***

Борис Гендельман
                Любовь и теория относительности.

Эйнштейн в который раз набивал трубку табаком, с нетерпением всматриваясь в каждую подъезжающую машину. То, что с ним происходило, не подпадало ни под какие расчеты его знаменитой теории относительности. В голове промелькнул тот интереснейший симпозиум ученых, где рассматривались две противоположности окружающего нас мира. С одной стороны – существование  человеческого рода. Любовь к детям  и наслаждение быть родителями являются главной причиной рождения детей. Семя отца помещается природой в безопасное, с великой мудростью созданное для зарождения жизни, место, где изо дня в день в точной мере получает все необходимое. Природа позаботилась также и о создании удивительной колыбели в чреве матери, где никто не может причинить вреда этой новой жизни. И ухаживает за ней с мастерством художника, не оставляя без присмотра ни на секунду, пока новая жизнь не наберется достаточно сил для выхода в наш мир.
Но и тогда природа не отворачивается от нее, а как милосердная мать, заботливо передает ее преданно любящим отцу и матери, которые будут опекать ее все то время, пока новая жизнь не наберется достаточно сил для выхода в наш мир.
Однако, с другой стороны, бросается в глаза огромный беспорядок, царящий в этом мире, где человечество не в состоянии обнаружить ни справедливость, ни награду согласно усилию, ни равенство в правах, ни какого-то смысла существования на этой земле. То есть вопрос заключался в следующем: "Совершенно ясно, что существует  всеобщее управление мирозданием со своими законами и правилами. Познание наукой материальных законов принесло человечеству огромный прорыв в технологии и в улучшение качества жизни. Но вместе с этим, жизнь человека не стала более счастливой, а наоборот, стала более опасной и непредсказуемой. То есть пути, по которым человечество продвигается, не идут рука об руку с  законам природы. Возможно ли найти такую формулу, такое правило, такие законы, которое бы описывали все мироздание и не шли бы в противоречие с той управляющей силой, которая и является основным законом и которая лишена милосердия и жалости к тем, кто противостоит ей."
Далее следовал доклад Эйнштейна  и у него было всего несколько минут, чтобы спуститься в фойе для встречи с известным русским скульптором Коненковым, который умолял его попозировать для бюста. Скульптор взял на встречу свою жену Маргариту.
Своей непренужденной манерой поведения, изяществом и умом, молодая женщина мгновенно покорила уже далеко не первой молодости ученого, но времени для разговора не было. Как молодой юноша, он вбежал на ступеньки, чтобы поделиться своими мыслями с ученым советом:
"Человек – это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и пространстве. Он ощущает себя, свои мысли и чувства, как нечто отдельное от всего остального мира, что является, своего рода, оптическим обманом. Эта иллюзия  стала темницей для нас, ограничивающая нас миром собственных желаний и привязанностью к узкому кругу близких нам людей. Наша задача – освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира во всем его великолепии..."
Дождь хлестал по стеклу, а его Маргарита все не появлялась. И тут вдруг ученый отчетливо понял, что его захватило настоящее чувство и что он уже совершенно не представляет себе дальнейшую жизнь без этой маленькой изящной женщины, разбившей ему сердце. То, что она она приехала из СССР и ее в любую минуту могли отозвать, как-то не укладывалось в голове у влюбленного Альберта, и он все с большей настойчивостью добивался с ней встречи. Посмотрев в очередной час на часы, он понял, что встреча не состоится.
Эйнштэйн не считал себя счастливым человеком. Ему завидовал весь мир, а он - лауреат Нобелевской премии, создаший теорию относительности и подаривший миру множество других открытий, - на самом деле был разочарован. Ему так и не удалось создать теорию, которая бы смогла объединить электромагнитные и гравитационные поля на общей математической основе и стала бы полным описанием существующей реальности. Он жаловался друзьям, что существует какой-то божественный коофициент или формула, которую невозможно получить научными методами, надо выходить на какой-то другой уровень постижения реальности, что есть что-то самое важное, которое предстоит познать человечеству...
Раздался стук в дверь. На пороге стоял почтальон, с маленьким пакетом. В нем оказалась тетрадь с надписью от Маргариты: «Милый Альберт, я сегодня не смогла вырваться к тебе, но зато я  прислала тебе тетрадку, которую просил на симпозиуме передать тебе один ученый, который, по-моему, занимается еще и каббалой. Я ее пролистала и скажу тебе, что это скрасит тебе время ожидания. Целую. До встречи».
Эйнштейн начал читать:
"Наука всегда заявляла, что мы воспринимаем мир в соответствии с определенными формулами, вне зависимости от того, кто его исследует. Действительность – это не то, что находится перед нами, не то, что существует вне нас. Она полностью зависит от наших свойств.
Точно так, как с открытием электрона: если смотрим с одной стороны –   видим, что это материя, а посмотрим с другой стороны – видим, что это волны. Все зависит от того, как посмотреть. Так же и мы: если бы изменили себя, увидели бы совсем другую реальность. Там, где мы сегодня видим твердое тело, увидели бы совсем  другую картину, другие свойства – в соответствии с нашими свойствами.
Пройдет совсем немного времени и ученые начнут понимать, что они не могут более развиваться, не принимая в расчет свойства человека- исследователя,  и придут к выводу, что науке пришел конец. И вдруг вся реальность пошатнется, когда откроется, что все зависит от того, как мы изменяем себя. Таким образом мы видим связь между наукой и Каббалой. И если мы изменим угол зрения, то есть наши свойства, то увидим вместо материи – волны, и вместо волн – материю.
Нет никакого внешнего закона, воздействующего на нас. Нет никакой объективной реальности помимо нас, нет ничего такого, что существовало бы, кроме того, что мы совершаем. И это в точности то, чем занимается наука Каббала".
Прочитав этот небольшой отрывок, Эйнштейн возбужденно начал бегать по комнате. Он вспомнил свой спор с Бором по поводу интерпритации квантовой механики и множество других случаев из жизни ученого, которые могли бы легко разрешиться, прими он то, что написано в тетрадке. Но то,что Эйнштейн прочитал, совершенно выходило за рамки восприятия реальности, на котором находились ученые того времени и ученым того поколения казалось, что все еще можно постигнуть развитием науки, а ведь то, что прочитал гениальный ученый, было известно каббалистам много тысяч лет назад...
Прошло несколько лет.Все эти годы Альберт встречался с Маргаритой урывками, всего лишь на несколько часов. Совсем отчаявшись, Эйнштейн выпросил у знакомых докторов справки о серьезной болезни "мадам Коненковой", после чего обеспокоенный скульптор отослал свою жену в Саранак – Лейка, место, где любил отдыхать ученый. Наконец-то влюбленные стали жить вместе. Комнату, в которой они поселились, пара  называла "нашим гнездышком". Альберт разрешал ей мыть свою знаменитую шевелюру и был совершенно счастлив.
    ...Все течет и все изменяется. Возникли новые вопросы, были сделаны новые научные открытия, которые невозможно было объяснить обычными методами. Знаменитый физик почувствовал пустоту, которую ничем не мог заполнить. И дело было не в том, что Альберт остался в одиночестве – его вторая жена Эльза умерла в 1936 году, а его большая любовь -  Маргарита Коненкова была отозвана в Россию в1945 году. Он стал ощущать застой в своих научных исследованиях, ему стало казаться, что все, что он сделал, пошло на вред человечеству. Одна только мысль, что он учавствовал в разработке атомной бомбы, умаляла все его предыдущие открытия. Ученый понял, что он должен вырваться из замкнутому круга. Случайно на его взгляд попалась тетрадка с адресом ученого – каббалиста...
 Они договорились встретиться  в маленьком кафэ Пристона. Каббалист начал первый:
    - Я считаю, что вы близко подошли к каббале. Ваше высказывание: "Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился "- совершенно совпадает с точкой зрения науки каббала.
Э. – Мне кажется, что вы преувеличиваете. Вы меня спутали с Ньютоном.Он действительно сочитал духовность с академической наукой. На аукционе в Сотби его сочинения и принадлежавший ему экзэмпляр книги "Зоар" были проданы в 1935 году.  Вы очевидно читали мое письмо, где я признаю восторг Ньютона по поводу каббалистических тайн, скрытых в Библии. Но я никогда не занимался каббалой.
К. – Вашему перу принадлежит высказывание: "Бог не играет в кости со вселенной". То есть Вы придерживаетесь точки зрения, что все в природе предопределено.
Э. – Не только придерживаюсь, но и вступил в противоречие с приверженцами квантовой теории. Вы посмотрите, что об этом пишет физик Бор: "Не говори Богу, что он должен сделать". Его научные единомышленники  дошли до того, что  провели тщательные эксперементы над мельчайшими частицами и объявили, что у этих частиц есть определенная свобода действия. Если принять их опыты за доказательство, всей науке придет конец. С другой стороны, мне удалось создать теорию гравитации, но я никогда не мог применить эту теорию к мельчайшим электронам и протонам и их электрическим полям.
К. – Не убивайтесь так, Альберт. И ваш подход, что существует одна единая управляющая сила и подход квантовой механники о том, что все зависит от наблюдателя, совпадает с наукой каббала. Просто есть две системы управления нами свыше – общая и частная  и человек должен их совместить в себе, поднявшись в своем восприятии выше времени, пространства, перемещения. Тогда противоречия совпадают и дополняют друг друга. А до этого нет никакой возможности ответить на вопрос, может ли Творец создать камень, который не сможет поднять.
Э. – Как же это реализовать практически?
К. - Это соответствует трем состояниям: "Отдача, получение и нейтральное состояние." Получение – это эгоизм, плохое состояние. Отдача – это единение, бесконечная любовь, уподобление своими свойствами Творцу. В правильном сочетании этих состояний и кроется совмещение общего и частного управления
   Э.- И все-таки, существует ли какой-то закон, какая-то формула, которая бы помогла человечесву двигаться в правильном направлении, в соответствии законами природы?
       К. - Этот закон в каббале называется "законом отдачи". Природа, которой мы хотим соответствовать, представляет собой свойство абсолютной, безусловной отдачи. Человек должен приложить усилие, чтобы получить экран и тогда, подставляя его под разным углом Высшему свету, он становится все более и более подобен этому свету. То есть он становится сам этим Высшим светом, сравниваясь с ним по свойствами до полного слияния. Естественно, будучи тождественным природе, он поступает только по ее законам и формулам и продвигается в правильном направлении кратчайшим путем...
Эйнштейн при своем аналитическом уме был поражен, тем, что услышал и надолго задумался над словами каббалиста.. Когда ученый очнулся от своих раздумий, была уже поздно и его знакомого уже давно не было.  Впоследствии, все попытки найти его ни к чему не привели...
    
02.07.2008                Гендельман Борис.