Толкачи двухтысячного года

Олег Зоин
святочный рассказ


Вертолет тяжело, по-утиному плюхнулся в снег, вздымая клубы голубой снежной пыли, и вслед распахнувшейся дверце выпрыгнул навстречу опасливо подошедшему начальнику снабжения "Вулкана" улыбающийся бородатый здоровяк с подозрительно красным носом бывалого толкача.
- Во-о, забирайте! – натруженно отдуваясь, сказал пришелец, скинув с плеча метизно загремевший рюкзак с крупной фанерной биркой, на которой кто-то вишнево нацарапал по-латыни "Дефицитум".
- Да-а-вно уже не ждем, - мрачно произнес начальник, поглаживая реденькую пегую бороденку и приглашая гостя проследовать к стеклянно-алюминиевому красавцу-офису, над парадным входом которого красовались всего три блестящие буквы – УСП, то есть Управление Снабжения Планеты.
- Не узнаю вашего поселка, черт возьми, - удивленно осмотрелся командированный, - где же вагончики, где баня, где милиция, где, наконец, ваши славные апартаменты в доме без улицы с номером 3-22?
- Опоздал малость, - улыбнулся хозяин, нажимая кнопку скоростного лифта.
Они взлетели в поднебесье и, выйдя из кабины, пошли длинным, как ледяная дорожка на катке "Медео", коридором, по обе строны которого мелькали на дверях таблички с названиями каких-то странных для трудового уха отделов – "отдел планирования сокращения информации", "отдел прогнозирования приживаемости молодых специалистов-инопланетян", "отдел церебрального гипноза представителей подземных отраслей" и т.д. и т.п.
Пришлый здоровяк ошалело озирался.  Одна из элегантных девушек, изредка пробегавших им навстречу, столкнулась с ним и прощебетала соловьиным голосом, пленительно покраснев:
- Куда прешь, деревня?
На что нач сделал ей замечание, погрозив шалунье пальчиком:
- Дедушка мой старинный друг, мы с ним тридцать лет тому назад на КамАЗе начинали. Не обижай его!
На это отеческое внушение юное инженерное дарование еще раз покраснело, на сей раз от восхищения, и умчалось, волоча под мышкой охапку каких-то заумных перфолент.
Введя гостя в просторный, отделанный невиданной красоты пластиками кабинет, старичок с пегой бородкой пригласил гостя присесть к огромному столу, половину которого занимали фантастические пульты управления, а на всю боковую стену распласталась светящаяся карта Солнечной системы, перечерченная вдоль и поперек орбитами искусственных  человеческих мегаполисов.
-  Как, разве сегодня не 31-е декабря? – с ужасом спросил визитёр, отирая пот со лба.
- 31-е, - успокоил его старина.
- С нами приключилась беда, - сказал красноносый, - мы вылетели из Белебея час назад, в 15.00, но вскоре поднялся такой снежный буран, что мы сбились с курса. Летели наобум, ни Казань, ни Бегишево, ни Бугульма не принимали. К тому же внезапно отказала рация.  Затем невероятной силы смерч увлек нас ввысь, и вот лишь через полчаса нам удалось совершить слепую посадку по расчету в центре Набережных Челнов. И, о счастье, навстречу мне выходишь ты!
- Считается, что вертолет погиб… - задумчиво сказал начальник. – Да, впрочем, и Набережные Челны уже сколько лет называются иначе.
- Как, - воскликнул бородач, что-то тяжело соображая, - разве сейчас не 16.00 31-го декабря 1975-го года?
- Да, 16.00, - еще более печально ответствовал хозяин кабинета, взглянув на электронный хронометр, - и даже 31-е декабря, но, увы, двухтысячного года!..
-  Фантастика! – вскричал красноносый товарищ, не осознавая странности ситуации. – А я так торопился с вашим дурацким дефицитом!
- Не расстраивайся! – успокоил его пегобородый. – Твой мешок очень кстати, мы как раз собирались обновить экспонаты музея.
- Чудеса! – простонал гость. – Вы, я вижу, здесь неплохо устроились. Уже не сидите по двое за одним столом?
- Что ты, не напоминай! – засмеялся начальник. – Условия несколько улучшились. С тех пор, как самовоспроизводящиеся, эгообучающиеся киберы создали на тысячекилометровой глубине Универсальный Завод, который производит в несметных количествах все необходимое для безбедной жизни двадцатимиллиардного человечества, люди перестали сами гайки крутить, им осталось только обеспечивать подземное производство кое-чем, чего они там не могут извлечь из отходов Верхней  Цивилизации.
Ты можешь спросить, как же мы доставляем все необходимое киберам на такую страшную глубину в недра планеты. Что же, охотно отвечу, хотя и тороплюсь на планерку на 501-й этаж к Люциферову.
Так вот, в кратер специально отреставрированного вулкана на Урале кидаем всё подряд – отходы нашей, пардон, бурной жизнедеятельности, комплектующие изделия, заготовки и материалы. Удивляюсь, как они там во всей этой мешанине разбираются. За столько лет работы УСП не получило снизу ни одной жалобы, ни одной рекламации… Видимо, техническая приемка поставлена у них очень высоко, вернее, очень глубоко...
Ну, да я отвлёкся. Так вот, из аналогичного кратера в Бразилии в истоках Амазонки человечество получает контейнеры с готовой продукцией. Всего-то остается делов – развезти добро по потребителям разных континентов. Причем, каждый гражданин может загодя заказать, что ему угодно, вплоть до настоящего вздора. Я, например, позавчера заказал жареную индейку, так представь,  вчера прилетаю с работы и вижу бегущую мне навстречу испуганную внучку.
«Дедушка, - плачет, - к нам розовый кибер какого-то горячего зверя притащил!..»
Я вбежал в столовую и ахнул – на столе дымился гусь с яблоками. Надо же, такая прелесть! Я даже не стал досадовать на маленькую неточность, допущенную бездушными киберами при выполнении заказа, выразившуюся в том, что вместо индейки они припёрли гуся. Однако пришлось здорово попотеть, пока я втолковал внучке, что такое гусь. Тем не менее, она осталась от гуся в восторге. Вот так-то…   
Он нажал какие-то кнопки, на карте стали зажигаться огоньки и невидимые голоса тотчас приступили к докладам:
- Из Порто-Ново в 15.30 отошел атомоход с грузом рессор!..
- Что такое Порто-Ново и разве рессоры поставляет не Синельниково? – поинтересовался гость.
- Порто-Ново - столица СКРД, Свободной Каннибальской Республики Дагомея. Там крупный рессорный завод, а Синельниковский завод выполняет ответственный заказ по выпуску вязальных спиц для планеты Плутон. При том у синельниковцев дела неважные. Толкачи-плуты с отдела сбыта не вылазят…
- Клянусь косами Снегурочки, это невероятно! – искренне восхитился красноносый атлет. – А как с тормозной аппаратурой? По ней ведь было столько вопросов…
- Нет ничего проще, - засмеялся хозяин, - тормозную аппаратуру мы отрешили еще в прошлом году. Её производство удачно разместили на марсианской фирме «Разгонись-мот». Между прочим, только неделю назад на попутном почтовом перекидоне я перенесся с Венеры. Там сдан в эксплуатацию огромный комбинат резино-технических изделий…
- РТИ переть с Венеры? Ну и дела!.. – не удержался от нетактичного замечания красноносый.
- Это надежнее, чем получать из Балаково, - поучительно промымрил начальник снабжения.
- А как вы справились с Узловским заводом пластмасс? – ехидно спросил непрошенный критикан. – Помнится, тамошний завод крепко держал ваше производство за ухо?..
- Узловград теперь не орешек. К нам от них прямой пневмопровод. Бросаешь ящик дефицита в трубу у поставщика, и через мгновение она выплёвывает его у потребителя…
- Клянусь Новым Годом, здорово! - удивился гость. - Теперь позволь, дружище, последний вопрос. А как ты обошелся тогда, в 1975-м, когда пропал наш вертолёт? - и он показал глазами на притащенный им с грузового вертолета тяжеленный рюкзак с ржавыми болтами  М8х16.
- Да уж помучились. Хорошо, Когинов придумал продавливать через мясорубку старые отчеты техотдела в смеси с морозостойким полипропиленом. Сделать болт из полученного таким образом прутка - дело техники, пара пустяков, не более...
- О, мудрый человек, этот ваш Когинов! - запричитал гость и вознамерился было еще расспросить друга еще о двух-трех коллегах, но дверь кабинета автоматически распахнулась, подобно пляжному халату, и на пороге нарисовалась симпатичная мордашка в мини, по имени Снегурочка.
- Поторопись, Дед, нам еще в УМТС поспеть надо! - требовательно промолвила она.
- Еще минуточку, - взмолился пришелец, умоляюще глядя на прозрачное созданьице.- Так ведь если подземные киберы делают все, что вы пожелаете, то что же им стоит сделать какую-нибудь рессору или спицу? Зачем же вы наверху так много всякой ерундовины мастерите?
- Ну, знаешь, - мудро ответствовал хозяин, - действительно киберы могут делать практически все, но мы работаем не просто по своей прихоти, а затем, чтобы не забыть старые рецепты и в то же время в порядке борьбы с гиподинамией. Я, например, наставником-консультантом пристроился, что у нас нынче очень ценится, поверь...
Милая девушка незаметно пришвартовалась к красноносому, упорно уволакивая его все ближе к двери, покуда они не исчезли тихо, по-английски, совершенно по-хамски не попрощавшись.
Начальник-консультант улыбнулся им вслед, с легкой укоризной покачав, как обычно, седой головой и пригладив пегую невзрачную бородёнку. У кресла, где только что сидел пришелец, голубела, закипая испарениями, небольшая лужица жидкого азота.
За окном, за огромным в сотню квадратных метров окном весело затарахтел, исчезая как привидение, вертолёт старинной нерациональной конструкции.

Набережные Челны, 1975