Интервью с Э. Шклярским - Пикник - 2003

Сергей Горцев
- Эдмунд, похоже, в жизни группы "Пикник" происходят определенные изменения. Я имею в виду повышенное внимание к вам в этом году средств массовой информации: твои фото появляются на обложках глянцевых изданий, "Наше Радио" регулярно запускает в эфир твои песни. Ведь этого раньше не было?
- Всё то, о чём ты говоришь происходит без нашего участия. То есть мы не прилагаем к этому никаких усилий. Может быть, это нужно тем, кто устраивает наши концерты. У нас же как не было директора группы, так его и нет до сих пор. И вообще, слово "директор" у нас ругательное. Как мы к этому всему относимся? Мы считаем, что все эти акции дают дополнительную информацию, и это для нас неплохо. А то ведь как иногда получается?  Недавно одна московская газета провела опрос, и в разделе "Новые рок-группы" появилось название "Пикник" (улыбается).

- Но внимание прессы и радио наверняка сказывается на количестве концертов?
- Я бы не сказал. Мы заметили, что на количестве концертов больше сказывается общая ситуация в стране, чем какие-то рекламные акции. В этом смысле могу выделить 1988 год. Тогда люди значительно охотнее ходили на концерты, чем, допустим, сейчас.  Но, в целом, я бы сказал, что ситуация постепенно нормализуется.

- В этом году вышел очередной ваш альбом "Говорит и показывает". Вы его как-то выделяете среди других альбомов?
- Выделять или не выделять альбом может только время. Я могу лишь сказать, что при записи мы старались в звуке сделать упор на гитару, добиться, чтобы она звучала разнообразно. Могу сказать, какие песни прижились в нашей теперешней концертной программе: "Говорит и показывает", "Леса-горы", "Серебра!", "Клянись же, ешь землю".

- Не мог бы ты подробнее рассказать о песне "Серебра!" Какой смысл несет само это слово в контексте песни?
- Вообще-то в песне несколько опорных фраз: "поднимите им веки", "Квазимода" и "серебра". Первая фраза из Гоголя, который мне очень нравится. Вторая – из Гюго. В каком-то фильме я видел кадры, где Квазимода стоит на возвышенности и защищается от потока злобы и толпы потоком  расплавленного блестящего металла…  Я подумал, что это могло быть серебро. На сцене во время этой песни у нас появляются световой инструмент, карлик с блестящими огоньками вместо глаз…

- После твоего пояснения всё ставится на свои места. Мне еще нравится песня "Иероним"…
- В этой песне есть последовательность событий, то есть, рассказ. Подобно нашей старой песне "Золушка". Но на концерте мы её не исполняем, так как её трудно "внедрить" в канву представления.

- Послушав ваш последний альбом я отметил, что звучит он достаточно традиционно и нет каких-то новых музыкальных идей. Более того, услышав звуки разбивающегося вдребезги стекла в одной из  песен, я вспомнил тот же прием в одной из старых песен "Nazareth". Не слишком ли всё консервативно?
- Понимаешь, каждый слышит то, что он слышит. И любое мнение может существовать. Я все такие рецензии принимаю к сведению. Сам же я оцениваю наши альбомы по тому, как они влияют на нашу судьбу. Знаешь, в своё время все высоко оценивали наш альбом "Родом ниоткуда". Его даже выпустили где-то в Германии. Ну и что? Позднее выяснилось, что для нас он значит гораздо меньше, чем, к примеру, альбом "Дым", который критиковали чаще. Так что посмотрим…

- На обложке альбома много твоих рисунков. Есть и ребусы. Например,  на вкладке загадочно написано "Потом я расскажу тебе, что произошло с "Пикником" в Гамбурге во время паломничества по битловским клубам". Что же там такое произошло?
- Все клубы оказались закрытыми (улыбается). Дело в том, что в январе этого года нас пригласили в Германию на фестиваль. Его организовали выходцы из России. И зрители там были в основном русскоговорящие. От России выступали мы и Инна Желанная. Концерт проходил в ночное время, а  днем, когда мы решили посетить битловские места, все клубы оказались закрытыми. Вот такая грустная история…

- Вы сейчас часто выступаете, в том числе в сборных концертах с другими группами. Можно ли выделить какие-то отечественные рок-составы?
- Это вопрос вкуса. Когда-то появились "БИ-2", "Король и Шут", Земфира, и были разные мнения. Но все  эти музыканты по-своему убедительны, и отмахнуться просто так нельзя. Я бы ещё отметил свердловских исполнителей –  "Агату Кристи", "Чай Ф" и В. Бутусова, питерских – Гребенщикова, "АукцЫон", "ДДТ"… 

- Завершу мои вопросы традиционно: расскажи о ближайших планах "Пикника".
- Совсем недавно мы договорились с Вадимом Самойловым о выпуске  с "Агатой Кристи" совместного альбома с вампирской  тематикой (улыбается). Подразумевается, что в этом альбоме не будет  доминировать чей-то один вокал, а будет некое многоголосье. Чтобы не сглазить, я не буду говорить о каких-то конкретных сроках реализации этой идеи.

- Спасибо, Эдмунд. В Смоленске достаточно много почитателей творчества "Пикника", и все мы надеемся, что группа ещё не раз выступит у нас с концертами.
- Если будет приглашение, мы приедем. Всё в ваших руках.





август, 2003


Еще  интервью 2005 - http://www.proza.ru/2007/04/23-159