Князь, обезьяна и лесоруб

Жанна Райгородская
Рисунок Юлии Подгорбунской, город Иркутск.

  Многие считают, что обезьяны живут только в южных краях. Но в одной стране, не сильно холодной, но и не очень жаркой, макаки водятся.
   Люди в этом государстве в старые времена были воинственные, плавали через море, рубились с соседями на западе, на севере и на юге. И как-то с юга знатные воины привезли обезьян – пушистых, с красными мордочками и короткими, словно обрубленными, хвостами. Зверьки смешили детей и взрослых, но держать их в домах оказалось сложно.  Если их пускали свободно прыгать по комнатам, макаки устраивали разгром.  Посаженные на цепь, они становились злыми и совсем не забавными. Кто-то из князей нанял слуг – развлекать хвостатых чертенят с утра до вечера, а кто-то потерял терпение и велел увезти беспокойную добычу в леса. А леса в том краю были странные, не понять, южные или северные – там и бамбук встречался, и липы, и кипарисы, а порою и сосны, правда, не стройные, как у нас, а разлапистые.
    Обезьяны не погибли. Кто-то приноровился делать шалаши из тёплых сосновых веток, кто-то грелся в горячих источниках и там же мыл сладковатые земляные яблоки.
   
   Шёл как-то через лес младший сын одного из небогатых местных князей. Возвращался с охоты. Не повезло – подстрелил пару белок да зайца, видел лису и куницу, да оба раза промахнулся, а там и стрелы кончились. Голоден был да зол. Присел у дерева, задремал. Подкралась к нему,сонному, макака. Вытащила из ножен меч и на клён запрыгнула. Проснулся самурай.  Глянул – снизу веток нет, не залезешь. Развилка есть, да высоковато будет. А ещё выше обезьяна сидит и скалится.
   Что поделать?

   Да тут, на счастье, шёл мимо дровосек с топором. Покраснел молодой князь от мысли, что придётся простолюдину о своей промашке поведать. Смотрит, а лесоруб рот рукой прикрыл, а в глазах смешинки прыгают. Чего рассказывать, и так всё ясно. Вдвойне разъярился князь. Кричит:
   - Руби дерево!..
   - Зачем же зря клён губить, - степенно молвит простолюдин. – У дерева душа есть, оно жить хочет.
   - Не болтай языком, руби!
   - Опять же, - поучает дровосек, - я клён срублю, а макака на берёзу перескочит.
   - А ты берёзу сруби!
   - Я берёзу, а эта тварь на ель. Я ель срублю, а этот бес на осину…
   - Весь лес у меня повалишь, а меч достанешь! Руби, я сказал!
   - Погоди, молодой господин, - отвечает лесоруб. - Тут не топором надо махать, а умом пораскинуть.
 
    Взял он топор покрепче и давай им загогулины выписывать одна другой красивее. Смотрит князь - макака его мечом узоры рисует, дровосека передразнивает. Помахал-помахал дровосек топором да как швырнет его на землю! И обезьяна меч кинула – прямо под ноги хозяину!..
    - Ну вот, - говорит дровосек. – И лес портить не надо.
    Опустил голову княжеский сын… А затем, не говоря ни слова, снял с пояса обеих белок и протянул лесорубу.