Не стоит беспокоиться

Дон Хи Кот
- Что? Что такое? Постойте же! Послушайте меня, пожалуйста, я не могу… Да нет, вы меня не совсем верно поняли – я совершенно не могу, то есть совсем.  Я... я не привык, да и вообще как-то это все… Ну постойте же, куда вы? Вытащите меня отсюда! Ну вот, ушли. И что же мне теперь делать?

Человек беспомощно оглянулся по сторонам. Люди, которые его сюда принесли, ушли куда-то все сразу, оставив его совершенно одного в непонятном месте. Ушли молча, ничего толком не объяснив, впрочем, не совсем так: уходя, они строго-настрого пригрозили ему, чтоб не вылезал. Человек сел и попробовал успокоиться: в конце концов все не так уж и плохо, могло быть гораздо хуже. Только вот сидеть здесь не совсем удобно, дно этого… как его (вот память, начисто из головы вылетело) в общем чугунного, какое-то совсем не прямое, а даже наоборот - круглое. Все время сползаешь к середине. Хорошо хоть воды не так уж и много – только плечи прикрывает. Человек оглянулся - вокруг никого не  было. Все-таки довольно дискомфортно все это и непонятно как-то: пришли, взяли, принесли сюда. И самое главное – молча, и доводов-то никаких не слушают. Человек поежился – вода была прохладной. Неприятное чувство непонятного никак не покидало его. Он еще немного посидел, успокаивая себя, даже закрыл глаза и попробовал представить себя в тенистой прохладе, на берегу тихого лесного озера. У него даже почти получилось, он задышал равнее, и улыбка тронула его губы, но тут чувство тревоги с новой силой вырвалось откуда-то изнутри, и он встрепенулся. «Ну уж нет, я такое терпеть не стану, - говорил сам себе Человек, - я им не это самое…не какое-то там…что вот так вот можно со мной, я сейчас все выясню». Человек приподнялся и огляделся по сторонам: рядом, мимо него проходили редкие прохожие.

-  Э.., - начал он, обращаясь к ближайшему из них, пожилому мужчине степенного вида, - извините, вы не могли бы мне подсказать?

Мужчина прошел мимо, не удостоив Человека даже беглого взгляда.

- Ну что же вы, - Человек покачал головой.

Он посмотрел в другую сторону - оттуда к нему приближалась женщина, ведущая за руку премиленькую дочурку в розовых бантах.

- Мадам, простите великодушно, - Человек поднял из воды руку, пытаясь привлечь к себе внимание, - не могли бы вы мне помочь?

- Мама, мама, смотри, какой смешной дядя! – Девочка, смеясь, показывала пальчиком в его сторону. – Ну, посмотри скорее, а то он спрячется!

Человек смущенно улыбнулся и немного присел в воду.

 - Дорогая, очень невоспитанно показывать на людей пальцем, - одернула мама дочь, - извините ее, пожалуйста, она еще совсем несмышленая.

Женщина сказал это как-то странно, даже и не глядя на Человека, так, что он и не сразу понял, что обращаются к нему.

- Что вы, что вы, - спохватился Человек, - я даже совсем ничего. У вас очень миленькая дочурка. Но не могли бы вы мне помочь, мадам? Я в крайне затруднительном положении.

Женщина прибавила шагу, таща за собой сопротивляющегося ребенка:

- Извините, мы очень торопимся, и я думаю, что ничем не сможем вам помочь, - не оглядываясь на него и почти на бегу ответила она.

- Но.., -  начал было Человек и не успел.

«Что же мне делать? Разве что наплевать на все, встать да и уйти. Но как же эти люди? Они же не просто так принесли меня сюда, видимо я им для чего-то очень нужен. Не могу же я их подвести. Да и потом…» - тут Человек вспомнил, как эти люди, уходя, пригрозили ему. Он нахмурился, а потом махнул рукой: «Должно быть, они очень торопились и были чем-то расстроены». Он снова немного успокоился. В сущности, его положение было не таким уж и плохим, он уже привык к температуре воды, и она не доставляла ему беспокойств, даже наоборот – в его положении были очевидные плюсы, например – мухи, то есть полное их отсутствие. Человек даже улыбнулся своей удачной мысли. Он набрал в легкие воздух и, пуская ртом пузыри, погрузился в воду.

Рядом с его головой что-то плюхнулось. Человек вынырнул и, обернувшись назад, увидел группу громко смеющихся молодых людей. Они что-то говорили друг другу, показывая на него руками, а потом снова закатывались в каком-то ненормальном, истеричном смехе. Человек решил не обращать на них никакого внимания и отвернулся в другую сторону. Но тут что-то тяжелое и мягкое ударило его в затылок, Человек охнул и провел рукой по ушибленному месту, потом посмотрел на руку – грязь. Обыкновенная,  дорожная грязь. «Ну, знаете ли, - возмутился он про себя, - это уж слишком. Это уже ни в какие ворота».  Человек нахмурил брови и повернулся к смеющимся:

- Молодые люди, - начал говорить он, стараясь придать своему голосу назидательный тон, - я бы попросил вас быть поуважительнее к старшим и не кидать в них грязью.

Молодые люди перестали смеяться. Они посмотрели друг на друга и один из них, тот, что был повыше остальных, удивленно ответил:

- Да, мы собственно и не кидались.

- А кто же тогда? – Удивился в свою очередь Человек.

- Понятия не имеем, - отвечал ему все тот же, пожимая плечами, - но точно не мы.

- Ну, что ж, прошу, в таком случае, прощения. – Человек чуть склонил голову и отвернулся.

За его спиной грянул дружный взрыв хохота, он оглянулся – молодые люди, с которыми он только что разговаривал, теперь так хохотали, что прямо-таки не могли устоять на ногах. Они шатались и держались за животы. Потом, не переставая смеяться, они замахали на Человека руками и, запинаясь, держась друг за друга, заковыляли прочь. Человек чуть рассеянно улыбнулся им в ответ и неловко махнул рукой. «Молодежь», - снисходительно решил он и вновь погрузился в воду.

Прошло еще немного времени. Человек безуспешно пытался сам себе как-то объяснить свое положение, тем более, что беспокойство его отнюдь не покидало, а даже наоборот - усиливалось с каждой минутой. «Но это же невозможно, - повторял он сам себе время от времени, - кто-то же должен мне все это объяснить». Он беспомощно поднимался над водой, пытаясь хоть как-то осмотреться, чтоб кого-нибудь позвать. Но тщетно, редкие прохожие совсем не обращали на него внимания. Страх перед неизвестностью подвигал Человека на решительные действия, и он наконец-то решился: он подобрался к краю этого, самого (вылетело из головы) чугунного, взялся за него руками, приподнялся над водой и тонким неуверенным голосом позвал:

- Помогите!

Крикнув раз, Человек тут же замолчал, прислушиваясь, ожидая услышать ответ. Но, похоже, его крик не был услышан. Он оглянулся по сторонам и, убедившись, что никому не досаждает своим поведением, крикнул еще раз, уже громче:

- Люди! Помогите!

И вновь никакого ответа.

Человек еще раз оглянулся по сторонам и совсем осмелев, крикнул, что есть силы:

- Эй! Кто-нибудь!

 - Что вы так кричите? Здравствуйте.

Человек от неожиданности отпрянул от края. Прямо перед ним возник полноватый, гладко выбритый мужчина с ухоженными волосами и дорогим кожаным портфелем в руке.

- Вы можете быть оштрафованы за нарушение порядка в общественном месте.

- Какое же это общественное место, - растерянно проговорил Человек, - тут же никого нет. А вы, собственно, кто?

- Я – Администратор, - мужчина чуть склонил голову в приветствии, - к вашим услугам.

- Здрассте, - пролепетал Человек.

- Добрый день, еще раз, - поздоровался Администратор, - а насчет общественного места – не извольте сомневаться, - он достал из внутреннего кармана пиджака очки и ловко нацепил их на круглый нос. Потом открыл свой портфель, и недолго в нем порывшись, вытащил на свет какую-ту бумагу. 

- Вот извольте: Приказ Администрации о признании этого места общественным.

- Да я, собственно, ничего, - растерянно проговорил Человек, поглядев в официальный документ с печатью.

Явление Администратора было для него столь неожиданным, что он все еще никак не мог от него оправиться.

- Так что же вы кричали? – Мило улыбаясь, поинтересовался Администратор.

- Я, собственно, вот о чем, - встрепенулся Человек, - мне нужна помощь. Я сижу здесь один, в воде, при том, что оказался в ней совершенно случайно и даже не совсем по своей воле, я…

- Стоп, стоп, стоп, - вежливо, но твердо прервал Человека Администратор, подняв в останавливающем жесте пухлую ладошку с толстыми холеными пальчиками, - давайте без сумбура и лишних эмоций, все по порядку. По пунктикам, так сказать, а я буду за вами записывать. – Он достал блокнот с  ручкой и приготовился, - И так, первое…

- Я тут один…

- Хорошо. Записал. Второе?

- Я не сам, меня принесли сюда какие-то люди. Их сейчас здесь нет…

- Замечательно. Третье?

- Я не хотел…

- Это я уже понял. Третий пункт, прошу вас?

- Что со мной будет, господин Администратор?

- Очень хорошо. – Закончив писать, проговорил Администратор, – уложились в три пункта: краткость - сестра таланта. – Он улыбнулся и убрал ручку в карман пиджака, - Ну, во-первых, должен сразу заявить, что вам не стоит беспокоиться. Совсем. То есть совершенно, если вам так угодно. И это, смею вас заверить, ни какие-то там пустые слова, это слова нашей Администрации, счастье представлять которую перед вами я имею. Итак, первый ваш вопрос...

- Я тут один, господин Администратор. – Поторопился напомнить Человек.

- Спасибо, я помню, – Администратор улыбнулся, и показал блокнот, – у меня записано. – Он деловито огляделся по сторонам и спросил. - И в чем вы видите проблему? Нет, честно, даже любопытно. В наш век перенаселения и сокращения расстояний, вы имеете в своем полном распоряжении отдельную, благоустроенную площадь, где вам никто не может помешать. Вы только задумайтесь, - поднял вверх палец Администратор, - там, откуда вас принесли, разве было у вас все это. – При этих словах он так широко развел руками, что Человек, поддавшись его импульсу, тоже огляделся вокруг себя, будто оказался  здесь только что и еще не успел толком все рассмотреть. - Вы взгляните на ваше положение под другим углом – вы один во всем этом. Все это, - тут Администратор еще раз широко развел руками в стороны, - ваше.

- Да, действительно, - засмущался Человек, - я как-то до сих пор и не задумывался об этом.

- Ничего страшного, - теперь улыбка Администратора выражала снисхождение и даже, как показалось Человеку, немного поощрения, - думать - это исключительная прерогатива Администрации. Вам в вашей жизни это совершенно ни к чему. Итак, я надеюсь, мы сняли первое ваше затруднение?

- Да, наверное. - Тихо ответил Человек, ему стало очень неудобно, что он со своими надуманными страхами отвлекает Администратора от важных дел.

- Ну, вот и славно. Что у нас там во втором пунктике?

- Так я же не хотел, господин Администратор, - встрепенувшись, вспомнил Человек самое главное, - меня насильно сюда притащили. Эти люди, совершенно мне не знакомые, прямо-таки ворвались ко мне, схватили, принесли сюда и оставили здесь, одного!

- Тихо, тихо, не нужно так кричать. Тише, тсс, - почти прошептал Администратор, поднеся палец к своим губам, - ведь я здесь именно для сохранения порядка и соблюдения законности. Успокойтесь. Давайте попробуем взять себя в руки и обстоятельно разобраться в вашей проблеме. Итак, вы утверждаете, что неизвестные вам люди помимо вашей воли принесли вас сюда?

- Да, как мешок картошки! – Как ни старался Человек, а все-таки сдержать свои эмоции не смог.

- На виду у всего народа, средь бела дня, прямо подошли, взвалили на плечо и принесли сюда? – Удивленно переспросил Администратор.

- Да! И… – Человек замялся, подбирая еще какое-нибудь убедительное словцо, но, не найдясь, закончил тем же, эмоциональным. – Да!

- Гм… - начал Администратор, - мне видится некое противоречие в ваших утверждениях, - его лицо приобрело выражение глубокой задумчивости и озабоченности. Он соединил пальцы рук на своей груди и, глядя куда-то между ними, задумчиво продолжил, - помните, не далее как минуту назад, вы радостно утверждали, что вам тут хорошо, что только здесь вы наконец смогли обрести те покой и уединение, которые так долго и безуспешно искали всю свою жизнь. Вы были почти благодарны этим людям, тем самым, что подарили вам все это, - Администратор  произнес слово «подарили» таким тоном, что Человек невольно втянул голову в плечи и покраснел.

- А теперь что? – Продолжал тем временем Администратор, пристально взглянув Человеку в глаза. – Теперь вы не верите в доброту этих людей, вы ненавидите и даже проклинаете их. Мне кажется такое поведение несколько неадекватным. Кстати, вы когда последний раз были на приеме у психотерапевта? – Неожиданно спросил он.

Человек готов был уйти под воду и лечь на дно, чтобы только спрятаться от этого всепроникающего строго-укоризненного взгляда Администратора.

- Но ведь я их не просил, - собравшись с силами, все же возразил он слабым голосом.

- Но ведь они совершили для вас благо, - улыбнулся Администратор так, будто в этот момент объявлял счастливому обладателю лотерейного билета о выигрыше джек-пота, - хоть вы это и не оценили. И заметьте, они не требуют себе благодарности. Ай-я-яй, - покачал головой Администратор, - как вам должно быть теперь стыдно.    

Человек слушал Администратора с понурой головой и не заметил, что вокруг них тем временем произошли изменения. Откуда-то вновь вернулись люди, ранее притащившие его сюда, правда, их уже было гораздо больше, чем прежде. Они все были чем-то ужасно заняты и деловито сновали взад-вперед. Человеку было плохо видно, что там творилось, но похоже, что-то крайне важное для него. Его предчувствия, немного успокоенные Администратором, всколыхнулись с новой силой. Человек вылез на сколько мог из воды и огляделся. Он увидел, что к ним подходит один из этих людей, неся в руках охапку дров. Потом несший скрылся за краем этого самого (вот ведь зараза какая, никак не вспоминается), чугунного. Администратор даже отступил немного назад, чтобы не мешать пришедшему в его таинственных приготовлениях. Человек замер, прислушиваясь. Потом он насторожился и потянул носом воздух – вокруг отчетливо запахло дымом.

- Господин Администратор, - Человек начал обеспокоенно озираться по сторонам, - вам не кажется, что где-то что-то горит.

Администратор осторожно понюхал воздух.

- Да, похоже на то.

- А вы не знаете - что?

- Как же не знаю, - широко улыбнулся Администратор, - очень даже хорошо знаю – горят дрова, а точнее поленья, березовые, - добавил он, заглянув куда-то вниз под это самое.

- А… - задумчиво протянул Человек. - А что делают все эти люди, - он кивнул головой за край чугунного.

- Они, - Администратор обернулся, - я, конечно, могу ошибаться, но по-моему, ставят столы.

- А для чего? – Продолжал настороженно расспрашивать Человек.

- Какой же вы любопытный, - шутливо-укоризненно пригрозил пальцем Администратор, - для какого-то своего дела, надо полагать. Не знаю, может обедать собираются. Дело это частное, - вздохнул он как бы с сожалением, - и интересоваться этим у них было бы неприлично. Захотят - сами нам скажут. 

- А что это там такое вдруг завизжало? – Человеку все труднее было справиться с растущим беспокойством.

- Это? – Кивнув головой в сторону взгляда Человека, переспросил Администратор. – Это включили станок для заточки ножей.

- Да? – Севшим голосом проговорил Человек. – А для чего им этот станок?

- Ну, - пожал плечами Администратор, - я не знаю, мало ли. Хотя, постойте-ка, - он раскрыл свой кожаный портфель и извлек оттуда какой-то документ.

- Вот взгляните-ка, - протянул он его Человеку, - эти люди, - Администратор глазами показал в сторону работающего станка, - имеют лицензию на заточку ножей. Это их бизнес. Так что все в рамках законности, будьте спокойны.

- Постараюсь, - неуверенно проговорил тот: синяя печать на документе была так выразительна, но что-то Человеку все же не давало покоя, - а все-таки, господин Администратор, - продолжил он, - мне как-то уж очень беспокойно, как-то дискомфортно, что ли. Все вокруг как-то непонятно меняется, вот даже вода нагреваться стала. Вы не находите?

Администратор подошел поближе и осторожно, чтобы не запачкать манжет белоснежной рубашки потрогал рукой воду:

- Да, действительно нагрелась, - он улыбнулся, - но совсем немного.

- Господин Администратор, - Человек обеспокоено показал рукой в сторону приближающихся к ним людей, - скажите, что они собираются делать? Смотрите! Они что-то сыплют в воду! Что-то такое белое. И листья. Постойте-ка - вода стала соленой! Попробуйте сами! Они, что ее посолили? И листья… да это же – это же лаврушка! Господин администратор, что происходит? У меня дурные предчувствия!

- Не беспокойтесь, прошу вас, - успокаивающе проговорил Администратор, и отступил чуть в сторону, - все находится в рамках законности. Уверяю вас, ваши права никоим образом не нарушаются.

- Куда же вы ушли, господин Администратор? – Обеспокоено позвал Человек. – Помогите мне выбраться из этого, как его, вот ведь слово вылетело из головы…

- Котла, Вы хотели сказать?

- Да, да, котла! Именно котла, как же я мог забыть это слово! Помогите же мне, господин Администратор выбраться из этого котла! – Человек умоляюще протянул руки.

- Прошу прощения, но в этом я не смогу вам помочь. – Официально-сожалеющим тоном объявил Администратор.

- Как это? Почему?

- Видите ли, уважаемый Человек, котел - это частная собственность, и Администрация не имеет к нему прямого отношения. Я не имею права вмешиваться в рабочий процесс, тем более, что котел установлен в разрешенном месте и эксплуатируется по правилам, на что имеются разрешения пожарной службы и санэпидемстанции. Если хотите, я могу подтвердить это документально, – Администратор тут же раскрыл свой портфель, намериваясь найти там все необходимое для подтверждения своих слов.

- Постойте, я верю вам, что все по правилам. Но ведь я? Как же я? Меня же съедят!

- Ну, ну, милейший, не преувеличивайте, - Администратор затрясся добрым беззвучным смешком, - пока нет никаких прямых указаний на то, что вас могут съесть. Есть только ваши субъективные фантазии.

Пока Администратор смеялся, Человек молча смотрел на него, не смея подать голос. Наконец тот остановился, глубоко вздохнул и, аккуратно поправив запонки на манжетах, снисходительно посмотрел на Человека поверх очков:

- Рассудите трезво, ну чего вы так испугались? Ну, посадили вас в котел; ну, разожгли огонь; ну, точат ножи. Ну и что? Это же не запрещено законом. Да и потом, все еще может обойтись. А с другой стороны, вы только подумайте, - лицо Администратора приобрело выражение благородного восхищения, - ведь вы можете накормить многих голодных людей, а это очень достойный поступок.

- Но ведь это варварство, господин Администратор! – В отчаянии воскликнул Человек.

- Я вас умоляю, – Администратор в просительно-восклицающем жесте поднял руки, - не нужно громких слов. - Потом помолчал немного, как бы раздумывая что-то про себя, и продолжил, - да хоть и варварство, что ж из этого? -  Он пожал плечами. - И варварство, знаете ли, тоже культура. Люди, в общем-то, имеют полное право жить в соответствии со своей культурой. У нас ведь мультикультурное общество, вам, наверное, доводилось слышать такое слово.

- Но я же Человек! – Взмолился Человек.

- Уверяю вас - это не аргумент, - снимая очки, устало ответил Администратор и, указав ими в сторону накрытых столов, продолжил, - тем более что и они люди. 

- Какие же это люди! – В отчаянии простонал Человек.

- Ну, – развел руками в стороны Администратор, – уж какие есть. Со своими привычками, недостатками, слабостями, наконец, а все ж таки люди со своими правами. И уж поверьте мне, опытному Администратору, хотеть есть - безусловное право этих людей, и они его реализуют как умеют.  Конечно, - Администратор щелкнул блестящим замком портфеля, - Вы можете воспротивиться реализации их права, настоять, так сказать, на своем. Но вот вопрос, - он сурово-осуждающе посмотрел в испуганные глаза Человека, - не будет ли вам впоследствии стыдно за свой поступок? Сможете ли вы, после всего этого, прямо смотреть этим людям в глаза?

Человек, поникнув, сел в закипающем котле.

- Что же мне делать, господин Администратор?

- Ну, вот мы и подошли к вашему третьему вопросу. – Снова совсем по-доброму улыбнулся Администратор и, убирая в карман пиджака очки, продолжил, - честно говоря, я не знаю, что вам нужно делать, но могу посоветовать вам то, чего делать уж точно не нужно.

- Чего же? – со слабой надеждой спросил Человек.

- Вам, - Администратор подошел совсем близко к Человеку и осторожно похлопал его по мокрому разгоряченному плечу, - не нужно беспокоиться. Совсем. Все находится в рамках законности, уверяю вас. Администрация гарантирует сохранение ваших прав в любом случае.