Схемы рифм в сонетах Станислава Золотцева

Памяти Станислава Александровича Золотцева


Не знаток форм и разновидностей прозы, являясь по основной специальности инженером в области электронной техники , предлагаю Вашему вниманию нечто, являющееся сегодня для меня очень важным.  Два года назад, когда я написал это (назовем временно «небольшое исследование»), мне казалось, что просто удовлетворяю своё любопытство точно так же, как на своей работе во время изучения чисто технических, например, компьютерных вопросов.  В стихосложении уже кое-что понимая, решил применить с нему немного обыкновенной арифметики.  Что из этого получилось, решать Вам, прочитавшим нижеследующее. Заодно сказать мне, как поточнее можно определить форму изложения.
Но вот прошло два года.  И сегодня придаю тому, что написал, совсем другое значение. Почему?  Если Вас не затруднит, прочитайте дальше.

Введение

Это небольшое исследование предпринято по книге сонетов Станислава Александровича Золотцева "Четырнадцать колоколов любви", которая вышла в конце 2006 года в издательстве "Новый ключ", Москва.  Отправной точкой послужил интерес сравнить схемы рифм, используемых автором, с каноническими схемами и, таким образом, получить дополнительные знания в освоении этой, как выразился Станислав Александрович, всегда живой формы стихосложения.
Прошу читателей меня извинить, что я представляю ситуацию таким образом, как будто все хорошо знают Станислава Золотцева.  Я бы, конечно, очень желал, чтобы так оно и было.  Но страна большая, в ней не только Москва и Псковская область, с которыми был очень тесно связан Станислав Алексанедрович, да и в них далеко не все… здесь я помолчу.  Именно поэтому все же даю краткую справку и ссылку на web-страничку, которые позволят Вам познакомиться.
«Станислав Александрович Золотцев известный российский поэт, писатель, литературовед, профессиональный переводчик. Автор множества книг стихов, книг прозы, статей в литературных журналах и периодической печати.  Автор стихов, ставших замечательными песнями.  Автор слов Гимна города Пскова». http://www.stihi.ru/author.html?stzol

Я предполагал, что как-нибудь между прочим покажу Станиславу Александровичу этот материал и услышу от него, например, шутку или «так-так, интересно, что вы тут сосчитали..».  Но сначала постеснялся показать, потом почти забыл об этом, а 4 февраля прошлого 2008 года Золотцева не стало.  Теперь у меня иное отношение к написанному. Каковым бы оно не было, оно в каждой строчке – память о старшем товарище и, как он сам любил говорить, коллеге по перу.  Хотя, разумеется, с пером Золотцева мало кто может сравниться.
Но… продолжу.

Обозначения

Среди сонетов Станислава Золотцева большинство имеют форму  итальянского сонета, в котором первая часть состоит из двух катренов (четверостиший) или октавы  (восьмистишия), а вторая часть состоит из двух терцетов (трехстиший) или  секстета (шестистишия).  Эти части, как правило,  разделены цезурой (паузой).
Для обозначения схем рифм (или - схем рифмовки) в данном исследовании буду применять цифры.   Поскольку в подавляющем большинстве случаев в сонете катрены рифмуется отдельно, а терцеты имеют более сложную общую схему рифмы, то буду обозначать строки в первом и втором катрене цифрами 1,2,3,4, а в двух терцетах – цифрами 1,2,3,4,5,6

Часть сонетов в исследуемой книге имеют форму английского сонета, который, как правило, связывается с именем Шекспира.  Для этой формы характерно наличие трёх катренов и заключительного двустишия.  Для таких сонетов буду обозначать строки в трех катренах цифрами 1,2,3,4,  а последние две строки – цифрами 5,6. 

Различные схемы рифм буду обозначать словом "схема" с порядковым номером, например, "схема 1" .... "схема 20"   (примечание: порядковый номер не имеет никакого логического значения)

Канонические схемы рифм

В итальянском сонете каноническая схема рифм для двух катренов одновременно - опоясывающая , то есть  1-4; 2-3, или смежная, то есть  1-3; 2-4

При наличии опоясывающих рифм или перекрёстных рифм в катренах терцеты рифмуются самыми различными способами.  Ниже приведены примеры канонических (или классических) схем, известных мне по литературе.  Рифмы указаны полностью для всего сонета.
                                                         

(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-2-4; 3-5-6) - "схема 23"  в книге не используется
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-3-5; 2-4-6) - "схема 13"
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-2-4-6; 3-5) - "схема 24"  в книге не используется
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-3-4-6, 2-5) - "схема 25"  в книге не используется
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-2; 3-5; 4-6) - "схема 3"
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-2; 3-6; 4-5) - "схема 2"
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-4; 2-5; 3-6) - "схема 26"  в книге не используется
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-5; 2-4; 3-6) - "схема 27"  в книге не используется


(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-3-6; 2-4-5) - "схема 5"
(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-2-4-5; 3-6) - "схема 28"  в книге не используется
(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-2; 3-6; 4-5) - "схема 1"
(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-2; 3-5; 4-6) - "схема 6"


В английском сонете имеет место кажущаяся простота рифмовки. В катренах используется перекрёстная рифма, а две последние строки рифмуются между собой.

(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (5-6) - "схема 15"


Другие схемы рифм, использованные Станиславом Золотцевым

Для формы итальянского сонета

1) опоясывающая рифма в катренах

(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-5; 2-3-4-6) - "схема 7"
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-2-4-5; 3-6) - "схема 16"
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-2-6; 3-4-5) - "схема 17"
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-3-5; 2-4-6) - "схема 22"

2) перекрёстная рифма в катренах

(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-4-6; 2-3-5) - "схема 8"
(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-2-5; 3-4-6) - "схема 20"
(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-3; 2-5; 4-6) - "схема 21"
(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-4; 2-5; 3-6) - "схема 18"

3) комбинированная рифма в катренах

(1-3; 2-4)  (1-4; 2-3)  (1-2; 3-6; 4-5) - "схема 9"
(1-4; 2-3)  (1-3; 2-4)  (1-2; 3-5; 4-6) - "схема 4"
(1-4; 2-3)  (1-3; 2-4)  (1-2; 3-6; 4-5) - "схема 10"


Для формы английского сонета

1) перекрёстная рифма в катренах

(1-3; 2-4)  (1-3; 2-4)  (1-4; 2-3)  (5-6) - "схема 14"

2) опоясывающая рифма в катренах

(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (5-6) - "схема 11"
(1-4; 2-3)  (1-4; 2-3)  (1-3; 2-4)  (5-6) - "схема 12"



Особая форма  (сонет "Персиеды-2005")

октет  (строки: 1,2,3,4,5,6,7,8) и секстет  (строки: 1,2,3,4,5,6)

(1-5; 2-6; 3-7; 4-8)  (1-3; 2-4; 5-6)           - "схема 19"




Выводы

  Из общего числа схем рифмовки сонетов  (в данном исследовании обозначены 28 схем) в книге сонетов Станислава Александровича Золотцева "Четырнадцать колоколов любви" использованы 22 схемы.

Из канонических схем  (обозначено 13 схем) использованы 7, соответственно, 6 не использованы.
Но зато применяются 15 других схем, не входящих в состав канонических. Причем, можно отметить ряд интересных схем, которые отличаются, например, комбинированной рифмой в катренах  ("схема 9" , "схема 4" , "схема 10") А в сонете "Персиеды-2005"  рифма переходит из первого катрена во второй.


Частота применения разных схем рифм

Приведу таблицу с указанием, в том числе, названий сонетов, которые могут служить примерами использованных схем рифм. Буквой «к» я отметил канонические схемы рифм.


  схема    количество    пример сонета (номер в содержании, название)
           применения   
"схема 1"к   29          13     «Апрельский сонет"
"схема 2"к   10          52     "Я в этом мае не дышал сиренью"
"схема 3"к   10          66     "Кусково"
"схема 6"к   10           9     "Опять бушует псковская сирень"
"схема 14"    4          62     "Пчеловеческий сонет"
"схема 15"    4          37     "И сорок лет ещё пройдут, и пятьдесят"
"схема 11"    3          49     "Сонет травника"
"схема 4"     2          29(6)  6-й сонет в "Полярном венке"
"схема 10"    2          27     "Надело солнце панцырь ледяной"
"схема 5"к    1           8     "Рябиновый сонет (с кодой)"
"схема 7"     1          10     "Солнце проклюнулось цыплёнком"
"схема 8"     1          14     "Пасхальный сонет"
"схема 9"     1          17     "Подземная буря"
"схема 12"    1          29(7)  7-й сонет в "Полярном венке"
"схема 13"к   1          29(8)  8-й сонет в "Полярном венке"
"схема 16"    1          39     "Стихи ко мне приходят снова"
"схема 17"    1          42     "Волшба в конце июля"
"схема 18"    1          44     "21 июля 2005 г"
"схема 19"    1          45      "Персеиды-2005"
"схема 20"    1          71     "В постоянном ожиданьи катастрофы"
"схема 21"    1          31     "Гроза"
"схема 22"    1          63     "Ты женщиною стала только в сорок"

В заключение

Далеко не все из прочитавших это небольшое исследование читали или смогут прочитать книгу сонетов Станислава Золотцева (её уже просто невозможно купить). Хотя по указанной во «Введении» ссылке можно частично устранить такую несправедливость. Тем не менее, я возьму на себя смелость процитировать несколько моих любимых и интересных сонетов Станислава Александровича. И это, наверняка, будет самая лучшая часть «исследования», без арифметики, но с высоким чувством.


Апрельский сонет

Я радуюсь тому, что просто жив,
что не исчез - хотя безмерно грешен,
что путь продолжил, крылья не сложив,
и - на прекрасной женщине помешан;

и что мой голос горек, да не лжив -
как сок берёз, как трели из скворешен...
А если сердце бьётся на разрыв,
так что же? - в мой последний миг утешен

тем буду я, что не сдалось оно,
когда тащила жизнь меня на дно,
любить и ликовать не отучилось...

Я - радуюсь, хоть в радости моей -
колючий привкус окаянных дней.
...но и его приму, как Божью милость.




"Я в этом мае не дышал сиренью..."

Я в этом мае не дышал сиренью
и сочных лап зелёных не косил,
и ночью белой, выбившись из сил,
не становился певчею свирелью.

И на оруках тебя не уносил
в медовый луг, дурманящий, как зелье.
И вешнюю совсем не видел землю
под жарким солнцем и дождём косым.

Измотан суетой, как лихорадкой,
не ведал даже и минуты краткой,
чтоб вновь пожить – как ветер во хмелю.
А жизнь ли – жизнь, когда она – не чудо?..
и числю я в живых себя покуда
лишь потому, что я тебя люблю.



"Опять бушует псковская сирень..."

Опять бушует псковская сирень,
в распахнутые вваливаясь окна.
В неё влюблён золотолобый день.
В его слезах она до ветки взмокла!

Холмы и кручи - в шапках набекрень,
в лиловых взрывах, заводях и копнах.
И от кремля до ближних деревень
земля - в душистых звёздах перелётных...

Такой весны я с детства не знавал! -
чистейший по земле несётся шквал,
сквозь камни к солнцу рвётся молодая,
густая смесь мгновений и веков.

...Давай с тобой на счастье погадаем -
на пять неугасимых лепестков.



Пчеловеческий сонет

Золотыми каплями с чела
падает на соты звонкий пот.
…Знаю: ждёте рифму вы - «пчела».
И ещё одну: конечно – «мёд»!

Тайну их созвучья, их узла
ведает лишь мудрый пчеловод:
это – с древа Божьего смола
в кладези целебные течёт,

здравие – не только для телес:
жар духовный и медовый дух
связаны не только лишь на слух
меж собой, а – волею небес.

Улей… Медогонка! Воск… Дымарь –
вековечных слов живой янтарь…



Рябиновый сонет (с кодой)

Вот и рябина оправдала
свой древний титул родовой
созревшей ягодою алой
и пёстрою рябой листвой,
и – зарябила, запылала,
как меди спиртовой раствор,
зажёгшийся от искры шалой,
и этим пламенем родство
рябой, лохматой и шершавой
земли с небесною державой
и увенчав, и осенив;
и осень аж до ледостава –
сплошной рябиновый прилив,
и в нём себя, покуда жив,
сжигать дотла я не устану!..



Пасхальный сонет

Пасха поздняя в этом году:
с цветом вишен и яблонь совпала.
И сирень заклубилась в саду
облаками лилового пара.

Вот и начали пчёлы страду
в те же дни, что и сеятель ярый.
И в поту золотом, и в меду
пляшет воздух, что конь застоялый.

Плачут звёзды с Христом наравне.
Прячут слёзы десантников жёны,
провожая мужей, обручённых
с близкой битвой в далёкой стране.

…И пасхальною красной свечою
снова теплится вера во мне.

2002, Псков



Персеиды-2005

Свершает космос новый выдох,
не Землю звёздный ливень сея:
в ночи несутся Персеиды,
шальные дочери Персея.
И, ослепительные с виду,
в себе несут чумное семя:
вот нам и этот август выдал
лавину разных потрясений –

терактов, катастроф, циклонов,
племён кровавые раздоры…
Зачем Персей во время оно
зачал такие метеоры? –
О том спросите Андромеду.
От баб все беды… И – победы.

2005


--------------------------------------------------------
2007 – 2009, Псков


Рецензии