Петров против Петрова

Алексей Алексеевич Васильев
В КРЫМУ ВЫЯВЛЕНЫ НЕТОЛЕРАНТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА
Если вас попросят назвать выдающихся русских мастеров, творивших в редчайшем ныне батальном жанре, в памяти, скорее всего, всплывут Греков, Верещагин, Самокиш... Можно вспомнить еще нескольких художников, и в этом расширенном списке далеко не последнее место займет имя Ивана Семеновича Петрова (1924—1990), последние четыре десятилетия своей жизни работавшего в Симферополе.

В середине пятидесятых годов прошлого века, после окончания Киевского государственного художественного института (Петров постигал батальную науку в мастерской профессора Трохименко, ученика Самокиша), его, как одного из лучших выпускников, направили в Симферополь — преподавать в Крымском художественном училище им. Самокиша.
К слову, приобщался Иван Семенович к «батальной науке» не только в тихих стенах худинститута — до этого Петров воевал на фронтах Великой Отечественной войны (баталист, не нюхавший пороха, всегда вызывал у меня подозрение).
Уже в Крыму, тонкий колорист, мастер психологического портрета, виртуозно владеющий композицией, Иван Петров создал более десятка масштабных батальных диорам и без счету исторических полотен, многие из которых находятся в музеях Украины. Сегодня в Симферопольском художественном музее продолжает работу выставка его картин. Экспонируются живопись и графика периода 1950—1960 годов. Большую часть этой экспозиции занимают эскизы, посвященные работе над картиной «Богдан Хмельницкий и польские послы». Из всех исторических полотен, созданных Иваном Петровым, это — наиболее раннее произведение, посвященное эпизоду истории, когда вслед за присоединением Малороссии началась война России с Польшей.
Из-за своих громадных размеров ни одна из диорам художника на выставке не представлена — только эскизы, такие как наброски к диорамам «Разгром Врангеля под Ишунью 1920 года» и «Осада Корсуня войсками киевского князя Владимира в 989 году».
Директор Симферопольского художественного музея Ларина Кудряшова рассказала, что последняя упомянутая диорама размером 200 х 530 х 130 см принадлежит Национальному заповеднику «Херсонес Таврический». Новданный момент зрители не смогут увидеть ее в севастопольской экспозиции. Из-за ремонта в зданиях музея Херсонеса, или по какой-то другой причине, диорама была снята, а когда ее решили установить на прежнее место, оказалось, что картина сильно повреждена в местах изгиба. Работу выдали на реставрацию, но денег на проведение работ до сих пор нет...
Подлинным шедевром батальной живописи является выставленная на выставке в Симферопольском художественном музее картина «Взятие Бахчисарая войсками графа Миниха в 1735 году». Полотно принадлежит Бахчисарайскому музею. Удивительно, почему я раньше не видел там этого шедевра?
— Потому что по просьбе крымских татар ее убрали из экспозиции Бахчисарайского дворца, — поясняет Ларина Кудряшова, — она находится в запаснике.
Не знаю, как вас, но меня этот пассаж больше удивил, чем огорчил. Представьте, что группа аборигенов Австралии потребует убрать из музеев мира бумеранги, пигмеи — ритуальные маски, немцы потребуют спрятать все, что касается Третьего рейха, а русские захотят сокрыть полотна Верещагина, Васнецова, Константина Васильева и других художников, на которых изображено не то, что кому-то хочется. И музеи мира в один миг опустеют.
Скажете: «Это невозможно!» Возможно. Но, видимо, только в одной точке земного шара — в Крыму. Не стану обсуждать культурный уровень потребовавших убрать шедевр украинской батальной живописи (матерные слова в газете не приветствуются). Но как мог пойти на поводу группы безграмотных людей государственный чиновник — директор музея (к слову, однофамилец художника) Евгений Петров?! Уж не запугали ли его или подкупили? Я начал наводить справки, и оказалось, что это не первая «бахчисарайская» картина, попавшая в подобную опалу, — где-то в запасниках пылится холст, на котором изображен граф Шереметев, отвергающий предложение крымского хана. И прочая, прочая...
Не удивлюсь, если узнаю, что в Бахчисарайском дворце (напомню, не в меджлисовской вотчине, а в государственном музее) начнут, к примеру, жечь платья Екатерины... Странно, что руководство музея забывает, что мы живем не в исламском государстве, а в стране с христианскими (как бы это кому-то ни хотелось) традициями. Может, пора задуматься в Министерстве культуры Украины о соответствии Петрова-музейщика занимаемой должности? И провести серьезную проверку фондов бахчисарайского музея.

К сожалению, я не смог дозвониться директору Бахчисарайского историко-культурного заповедника Евгению Петрову — мне сообщили, что он болен. Желаю Евгению Владимировичу скорейшего выздоровления и предлагаю тактический ход, который поможет несколько разрядить ситуацию: передать Симферопольскому художественному музею нетолерантную картину Петрова-художника. К слову, ни одной картины Ивана Петрова в фондах Симферопольского музея до сих пор нет.

Опубликовано в газете "Крымское время"
№ 119 (2651), 30 октября 2008 года