***

Владимир Гильдебрандт
                Филипп Анкосс


                ЛЕКАРЬ, ТЕРАПЕВТ И ПРОВИДЕЦ

                перевод с французского
                Владимира Ткаченко-Гильдебрандта

               

7 июля 1891 года Жерар Анкосс блестяще защитил свою докторскую диссертацию по медицине перед господами Матиасом Дювалем, профессором, Кеню и Глейем, оппонентами. Эта диссертация, посвященная Философической анатомии с ее разделами,  станет прекрасным путеводителем для тех, кто ее захочет изучить. На самом деле она представляет собой двойное исследование, - с одной стороны, в ней дается серьезная научная методология; с другой, наиболее полное изложение, касающееся Аналогии, той аналогии, умение обращаться с которой так   высоко ценилось в оккультных школах.
Итак, в своем труде Жерар Анкосс дал проявиться также и  личности Папюса. Между прочим, он пользовался приемом дедукции, подобно тому, который можно извлечь из труда Учение о Матезе (Mathese) или Анархии и Иерархии Науки со специальным применением к Медицине доктора Жана Мальфатти де Монтереджио, одного из примечательных представителей школы натурфилософии.  Работе над этим метафизическим трактатом автор посвятил 36 лет своей жизни.   
Люсьен Шамюэль пришел поддержать своего друга Папюса на защиту его диссертации. Он сохранил наиболее точное воспоминание о словах профессора Матиаса Дюваля, обращенных к Жерару Анкоссу по ходу церемонии:
«Господин Анкосс, вы – непростой исследователь. О вещах философских и медицинских, в особенности же о волнующих темах, о которых я не буду здесь распространяться, вы написали под своим именем или псевдонимом, принесшим вам славу, книги высокого достоинства и я горжусь тем, что являюсь руководителем вашей диссертации».
Папюс, став доктором медицины,  по примеру великого Парацельса заявил, что  не знает и для него не существует более великой чести. И потом он отправился в свое путешествие по Европе и посетил Бельгию, Голландию, Англию, Германию, Испанию и Россию, пытаясь усовершенствовать свои знания, интересуясь всеми видами медицины, обращаясь за  советами не только к прославленным врачам, но без колебания и в равной мере и  к целителям, кудесникам, которых отвергла официальная наука.
В Бельгии он изучал дозиметрию. После увлеченно интересовался гомеопатией. Два года спустя, он вернулся в Германию.
Изучив оккультные силы человека, развивающие в нем определенные психические задатки, исследовав управление силами под названием «астральных», Жерар Анкосс не мог, став официально «доктором медицины», не использовать своих знаний и талантов на медицинском поприще. Так он стал широко применять знание Астрала, столь дорогого оккультистам. Иногда, дабы выяснить диагностику, он испытывал сначала астрал пациента, а после его таинственным образом исцелял, взывая к материнской жизненной силе, потенциальной тайне, источнику равновесия.
          И в самом деле, оккультисты подтверждают, что довольно часто наши физические заболевания, которым мы подвергаемся, не что иное, как отражение, манифестация заражения нашего астрального тела, или, если хотите, сбой ритма наших астральных вибраций. Отсюда   представляется справедливым излечивать причину, а не следствие недуга. И именно это Папюс делал всякий раз, когда появлялась возможность.
«Он верил во всесилие Воли, в воздействия человеческого существа на разрозненные силы, индивидуального духа на Вселенную. Он раскрыл своим адептам энергию, которую каждый из них несет в себе самом и которую может в соответствии с человеческими намерениями воплотить в движение, произведя гармонию или разрушение, добродетель или преступление, отвращение или красоту. Он обладал чудесным даром внушения, сделавшим его несравненным целителем»(1).
Я приведу здесь следующий случай, рассказанный Фанегом (Phaneg) в его биографии доктора Папюса: «…Однажды богато одетая дама, прибывшая в господском экипаже, подошла  к двери Папюса. В тот момент, когда она вошла в его кабинет, Папюс, взглянув на нее, сказал: «Мадам, отчего вы сомневаетесь? Не следует идти на встречу к врачу, к которому не испытываешь доверия. Вы страдаете невралгией верхней части левого глаза уже много лет; она пройдет; вас постигнет еще припадок, и это будет все».
«Дама, ошеломленная не только подобным знанием дела, но еще более от  того, что Папюс поведал о ее семье, с восхищением обнаружила, как ее невралгия исчезла и в знак благодарности положила ему  на стол луидор,  попрощавшись. «Держите ваши деньги обратно, мадам, у вас их и так  не  много». И дама со слезами на глазах подтвердила, что это правда. Экипаж ей не принадлежал;  в действительности она его наняла на свой последний луидор».
Эта история принесла известность Папюсу, показав его удивительную проницательность, его силы и его доброту.
Со своей стороны, я мог бы привести другие примеры, достоверность которых гарантирую. Папюсу доводилось равным образом говорить пациенту, пришедшему впервые, следующее: «Ваш случай намного менее серьезный, чем случай с такой-то персоной (отцом, братом, сестрой, близким другом пациента). Передайте ему, чтобы он мне показался». Посетитель не мог поверить своим ушам и не без основания! Он не мог проронить ни слова, ни подобрать объяснение, ни отвергнуть само совпадение, и он констатировал, что этот странный лекарь способен ставить диагноз человеку, о существовании которого он прежде не знал, на расстоянии. 
Я имел возможность неоднократно отмечать, что влияние Папюса распространялось не только на людей, но также и на определенные виды животных, среди которых собаки, лошади, крупный рогатый скот. Я являлся, на сей счет, свидетелем довольно любопытного случая излечений, что бравые швейцарские или туранжские  (tourangeaux) крестьяне, приведшие своих животных для осмотра их доктором Папюсом, не могли объяснить ввиду отсутствия медикаментов.
«Магист и алхимик Папюс обладал сам в себе лечебными средствами, состоящими из неизвестных, но излечивающих формул Фармакопеи. Наконец, освоив за долгое время управление человеческими флюидами, ему все стало известно в области магнетизма и гипноза, наравне с такими целебными средствами, как проявления магического агента. Разумеется, что к 1890 году, когда господствовал  официальный материализм, подобная личность не могла не вызывать всеобщего негодования. И такое негодование возникало.
Нельзя и представить, чтобы хоть одно его терапевтическое нововведение было вовремя использовано. Еще в меньшей степени это относится к поразительным классификациям, кои содержала его терапия. Она включала в себя:
1) заболевания физического тела, собственно говоря, то, что лечится посредством противоположностей (аллопатия);
2) заболевания астрала, врачуемые при помощи гомеопатии и магнетизма;
3) заболевания духа, которые могут быть излечены лишь теургией и молитвой.
Имелось  нечто в этом простом изложении, отчего университетские ученые приходили в ярость, подобно быку при виде красной тряпки. После предпринятой попытки возглавить этого незадачливого ученика, они взялись другим способом покончить с ним. Папюс веселый, добрый малый, не представлял того сумрачного вида, который глупцы требуют от  мага. Разумеется, ему приклеили ярлык, обозвав шарлатаном. Те, кто обвинили его подобным образом, грезили поначалу, что все эти романтические дарования на физиономии колдуна суть, по меньшей мере – или должны быть – для научного остроумия. Он более не кажется таким близким. Да он и не возражает; ему необходимы лишь больные и психопаты, которые приходят в его кабинет; этого было вполне достаточно для Папюса. Официальная слава не являлась ни его целью, ни его притязанием. Он должен был делать иную вещь» (2).
В определенных случаях он, не колеблясь, использовал целебные средства «доброй женщины»; равным образом прибегал к магнетизму и весьма часто к теургии.
Он учил, что эзотерически человеческое тело образовано из тысяч живых клеток, которые все имеют свое индивидуальное сознание, свой дух (То, что вверху, то и внизу есть, дабы исполнить чудо Единства, говорят оккультисты, цитируя Изумрудную Скрижаль).  Роль духа медикамента или магнетического флюида заключается в том, чтобы «говорить» этим маленьким существам, пробуждать их энергию, указывать место естества, где они смогут сами по себе обрести выздоровление. Более того, если Дух сущности, введенный в тело, будет мощным, то выздоровление будет достигнуто быстрее. Этот закон согласно Папюсу являются ключом к исцелениям гомеопатическим, магнетическим или самим теургическим.
Гомеопатия воздействует на нервную силу, тогда как аллопатия оказывает влияние, собственно говоря, на органы. Говоря об одной и другой терапии, Папюс прибегает к следующей аналогии: заболевание представляет из себя поезд в движении, который нужно остановить. Если прямо воздействовать на органы (колеса) локомотива, загромождая рельсы камнями или ставя препятствия самим колесам, то двигатель все-таки будет работать, и мы ничего не получим, кроме материального ущерба. Если же, наоборот, мы перенесем воздействие на сам локомотив, а не на его второстепенные «исполняющие» части, а именно – на пар, давление, локомотив остановится без всяких сотрясений. Это и есть гомеопатия.   Наконец, если имеется средство воздействия на машиниста (Духа), он остановится сам по себе еще в лучшем виде, ибо машинист знает весьма хорошо свой двигатель. А это уже – ментальная медицина  (внушение, самовнушение и т. д.).
Для врача будет идеальным использовать в соответствии с обстоятельствами аллопатию, гомеопатию или ментальную медицину, воздействуя прямо на физическое тело, астрал или Дух.
Папюс имел возможность практиковать все три вида медицины и, благодаря верному использованию их, излечивать многих больных или облегчать их участь. Однако будет неправильным утверждать вслед за некоторыми из восхвалителей Папюса, что ему всегда сопутствовал триумф. Но бесспорно, что он достиг значительного  процента  своей успешной работы.
В биографии Папюса, написанной его учеником и другом Фанегом, приводится прекрасный пример исцеления… психики. Речь идет, по рассказу Фанега, об одиннадцатилетней девочке. Однажды ее охватила лихорадка страшной силы. Никакие медикаменты не помогали. Ребенок таял с каждым днем; пропали сон и аппетит. Крайне расстроенные родители не знали, к какому врачу им обратиться; они уже перепробовали многих. Подруга им посоветовала позвать Папюса, коего  хорошо знала. Он пришел к завтраку,  вошел в комнату и увидел на маленькой кроватке настоящий скелет… Но, уточняет Фанег, как только он вошел, ребенок приподнялся, открыл глаза и сказал слабым голосом: «О! Господин, которого Благой Господь привел ко мне, чтобы меня излечить!..»  Восемь дней спустя поправившаяся девочка была в полном здравии к великому удивлению врачей, прежде ее посещавших.
Другой пример, приведенный Фанегом:  «Однажды вечером я просил Папюса дать мне некоторые советы по поводу больного тщедушного ребенка, которого смущало само передвижение, и имевшего, наряду с другими тревожными проявлениями, глубоко ущербную  левую ногу, гноящуюся и обнажившую почти свою кость. Ребенка три раза в неделю приводили на перевязку в госпиталь. Я только сказал имя этого ребенка, способ, что исполняется всегда с Папюсом. Почти сразу он мне ответил: «Отец был плохо излечен от сифилиса; ребенку необходимо прописать такой-то медикамент; он вылечится за пятнадцать дней». По истечении срока все в точности сбылось; и пятнадцать дней спустя, врач госпиталя, снимая повязку, увидел к своему вящему недоумению зарубцевавшуюся на ноге рану с наросшей плотью. Это было смешанным исцелением посредством молитвы и алхимического медикамента.
Фанег приводит другие случая удивительных исцелений, диагнозов, поставленных на расстоянии, и, со своей стороны, я довольно хорошо помню толпу больных, которая как в Туре, так и в Париже, осаждала два консультативных кабинета моего покойного отца. Она стояла с улицы и до лестниц. Когда в буквальном смысле слова истощенный неистовым трудом, длившимся с утра и до вечера, Папюс хотел выйти, то он вынужден был пользоваться черным ходом.
В области психологии, Папюс имел идеи, которые в     отдельных    случаях, не всегда разделялись его собратьями. (…)
Завершая эту часть, посвященную «Папюсу, лекарю и терапевту», я должен вновь отметить, что успешные результаты, которые он достиг там, где другие терпели неудачи, стали возможны потому, что он пополнил классическое образование Медицинского Факультета личными изобретениями в области гомеопатии и психологии, благодаря углубленному знанию об истинном строении человека.  Строении из трех элементов, состоящем,  иными словами, из физического тела, флюидического тела (еще называемого двойным или астральным) и, наконец, сознательного Духа. Все три составные части пронизывают и оказывают влияние друг на друга и от них полностью зависит  жизненное равновесие, что мы обычно называем "добрым здравием".

* * *
 
Все хорошо знавшие Папюса достаточно указывали на свойства «ясновидения» и интуиции, которыми он был одарен. «Сила его интуиции, писал Альбер Легран (Albert Legrand) в Бюллетене духовных привязанностей за апрель 1933 года (Bulletin des Amities spirituelles), была изумительной. Пишущий эти строки находился в 1913 году вместе с Папюсом в маленькой нормандской деревушке в обществе двадцати друзей, большая часть из которых еще здравствуют. Папюс говорил с потрясающей точностью о войне, что должна разразиться, объявив всем присутствующим, чем будет заниматься каждый во время этого испытания. Его предсказания исполнились буквально.
Можно привести многочисленные истории подобного характера. Но мы обратим внимание лишь на две:
«Однажды по прибытии поезда, он сдал свой багаж в камеру хранения, взявшись сопроводить на такси одну из своих пациенток. Он поспел точно в срок, дабы предотвратить самоубийство. В другой день к нему впервые  приходит больной на консультацию, которому он говорит: «Вы. Пускай так. Но вот лечение для вашей жены; это срочно. В действительности, женщина имела одно тяжелое заболевание».
Виктор-Эмиль Мишле любил вспоминать, что однажды, когда оба молодых человека – Папюс и он – изучали хиромантию, Папюс сказал ему, показывая свою руку: «Видите, я умру к пятидесяти годам» (3).
В мае 1914 года журнал Excelsior направил редактора господина Андре Арнивельда (Andre Arnyvelde) (4), дабы спросить у Папюса о том, что думают о выборах звезды.
Статья вышла в понедельник 4 мая 1914 года. Вот в точности воспроизведение слов Папюса: «Единственно материалистические группировки будут… скорее всего уничтожены. Вот явный знак выборов. Станет равно очевидным, что мир находится на пути возвращения к спиритуализму.  Грядущие депутаты впредь не избегут его влияния, и их побуждения будут скорее философскими, нежели политическими. На практике это будет выражаться в гуманитарных действиях и, значит, возобладает социализм, новая Палата должна, несомненно, заняться военными приготовлениями; либо  конфликт разразиться внезапно, либо ему можно будет чем-то помешать. Если же придет война, то Франция может быть уверена в своей победе».
Интервьюируемая в тот же день по тому же поводу знаменитая ясновидящая, имя которой я умолчу для того, чтобы ей более не противоречить, ответила господину Андре Арнивельду: «Хорошо. Я думаю во всяком случае, что при новой Палате удастся избежать войны. Мировые разногласия будут улаживаться дипломатией, нежели пушками».
1 января 1930 года Меркюр де Франс (Mercure de France) опубликовал статью, воспроизводя письмо покойного художника О.-Д.-В. Гийонне (O.-D.-V. Guillonnet), автора знаменитого портрета Папюса:

Мата Хари, угаданная Папюсом

                Париж, 4 декабря 1929.
 

Господин,
Я с глубоким интересом прочитал ваш очерк о Мата Хари.
И поскольку вы упомянули короткое выступление этого чудовища в моей мастерской, я расскажу вам довольно любопытный случай.
Прошло около года, как я сделал рисунок Мата Хари для Мессалины, и я не знал об этом опасном создании ничего, кроме того, что она мне говорила о себе, конечно, много хорошего, пока мне не нанес визит доктор Анкосс, для оккультистов Папюс.
Беседуя со своим другом, я раскладывал рисунки на полке для хранения папок. Вдруг доктор воскликнул:
         - Смотрите меня рядом с головой этой женщины! Кто она такая?
- Модель, позировавшая мне всего один сеанс, единичный тип.
И я рассказал ему историю об упадке ее нравственности (de sa crise de pudeur) – именно то, что говорилось в сущности в моем письме господину Дюмюру (Dumur), воспроизведенное в вашем очерке.
- Хорошо! – продолжил доктор Анкосс. – Эта женщина несет на себе признаки более ужасные, нежели можно увидеть. На ее лице я читаю, что она явилась причиной скорби, трагических смертей, разорений. Что знаю я? Будет любопытно проследить ее в жизни! Но! Это ужасно!.. Не желаете дать мне этот рисунок? Я ее разложу по полочкам  и постараюсь узнать то, кем станет эта мадам Мак Леод. Это – демон.
Пронеслись годы, мой друг Папюс умер во время войны, кажется, в 1916.
С тех пор я просил его наследников разыскать этот рисунок. Но он не мог быть найден.
Я вам описал это в виде случайной девинации или, если вы так разумеете, в качестве занимательного исследования  характера по чертам лица.
Извольте  верить, господин, моим чувствам восхищения и симпатии.   

                О. Гийонне
   
Наконец, во время войны Папюс сделал несколько предсказаний о ходе военных действий. В ноябрьском номере за 1915 год маленького ревю, озаглавленного Пророчества месяца (Propheties du mois), он объявил, что 1918 год станет годом «трансформации Германской империи вследствие нашей вероятной победы».
Также в 1915 году он заявил, что враг вскоре будет предпринимать громадные усилия, и мы из-за этого можем испытать некоторое волнение. Он добавил, что немецкое наступление будет сломлено… Немцы ринуться на Верден… Битва за Верден будет продолжаться со 2 февраля по 15 декабря 1915 года.
Второй пример странной интуиции «Бальзака от оккультизма» был преподан в 1932 году моим покойным другом Люсьеном Шамюэлем, который хотел привести следующую историю в первом издании Папюса, его жизни, его трудов:
«В 1887 году во время, когда между двумя партиями в шахматы, он обучал меня элементам хиромантии, он сказал мне, показывая свою руку: «Я достоверно умру к 50 годам». Я задал ему инстинктивно вопрос: «А я? В каком возрасте умру я?»  После внимательного рассмотрения он ответил: «Вы? К 48 годам вас постигнет очень тяжелое заболевание… Если вы избавитесь от него, то доживете до старости». Папюс умер в 51 год.  И когда в 1916 году (49 лет) я заболел тяжелым заразным воспалением легких, то вспомнил о пророчестве Папюса и стал энергично лечиться. Папюс мне спас жизнь, уведомив меня за тридцать лет до забелевания. Будущее показало, что его предсказание было верным до конца (5).
В 1914 году будучи еще весьма юным, я прекрасно припоминаю, какое удивление он вызывал у друзей или гостей, которым раскрывал их сокровенные мысли.  Ему доводилось, в действительности, читать иногда мысли нескольких собеседников!             
Когда впервые немцы двинулись на Париж, моя покойная мать оставалась со мной на месте и это, благодаря формальным уведомлениям Папюса с фронта, который ее просил не беспокоиться, ибо произойдет чудо и Париж будет спасен. Это был гениальный удар Галлиени (Gallieni), стратегическое знание Жоффра (Joffre) и «Марнское чудо» («miracle de la Marne»), возымевшие результат. Вместе с тем, я являлся свидетелем других предсказаний частного характера, также интересных, но приводить их здесь не хватит  места.
Я узнал предсказание, касающееся международного порядка, сделанное  Папюсом на эзотерической конференции, проходившей 13 февраля 1908 года:
«Я вам напоминаю, - сказал Папюс, - что с 1848 года мы вступили в период английского господства. Она закончится с пушечным выстрелом (как считают в эзотерических кругах Запада), иными словами, в момент, когда  Папство будет уничтожено Англией, а последняя, в свою очередь будет побеждена объединенными Германией и Россией и, возможно, Францией. Мы тогда вступим в период прусского господства, а затем Россия станет править миром. Во время этого последнего периода Франция откроет другой блестящий цивилизаторский цикл среди иных народов, благодаря своему союзу с романоязычными странами (les pays de la langue latine)».
«После этого цивилизационная волна пройдет по Соединенным Штатам и достигнет в последнюю очередь Японию».
«Считается, - говорил Папюс в 1904 году, - что Желтые вторгнутся в Европу перед тем, как быть непосредственно разбитыми».
Наконец, когда в сентябре 1916 года Папюс завершил рукопись своей книги То, что станет с нашими умершими, он сказал одному из своих верных друзей: «В течение месяца я смогу в том убедиться».
25 октября 1916 года, в день, когда он должен был оставить физический план, он позаботился перед тем, как покинуть наше жилище, уйдя навстречу вечности (pour se  rendre a un rendez-vous important), положить в свой портфель записку, которую  собственноручно напечатал на машинке и в которой сообщил, куда препроводить его тело, кого уведомить в первую очередь, какие распоряжения надо дать, дабы для меня и моей матери удар стал не столь ужасным. Он знал на самом деле, что должен умереть в этот день.
Я нашел в газетных вырезках «прекрасной эпохи» касающееся Папюса, уточнения к некоторым пророчествам «Мага», как говорили журналисты. Так, он объявил за год вперед об  убийстве президента республики господина Сади Карно (Sadi Carnot). Давая интервью редактору Жиль Блаза (Gil Blas), он напомнил ему об этом предсказании следующим образом: «Смертельная опасность в убийстве для президента Республики» в первые четыре месяца 1894 года. Астрологический год начался 1 марта, и Сади Карно был убит в Лионе итальянским анархистом Казерио (Caserio) 24 июня 1894 года. Сколь данное предсказание, сделанное в соответствии с астрологией, всколыхнуло умы, ведь оно явилось событием, если судить о нем по многочисленным комментариям публиковавшейся тогда прессы.
Графологические таланты Папюса в отношении личностей первого порядка также способствовали этой эпохе. Так, Жиль Блаз опубликовал 24 января 1894 года графологический очерк Папюса о президенте Республики Феликсе Форе (Felix Faure), исследование, перепечатанное и прокомментированное большой частью парижской и провинциальной прессы. Равно, как и Ле Голуа (le Gaulois) посвятил большую статью Характеру царя Николая II по данным графологии, статью, в которой Папюс сделал замечательный портрет императора. Эта статья имела значительный отклик в так называемой «информационной» прессе и в спиритуалистских кругах (она была воспроизведена в № 178 Покрывала Изиды (Voile d'Isis) 14 ноября 1894 года).
Кстати, о разнообразных дарованиях Папюса я нашел более свежую газетную вырезку. Речь идет о статье господина Жана Бернара, опубликованной в Лондоне  Независимой Бельгией (L’Independence belge) от 8 ноября 1916 года. Автор уточняет в ней, что по определенным вычислениям Папюсу удавалось устанавливать даты, указывая важнейшие события, а также саму смерть индивидов, что «иногда совпадало с реальностью».
Жюлю Кларети (Jules Claretie) он предсказал год, хотя, впрочем,  отказался ему его раскрыть по весьма веской причине, ибо Жюль Кларети был немного суеверным. Его точно похоронили за восемь дней до Феликса Фора и Муне-Сюлли (Mounet-Sully).
В продолжение передачи, сделанной на французском радиовещании, когда был задан вопрос о Папюсе, я получил письмо от одной слушательницы следующего содержания:

                Париж, 23 августа 1949.

Я имела удовольствие вчера слушать вас по радио, и вы напомнили тембр голоса вашего дорогого отца… Но это воспоминание, увы, уже весьма из далекой для меня поры. Я видела вас три или четыре раза, когда вы, строгий мальчуган, открывали дверь на улице Родье (Rodier) многим больным…
Я была молодой женщиной, когда обратилась к доктору Анкоссу. Он сказал, провожая меня до двери, остановив на мне свой проницательный  милый (незабываемый!) взгляд: «Мадам, вы можете сказать своему мужу, что в течение двух лет он станет отцом мальчика».
Эта новость мне принесла столько радости; я ее сообщила своему мужу, моей матери, моему отцу, и… спустя два года, несмотря на мою бдительность, у меня родился сын!
        Но что тогда в таком случае  могло произойти со мной или с вашим отцом? О том дне вы могли бы упомянуть на радио в ряду подобных случаев, и я была бы очень счастлива. Но потому ли поведала я вам это далекое воспоминание, поскольку уверена, что вы должны быть чутки к воспоминаниям, которые могут сохранить память об этой Сущности… несомненно, единственной в нашу эпоху?       

Согласно Папюсу, всякое истинное пророчество есть результат взаимодействия видимого плана с невидимым планом. Но то, что должно произойти, может измениться вследствие различных причин. Они - аналоговые цветные клише в кинематографе, поражающие мозг зрителя. По сути клише могут проистекать из нескольких источников: 1) прямое видение, будь то на невидимом плане или посредством материальных помощников (зеркало, ваза с водой, чернильные пятна и т. д.). – 2) передача от невидимого существа к пророку во время бодрствования или сна, либо через посредника - при содействии субъекта, когда медиум заснул. – 3) Числа, которым Папюс придавал большое значение.

Числа для Папюса образовывали, в действительности, один из языков, устремленных от невидимого плана, составленного в символических рисунках. Но он настаивал в истинном смысле на том, что большая трудность пророчества заключается в необходимости толкования клише и установления дат, которые на земле полностью отличаются от времени и чисел, используемых на невидимом плане. Земной год  - всего лишь день божественного года, и земной месяц едва ли час этого последнего. Более того, все клише могут быть преобразованы, отсрочены или приближены под влиянием божественной воли, на которую воздействуют свободно молитвы земных обитателей. Отсюда астрологическая формула: Astra inclinant, non necessitant.
«Установление даты, - добавляет Папюс в предисловии к маленькой книге Война и Чудесное  (La Guerre et le Merveilleux), опубликованной в июне 1915, - есть целиком личностное исчисление, которое никогда  пророк не может гарантировать полностью.
Нынешнюю войну видело большое количество людей, обладающих интуицией, и провидцев, и в неизбежность ее  верилось в течение трех лет. Клише ее действенной кристаллизации было отсрочено, дабы лучше  привести союзные армии к триумфу, что начертан в Невидимом и который, я надеюсь, не подвергнется никакому преобразованию в ходе своего воплощения.
Я имею весьма слабую заслугу объявить наряду с другими и несколько месяцев заранее о последствиях этой войны и территориальных изменениях в Европе».               

               


 * * *


Завершая эти несколько строк, посвященные дару ясновидения Папюса, я должен отметить, что он никогда не был тем, кого называют «медиумом» в спиритическом смысле слова. Он был сам по себе и не зависел ни от какого чуждого влияния. Добавлю, что он использовал осознанно дар, которым обладал (в ряду других заметных качеств), ибо он старался всегда оказать помощь тем, кто его окружал и кто к нему обращался. Если он делал вывод, что разоблачение или интуиция могла оказаться опасной для интересующегося, он не говорил ничего. Но зато, скольких несчастных он утешил, скольким бедным людям дал надежду и здоровье, по-человечески открывшись им, - все это просто могло ими быть сказано… Он вседа помогал тем, кто приходил к нему, больным телом и духом, ведь он являлся «человеком сердца» в полном смысле слова.
Я уточню, наконец, что дар ясновидения и иногда «яснослышания» не проявлялся у Папюса постоянным образом и мой покойный отец совершал и ошибки более или менее важные и что здесь необходимо признать со всей беспристрастностью. Ему нужно было бы стать богом, чтобы никогда не ошибаться. Но тем не менее установлено, что Папюс обладал и замечательными дарованиями (5). И все же он оставался «маленьким ребенком» рядом со своим духовным учителем  Господином Филиппом Лионским.    
               

(1) Laurent Tailhade, L'Oeuvre, novembre 1915.
(2) Zarpanit, Psychique-Magazine, 1er-15 novembre 1916.
(3) Папюс умер в 51 год. (Ф. А.)
(4) Андре Арнивельд был убит немцами во время оккупации 1940-1944 гг. Я хотел бы здесь почтить его память. (Ф. А.)
(5) Люсьен Шамюэль умер в 1936 году в возрасте 69 лет.
(6) Вот что Папюс писал о царской России и о знаменитом Распутине:
"С каббалистической точки зрения Распутин - это сосуд сравни ящику Пандоры, в котором содержатся все пороки, все преступления, все позорные пятна русского народа. Кто этот сосуд разобьет, то увидит ужасное содержимое, разлившееся над Россией..."
И немногим позднее удивительное прозрение о современном азиатском мире:
"В последнем периоде нашего цикла Желтые еще сыграют существенную роль. Они отойдут уже от своего затянувшегося сна и будут посвящены в особенности современной стратегии. Это им позволит однажды задать нам хорошую взбучку, которую мы так любим задавать другим под предлогом их обращения к цивилизации. Впрочем, Русско-японская война явилась лишь прелюдией этой заключительной войны двух рас, которые взаимно ненавидят друг друга и обзывают варварами. Но не беспокойтесь чрезмерно о желтой опасности, ибо людские остатки древней Лемурии исчезнут рано или поздно с лица Земли, после того как будут окончательно разгромлены белыми армиями, объединившимися перед лицом общего врага. Тогда конец нашего континента станет близок, и Земля будет готова поменять свою обстановку и внешний облик.
На последующей конференции, проходившей 25 января 1912 года, Папюс сказал: "Европа подвергнется великим преобразованиям. Во-первых, вероятно, исчезнет Папство; во-вторых, произойдет крушение Англии. Если предсказания сбудутся, то вы увидите падение Папства, светского Папства, - оно потеряет мирскую власть, от которой у нее мало, что останется, и это станет прелюдией к разрушению британского главенства. Заметьте, что Англия, прекрасно организованная и стоявшая у истоков всякого парламентаризма после Испании (поскольку в Испании имел место первый парламент), изменится в своей основе. Точкой, уравновешивающей Англию, являлись земельные собственники, Лорды, сдерживавшие большие политические аппетиты Общин. Посмотрите, Лорды меняются; однажды они и вовсе исчезнут, и Англия исчезнет вместе с ними, ибо Незримый хочет, дабы она исчезла.
Всякая эпоха имеет своих пророков. Они есть еще и сегодня. Если вы почитаете четвертую страницу газет, то весьма удивитесь числу существующих пророков. Ну что ж! Имеются очень древние пророчества, которые могут нас утешить  и не принести нам печали.
Но более всех нас интересуют пророчества, которые говорят о Франции. Одно из них - пророчество господина Тан-Писа (Tant-Pis) - о том, что нас наводнят иностранцы, что иностранцы оккупируют нашу страну в течение двух лет, после чего состоится Варфоломеевская ночь над захватчиками и император чужеземцев будет наблюдать за своими государствами, сидя верхом на бочке.
Другое в высшей степени любопытное пророчество возвещает о великом короле и великом папе. Это пророчество было весьма раскрыто перед вами: оно заявляет о будущих Соединенных Штатах Европы, и что эти Соединенные Штаты образуются, дабы назначить парламентского короля - не забываем о парламентаризме - который станет управлять всем.
Интересны и социальные пророчества, ибо рядом с великими событиями, которые должны совершиться, они говорят о малых уже совершившихся вещах. Вот пророчество, касающееся нынешнего социального преобразования, указывает на время, когда экипажи будут ходить без лошадей, и это пророчество восходит к 1820 году, эпохе, когда автомобили не оставляли следов на дорогах.
В пророчестве Нострадамуса мы представляем этого человека, жившего в XV веке и писавшего о винтовках: он их видел наподобие кино, точно также он видел события и не знал как их описать. Он говорил: "Какой огонь идет с этими стрелами". Он видел стрелы, вылетающие из сарбакана (стрелометательной трубки), которые сопровождал огонь.
Ремесло пророка очень трудное. Когда я сам лично хотел испытать пророчество, то зачастую оно оказывалось ложным. Не принимайте никогда пророчеств, идущих от меня, это не мое ремесло, ибо всякий раз, когда я желал видеть Незримое на социальном уровне, поистине я его не видел. Это возможно изменится в будущем, но необходимо признавать свои прошлые заблуждения.
Итак, вот одна любопытная вещь: наша страна не должна никогда исчезнуть. Напомню вам - и это нас утешит в заключении - что все чужеземные нашествия опрокинутся о нас. Гуннский натиск был сломлен у нас, хотя прежде гунны наводнили всю Европу. Нашествие арабов остановил Карл Мартел, английскому нашествию положила конец Жанна д'Арк. Вы увидите, что наша Франция довольно интересная страна, - прежде она имела Жанну д'Арк и Наполеона, она была центром, о который разбивались нашествия, наводнявшие и уничтожавшие остальную Европу. Это важная констатация, способная нам до конца вселять надежду. Если однажды неосознанно нас подведет наш дорогой друг Россия, и Желтые наводнят, быть может, Европу, то мы знаем, что Францией они не будут обладать никогда, как гласит третий куплет нашей патриотической песни.

                *  *  *    

Наконец, в Посвящении (L'Initiation) за июнь месяц 1902 года (стр. 247) он предсказал  "концентрационные лагеря"
в следующем мрачном напоминании:
"Когда по Европе расцветут "концентрационные лагеря", то, вероятно, начнут понимать, что нация, созданная быть рыцарем для угнетенных народов, не должна считать как биржевой игрок. Но это будет гораздо позднее!" - (Ф. А.)