Три царя

Черепах Тортилло
   Ну что, дорогие мои, сказку хотите?  Будет вам сказка. Ну, очень старая сказка!
   Народ, который сочинил её, давно исчез с лица земли. Исчезла и страна, в которой он жил. И даже руины её городов исчезли, и никто не помнит их названий. Вот только сказка и осталась. Стоит ли она того, судите сами.
   В некотором царстве, в некотором государстве правил царь Иософат. Как он правил страной – неизвестно. Знаю только, что был царь молод, здоров и красив. К тому же имел всё, чего только душа пожелает. Вот по этой причине и одолела Иософата хандра. Бывало, на пиру, музыканты музыку наяривают, песни поют, красотки танцуют, а он сморщится, отвернётся и бурчит:
   - Каждый день одно и тоже. Надоело!
Или, на охоте: лошади скачут, собаки лают, охотники кричат, звери бегут, а Иософат зевает:
   - Опостылело все!  Ничего интересного придумать не можете!
Уж придворные все мозги вывихнули: чем царя развеселить?
И вот, однажды, собрал Иософат подданных и говорит им:
   - Я думаю, маленькая, победоносная война пойдёт на пользу нашему государству, укрепит наш авторитет в мире и немного развеселит меня. Собирайте войско, готовьте вооружение. За работу, господа!
   А сам послал гонца к своему северному соседу, царю Рамофу, с приглашением вместе идти воевать против западного соседа царя Ахава. Вместе как-то веселее. Да и вдвоём одного бить сподручнее. Вскоре получает Иософат ответ на своё предложение.
    Пишет царь Рамоф, что никаких претензий к  Ахаву не имеет, причин для войны не видит, да и некогда ему пустяками заниматься. В царстве свои проблемы имеются. Вот, например, завёлся в горах какой-то страшный зверь, пастухи боятся скот на горные луга выпускать, надои падают. Надо решать проблему, не до войны ему.
   Ну что же, нет, так нет. Была бы честь предложена. Не долго думая, отправился Иософат в гости к царю Ахаву и на пиру, между переменами блюд, предложил ему идти вместе войной на царя Рамофа, дескать, у соседа скота много, можно хорошо поживиться  и вообще, надо же как-то размяться, армия без дела застоялась.
Ахав решил сначала посоветоваться со своими звездочётами, хиромантами, аналитиками, политологами и оракулами и велел им на следующий день дать ответ.
   И вот, с утра на площади перед дворцом поставили два роскошных кресла, на которые сели Иософат с Ахавом, чтобы услышать мнение специалистов. Первым из толпы вышел главный жрец Седекий, надевший на голову железные  рога для пущей важности.  Он стукнул жезлом об землю и сказал:
   - Сегодня ночью вошел в меня дух Божий и велел сказать, что вы двое, как два железных рога, пронзите армию врага и победите его.
   Потом вышел астролог, рассказавший о положении звёзд, благоприятствующем военным действиям и получению хорошей прибыли. Авгур рассказывал о полёте птиц, предсказывающем блестящую победу. В таком же духе выступили и остальные прорицатели. Солнце поднялось уже высоко и Ахав решил закончить процедуру. Он поднялся с кресла и спросил:
   - Есть ещё желающие выступить?
   - Государь! Позволь мне слово сказать!
   Из толпы вышел бедно одетый старик с седыми волосами и длинной бородой.
   - Кто ты такой? Как тебя зовут, и что ты хочешь рассказать нам?
   - Я пастух. Зовут меня Михей. Вчера, как обычно, загнал я своих овец в загон. Устал очень и лёг спать. И увидел я чудный сон. Вижу небеса. Вижу престол господень. И сидит на престоле сам Бог, очень печальный и задумчивый. А вокруг  ангелы толпятся и спрашивают его: «Чем ты, Господин наш, так озабочен?» И Господь отвечает: « Да вот, не сходятся у меня концы с концами. В тупик я попал. Нужно мне, чтобы царь Ахав на войне погиб. А никаких войн не получается. Нет ни у кого причин для войны. Да и никто, кроме Ахава мне не нужен. Остальные пусть бы жили пока. Как мне эту проблему решить, ума не приложу»
   И подходит к нему ангел, по имени Сатана и говорит: «Я легко могу решить эту проблему. Ахав очень доверяет прорицателям и без их предсказаний шагу не сделает. А они все мне подвластны. Я им внушу, чтобы они предсказали царю успешную войну. Царь пойдёт воевать. Там его и убьют случайно, на этом война  кончится и все разойдутся по домам»  «Мне нравится твоя идея. Делай, как сказал, я тебе позволяю. Но у человека обязательно должен быть выбор, чтобы он мог проявить свою волю, поэтому я пошлю ему ещё и своего пророка» - говорит Господь  и обращается прямо ко мне: «Ну, что, пастух, ты хорошо всё слышал? Вот сей час же встань, иди к царю Ахаву и расскажи ему всё, что видел и слышал. Иди и выполняй мою волю»
   Я проснулся, вскочил на ноги, разбудил сына и велел ему пасти овец, а сам пошёл в город и вот я перед тобой, государь. Я выполнил Его волю. Теперь решать тебе.
   Главный жрец Седекий подскочил к Михею и ударил его по лицу.
   - Как ты посмел, грязный смерд говорить о воле Божьей! Я главный жрец и мне он сообщает свою волю. А твоё место – загон для скота!
   - Ты вспомнишь об этом, когда будешь метаться по комнатам в поисках убежища - ответил Михей и врезал кулаком по челюсти обидчика. От такого удара  железные рога свалились, и важный жрец принялся искать их, ползая в пыли.
   - Что это за безобразие! – зашумели и заволновались предсказатели.
   - Мы десятилетиями изучали всякие премудрости и преуспели в науках! Мы опытные предсказатели и уважаемые люди! Мы делаем прогнозы, исходя из последних достижений науки! И вдруг, какой-то неумытый и безграмотный пастух позволяет себе такую наглость! Государь наш, как можно это терпеть? Немедленно арестуй этого наглеца и посади его в темницу, чтобы другим неповадно было поднимать руку на учёных людей!
   Ахав сделал жест, призывая к тишине и сказал:
   -Пусть Михей посидит в тюрьме до моего возвращения. А когда я вернусь с войны, будем решать его судьбу.
   - Но ты не вернёшься, государь! Что ж мне теперь до скончания века сидеть в темнице?
   - Ну, ты и нахал! Хорошо, если я не вернусь живым, приказываю выпустить этого человека из тюрьмы и присвоить ему звание главного жреца, а Седекию отрубить голову. Но если я вернусь живым, то отрублю голову тебе, пастух. Все слышали мой приказ? А теперь подайте мне мои доспехи.
   Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Через неделю объединённые войска Ахава и Иософата выступили маршем  на границу с сопредельным государством. Цари ехали во главе войск. Ярче солнца сверкали золотые доспехи  царя Ахава, украшенные драгоценными камнями. Они полностью закрывали высокопоставленное тело, но были так тяжелы, что он не мог двигаться самостоятельно и поэтому ехал в колеснице. Рядом  скакал на великолепном вороном коне Иософат, укрытый драгоценным плащом поверх жилета из бегемотовой кожи. Следом за ними катились колесницы с лучниками, по бокам скакала конница, оснащённая лёгкими копьями, а позади, глотая пыль, топали пехотинцы, вооружённые пращами и боевыми топорами.
   Доехали они до границы царства Рамофа и остановились в замешательстве. На рубеже стоит такая рать, которая и не снилась агрессорам. Одних только боевых колесниц в десять раз больше, чем у обоих царей, вместе взятых. А ещё и конница, да боевые верблюды, от одних криков которых лошади приходят в ужас. И целый отряд трубачей!               
   Трубят трубачи, к переговорам призывают. Выехал царь Рамоф на нейтральное поле, приблизились к нему царь Иософат и царь Ахав. После положенного ритуала приветствий Рамоф сказал:
   - Ребята! Давайте жить дружно! Ну не охота мне воевать с вами. А чтобы без обиды по домам возвращаться, предлагаю устроить соревнование лучников по трём позициям, пеших лучников, конных лучников и лучников на колесницах. У кого воины более меткими окажутся, тот и победил. А в награду самым метким стрелкам пусть каждый по перстню с драгоценными камнями подарит.
   - Ну, вот ещё! – надул губы царь Иософат.
   - Я хорошего приключения искал, чтобы по настоящему опасно было, чтобы адреналин в крови заиграл, а тут опять суррогат!
   - А как я с солдатами рассчитываться буду? – спросил царь Ахав.
   - Я же собирался платить только тем, кто в живых останется. А если никого не убьют, это ж, сколько денег надо!
   - Если ты, Ахав, свой панцирь на монеты переплавишь, то тебе не только с воинами, но и со всеми другими долгами расплатиться хватит. А если ты, Иософат, приключений желаешь, то после соревнований, приглашаю тебя ко мне в горы, на охоту. У меня там такой вепрь завёлся, величиной с быка . Уже несколько охотников убил. Вот и будет тебе очень опасное приключение. Адреналину на долго хватит. Впрочем, если вы настаиваете, я могу отдать приказ своим войскам поубивать всех ваших, кто убежать не успеет. Но тогда вы оба будете моими пленниками. Эти роскошные доспехи я себе заберу, а вас обоих отпущу только за хороший выкуп. А если выкупа не заплатят, будете у меня до конца жизни сортиры чистить.
   - Но это нарушение прав человека! Нельзя царей заставлять нужники чистить.
   - Есть только одно право – право сильного. Если ты хочешь иметь права – стань сильным. Не можешь стать сильным – молчи о правах и надейся на милосердие сильного. Ну что, будем ставить мишени?
   - Ну ладно, мишени прямо на этом поле установим. Но чтобы всё по честному было, пусть будет по одному пешему и одному конному наблюдателю от каждого войска, чтобы нарушений не было.
   Так и сделали. Соревнование оказалось увлекательным. Не только простые воины, но и цари азартно болели за своих, кричали, махали руками и прыгали как мальчишки. Во время соревнования лучников на колесницах, рука одного стрелка дрогнула, стрела сорвалась раньше времени и полетела совсем в другую сторону. Совершенно случайно наконечник роковой стрелы вонзился в шею царя Ахава, проникнув в щель между панцирем и шлемом. Из аорты фонтаном брызнула кровь, которую никто не мог остановить. Все видели, что смерть Ахава была случайна. Наказывать было некого. Это был Рок, Божья воля, с которой спорить бесполезно. Траурный кортеж отправился в дом Ахава, а остальные воины, не имея командующего, разбрелись по домам.
   Седекия, услышав, о смерти царя, понял, что пришёл и его час. Но не хотел он смириться с этим и бросился искать укромный угол, где мог бы спрятаться от воинов, исполнявших последнюю волю своего царя. В одном из закутков его и схватили. Вот так главный жрец Седекия остался не только без рогов, но и без головы. А Михея вывели из темницы, поставили на престол и объявили главным жрецом, знающим волю Бога. Как ни странно, но он отказался. Михей сказал:
   - Лучше я останусь пастухом, так меньше шансов остаться без головы. Ведь Господь объявляет свою волю через кого захочет и когда захочет. Не смею я, грешный, донимать его своими вопросами.
   Иософат тоже отпустил свою армию по домам, оставив при себе только маленький отряд храбрецов, согласившихся отправиться на охоту за чудовищным вепрем. Рано утром экспедиция продвигалась по узкой горной тропинке. Снежные вершины горели в лучах восходящего солнца золотым огнём. Сверкала роса на листьях, пели птицы, лёгкий утренний ветерок обвевал лица. Всем было весело. Всадники напевали весёлые песенки, перебрасывались шутками, смеялись. Когда зверь выскочил из чащи и перегородил тропинку, улыбки ещё не успели сойти с лиц, а ужас, пронзивший сердца, лишил разума и поверг в паническое бегство. Царь остался один. Он удержал вставшего на дыбы коня и выхватил меч из ножен.
   Главным врагом вепрю показался вороной в блестящей сбруе. Мощным рывком он поддел коня под брюхо, перекинул через себя и стал яростно топтать его копытами. Иософат ловко спрыгнул с коня, чудом оставшись на ногах. У воина была твёрдая рука и хороший меч. Он пробил толстую кабанью шкуру, покрытую жёсткой бурой щетиной, и не сломался. Меч достал до сердца, но зверь, вместо того, чтобы упасть, кинулся на безоружного уже человека. Юноша успел увернуться от клыков, красных от крови коня, но попал под окровавленные копыта.
   Когда всадники опомнились и вернулись к брошенному в панике царю, они с большим трудом извлекли потерявшего сознание Иософата из под огромной туши. Царь остался жив. Кабан выбил ему глаз, сломал два ребра и ногу, но убить не успел, потому, что издох сам. Пока раненый лечился, из вепря сделали чучело. Рамоф подарил чучело Иософату на долгую, добрую память.
   Царь Иософат вернулся домой хромым и одноглазым, но совершенно счастливым человеком. Он поставил чучело вепря в центре самого большого зала во дворце и рассказывал всем, желающим послушать о его единоборстве с этим жутким зверем. И сколько бы он ни повторял свою историю, его всегда слушали сочувственно и внимательно. А женщины вскрикивали от ужаса и закрывали лицо руками.
   Мужчины, смотревшие в глаза смерти, по-особому относятся к женщинам. В них они видят источник жизни и надежду на бессмертие. Иософат полюбил женщин. А уж как они его, хромого и одноглазого, любили! Женщины ведь тоже чувствуют ЭТО. И был он счастлив до самого конца своей жизни.
   Ну, вот и всё.
   Как не всё? Вам ещё и мораль нужна. Что же, будет вам и мораль. Ну, например: если хотите, чтобы ваши враги решали ваши проблемы, имейте сильную армию.
   Не нравится? Тогда так: Если человек тоскует и несчастен – выбейте ему глаз и он сразу станет счастливым. Опять не подходит?
   Что-то я устал сегодня. Подумайте сами.

_________________________________
Похожая история написанна в Библии, Третья книга царств гл.22