тот максимум, который человек в состоянии потратить за самую длинную жизнь, приобретает глубокий смысл условных игровых баллов. Власть поглощает полностью не какими-то дополнительно открывающимися возможностями личностного плана, а просто… "как власть". И открывая только лишь одну-единственную перспективу - подняться вверх, на следующую, более высокую ступеньку все той же лестницы власти. Вглядитесь вокруг: этот мир – игра!

Да – Игра! Глобальная Игра с постепенно меняющимися правилами. При этом каждое изменение правил надлежит согласовывать с остальными участниками игрового процесса. Так, например, совершенно неожиданная для англичан хлорная газовая атака, предпринятая Германией под бельгийским городом Ипр 22 апреля 1915г. не преломила ход войны,- как это следовало ожидать, если бы мы руководствовались обычной логикой. Вовсе нет - война спокойно продолжилась дальше, только лишь чуть-чуть притормозив на время, необходимое чтобы воюющие стороны освоились с противогазами.

Логика всегда ведет к единоразовому и, обычно, окончательному решению поставленной проблемы.

Игра – к многократно повторяющимся циклам "решений". Именно это мы и наблюдаем в нашей жизни.

Но кто же мы в этой игре – игроки или фигуры, которые кто-то, стоящий над миром, перемещает с места на место? Если бы не множественных прецедентов - гениальных прорывов Человечества в науке, технике и искусстве, можно было бы однозначно сказать: мы – просто безвольные пешки, повинующиеся командам невидимых гроссмейстеров. Но это не так. Наше поведение внутри Глобальной Игры Человеческой Цивилизации регулируется "флажками" мемов. Именно мемы (передающиеся от поколения к поколению поведенческие программы, представляющие из себя "виртуальные гены"), задают нам мотивацию для выбора того или иного пути. Есть маленькие локальные мемы, работающие только в масштабе "племени". Есть глобальные – такие, например, как мем денег. И, что интересно,- подобный "метод управления персонажами" давно известен разработчикам компьютерных игр и применяется ими при разработке особого типа игры – "симуляторов бога".

Хорошо, но есть ли более приземленное доказательство наших логических построений? Вдруг все вышесказанное – всего лишь совпадение? О, это несложно проверить! Чтобы убедиться в универсальном игровом принципе организации нашего мира, обратим внимание на одну его неотъемлемую внутреннюю функцию - на механизм синхронизации деятельности игровых персонажей. Подобно компьютерной игрушке, Глобальная Игра Цивилизации нуждается в аналогичном, механизме поддержки "тактовой частоты игрового процессора".

Далеко искать нам не придется – ведь нам уже давно известен основной внутренний ритм человека, так называемые альфа-ритмы биоэлектрических процессов человеческого мозга, знакомые всем по их графическому изображению – электроэнцефалограммам. Простая логика говорит, что именно их и следовало бы синхронизовать с неким задаваемым извне "опорным сигналом" - единым для всего Человечества в масштабе планеты.

Так ли это? Существует ли в природе подобное явление?

Да! Существует! Вот оно:

«Известно, что около двух третей поверхности Земли покрыто соленой водой, обладающей достаточно высокой электропроводностью. Остальная земная поверхность содержит грунтовые воды с более низкой, но вполне существенной электропроводностью. В воздухе на высоте порядка 100 км начинается содержащая свободные электроны ионосфера, которая проводит электрический ток хуже медного провода, но вполне удовлетворительно.
Нижняя часть ионосферы ответственна за прохождение тока и отражение электромагнитных волн. Она известна как слой Хевисайда и названа так в честь открывшего ее в 1902 году английского физика О. Heaviside (1850-1925).
В 1949 году профессор Мюнхенского технического университета Шуман (W.О.Schuman) на обычных занятиях по электрофизике поставил перед своими студентами задачу вычисления параметров симметричного резонатора, образованного двумя помещенными друг в друга сферами. Для расчетов были взяты размеры Земли и ее ионосферы. При вычислениях также должны были приниматься во внимание возмущения воздушной среды, грозовая активность и процессы на Солнце.
В результате проведенных расчетов было подтверждено, что Земля и окружающий ее воздушный слой (ионосфера) образуют гигантский сферический резонатор. С точки зрения радиотехники это две сферы, помещенные одна в другую, полость между которыми ограничена проводящими поверхностями.
В таком резонаторе хорошо распространяются (резонируют) волны определенной длины. В данном случае это волны с резонансами на частотах 7; 8; 14,1; 20,3 и 24,6 Гц, практически совпадающие с частотами альфа и бета ритмов головного мозга человека (называемые сегодня волнами Шумана)»

http://s44.radikal.ru/i106/0904/46/3b72d0a7d901.gif

«В США (НАСА) и Германии (институт М. Планка) проводились длительные эксперименты, в результате которых было установлено, что волны Шумана необходимы для синхронизации биологических ритмов и нормального существования всего живого на Земле.»
[Ханс Брюгеманн Волны Шумана - реальный жизненный фактор]

Итак, можно сделать вывод: волны Шумана и есть тот самый природный механизм синхронизации альфа-ритмов, который, как было отмечено выше, обязательно необходим для обнаруженных нами сложноорганизованных игровых процессов, проистекающих внутри человеческой цивилизации!

Но это еще не все! Самое интересное, что волны Шумана… переменны:

«Из-за своих свойств волны Шумана являются незатухающими, т.е. распространяются на огромные расстояния без уменьшения интенсивности, но их частота зависит от времени суток (в ночное время из-за уменьшения толщины слоя ионосферы частота электромагнитных колебаний снижается до нескольких герц).» [Формирование волн Шумана]

И это означает только одно: в ночное время мы менее зависимы от планетарного игрового ритма!

Вот как?! Неудивительно, что по ночам треть Человечества "выключена" из Игры! Вспомните главного героя "Бойцовского клуба" - никогда не спящего Тайлера Дёрдена (т.е. самого "рассказчика"). А теперь представьте, что их таких - два с лишним миллиарда! Не пешек, слепо подчиняющихся игровым правилам, а два миллиарда настоящих живых, думающих Людей!

Дмитрий Менделеев открыл свою знаменитую таблицу элементов во сне, и подобных примеров - масса. Ночью нам иногда снятся странные вещи: кто-то вдруг находит неожиданное решение мучавшей его проблемы, кто-то – видит вещие сны…

Компьютеры и Интернет сбили мой жизненный ритм. Ночное бодрствование перед монитором стало нормой. Время сна как-то само собой организовалось в короткие дневные часовые промежутки и предрассветную "догонку" до положенного на сон времени. Привыкнув, я перестал "проваливаться в пустоту", едва коснувшись головой подушки, и наловчился, засыпая, уделять пару минут обдумыванию интересующих меня задач - чтобы потом, уже во сне… продолжать решать их! Конечно, это далеко не всегда получается, тем не менее результат превзошел все ожидания и отразился безумной массой новых идей (в основном, однако, никем не понятых - но это уже их проблемы…)  Среди этих идей всплыла и концепция цивилизации-игры (интранзитивизм). Впрочем, многое все еще оставалось неясным,- пока наконец-то сегодняшний сон вдруг не прояснил для меня некоторые скрытые ранее детали Глобальной Игры Цивилизации:

Так откуда, куда и зачем ты бежишь по этой жизни, Человек?

1. "Зачем?"  (или все-таки "за чем?") – собственно, это вопрос о смысле жизни. Индивидуальный ответ на него каждый ищет сам. Но есть и общечеловеческий универсальный ответ, раскрывающийся только в контексте Глобальной Игры:

смысл жизни состоит в самой Игре в Жизнь

Да, то самое - «главное не результат, главное – участие!» Но не будем забывать, что почти  у каждой вещи есть и ее обратная сторона. Обратной стороной – альтернативным ответом на поставленный вопрос, является, конечно же, логическое противопоставление первому ответу:

смысл жизни состоит в персональном отказе от Игре

2. Ответ на вопрос "Оттуда мы бежим?" одновременно открыт всем, и… всеми спрятан в самые потаенные уголки подсознания. Это – страх. Страх смерти. Нет, не просто смерти, как ужасающего события, а логическое осознание человеком неизбежности своей смерти в будущем и полное безоговорочное эмоциональное неприятие данного факта.

«Жизнь обязана своим значением смерти, или, как сказал Ганс Йонас, только потому, что мы смертны, мы считаем дни, и каждый из них нам дорог. Точнее, жизнь имеет ценность, а дни - значение, потому что мы, люди, сознаем свою смертность. Мы знаем, что должны умереть, и наша жизнь, говоря словами Мартина Хейдеггера, означает жизнь в направлении смерти.
Осознание неизбежности смерти могло бы с легкостью лишить нашу жизнь ее ценности, если бы понимание хрупкости и конечности жизни не наделяло колоссальной ценностью долговечность и бесконечность.» [Зигмунт Бауман Индивидуализированное общество]

Вот только с последними словами цитаты трудно согласиться полностью. Большинство людей верит в бога – это дает им единственный вариант спасения от смерти. В то же время легкость решения этой главной, стоящей перед каждым человеком проблемы – дарованный Верой обходной путь, ведущий через понятие о "загробной жизни", обесценивает саму жизнь. Уже не важно, что там нас ждет дальше – ад или рай, главное, что дорога туда открыта всем! Так почему бы тогда не сжечь на костре, линчевать, гноить в окопах, подрывать спрятанной на своем теле взрывчаткой неверных?... Почему?

3. "Куда мы бежим?" В рай? В ад? Нет – мы бежим под защиту успокаивающей нас родительской опеки Бога! Бога, всегда готового прошептать лично тебе - тебе одному - одному из шести с половиной миллиардов "серых игровых пешек": "я с тобой, сын мой!". Еще один иллюзорный Мем… Большая Глобальная Игра, подобно маленьким онлайновым играм, не может существовать ради одного-двух игроков. "Богов-Модераторов" Глобальной Игры – их должно быть достаточно много, иначе никак не уследить за этой огромной "серой пешечной массой". Да еще постоянно решать – где вбрасывать в этот игровой мир новые мотивационные флажки-мемы. Да плюс - непосредственно "администрирование" – крайне редко, конечно, но оно есть – и это его следы мы иногда замечаем в тех поразительных совпадениях и крайне маловероятных событиях, несмотря на это, все-таки происходящих в "нашей реальности".

Вот как, например, с точки зрения науки объяснить нумерологию? А в контексте Глобальной Игры эта конспирологическая заморочка вдруг наполняется смыслом числовых "сшивок программного кода"! Или скрытые геополитические пазлы: почему одним странам достались колоссальные нефтяные запасы, а у других – шаром покати? Да потому что, согласно основополагающим принципам игры, ресурсы играющих сторон должны быть уравновешены! Даже неимоверный исторический презент, полученный  Соединенными Штатами Америки – отсутствие военных действий на их территории в последних двух мировых войнах, позволивший американцам занять место мирового лидера, и тот компенсируется заранее припрятанной в недрах их страны гигантской бомбой Йеллоустоунской кальдеры. Стоит только США "перейти планку" – и они будут полностью разрушены извержением своего самого мощного в мире супервулкана. Разрушены самой Игрой!

А расы? Все компьютерные игроки знают – игровых рас всегда три – так требуется во имя геймплея, игровой гармонии. И Глобальная Игра, конечно же, не исключение из этого незыблемого правила:

Современное деление на расы:
1 Западный ствол
  1.1 Европеоиды
2 Негроиды
  2.1 Пигмеи
  2.2 Капоиды, бушмены
3 Восточный ствол
  3.1 Монголоиды
  3.2 Американоидная раса
  3.3 Австралоиды

Можно, конечно, возразить: а как же в "предыдущий раунд" Глобальной Игры - "Неандертальцы против кроманьольцев"? Ответ есть и здесь: третья доисторическая раса – идалту (о которой, к сожалению, науке пока известно слишком мало).

Хорошо, а как же мы - люди? Кем мы являемся в Глобальной Игре?

Увы – все мы не более чем игровые пешки, марионетки, одураченные мемами-стереотипами, всю жизнь пытающиеся заработать чуть больше игровых баллов, озабоченные своим статусным рейтингом, гоняющиеся за редкими бонусами-удачей и… почти не способные к созидательной, неигровой деятельности. Поэтому большая часть из нас после смерти будет просто стерта за ненадобностью и отправлена в виде записи-лога в архив Глобальной Игры. И лишь некоторые из нас - "лучшие из лучших" и их альтернатива - "худшие из худших", продолжат свой путь в Другом Мире – новой Глобальной Игре Следующего Уровня. Теперь вам понятно, кто сможет получить "Пропуск в Будущее"?

Первые - это наши "лидеры", самые способные и бесконечно преданные игровым правилам "пешки" – именно они (после своей смерти) и станут новыми Игровыми Модераторами - "Дьяволами" нашей Глобальной Игры.

И вторые - "аутсайдеры", бунтари против правил (но не отнюдь не оппозиционеры, бездумно подменяющие законы на их зеркальное отражение) и подлинные творцы реальности – их ожидает следующая "божественная" стадия жизни-игры совершенно другого плана – закрытый клан Авторов Новых Вселенных.

Ну вот и все. Теперь осталось найти твой собственный ответ на вопрос – а кто ты?

«Мы были на волосок от жизни!»
Тайлер Дёрден, «Бойцовский клуб»

1.04.09г.