Крестик

Галина Харламова
                «Моя душа как странница:
                Теряет дни, по свету носится.
                Ударь ее, она оскалится,
                Погладь ее, она помолится.
                Спаси, Господь, когда оступимся,
                Прости, Господь, когда покаемся…»
                Из песни С. Михайлова

                1
  Света очень не любила будни. Утром, не успев досмотреть очередной сон, надо было вскакивать по будильнику, приводить себя в порядок и бежать на работу. Ранние подъемы выматывали, и от вечного недосыпания часто болела голова и наваливалась усталость. Но принца на белом коне, который превратил бы ее жизнь в один сплошной праздник, встретить пока не удалось. Поэтому приходилось заботиться о себе самой, начиная день, как и весь рабочий люд, со звонком будильника.
Света по своей натуре – «сова», а совы, как известно, птицы ночные. Вот и она, отчаянно зевая весь день, оживала с наступлением темноты и энергично принималась за дела, когда другие люди ложились спать. И что только она не делала, чтобы перестроить себя: пробовала ужинать в шесть часов вечера, чтобы до сна пища усвоилась, пила успокаивающие травяные настои вместо кофе и чая, ложилась в кровать в девять часов и, закрыв глаза, терпеливо ждала, когда же придет долгожданный сон. Но победить природу не удавалось.
Во-первых, на голодный желудок спать не получалось, и в голову то и дело лезли мысли о еде. Желудок громким и протяжным урчанием напоминал о себе, долго и терпеливо подавая сигналы, пока хозяйка не сдавалась, шла на кухню и кормила себя бутербродами с колбасой и запивала теплым молоком.
Во-вторых, травяные настои не действовали, а пить снотворное Света не решалась, боялась привыкнуть, и это еще больше осложнит ее жизнь.
И, в-третьих, она ведь не ребенок, чтобы ложиться рано спать. Вечером так приятно почитать, растянувшись на диване, или поболтать по телефону с Мариной, или побродить по Интернету, или зависнуть в «аське», общаясь разом с несколькими людьми. А еще Света любила слушать музыку, чаще всего это были песни Стаса Михайлова. О, это был своеобразный ритуал! Она выключала все, что могло помешать наслаждаться, ложилась на диван, и с пульта включала центр на полную мощность. И когда прекрасные звуки наполняли комнату, девушка выпадала из реальности, не обращая внимания на протестующие стуки соседей. Казалось, в эти минуты ее душа отделялась от тела, легко и непринужденно парила где-то под потолком, подпитываясь незримой энергией космоса. В эти минуты Света была счастлива!

Ведя ночной образ жизни, девушка часто опаздывала на работу.  Не стал исключением и сегодняшний день. Будильник  давно уже был выключен, а она еще находилась в состоянии сладкой полудремы. На площадке гулко бухнула чья-то дверь. Наверное, соседка собралась на работу.
 Работа!!! Света подскочила как ужаленная и взглянула на будильник – пора бежать. Девушка метнулась в ванную чистить зубы и умываться. А затем, мысленно ругая свою «совиную» натуру, она одевалась, красилась и причесывалась одновременно. И все получалось неплохо - сказывались долгие месяцы тренировки. Наконец, накинув пальто и схватив в прихожей сумку и ключи, Света выбежала из квартиры и помчалась вниз по лестнице.
До работы ходу минут пятнадцать, а если бегом – минут десять, а если напрямую через парк – и того меньше. Света взглянула на часы – еще двадцать минут – уйма времени, можно не торопиться. Она облегченно перевела дух и свернула к парку.
Стояло чудесное осеннее утро. Яркое солнышко вот уже несколько дней радовало людей. В парке было светло и торжественно. Опавшая листва под ногами чуть слышно похрустывала. Света залюбовалась ярко-желтым убранством деревьев и с наслаждением вдохнула чистый влажный воздух. Красота-то какая! Если бы не работа, можно было бы погулять, насобирать букет листьев, помечтать, сидя  где-нибудь в укромном уголке, наслаждаясь последними теплыми деньками.
-Девушка, подскажи, как найти ювелирку, - обратилась к ней проходившая мимо женщина.
-Выйдете из парка, повернете направо, перейдете дорогу, а потом - прямо. Тут совсем близко, - сказала Света.
-А, может, ты у меня золото купишь?
Женщина вытащила руку из кармана - на ладони лежали кучкой цепочки  и один большой, необыкновенно красивый крестик.
У Светы захватило дух:
-Ой, что вы, у меня нет таких денег! – пролепетала она.
-Тогда возьми крестик просто так, в подарок. Я  все равно пропью…
Девушка удивленно взглянула на незнакомку: чистенький плащ, дорогие, но уже потрепанные ботинки, шелковый платочек на голове – не похожа на горькую пьяницу. И лицо приятное, доброе, открытое, а глаза – голубые озера. Света видела множество глаз, у пьющих людей они пустые и мутные, а у этой женщины глаза были чистые и яркие. Нет, не может она быть пьющей! Значит, пошутила, но зачем?
Заметив, что Света рассматривает ее, женщина ухмыльнулась:
-Что? Не веришь? Думаешь, вру? Видишь хорошую одежду? Так это все, что у меня осталось… Когда-то я жила очень хорошо, у меня было все: добротный дом, любящий муж, двое сыновей и любимая работа, но однажды я потеряла все. И всех… И вот теперь живу одна, забытая и никому ненужная. Думаешь, легко так-то? Вот и нахожу спасение в вине. Только так могу хоть ненадолго забыться, а потом опять это чертово одиночество…
-Ну, зачем сразу пить? Вы бы в церковь сходили, с батюшкой поговорили.  Вера души лечит.
Женщина как-то странно взглянула на Свету и покачала головой:
-Эх, милая, да нельзя мне в церковь! Таким грешницам там не место. Не пойду! Потому что знаю, не простит меня Бог! В своих бедах я одна виновата, видно, суждено мне остаток дней вот так маяться. Заслужила, значит!
-Зачем вы на себя наговариваете? Из любой ситуации выход найдется. Может, еще все образуется?
-Молодая ты, поэтому и думаешь так. У тебя есть время жить и надеяться, а у меня его нет. Не могу ждать, когда все наладится, погибаю я, поэтому прошу, возьми крестик. Хорошая ты, пусть он лучше у тебя будет, чем кому-то другому достанется. Раньше он принадлежал одному дорогому мне человеку, я хранила его как память. Теперь мне деньги нужны: вино и еду нужно на что-то покупать. Пропью и его, как все остальное пропила.
-Нет, нет, - отшатнулась Света, - это очень дорогой подарок, я не могу его взять!
-Возьми! Ты сохранишь его, я знаю.
Женщина взяла руку девушки и положила на раскрытую ладонь золотую вещицу, а сама повернулась и быстро ушла.
Еще какое-то время девушка стояла в недоумении, зажимая неожиданный подарок в руке, а когда опомнилась, вокруг никого уже не было. По-прежнему ярко светило солнце и в городском парке хозяйничала осень, засыпая все вокруг желтой листвой.
Света снова раскрыла ладошку и только теперь смогла рассмотреть крестик. Он оказался гораздо красивее, чем показалось сначала: по контуру его обрамляла тонкая витая нить, а все поле вокруг распятья было покрыто мелкой золотой пылью. Очень изящная работа! Неожиданно девушка заметила небольшую, но глубокую царапину, тянувшуюся с левой стороны от пересечения прямо к ногам Христа. «Шрам на кресте», - мелькнула мысль, от которой гулко забилось сердце и стало страшно. Почему-то подумалось о плохом. Что может так поцарапать золото? Только более твердый металл, может быть, нож. Выходит, непростая судьба у этой вещицы. «Может, и мне достался не случайно», - думала Света, загребая ногами опавшие листья.
Как вдруг в сумке заиграл мобильник. Звонила Марина:
-Ну, опять проспала?
-Вовсе нет, иду на работу…
-И где ты ходишь? Лесогор уже третий раз заходила, про тебя спрашивала.
-Да иду я, иду! Тут со мной такое приключилось…
-Что на этот раз? В колодец провалилась или встретила целую армию инопланетян? – засмеялась Марина. – Почему после работы с тобой ничего не случается, а исключительно только по утрам, когда все нормальные люди уже давно на работе?
-Ну, не знаю я! Наверное, потому что непутевая. Ладно, давай не будем тратить деньги, скоро все узнаешь, - сказала Света и нажала кнопку.
Взглянув на часы, девушка мысленно ужаснулась – опоздала на целых двадцать минут! Теперь влетит! «На этот раз Лесогор не простит», - подумала Света, представив себе вечно недовольную физиономию начальницы. Девушка бросилась было бежать, но потом передумала: беги, не беги, все равно уже опоздала и пара минут роли никакой не сыграют.
Света убрала крестик в сумку и, выйдя из парка, свернула на дорожку, ведущую к детскому саду, где работала музработником.
                (ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ)