Ленин

Константин Губаренко
                Любой, хоть поверхностно интересовавшийся когда-нибудь христианской доктриной, прекрасно осведомлён о том, что на правом плече у человека находится ангел-хранитель (по мнению верующих людей, в критические для человека моменты он принимает осязаемую форму и не даёт тёмным силам прибрать заблудшую душеньку, нашёптывая советы и увещевая), на левом же – искуситель. (Именно ему в некоторых житейски-мистических ситуациях положено плюнуть в рожу или засорить глаза солью во избежание всяческих неприятностей - в этом и есть смысл всем известного плевка через левое плечо).  Задачи обоих изложены более или менее ясно, что позволяет осмыслить их аллегорическую суть – первого с определённой натяжкой можно сравнить с совестью и прочими сверхсознательными установками, не дающими вырваться наружу тёмным составляющим подсознательного, второго – с упомянутым подсознательным.
                Отсюда логичный вывод – облик человека формирует как раз равновесие этих двух последних. Следовательно, избавившись от одного из них, и, как следствие, высвободив второго, личность может претерпеть значительные и порой непоправимые изменения.
                Толкование данной метафоры единственно: в том или ином виде узаконенное равновесие подобного рода наблюдается в любой более или менее упорядоченной структуре – будь то религиозная или философско-политическая система, пусть она даже так же далека от народа, как декабристы. Очевидно, что идее неосознаваемого равновесия подвержены все те, кто вовлечён в любого рода психосоциальные и эмоциональные игры, то есть всё население нашей многострадальной планеты – от староверов до неогеваристов. В масштабах жизни одного отдельно взятого человека подобные коллизии проследить достаточно легко, если человек этот находится на виду.
                Владимир Ильич Ульянов-Ленин, вождь Октябрьской Революции, основатель партии русских коммунистов – большевиков; талантливый юрист, философ, политик, публицист, личность всегда непредсказуемая и неординарная, но до поры до времени крайне нравственная и широкая – здесь и подарки детям-сиротам на Новый год, и электрификация отдалённых районов, и помощь голодающим рабочим, и прочая, и прочая, и прочая. Золотой человек, одним словом. До определённого момента. Как показывает история, последний период жизни Ильича окутан мраком безумия, мизантропии и бессмысленной жестокости. Почему?
                Вспомним теперь фотографию Ильича на приснопамятном субботнике – с широкой улыбкой, что говорит о нраве добром и весёлом, и с бревном на правом плече. (Вдаваясь в физиологию, необходимо отметить, что для всех «правшей», к которым, бесспорно принадлежал и Ленин, было бы естественнее положить бревно на левое плечо и придерживать его правой рукой. Однако в связи с тем, что в результате покушения на жизнь вождя эсеркой Фанни Каплан и последующей операцией подвижность левой половины тела им была частично утрачена, неудивителен тот факт, что Ильич предпочёл перетаскивать достаточно тяжёлые брёвна именно на правом, здоровом плече).
О, слепой рок… Все мы жертвы обстоятельств.
                Как утверждают родные и знакомые, после того памятного субботника в 20-м и продуктивного труда бок-о-бок с рабочими Путиловского завода, Ильича словно подменили. Обладая мягким и даже кротким характером во всём, что не касалось Мировой Революции, Ленин стал невыносим – требовал обращаться к нему не иначе, как «Повелитель», мог среди белого дня застрелить на улице человека из браунинга или бросить в огонь живую кошку, не говоря уже о том, что излюбленным его занятием стало оправление большой нужды прямо на заседании ВКП(б), сопровождаемое неприличными остротами и телодвижениями в адрес партийных соратников.
                Он стал злым и раздражительным, повадился ходить в бордели, где, собственно, и усугубил тот самый пресловутый сифилис, который его в конце концов доконал. Ильич опустился, перестал следить за причёской и одеждой, категорически отказывался принимать ванну, бриться и стричь ногти. Вскоре его не стало.

                …В музее Мировой Революции в особой витрине висит тот самый исторический пиджак, в котором Ленин работал на субботнике. Если тщательно приглядеться к нему в яркий солнечный день, то на правом плече можно заметить следы внутренностей ангела-хранителя, раздавленного бревном.