Крепости Уруса

Петр Золин
Крепости Уруса

Знаменитая салтово-маяцкая культура – в частности – известна и своими городами 8 – 9 вв., которые являются частью истории раннесредневекового строительства в России и на Украине. Салтаво – Харьковская область. Маяцкое – Воронежская. Это преимущественно прямоугольные небольшие крепости, аналоги которым известны градостроительству Руси и позже.   
Урус в тюркских языках - русский; так тюрки иногда называли и своих светловолосых, белолицых детей. Имя Урус (тюрк. Urus) - слово, встречающегося у большинства тюркских народов (татар, ногайцев, карачаево-балкарцев и пр.) в значении этнонима 'русский'. В карачаево-балкарском языке имя Урусбий и фамилия Урусбиев широко известны и в настоящее время. Прозвище или имя Урус, от которого произошла фамилия Урусов, давалось и человеку, ведущему русский образ жизни или рожденному от русской матери. В родословной Урусовых имя Урус принадлежало сыну ногайского князя Исмаила; судя по имени этого князя, имя Урус было дано его сыну еще до перехода этой семьи в христианство. Русские были отличными воинами, да и задирами. Отсюда связь основы фамилии Урусовых с ногайск., казах, urus 'война, сражение, бои', да и прозвище Урус могло быть усеченным из urns-say, 'драчун'. Слово имеет связь и с «порядок, войско» (например: Золотая Орда — по-татарски Алтын Урус)
  http://www.edudic.ru/fam/13076/

Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа З.А.Львова в ряде работ обратила внимание на необходимость учитывать усилия хазарского Уруса в строительстве хазарских городов.  другая статья http://www.sir35.ru/Zl/J_701.htm
Глубины иудейского проникновения на земли России достигают далекой античности
http://jhistory.nfurman.com/russ/russ000.htm; Хотя бы со времен античного Боспорского царства http://jhistory.nfurman.com/russ/russ001-1.htm. Но в первые века нашей эры в христианской литературе подчеркивалось, что пращуры Авраама присоединились к Скифии во времена Рагава и Фалека. Иоанн Домаскин
Епифаний 4 век: «. Вторая (после варварства) ересь — ски;ство, отъ дней Ноевыхъ и въ посл;дующее время до построенія столпа и Вавилона, и посл; столпотворенія не большое число л;тъ, то есть при Фалек; и Рагав;; н;которые, уклонившись въ страну Европы, селились въ области ски;ской между тамошними племенами со временъ ;ираса (Быт. 10, 2), отъ котораго произошли ;ракіяне, и поздн;е».
http://www.russika.ru/ctatjajv.asp?index=110&pr=1
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111110.htm
Присоединение Фалека и Рагава (прапрапрадеда и прапрадеда Авраама) к Скифии и скифам в 3 тыс. до н.э. – для иудаизма тайна большая есть. http://ak3461.narod.ru/KPECT/psrod/p.3.htm
Хотя Библия закрепляет приоритеты Скифии в родословием от Иафета. По Бытию (10.2 – 3) 2 Сыны Иафета: Гомер (киммериец), Магог (позже и Гог, князь Роша), Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас.
3 Сыны Гомера: Аскеназ (Скиф), Рифат (народы округи гор Риф-Рип) и Фогарма (чаще связывают с армянами и персами, хотя здесь указывали свои линии и хазары).
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2097
Сложные генетические корни иудеев указывает и этногенетика
http://www.lebed.com/2007/art4914.htm

Если верить грузинским источникам 11 века и более ранним документам, уже в начале 7 века нашей эры «скифы кои суть русские» со свои каганом, который привлекал и флот славян, атаковали крепости Византии. Особенно запомнился источникам поход 626 года.
http://www.russiancity.ru/fbooks/f2.htm
Арабский писатель Ат-Табари на основе более ранних источников писал о правителе Дербента Шахриаре, что тот в 644 году заявлял следующее: "Я нахожусь между двумя врагами: один - хазары, а другой - русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтобы мы платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием. И будем удерживать их, чтобы они не вышли из своей страны".
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=3138
Эти словено-русы явно составляли заметную часть полиэтничной Болгарии, что контролировала тогда и часть Приазовья. Уже в 634 г. Болгария освободилась от опеки Аварского каганата (округа нынешней Венгрии) и все пристальнее посматривала на плодородные земли Византии. Правивший страной в 665-668 годы Бат-Боян разгромил войска хазарским военачальником Калги на реке Алмыш. Калга погиб. Его сменил каган Кабан, а глава «скифов кои суть русские» в ту пору именовался именно каганом. Кабан, демонстрируя дружеское расположение к Бат-Бояну при заключении с ним мира и союза, религиозное и языковое единство с Болгарией , поблагодарит Бат-Бояна за то, что он избавил его от “ненавистного Калги” (3, с. 21; Бахши Иман. Джафар тарихы. Том I (Свод булгарских летописей 1680 г.). Издание подготовлено Ф.Г.-Х. Нурутдиновым. Редакция вестника “Булгария”. Оренбург, 1993.).

По сути в Хазарии была борьба между прорусскими  и проиудейскими династиями.
Кабан (со времени после 668 года до смерти, после 690 года) признавался сыном какого-то Уруса . И это вполне мог быть Урус, досаждавший правителям Дербента в 644 г.
Прозвище сына Уруса – Кабан – тоже указывает на его оппозиционность традициям овцеводческих народов, имеющих пренебрежение к свиноводству.

Ненависть Кабана к роду Калги имела причины, так как после смерти Кабана, вероятно, путем государственного переворота к власти приходит сын Калги Айбат , заточивший в темницу сына Кабана Кук-Куяна (3, с. 22, 23).
Имя Кук-Куяна подозрительно напоминает имя Кия русских летописей.
А летописи утверждают, что после смерти Кия и его братьев «стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Северные_архонства
Случайно созвучие имен или  нет, но потомки Уруса, его сына Кабана и внука Кук-Куяна явно склонялись к культу Тенгри-Перуна, язычеству. Иудаисты старались усиливать свое влияние, например, в округе Тамархи – Тмутаракани.

Известно браке Айбата с иудейкой из Бухары (1, с. 22). Если судить по некоторым данным Гази-Барадж, в тенгрианской среде брак знатного хазарина и тем более кагана с иноземкой и иноверкой был бы просто недопустим (3, с. 27, 40).
После гибели Айбата к власти все же пришел сын Кабана - Кук-Куян, которого можно идентифицировать с безымянным каганом арабских источников, пришедшим к власти в 732/33 году и продолжившим войну с арабами (1, с. 217-223; М. Артамонов. История хазар. Л., 1962.).

Ставший каганом хазар после 820 года Урус из рода Кабана был сыном Асанкула, внуком Саксина и правнуком кагана Кук – Куяна. Мать Уруса была дочерью предводителя Кара – Булгар Тат – Утяка, а по матери принадлежала к урусскому роду Услан (Бахши Иман, 1993, с. 40). В 805 году не пожелавшие принять иудаизм отец, дед и мать Уруса - отец Асанкул, дед Саксин (из саков ?) и мать - были зверски убиты Буланом (за отказ принять “яхудскую” веру). Смерть угрожала и Урусу, но он спасся и ускакал в мятежное бекство Дима-тархан, где вместе с беком Тамьяном и под покровительством Византии вел войну с постоянно нападавшими на Дима-Тархан каганами-иудаистами (3, с. 27, 28).
Урус спасся от смерти, скрывшись в бегство Дима – Тархан (Тамархе), где под покровительством Византии правил сын Тат – Угека Тамьян, и куда бежали от репрессий многие булгары. Урус и Тамьян помогали повстанцам, составляя оплот оппозиции.

После прихода к власти Уруса его положение было достаточно трудным из-за неудачных войн с Кара – Булгаром его предшественников. Спасая каганат от распада и гибели, он обратился за помощью к харасанцам и Византии, соответственно даровав большие свободы хазарским мусульманам и христианам. Хорасанцы вооружили войско Уруса, а Румцы (т. е. Византия) дали ему денег, на которые он нанял на службу баджанаков (печенегов) и построил крепость Саркел, которая в тексте поздней болгарской летописи названа Хин. Это название закрепилось за крепостью потому, что в ней были размещены гарнизоны из наемных баджанаков (или печенегов), которых иногда называли хинцами (Бахши Иман, 1993, с. 32).

Сообщение летописи о том, что хазарская крепость Саркел была построена не победившими в гражданской войне иудаистами, а каганом, который был тенгрианцем и противником религиозных реформ – важное историческое уточнение. Постройка крепости Урусом, обращение за помощью в этой постройке к врагу его врагов – Византии, присутствие в крепости гарнизона из печенегов, настолько значительного, что они дали ей одно из ее названий – все эти данные летописи, в значительной степени перекликающиеся с сообщениями Константина Багрянородного, делают понятными и результаты раскопок Саркела – и присутствие на городище частей облицовки храмов и свидетельства пребывания в крепости наемного гарнизона из печенегов, и полное отсутствие каких-либо следов официального представительства кагана – иудаиста.

Вероятно, основной причиной постройки на левом берегу Дона грандиозной кирпичной крепости видится попытка кагана--оппозиционера воздвигнуть некий форпост, противостоящий оплоту хазар – Итилю. Близлежащие территории – Прикубанье, Тамань и Крым были надежным тылом этой новой крепости, которая могла предназначиться в будущем для того, чтобы стать резиденцией каганов – тенгрианцев (перунцев, язычников).

Старую резиденцию хазарских каганов – Итиль, в которой "удобно устроились" Бен – Амин и другие каганы – иудаисты, черные хазары–сторонники Уруса называли "Собачьим городом"(Этиль). (Бахши Иман, 1993, с. 28).

Это грубое ругательство не случайно – оно говорит о многом – о том, что для кагана–тенгрианца этот город стал и враждебным, и опасным. И пребывание в нем ставки Уруса было невозможным. Поэтому постройка новой резиденции для кагана–язычника стала неизбежной. Именно это кажется главной причиной возведения на территории, враждебной Итилю, крепости Саркел. Но Византия, понятно, видела здесь и возможный оплот христианству.

Урус в 840 году был свергнут и убит. У власти был поставлен сын Карака иудаист Манас.

Но после правления Уруса в гражданской войне произошел перелом. Каганы – иудаисты Манас и другие были сравнительно быстро подчинены власти их беков, или царей, которые и возводили их на престол и свергли. Летопись называет их имена – это иудаисты Буртас и Ильяс, беки из рода Уруса – Арслан (870 – 921 гг.) и его сын Моджар (921 –943), иудаист Кубар (до 966 г.) (Бахши Иман, 1993, с. 33 – 34, 42 – 49, 53 – 58). Кого из них можно было бы идентифицировать с царем Иосифом, пока неясно.

Беки уже не придерживались в политике строгой религиозной ориентации, поддерживая дружбу и с мусульманами, и с христианами, ориентируясь и на язычников, и на иудаистов, смотря по обстоятельствам.

В свете всего сказанного можно думать, что и после смерти Уруса в 840 г. вплоть до захвата Саркела Святославом он по-прежнему принадлежал тенгрианцам (язычникам), чему не противоречат и его раскопки.

Так после долгих злоключений русского перевода булгарской летописи Гази – Барадж, сделанного еще в 30-х годах прошедшего столетия, в распоряжении археологов оказались, наконец, древние тексты, равноценные по своей информативности широкомасштабным раскопкам памятников Хазарского каганата М. И. Артамонова, С. А. Плетневой и ее учеников. Дальнейший анализ этих раскопок в свете летописи Гази – Барадж еще предстоит.



Не все в истории идеологически прямолинейно. Например,  Айбат был убит пришедшим к власти (его племянником) Кук – Куяном. Но, став каганом, Кук – Куян усыновил его сына Барджиля, сделав уже своим наследником.

Бараджиль – не безвестная фигура. Он упоминается арабскими источниками в связи с войной хазар с арабами в 722 – 730-х годах при описании похода на Азербайджан в 730 / 731 году как сын кагана, однако, без указания, какого именно. Участвовал в этом походе и сын Бараджиля Булан, известный из письма царя Иосифа, который называет его первым князем, принявшим иудаизм (Коковцов 1932, с. 75 – 77, 92 – 94; Артамонов, 1962, с. 211, 215, 269, 270).

http://www.sir35.ru/Zl/J_701.htm

Знаменитый поход арабов во главе с Мерваном около 737 г. на Волгу или Дон тщательно исследован А.П.Новосельцевым
http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0152.htm

Если поход, действительно, был на округу Дона, то вероятно появление первых крепостей здесь именно в 8 веке. Раннесредневековые Урусы не были заинтересованы в проникновение чуждых язычникам вер на север. Правил тогда Хазарией сын Кук-Куяна (732/33 год – до смерти после 745 года). Арабы особо отмечала, что это каган был не прочь выпить и увлекался свининой.
Ал-Куфи прямо пишет, что мусульманам сопутствовал успех и они достигли даже земель, расположенных за "биляд ал-хазар" ("страной хазар") [186]. А затем он добавляет: "Затем он (Мерван) совершил поход на ас-сакалиба и те виды ("аснаф") язычников ("ал-куффар"), что соседили с ними, и захватил в плен из них 20 тыс. семей ("ахл байт"). Потом он двинулся дальше и дошел до Славянской реки ("нахр ас-сакалиба")" [187]. За этой рекой военачальник Мервана Каусар ибн Асвад ал-Анбари разгромил хазарские войска, после чего хакан "впал в безысходную скорбь" и запросил мира. В манере, излюбленной ал-Куфи, передается диалог Мервана и хакана. Последний, отмечая, что Мерван пленил хазар и ас-сакалиба, признает свое бессилие и практически отдается на волю арабского полководца, который, как благочестивый мусульманин, прежде всего требует принятия ислама. После трехдневного размышления хакан согласился на это условие [188].

У ал-Белазури же сказано: "Мерван совершил поход на ас-сакалиба, что обитали в земле хазар, и, захватив в плен 20 тыс. семей, поселил их в Хахит [189]" [190]. Затем кратко говорится о поражении хазар и согласии хакана стать мусульманином. Ал-Белазури добавляет, что пленных Мерван поселил между Самуром и Шабираном в равнинной части земли лезгин [191]. http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0152.htm

В итоге ас-сакалиба (славяне) и союзные им язычники были главной опорой хакана Хазарии. И только уведя со Славянской реки 20 тысяч семей арабы надеялись, что власти Хазарии будут сговорчивее. Но потребовались еще века, чтобы мусульманство начало побеждать в здешней округе.

А история раннесредневековых городов уже явно начиналась.
При этом Тамарха (Тмутаракань) явно наследовала отчасти традиции античной Гермонассы, да и недалекой отсюда Фанагории. Крепости у Дона – традиции позднеантичных городов типа Навариса, Эксаполиса, Успы

Именно здесь ученые все чаще указывают владения
Русского каганата.