Цветы на камнях. I-4. Страсти по самолету

Сергей Байбара
Глава 4. Страсти по самолету.


Тенгиз в это раннее субботнее утро поднялся ни свет ни заря. Утром он наколол дров, натаскал воды, поболтал о том, о сем с соседом Гаджиметом. Сейчас он направлялся к своему другу, Серго, так как ему не давал покоя тот самый самолет, которые он видел во время дежурства на Мцхетиджвари. А еще сегодня надо было подготовиться к дальней дороге. Завтра он и еще несколько бойцов уезжают на дальнюю заставу в Боржоми, на усиление. Пятидневная командировка, так сказать. В последнее время на южном рубеже было неспокойно, - там активизировались местные банды. На Тенгизе были армейские брюки, шнурованные высокие ботинки и офицерская портупея с кобурой. На голове кепка, серый пиджак одет на футболку со стертой надписью на английском языке.
«Лишь бы он не спал, а то потом будет ворчать, что его подняли. Ворчливый стал Серго, как старый дед» - подумал Тенгиз.
Подойдя к дому Сергея, он заглянул в окна. Подергал за шнурок над калиткой. Задребезжала железная болванка, которую рыжеволосый москвич оборудовал, как дверной звонок. Пару минут спустя дверь дома отворилась, и на пороге появился Серго с заспанным, сердитым лицом. На нем были только камуфляжные штаны и старая спортивная куртка не то синего, не то зеленого цвета, наброшенная на голое тело.
- Ты что трезвонишь?! – погрозил он кулаком Тенгизу. – Детей разбудишь, хрен усатый!
«Ну, началось!» – подумал Тенгиз. «Сам ты, Серго, хрен старый и усатый»
- Слушай, что ты так ругаешься?! – возмутился грузин. – Что, не выспался?! Время, вон, одиннадцатый час!
- Не выспался. – Сергей зевнул, подошел к бачку с питьевой водой, зачерпнул ковшик, выпил его залпом. – А на дежурство мне только к семи часам. Вот, отдыхаю.
- Как дети, жена, брат?! Дома все в порядке?
- Отлично. А у тебя дома?
- Хорошо. Слушай, а ты чего такой уставший? – улыбнулся Тенгиз. – Ты чем ночью занимался? А, прости, не в свое дело лезу!
- Работал, - промолвил Сергей, хлопая себя по пузу.
- Это над чем?
- Над ошибками! – Лицо Сергея расплылось в улыбке и стало похоже на усатый блин. – Ну, чего случилось?
- Слушай, может, ты занят, мне потом зайти?
- Ну, говори уже, не томи!
- Только сразу предупреждаю: будешь смеяться – обижусь и зарежу тебя, - погрозил пальцем Тенгиз.
- Вах, зарэжет он! – Сергей насмешливо посмотрел на горячего джигита. – Ну, не буду смеяться, обещаю!
Тенгиз рассказал ему о том, как утром позавчерашнего дня он наблюдал в небе загадочный летательный аппарат. Сергей остался верен своему обещанию, не смеялся, не хохмил, только скептически скривил губы:
- А ты уверен, что это был самолет? И откуда он тогда взялся? Наши в тот день вроде не летали. Они уже два месяца, как не летали… Слушай, а может это птица была?
- Слушай, а я, наверное, не слепой! – возмутился Тенгиз. – Я как-нибудь птицу от самолета отличу?!
- Ну ладно, ладно, - Сергей примирительно поднял руки ладонями вверх. – А чей хоть самолет. Ну, российский, или по типу американского?
- Нет. – покачал головой Тенгиз. – Ни на один не похож. Никогда такого не видел.
- Ой, загадки!.. – Сергей приложил ладонь ко лбу, словно у него болела голова. – Ну-ка, момент…
Сергей пошарил в карманах, вытащил свой маленький блокнотик и кусочек карандаша.
- А нарисовать сможешь? Ну, хоть приблизительно?
Тенгиз почесал макушку:
- Попробую. Только сразу говорю, я не художник.
Творческий процесс Тенгиза занял минут пять. Когда Сергей увидел его творение, уже он озадаченно погладил макушку. Нечто, нарисованное Тенгизом имело широкие крылья, составлявшие единое целое с цилиндрическим фюзеляжем. Хвоста не было совсем. Было похоже на монолитное крыло, летящее само по себе.
- Слушай, если ты правильно нарисовал… видел я такую вещь где-то. Только вот забыл, как называется, – задумчиво сказал Сергей. – У американцев, по-моему, такая хреновина была. Подожди пять минут, я хоть по-человечески оденусь.
Сергей зашел в дом. Тенгиз услышал какие-то приглушенные разговоры в доме. Наконец, дверь отворилась и вышел Сергей, одетый в военную форму с коротким рукавом, темно-синий берет и высокие берцы. Через плечо у него была одета плоская сумка, в которой лежали разные бумаги, которые он сегодня должен был представить в штаб. А еще Сергей захватил с собой автомат. Вслед за ним на пороге появилась его жена.
- Тенгиз!
- Доброе утро, Кетеван Мамиевна! – Тенгиз приподнял свою кепку.
- Чтобы не пили сегодня! – погрозила пальцем женщина. – А то Лили пожалуюсь!
- Что ты, Кетеван Мамиевна, - помотал головой Тенгиз. - Плохо думаешь о нас! Как можно!
Тенгиз не показал виду, но его сильно уязвила «угроза» жены Серго. «Я что, мальчик маленький, жены боюсь?!» - подумал он. И, когда Кетеван скрылась в доме, он высказал Сергею свое «фи»:
- Серго, я считаю, что это не порядок! Зачем она так говорит? «Лили пожалуюсь!» В моем доме я хозяин, а не жена! Нехорошо!
- Да ладно, забей, - махнул рукой Сергей. – Бабы, они и есть бабы, язык без костей! Приду – поговорю с ней.
- А зачем ты автомат взял? Никуда не едем, воевать собрался?!
- А у тебя зачем пистолет в кобуре? Извини, но я без него никуда.
- Вот вечно ты вопросом на вопрос отвечаешь! Куда мы?
- Пойдем к Рамону зайдем. Он, я думаю, подскажет, как-никак first lieutenant американской армии. Да и потом все равно в штаб сегодня, на доклад.

После войны на территории Грузии осталось множество американцев. В основном, это были солдаты и военные специалисты, несостоявшиеся завоеватели России. Из могущественных солдат, за плечами которых стояла мировая держава, они вдруг превратились в брошенных посреди холодных гор одиночек. Их великая страна, некогда диктовавшая волю всему миру – в кучку пепла.
Для многих американцев это стало ударом похлеще ядерной атаки. Их высокомерие, подкрепленное долларом и мощными воздушными армадами, лопнуло, как мыльный пузырь. Многие уроженцы Нового Света не выдержали этого и покончили с собой. Были и другие, не желавшие мириться со своей ролью фактических беженцев, не желавшие принимать и понимать никаких законов и традиций, не осознававшие своего кошмарного положения. Под несуществующим уже звездно-полосатым флагом они пытались создать свой маленький кусочек своей личной Американской мечты на сжавшейся от голода и радиоактивных дождей земле. Но местным жителям уже нечего было терять, и на их террор они отвечали более страшным, вдохновенным и беспощадным террором. Поднявшие оружие янки гибли в перестрелках. Их сжигали в своих домах, мстя за убитых родственников. Резали по ночам, как свиней. Сбрасывали в ущелья. Подрывали, обвязавшись взрывчаткой, как арабские смертники. Сметали с яростью и звериной жестокостью, как наглых чужаков, вломившихся в чужой монастырь со своим уставом. Только сейчас, после крушения мира, выжившие поняли, ч т о принесла им Америка.
Но были и третьи. Это были здравомыслящие, дальновидные люди, до которых дошло, в какую кашу они попали. Дошло, что они – лишь песчинка среди древних воинственных народов Кавказа. Что кроме американской мечты существует и другой мир, более старый и мудрый. Что они в одной лодке с выжившими местными жителями посреди бушующего океана смерти. И, чтобы выжить, им надо объединяться с грузинами. Договариваться. На равных. Самим им не выжить.
Эти американцы, канадцы, европейцы шли в уцелевшие грузинские поселения с предложением мира и просьбой о помощи. Они помогали грузинским жителям очищать зараженные земли, строить жилища, добывать пропитание. Профессиональные военные с нашивками US ARMY организовывали оборону поселений, сражались и погибали вместе с грузинами, русскими, армянами, азербайджанцами. Конечно, было всякое. Обиды, непонимания, иногда ссоры. Но эти люди вскоре стали своими. Многие обзавелись собственными семьями, женились на местных девушках, постигая нелегкую и нелепую для североамериканца науку местных обрядов и традиций. Постигали и принимали, а куда деваться?!
Одним из таких «американцев» был хороший знакомый Тенгиза «первый лейтенант» Рамон Начос. Кроме него в Гоми проживало человек десять американцев, а на территории всего Союза их было около двух сотен. Начос женился на грузинской девушке и дал начало новому роду.
«На ловца и зверь бежит». На Главной улице Тенгиз и Сергей как раз увидели жгучего брюнета средних лет в американской офицерской форме, выходящего из кондитерской лавки с каким-то свертком. Вид у него был довольный.
- Рамон! – гаркнул Сергей во всю мощь легких.
Рамон обернулся, недоумевая. Увидев двух друзей, он улыбнулся своей очаровательной белозубой улыбкой, помахал рукой.
- Здравствуй, уважаемый! Как здоровье? – Тенгиз пожал ему руку.
- Здорово, парни. – Начос взял сверток под мышку, чтобы ответить на рукопожатие, и чуть было не уронил его. Хорошо, что его подхватил Сергей…

Спустя час они сидели в уютной беседке во дворе у Начоса и пили чай. Да-да, самый настоящий чай. Сергей ради такого случая выложил на стол хлеб и вяленое мясо, положенное ему в сумку заботливой женой. Хозяйки дома не было, - она ушла к доктору. Дети бегали на улице.
Тенгиз осматривал резьбу на стенах беседки. «Да, мастер делал!» - восхищенно подумал он.
- Рамон, это ты все своими руками делал.
- Да, а как же! – с гордостью откинулся хозяин на спинку стула.- Я ведь кем только не работал, когда только приехал в Штаты. И мойщиком окон, и на заправке, и столяром, и штукатуром. И даже таксистом.
- Таксистом работал? – удивился Тенгиз. – Слушай, мы коллеги с тобой! Я сам раньше на такси подрабатывал!
- Ясное дело, - продолжал Рамон. – Мне еще повезло, - было легче оформить разрешение на работу, а потом и гражданство сделать. My grandmother, кстати, была американкой. Да вот в свое время сбежала от мужа в Мексику с каким-то усатым пройдохой. Родился мой папаша, который постарался на славу – кроме меня в семье было еще шестеро детей. А я, как назло, самый старший! Вот и решил, поеду-ка я в Америку, чтобы деньги лопатой грести! – Рамон усмехнулся. – Лет пять, наверное, колесил по Штатам. А когда все надоело, подвернулся случай, - я и решил записаться в американскую армию. Думаю, не прогадал бы, если бы не началась вся эта канитель… Серго, а ты кем был в мирное время?
- Метеорологом, - Сергей улыбнулся, отхлебнул из чашки.
- Никогда бы не подумал! – усмехнулся Рамон. – Да, парни, жизнь такая вот штука. Если бы мне лет двадцать назад кто-нибудь сказал, что я, мексиканский эмигрант, буду жить в Западной Азии, и буду вот так вот пить чай в стране, о которой я даже не слыхал ни разу! Зря вы, Серж, все-таки расхреначили Соединенные Штаты. – Рамон как-то странно усмехнулся. – Неплохая, в принципе, была страна.
- Действительно, Рамон, - согласился Сергей, уже не улыбаясь. – Зря вы начали бомбить Россию. Хорошая была страна, в принципе.
«Этак, они сейчас договорятся» - подумал Тенгиз и поспешил вмешаться:
- Ну, хватит вам! Нашли тему для разговора! Разве кто-нибудь от этого выиграл?! Ко всем в дом горе пришло. Как у вас, Серго, говорится: «Кто старое помянет, тому глаз вон».
- А кто забудет… - полез было в бутылку Сергей, но быстро взял себя в руки. – Ладно, извини, Рамон. Ты-то здесь не причем… У тебя здесь курить можно?
- Конечно, кури, только не над столом, - ответил Начос. – А то дети… Сам понимаешь. Да ладно, Серж, и ты меня извини. Какую-то чушь я сказал. Все это начали fucking политики. Мы в этом деле были просто винтиками в большой ржавой машине.
- Слушай, Рамон, - махнул рукой Сергей. – А сейчас ты себя тоже винтиком считаешь. Я вот, например, здесь себя не электоратом чувствую, а человеком. Не так, как на родине.
- Я сам удивляюсь. – Рамон тоже оторвал кусок оберточной бумаги, насыпал в него душистого табака. – Во всем этом бедламе я смог занять очень приличное положение. Смог обзавестись тремя очаровательными ребятишками. И не пойти по миру. А моя жизнь в Штатах…Было время, когда я, сопливый boy, откладывал по доллару каждую неделю, чтобы накопить на новый галстук, которые мне нужен был на работе, хотя я терпеть не могу эти чертовы галстуки! А уж о том, чтобы жениться и обзавестись собственным домом, я и мечтать не мог. И при этом не быть должником хреновой кучи кредиторов и посредников. Получается. Что я смог реализоваться только сейчас, в этом чертовом новом средневековье.
- А человеку не так уж много и надо по жизни, - сказал Тенгиз. – Чтобы был дом и хлеб на столе. Чтобы жена улыбалась, а дети были сыты и обуты. Чтобы были друзья, с которыми можно выпить доброго вина, и чтобы были горы, которые светятся на закате солнца. Чтоб росли цветы… Чтобы было любимое дело… Вот все что надо в жизни.
- Твои представления, Тенгиз в корне не соответствуют Great American Dreams. – Веселый лейтенант менторски поднял указательный палец вверх. – Хотя, если подумать… Я ужаснулся, когда в первый раз эта мысль пришла мне в голову. Наш старый образ жизни, все наши мечты и устремления в том мире – это просто дьявольский вечный ипподром, который кто-то устроил, чтобы хорошенько подзаработать на скачках.
- Рамон, ты прав, - включился в размышления Сергей. – Вот взять меня. Я родился и жил в большом городе, в котором чистого неба не было видно из-за огромной массы выхлопных газов от транспорта. Я вкалывал, как ломовая лошадь, чтобы свести концы с концами. И я не мог остановиться, потому что иначе я останусь без денег. А рядом в лимузине проезжает упырь, который ничего в жизни полезного для этой страны не сделал, но у него куча денег, особняк на Рублевке. Работаю я. А в шоколаде он. Я был паинькой, заходя в кабинет к идиоту-начальнику, зная, что от него здесь нет никакого толку, только проблемы, но я не мог его послать к такой-то матери. Потому что он начальник. Потому что над ним сидит такой же тупарь-паразит, который его прикрывает, и они меня сожрут, и я останусь без денег. А без денег ты не человек.
- Хороший у тебя чай, Рамон! - похвалил Тенгиз. – И человек ты хороший. И дом уютный. Счастье будет в твоем доме. Желаю, чтобы и ты, и хозяйка твоя, и дети твои были счастливы.
- Thank you, брат, - улыбнулся Начос. – Ну, ладно, что за дело-то у вас? Мне скоро в Хашури ехать.
- Тут вот в чем дело, Рамон, - Тенгиз закашлялся. – Позавчера в патруле я в небе видел летающий объект. По-моему, самолет. Только очень странный самолет.
- Самолет? – Рамон вопросительно посмотрел на него. – Уверен на сто процентов?
- Слушай, матерью клянусь, видел!
- Такой безхвостый, широкий, похожий на летящее крыло? – Теперь Рамон удивил друзей своей осведомленностью.
- Точно! А ты откуда знаешь? – спросил Тенгиз.
- Посмотри, тут Тенгиз нарисовал его, как смог, - Сергей протянул офицеру листок с рисунком.
Рамон поглядел на листок, усмехнулся.
- Ну все понятно. Ты не первый, кто его видел.
- Вот! – восторженно воскликнул Тенгиз.- Я же говорил, был самолет! А вы мне не верили!
- Это американский стратегический бомбардировщик. В-2. «Spirit». Его наблюдали над Агарой, а чуть позже видели патрульные в районе Каспи. Дальше он изменил курс на северо-восток и ушел за пределы нашей территории.
- Ну ты, Рамон, энциклопедия ходячая! – удивился Сергей. – А откуда столь полная информация?
- В Центральный штаб поступила информация о его пролете еще позавчера. Совет Союза сегодня собирается на экстренное совещание. А мои соотечественники так и вовсе на ушах ходят. Говорят, Америка жива, и оттуда прилетел посланец от президента. Слушайте, парни, я думаю, вам нужно съездить со мной. Расскажете все по порядку.
- Рамон, я бы с радостью, но я не могу, - запротестовал Тенгиз. – Мне завтра на юг уезжать на усиление.
- Успеешь. А назад доставим вас с комфортом. Я думаю, старик тебя долго не задержит.
В этот момент калитка хлопнула и во двор вбежала очаровательная смуглая девчушка, лет десяти. Ее звали Анна, старшая дочь Начоса. Средней дочери – Кумпарсите, - было девять, а сыну, Хосе, - семь лет.  За забором стояли подружки Анны и с любопытством глядели, что же происходит в саду. Они о чем-то переговаривались между собой и, время от времени тихое загадочное шептание перерастало в звонкий смех.
- А вот и моя красотка! – Рамон довольно улыбнулся, сказал ей что-то по-английски. Девочка подошла к гостям и, подобрав края платьица, присела в коротком поклоне.
- Доброе утро, господа! – прощебетал по-грузински тоненький голосочек. Потом, не будучи уверенной, что сказал правильно, девочка повторила то же по-английски.
- Здравствуйте, юная леди! – улыбнулся Тенгиз.
- Здравствуй, дочка, - отозвался Сергей.
- Здравствуйте, здравствуйте, - помахали девочки шляпками из-за забора.
- Девочки, заходите во двор! Хотите чаю? – позвал их Начос. Те только вертели головками и хихикали.
Девочка подбежала к отцу, что-то сказала ему на ухо. Тот кивнул головой, ответил ей по-английски. Довольная девочка чмокнула отца в щеку, забежала в дом. Спустя минуту вылетела во двор, держа в руках разноцветную картонную коробочку, и побежала к подружкам. Через минуту все это средоточие детской радости и веселья как ветром сдуло.
- Попросила цветные мелки, чтобы похвастаться перед подружками, - сказал счастливый отец. – Я ее кроме грузинского пробую еще английскому учить. Мой родной, испанский, ей вряд ли пригодится.
- Красавица! – сказал Тенгиз. – Погоди, папаша, пройдет немного времени, и будут к ней женихи ходить!
- No, no, no. Это моя жемчужина. Чтоб к ней посвататься, парень должен быть, по меньшей мере, носить на груди Пурпурное Сердце!
- А Орден Чести пойдет? – шутливо поинтересовался Тенгиз.
- Да уж сразу, Герой Советского Союза, - пробасил Сергей. Потом он спросил:
- Слушай, Рамон?
- What?
- А у меня, между прочим, сын подрастает, - вкрадчиво заметил Сергей, елейно улыбаясь, как святой угодник. – Договоримся, камрад?
- Так, хватит! – Рамон встал из-за стола, начал надевать китель, но засмеялся так, что не сразу попал рукой в рукав. – Come on, пошли на станцию, старые вы разбойники!
- Ну вот. Почему сразу старые?! – Сергей встал из-за стола, взял сумку.

Через полчаса интернациональная троица была на станции. Рядом гудел, шумел, мычал и визжал базар. По выщербленной лестнице они поднялись на платформу, держась за поломанные, ржавые перила.
- Серж, ты всегда с оружием ходишь? – спросил американец.
- В последнее время – да.
- Где поезд, а? Слушайте, я ничего не успею! – беспокоился Тенгиз.
Кроме них на платформе ожидали поезда еще человек пятнадцать. Несколько женщин с детьми, а так, в основном, зрелые, степенные мужчины, многие, как и Сергей, вооруженные.
Наконец, вдали раздался гудок и, спустя несколько минут к платформе подошел «экспресс». Он представлял собой электрическую дрезину, похожий на технические вагоны трамвая, которые Сергей видел раньше и  Грузии, и в России. Грузовая платформа, оборудованная скамьями, находилась впереди кабины, от которой к проводам тянулся контактный рычаг. Кабина, судя по остаткам краски, когда-то была желто-красного цвета. В носовой части платформы размещался крупнокалиберный танковый пулемет Владимирова, за которым сидел пожилой стрелок в старой железнодорожной форме. Когда пассажиры уселись по местам между рядом прошел угрюмый одноногий старик на костылях. На груди у него висела жестяная коробка, куда пассажиры должны были положить плату за проезд, - по два патрона мужчины, по одному патрону женщины и дети. Когда «деньги» были собраны, кондуктор поковылял в сторону кабины. Через пару минут раздался гудок и поезд медленно тронулся с места, набирая скорость в сторону Хашури.
Гудение машины и стук колес нагонял на Тенгиза скорбные воспоминания. Если закрыть глаза, можно представить, что никакой войны не было, что ты сидишь в вагоне поезда, который везет тебя к морю, в веселый, зеленый Батуми. Или в галдящую, неспокойную столицу, расцвеченную огнями ярких витрин.
Тенгиз огляделся по сторонам. Остались позади развалины многоэтажного дома с черными глазницами окон, скрюченные, высохшие деревья, ржавеющий в скудной траве недалеко от путей грузовик. По левую сторону от дороги тянулось громадное кладбище с покосившимися надгробиями и полусгнившими крестами. «Хватит ли у нас сил когда-нибудь это вычистить, вымести эти памятники разрухи и скорби?» - подумал Тенгиз.
Поезд набирал скорость. Через час они будут в Хашури.