Иешуа из Ноцрата и его апостолы ч. 6-2

Владимир Бровко
              ч. 6-2
          Загадки Вифлеемской звезды!

     В Евангелиях  имеется еще одно косвенное указание, которое можно использовать для уточнения даты рождения Спасителя.
     Евангелист Матфей сообщает о звезде, которая указала восточным мудрецам время рождения Иисуса (Матфей.2,2—7,10,11).
     Эта звезда, под названием  “Вифлеемской
     Загадка Вифлеемской звезды давно интересует ученых. Поиски велись в двух направлениях.
     Во-первых - какова физическая сущность Вифлеемской звезды?
     Во-вторых - когда она появилась в небесных сферах?
     Теоретически эффект яркой звезды мог быть порожден видимым сближением на небосводе двух крупных планет, или появлением кометы, либо вспышкой новой звезды. 
     Версия кометы вызывает сомнение, ибо кометы движутся по небосводу и не стоят длительное время на одном месте. И, тем не менее, рассмотрим все версии и гипотезы.
     Вначале ХVII в. немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 - 1630) обратился к этой теме. Он наблюдал редкое явление: пути трех планет Сатурна, Юпитера и Марса пересекались так, что на небе была видна одна звезда необычной яркости.
     Такое видимое сближение трех планет случается раз в 800 лет. Исходя из этого, И. Кеплер предположил, что 1600 лет назад такое противостояние имело место, и на небосводе вспыхнула Вифлеемская звезда. По его расчету Иисус родился в 748 году Римской эры, или 25 декабря 6 г. до н. эры.
     Как все звездное небо, объект двигался с Востока на Запад, что совпадает с показаниями волхвов (отметим, что Вифлеем расположен на Ю. З. от Иерусалима). Вполне вероятно, что эта новая звезда и получила название Вифлеемской звезды, и которая не могла не привлечь внимания жителей Иудеи, как уникальное и грандиозное космическое явление.  Но вот только почему  это явление сохранилось исключительно среди христианских источников?
    Чтобы не утомлять читателями астрономическими подробностями можно всю информацию на эту тему  представить в виде такой  схемы, где учтены все временные ориентиры, упомянутые в Евангелиях, которые могут помочь установить подлинную дату рождения Иисуса Христа.
Ориентир   Дата рождения   Христа по этому ориентиру
1. 15 год правления императора Тиберия, 29 год н.э., когда Христу было около 30 лет    Около 1 года н.э.
2. Избиение младенцев в Вифлееме до 4 г. до н.э,     Около 4 г. до н.э.
3. Смерть Ирода I Великого в 4 г. до н.э. и возвращение Святого Семейства в Назарет      Ранее 4 г. до н.э.
4. Перепись в Иудее 6 - 7 г. н.э. 6 - 7 г. н.э.
5. Сближение Юпитера и Сатурна. 1 год н.э. (По Н. Копернику).      Около 1 года н.э.
6. Сближение Сатурна, Юпитера и Марса. По И. Кеплеру      6 год         до н.э.25 декабря.
7. Сближение Венеры и Юпитера. 2 год до н.э.   2 год до н.э.
8. Сближение Сатурна и Юпитера. 7 год до н.э. (современные расчеты).    7 год до н.э.
9. Вспышка Новой Звезды. 4 г. до н.э.    4 год до н.э.
10. Во время допроса и суда над Христом ему еще не было 50 лет.     Около 15 лет до н.э.
11. Китайско-Корейская версия - комета. 5 - 4 год до н.э.

     Все упомянутые в Евангелиях косвенные временные  ориентиры ограничивают дату рождения Иисуса Христа в пределах 22 лет, от 15 лет до н.эры и до 7 лет Новой эры.
     Если бы  христианские богословы  были последовательны в своей позиции, то они бы признали тот факт, что до середины III в. христиане не интересовались обстоятельствами рождения Иисуса!
     В конце 20 века, в тогдашнем СССР было  предпринято две  независимые попытки    исследовать год  рождения  Иисуса Христа опираясь на  явление так называемой Вифлеемской звезды.
          Первым был А.Резников  в статье «КОМЕТА ГАЛЛЕЯ: ДЕМИСТИФИКАЦИЯ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЛЕГЕНДЫ?»
     Вот что писал сам  автор по поводу своих исследований. Текст статьи приводится с максимальным сохранением. Поскольку доводы автора  будут нужны для последующего сравнения с трудами призванных церковных богословов! Тут кроме кометной  версии рассматривается и оригинальная  версия о «Избиении Вифлеемских младенцев».
     «В данной заметке предпринята попытка произвести подобную операцию в отношении "истории рождества Христова" в предположении, что "Вифлеемской звездой" в действительности была комета Галлея 12 г. до н. э.
      При этом основное внимание уделяется демистификации событий легенды, непосредственно связанных с данным астрономическим явлением.
      Насколько нам известно, это первая попытка подобного рода. И это удивительно, так как, во-первых, поиску исторического прообраза рождественской легенды посвящено огромное количество работ, во-вторых, уже с третьего века н. э. за описанием "Вифлеемской звезды" подозревали наблюдение какой-то кометы, и, в-третьих, комета Галлея 12 г. до н. э. -- единственная яркая комета, время наблюдения которой близко к предполагаемому времени событий рождественской легенды.
       Наибольшим вниманием в настоящее время пользуется гипотеза Иоганна Кеплера, предположившего (91, что "рождественской звездой" в реальности могло быть сближение Юпитера с Сатурном до 1ш, которое повторялось трижды: в мае, сентябре и ноябре 7 г. до н. э. (conjunctio magna).
      Очень сомнительно, чтобы даже древние астрономы могли принять за звезду сближение двух известных планет на угловое расстояние, соответствующее двум диаметрам Луны. Тем не менее, и в этом случае Иисусу к моменту крещения было бы не "лет тридцать" (Л. 2: 23), а 35.
       Следовало также принять в расчет, что рождество произошло в правление Квириния Сирией, когда император Август (годы правления 23 г. до п. э.-- 14 г. н. э.) повелел "сделать перепись по всей земле" (Л. 2: 1, 2) Римской империи, которая якобы охватила Галилею и Иудею (Л. 2: 4).
       Но тогда возникала еще большая путаница, так как исторически хорошо известная перепись в период правления Квириния Сирией относится к 6--7 гг. н. э.                Проблеме определения периода времени, отраженного в рождественской легенде, было посвящено большое количество работ, в которых так или иначе пытались исходить из указания Луки (Л. 3: 23).
      Однако исследователи отмечали, что знаменитая фраза о 30 годах (Л. 3: 23) "неуместно расчленяет единый у других евангелистов рассказ о крещении Иисуса и его искушении в пустыне" и "производит впечатление какой-то искусственной вставки"              Тем не менее, поскольку "тексты евангелий -- отнюдь не плод вольного литературного или религиозно-философского творчества", это дает основание предположить, что и рождественские сказания -- не просто эклектический набор мифов, но мифологизированное отражение событий определенного периода времени, в деталях которого есть смысл искать реально-историческую канву.
       Как отмечено выше, у многих исследователей в настоящее время сложилось убеждение, что описанные в рождественской легенде исторические реалии относятся к 7-5 гг. до н. э..
       Мы полагаем, что эта датировка может быть отодвинута еще на 5 лет, так что появляется возможность связать "Вифлеемскую звезду" с кометой Галлея.
      Для последующей интерпретации изложим кратко с небольшими пояснениями содержание текста от Матфея (М. 2: 1-16), повествующего о "рождественской звезде" и последовавших за ее наблюдением событиях.
      Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, расположенном в 7 км на юг от Иерусалима, "во дни царя Ирода", пришли в Иерусалим с востока волхвы, или маги, с сообщением, что они видели на рассвете на восточной стороне неба подробные комментарии к переводу с греческого) звезду, которую они расценили как весть о рождении "царя иудейского", и поэтому они "пришли поклониться ему".
     Это сообщение встревожило Ирода "и весь Иерусалим с ним". Ирод собрал "всех первосвященников и книжников", иначе говоря, синедрион, чтобы угнать, где "должно родиться Христу".
    Синедрион ответил, что в соответствии с пророчеством, это должно произойти в Вифлееме Иудейском.
    Ирод "тайно" встретился с волхвами и направил их в Вифлеем, чтобы они узнали о младенце и известили, о нем Ирода, который тоже хотел бы ему "поклониться". Волхвы отправились в Вифлеем, Звезда, которую они видели на восточной стороне неба, тем временем "шла перед ними", но, как следует из текста, волхвами не наблюдалась.
    К моменту их прихода в Вифлеем она оказалась как раз "над местом, где был младенец", иначе говоря, в зените, так что волхвы опять смогли увидеть ее.
    Волхвы вошли в дом, "поклонились" ребенку и "принесли ему дары: золото, ладан и смирну".
    После этого волхвы, получив "во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою". Через какое-то время после ухода волхвов Иосиф, тоже получив во сне "откровение", бежит с Марией и ребенком в Египет, а разгневанный обманом волхвов Ирод посылает уничтожить "всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже по времени, которое выведал от волхвов".
    С точки зрения не только историка-атеиста, но даже теолога, пытающегося разобраться в этой истории и как-то объяснить ее, рождественская легенда Матфея выглядит как нагромождение деталей, противоречащих историческим данным и здравому смыслу, например:
          1) сообщение волхвов волнует, пугает Ирода, который был не робкого десятка, и "весь Иерусалим с ним", хотя Иерусалим никак не мог сочувствовать Ироду;
          2) Ирод специально по этому поводу собирает синедрион, который в действительности он перекроил по своему вкусу и с которым практически не считался;
          3) и после всего этого Ирод, решительно расправлявшийся даже с близкими ему людьми, посылает волхвов самих отыскать в Вифлееме своего соперника -- неизвестного ему нового "царя иудейского".
             Есть ли хотя бы крупица правды в этой истории? Мы полагаем, что история с волхвами в основе своей реальна, но ее исходные пропорции были намеренно искажены для того, чтобы придать событиям размах и увидеть в них свершение пророчеств.
             В результате история утратила свою первоначальную реальность и превратилась в миф, полный загадок и чудес.
             В нашей попытке восстановить исходную историю с волхвами мы использовала:
           1) особенности видимого пути кометы Галлея 12 г. дои. э. по небосклону, позволяющие говорить о датах событий;
           2) то обстоятельство, что за исключением "рождественской истории" в текстах евангелий об Иисусе говорится только как о выходце из Галилеи;
            3) исторические и географические данные о Галилее на рубеже нашей эры, в частности, факт существования Вифлеема, расположенного в 10 км на северо-запад от Назарета и в 6 км на запад от столицы Галилеи того времени -- города Сефориса.
      Мы предполагаем, что в действительности события разворачивались приблизительно следующим образом.
      Согласно древним китайским хроникам в августе -- октябре 12 г. до н. э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея.
              Согласно современным расчетам  в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул -- "маленький царь", находясь приблизительно в 50ш от Солнца по эклиптике в так называемой зоне Эверхарта, наиболее благоприятной для обнаружения комет .
        Именно тогда ее могли обнаружить "волхвы", или, пользуясь современным языком, астрономы-наблюдатели (именно такое толкование дается в комментариях в предрассветные часы на восточной стороне неба. Созвездие Льва связывали с именем Иуды и его "колена"; Бытие 49 : 9; Апокалипсис 5 : 5].
        Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового "царя иудейского".
       В тексте Матфея написано, что эти волхвы пришли в Иудейское царство с востока, но из какой страны?
       В прежних поисках ответа на этот вопрос наблюдалась тенденция преувеличить масштабы события. Если в первые века с уверенностью говорили о соседней Аравии, указывая на характер даров волхвов -- типичных продуктов Аравии и ссылаясь на другие утерянные теперь источники, то в последующем искали страну волхвов все дальше и дальше: Месопотамия, Вавилон, Персия.
              Однако, раздвигая в воображении рамки события до вселенского масштаба, комментаторы затем сталкивались с неразрешимой психологической проблемой: почему Ирод так нейтрально отнесся к приходу астрономов, если они произвели хотя бы малую часть тех волнений в Иерусалиме, о которых пишет Матфей (М. 2 : 3), или если их "делегация" имела хотя бы мало-мальски представительный вид?
       Представим себе более скромные и потому, как мы надеемся, более реальные масштабы события.
       Астрономы из соседней с Иудейским царством Набатеи, или Аравии, заметили на рассвете комету в созвездии Льва и пришли в ближайший к ним крупный иудейский город, чтобы сообщить в синедрион с виденном подобно тому, как сообщали в синедрион о неомении -- моменте первого появления серпа новой Луны, означавшего начало нового месяца. Город, в который пришли астрономы, была столица Галилеи -- город Сефорис.
       В Сефорисе с 55 г. до н. э. находился один из пяти синедрионов Иудейского царства. Созван синедрион был, конечно, не по случаю прихода волхвов, как написано у Матфея (М. 2 : 4), а в связи с приездом в Сефорис Ирода, а также в связи с другим мероприятием, которое потом в тексте от Лук1: (Л. 2:1) было названо "переписью" (см. ниже). Может быть, в действительности это была процедура присяги на верность Ироду и императору Августу, которую в хронологической таблице относят к 12-6 гг. до н. э.? Подчеркнем, что мы пока не нашли в источниках подтверждения такого визита Ирода в Сефорис и проведения там присяги.
            Узнав о сообщении астрономов, Ирод заинтересовался и встретился с ними в своем дворце. К тому времени Ирод уже знал ответ синедриона, что, согласно предсказаниям, "мессия" должен родиться в Вифлееме (разумеется Иудейском, а не Галилейском).
            Ирод, как мы полагаем, с иронией отнесся и к сообщению арабских астрономов, что спасло им жизнь, и к комментарию синедриона. Поэтому царь и послал астрономов одних отыскать младенца в Вифлееме (Галилейском!).
           Поскольку, вероятно, астрономы уже в тот же день наблюдали комету в зените над Вифлеемом (как отражение в колодце согласно легенде, то в соответствии с  и расчетами можно довольно точно определить дату их встречи с Иродом: 6 или 7 сентября
           Вскоре после этого Ирод выехал из Сефориса или в расположенный поблизости новый порт Кесарию, или, вероятнее, в старый порт Птолемею, чтобы отплыть в Рим и Аквилею для встречи с императором. Согласно хронологической таблице  Ирод в 12 г. до н. э. посетил Олимпию. Осенью 12 г. в Олимпии проводились 192-е игры, которые должны были бы начаться в сентябре с полной луной, т. е. 3 сентября.
            Если бы удалось подтвердить присутствие Ирода на Олимпийских игра:- в начале сентября, то это опровергло бы нашу концепцию, так как, согласно последней, Ирод отплыл из Палестины в конце первой декады сентября.
            Но вернемся к нашим волхвам-астрономам. Придя в небольшое селение Вифлеем, они опять каким-то образом  увидели комету, которая в тот момент находилась в зените (нахождение кометы в зените подтверждается расчетами, т. е. как раз "над местом, где был младенец" . (М. 2 : 9).
            Поскольку волхвы, вероятно все время шли на запад (?-- Сефорис -- Вифлеем), то понятно и замечание, что "звезда" как будто "шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец" (М. 2 : 9).
            Волхвы нашли, по-видимому, единственную в Вифлееме семью с новорожденным и поднесли символические дары от их родной страны Аравии. Все бы и ограничилось подобной случайной историей, но... в свою страну волхвы возвращались "иным путем" (М. 2 : 12), как мы думаем: через область Трахон, присоединенную к иудейскому царству в 23 г. до н. э.
            Трахониты враждебно относились к Иудее, так что слух о рождении якобы нового царя мог легко трансформироваться в слух о желаемом событии: смерти Ирода. Трахониты восстали.
             Восстание было подавлено в отсутствие Ирода. Около сорока организаторов восстания бежало в соседнюю Набатею, или Аравию, которая служила естественным убежищем для всех противников иудейского царства, и где фактический правитель страны Силлей взял бежавших под свое покровительство.
            "Когда Ирод, вернувшись из Рима на следующий год, узнал, что маги его обманули, то сердце его наполнилось яростью..."
             Эта удивительная фраза содержится в одном из текстов апокрифического евангелия псевдо-Матфея. Удивительны два обстоятельства. Во-первых, как полагают, этот апокриф был написан не ранее четвертого века.
             Однако в те времена рождение Иисуса и соответственно историю с волхвами помещали где-то непосредственно перед смертью Ирода, тогда как в последний раз Ирод отправился в Рим в 12 г. до н. э., за 8 лет до своей кончины.
             Как же тогда эта фраза могла появиться в апокрифе?
              Во-вторых, согласно нашей концепции, Ирод встретился с волхвами в конце первой декады сентября и затем сразу же отправился в Рим.
             А следующий год по еврейскому календарю, т. е. 1 Тишри, начался, как мы думаем, числа 18 сентября 12 г. до н. э. с очередной неоменией.
             Следовательно, Ирод вернулся из поездки к Августу только на следующий год, и мы констатируем полное совпадение цитированной фразы из апокрифа с нашей концепцией.
             Итак, вернувшись из длительного путешествия, Ирод обратился в храме к народу и представил ему своих будущих наследников.
             Дополнительной причиной для этого, возможно, были слухи, стимулированные волхвами.
             Набатейцы тем временем отказывались выдать Ироду бежавших трахонитов.
              Тогда в ходе карательной экспедиции были истреблены все родственники бежавших мужчин-трахонитов, в их числе, очевидно, и младенцы.
              Именно в этой карательной экспедиции мы усматриваем "историческое зерно" легенды об "избиении младенцев" (М. 2 : 16).
              Можно допустить, что дети в возрасте до двух лет были убиты, а более взрослых продали в рабство.
              Представляет интерес отыскание дальнейших подробностей об этой операции с целью проверки нашего предположения. Спасаясь от мести Ирода, многие трахониты бежали в соседнюю Аравию, где их число уже достигло тысячи.
              Можно допустить, что среди бежавших была и семья Иосифа (М. 2 :14), которую "поклонение волхвов" связало с последующим восстанием.
               Поскольку набеги трахонитов усилились, Ирод предпринял поход в Набатею, где взял крепость Рента, пленил многих трахонитов, а затем имел небольшое сражение с арабскими- силами.
               Правитель Набатеи Силлей в это время находился в Риме и представил Августу этот инцидент как опустошительный набег, рассказав, как мы полагаем, и о резне в Трахоне.    Император Август очень разгневался.
         По-видимому, именно об этом моменте написано у Макробия, латинского писателя первой половины пятого века в сборнике "Сатурналии" [27, кн. 2, гл. 4, параграф 11]: "Когда он (т. е. Август -- А. Р.) услышал, что среди детей, не достигших двух лет, которых Ирод -- царь иудейский приказал убить в Сирии, находился также и сын царя, то сказал: "Уж лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном"".
        Наша интерпретация подразумевает. что приведенный фрагмент из Макробия, который не был христианином, основан на источнике, отличном от Матфея. Это же следует и из сравнения текстов.
         В предыдущем разделе были выявлены корреляции между рождественской историей Матфея, непосредственно  связанной с астрономическим явлением -- "Вифлеемской звездой", с одной стороны, и историческими реалиями -- с другой. Рассмотрим теперь кратко, насколько можно совместить рождественскую версию Луки с историческим фоном осени 12 г. до н. э.
          В тексте Луки написано: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией" (Л. 2 : 1--2). Мы предполагаем, что Квириний Сульпиций, бывший консулом в Риме по июль 12 г. до н. э., мог уже в августе прибыть в Сирию для подготовки легионов к войне с гомонадами в Киликии -- области, прилегавшей к Сирии.
         Как пишет Тацит (55-- 120), Квириний вскоре (латинское наречие "mox" у Тацита можно перевести как "вскоре, непосредственно затем") после окончания срока консульства одержал победу над гомонадами [28]. Вопросы датировки экспедиции Квириния против гомонадов, как, впрочем, и возможности его правления Сирией до 6 г. н. э., многократно дискутировались. Возможные временные рамки этой экспедиции простираются от 12 до 3 гг. до н. э.
         Заметим, что в списке правителей Сирии [3, Bd.8, S. 1629] имеется пропуск, приходящийся на 12--11 гг. до н. э. Может быть, именно в это время Квириний правил Сирией в первый раз?
          Что касается возможности переписи "по всей земле" (Л. 2 : 1), т. е. по всей Римской империи в 12 г. до н. э., то здесь сошлемся та подборку фактов и аргументов в статье  и вывод, что "приблизительно в 12 г. до н. э. Август начал проводить перепись сначала в своих владениях, а затем постепенно и во всей Империи".
         В то же время убедительным представляется вывод в книге, что санкционированной Римом переписи в Иудее и в Галилее при Ироде I вообще не было. Несомненно, что какое-то похожее событие послужило основой для рассказа о переписи. Возможно, это была процедура присяги (см. выше). Но это только предположение, нуждающееся в проверке.
         В связи с нашим предположением о том, что вся рождественская история в действительности развертывалась вблизи Назарета, прокомментируем и другие фразы в тексте Луки. При этом мы полагаем, что бытовым подробностям в семейных хрониках простых жителей Галилеи.
        Можно верить больше, чем информации о декретах императора Августа (Л. 2 : 1), почерпнутой из тех же хроник. Лука пишет, что Мария "с поспешностью пошла в страну нагорную, в город Иудин" (Л. 1 : 39) к родственнице своей Елисавете (Л. 1 : 36), жене Захария, "священника из Авиевой череды" (Л. 1 : 5).
           Прежние комментаторы не могли с уверенностью указать в Иудее город, скрывающийся под неопределенной фразой Луки.
          Этот вопрос обсуждается в комментариях, где, в частности, отмечается, что от Назарета до Иерусалима, лежащего на северной границе Иудеи, можно было дойти за четыре дня.
          Согласно нашей хронологии Мария отправилась в "город Иудин" в первой половине декабря, т. е. в период холодной и дождливой погоды
          Мы полагаем, что в действительности у Марии не было необходимости отправляться за 140--160 км через всю страну.
          В упомянутом выше Сефорисе (буквально -- птица), который подобно птице гнездился на вершине горы, еще до разрушения Иерусалима в 70 г. н. э. жили священники различных семейств (классов)
          Однако особое внимание привлекает местность в 25 км на северо-восток от Назарета. Там в отрогах Галилейских гор близ Генисаретского озера проживали священники различных семейств и, как обсуждается в, возможно, уже в интересующее нас время. В частности, в Кефар Узза (город Иудин?) жили священники Авиевой череды.
          Вопрос о местах расселения иудейских жрецов в Галилее на рубеже нашей эры дискуссионный, но, как отмечается в работе:
          "Сам факт, что после первого восстания в 66--73 гг. н. э. иудеи с юга так легко были интегрированы и так быстро акклиматизировались в северной Палестине, предполагает гораздо большую преемственность между религиозными сообществами этих областей".
          Всего было 24 класса жрецов, которые служили поочередно одну неделю в храме. "Авиева череда", к которой принадлежал Захарий, была восьмой по очереди служения.
           Используя это обстоятельство и бытовые подробности, содержащиеся в тексте Луки (Л. 1), В. Симмонс  нашел, что рождество, по-видимому, приходилось на сентябрь.
          На этот же месяц указывали и некоторые арабские источники при этом год оставался не определенным.
            Подведем итоги. В рамках изложенной концепции сделана попытка наложить рождественские сказания на канву исторически зафиксированных событий, используя в качестве опорной хронологической метки комету Галлея 12 г. до н. э. Показано, что соответствующий период истории содержит ряд событий, которые могли быть представлены в искаженном виде в рождественской легенде.
            В нашей концепции предполагается, что вся рождественская история развертывалась в Галилее.
            Перенесение в евангелиях места действия из Галилеи в Иудею произошло, по-видимому, еще на уровне устных традиций. Однако многие детали первоначальной истории были сохранены. В результате и возникли противоречия, возможное разрешение которых было предложено выше».

           Версия №2   Рапов О.М. «Когда же родился и был распят Иисус Христос?
(Историко-астрономические исследования, вып. XXIV, М.,Наука, 1992)Статья приводится в сокращенном объеме.
           Уже впервые столетия нашей эры античные ученые настойчиво стремились решить вопрос: Когда же родился Христос?
            «Появление его на свет рассматривалось ими как событие космической важности, в корне изменившее жизнь людей на Земле. Они считали, что дата рождения Христа должна стать той отправной точкой, от которой и следует вести отсчет времени. Поэтому им казалось чрезвычайно важным выявить начальный момент системы нового летосчисления.
           Особенно интенсивно работали над данной проблемой Секст Юлий Африканский (III в.), александрийцы Панодор и Анниан (IV--V вв.), Дионисий Малый (VI в.) и другие исследователи. Производя различные вычисления, они относили рождение Христа к 5492, 5493, 5500, 5508, 5509 и другим годам от "сотворения мира". Из их построений получалось, что Христос появился на свет в 8-м, 2-м или 1-м гг. до н.эя а также в 1-м, 3-м, 4-м, 5-м или 5-м гг. н.э.
            В конце концов христианской церковью была принята дата, полученная папским архивариусом Дионисием Малым в 525 г.
             Согласно его расчетам, Христос родился в 1 г. н.э. Но и эта дата была подвергнута сомнению со стороны Восточной православной церкви.
             Относительно года рождения Христа споры в Константинополе не утихали вплоть до XVI в. Тем не менее, дата Дионисия уже в VIII--IX вв. получила широкое хождение в Западной Европе, утвердилась во многих государствах и получила одобрение со стороны римских первосвященников [9, с. 327--328, 331--332].
             Многие народы мира в настоящее время ведут летосчисление от даты, выведенной Дионисием Малым, хотя некоторые специалисты-историки и считают ее ошибочной.
              Вызывает нарекания не только год рождения Христа, но и само число--25 декабря. В первые века нашей эры в январе каждого года христиане отмечали праздник "явления и крещения Христа"(но не рождения!).
             И только в 354 г. появляется первое упоминание о праздновании рождества Христова в один из дней солнцестояния -- 25 декабря, когда происходит "поворот" Солнца "с зимы на лето". Ученые полагают, что праздник этот был введен церковью для того, чтобы нейтрализовать отмечавшийся в то же самое время языческий праздник "рождения непобедимого бога-Солнца". Что же касается подлинного дня рождения Иисуса Христа, то он, по-видимому, вообще не был известен христианам в первые века нашей эры.
            Проводились изыскания даты рождения Христа и в более поздние времена. Решением этого вопроса занимались как средневековые, так и современные астрономы. Выводы, к которым они пришли, будут изложены ниже в связи с анализом сообщения Евангелия от Матфея о рождении Христа.
             Отдельные весьма скудные известия об Иисусе Христе встречаются у историков I-II вв.--Иосифа Флавия, Тацита, Светония, античного писателя Цельса, а также в Талмуде. Но во всех этих источниках не имеется точных указаний на годы жизни Иисуса. Лишь в "Анналах" Тацита есть краткое замечание о том, что "Христа, от имени которого происходит это название (христиане.--О.Р.) казнил при Тиберии Понгий Пилат" [12, с. 298].
             Тиберий--римский император, правивший в 14-37 гг. н.э. Понтий Пилат--римский наместник (прокуратор) в Иудее в 26-36 гг. н.э. Следовательно, согласно Тациту, Иисус был распят между 26 и 36 гг.
             Очень мало датирующих признаков содержат и Евангелия--раннехристианские сочинения, в которых рассказывается о жизни и деятельности Иисуса Христа. Полностью они отсутствуют в Евангелии от Марка. Матфей, Лука и Иоанн также чрезвычайно скупы на даты (отсылки на Евангелия даются в виде: МФ, Мр, Лк, Ин с указанием глав и стихов).
             После серьезного анализа историки пришли к выводу: несмотря на то, что евангельские биографические рассказы нередко противоречат друг другу, а некоторые их сведения явно недостоверны, тем не менее, они заключают в себе и важные известия о событиях, имевших место в Палестине на рубеже старой и новой эр.
             О рождении Иисуса говорится лишь в двух канонических Евангелиях--Матфея и Луки, возникших, как полагают историки, в I-II вв.
             Более четко, на первый взгляд, датируется рождение Иисуса Лукой.
              Он пишет: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
            Эта перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк, 2: 1-7).
             Из этого текста видно, что Иисус родился в правление римского императора Августа, правившего с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э., когда до Палестины дошло его распоряжение о переписи населения и когда римским наместником в Сирии был известный богач Сульпиций Квириний. Историки считали, что речь в этом отрывке идет о переписи
населения, произведенной Квиринием в Сирии в 6-7 гг. н.э. О ней писал Иосиф Флавий в своем труде "Иудейские древности":
            "Император же (Август.--О. Р.) послал туда бывшего консула Квириния, чтобы сделать перепись в Сирии -ч продать дом Архелая..." [13, с. 287].
           "Затем в Иудею, которая тем временем вошла в состав Сирии, прибыл Квириний, желая совершить общую перепись и конфисковать имущество Архелая..." [13, с. 290].
"...иудеи о первых слухах о переписи... были возмущены этим, но в конце концов, оставили всякую мысль о сопротивлении, благодаря увещеваниям первосвященника Иоазара, сына Боэта... они, наконец, беспрепятственно допустили расценку своего имущества..." [13, с. 290] (здесь и далее выделено мной--О.Р.).
            "...окончив перепись в тридцать седьмом году после поражения Антония Цезарем Августом при Акциуме, Квириний сместил первосвященника Иоазара..." [13, с. 295].
Сражение при Акциуме--Акции произошло 2 сентября 31 г. до н.э. 37-й год после этой битвы начался 2 сентября 6 г. н.э. и закончился 1 сентября 7 г. н.э.
           Таким образом, как будто получается, что перепись жителей в Иудее проводилась Квиринием в б--7 гг..
           Тогда-то и должен был родиться Иисус. Но из текста Флавия видно, что перепись сопровождалась расценкой имущества каждого из населенцев Иудеи. А появление Иосифа с семьей в Вифлееме делало невозможным оценку его имущества, оставленного в Назарете. Поэтому невольно возникает вопрос: о той ли переписи идет речь в Евангелии от Луки, о которой упоминает Иосиф Флавий, или о какой-то другой?
           Тот же Лука сообщает, что Иисус принял крещение от Иоанна Предтечи в пятнадцатый год правления "Тиверия Кесаря", после чего стал проповедовать собственное учение, и тогда он был "лет тридцати" (Лк 3:1,23).
"Тиверий Кесарь"--это римский император Тиберий, начавший свое царствование 19 сентября 14 г. Следовательно, пятнадцатый год его правления должен был начаться 19 сентября 28 г. и закончиться 18 сентября 29 г. Но если Иисус родился в 6--7 гг., то в 28--29 гг. он был не "лет тридцати", а значительно моложе. Ему было только 21--23 года.
           Эти расчеты подтверждают, что речь в Евангелии от Луки идет о какой-то иной, более ранней переписи населения Иудеи. Впрочем, примененная автором Евангелия осторожная и весьма расплывчатая формулировка--"лет тридцати" свидетельствует о том, что Лука не знал точной даты рождения Христа.
           В научной литературе было высказано предположение, согласно которому Квириний имел возможность провести перепись населения в Палестине в более раннее время--вскоре после того, как он сложил с себя консульские полномочия в июле 12 г. до н.э.
           Этот крупный государственный деятель "мог уже в августе (12 г. до н.э.--О.Р.) прибыть в Сирию для подготовки легионов к войне с гомонадами в Киликии--области, прилегавшей к Сирии",--писал А.И. Резников [7, с. 75].
           Более того, оказывается, около 12 г. до н.э. в Римской империи по приказу императора Августа стала действительно проводиться перепись населения страны [14, р. 81--93; 7, с. 75].
           Таким образом, данные Евангелия от Луки при иной интерпретации могут стать свидетельством того, что Иисус родился не в 6--7 гг., а значительно раньше.
           А вот как описывается рождение Христа в Евангелии от Матфея:
           "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это. Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
           Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано чрез пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля".
           Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма -великою, и вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну. И, получивши во сне откровение не возвращаться к ироду, иным путем отошли в страну свою" (Мф 2: 1--12).
              После прочтения этого отрывка сразу же возникает вопрос: о каком царе Ироде в нем говорится? Нет никакого сомнения в том что речь здесь идет о знаменитом Ироде I Великом, управлявшем Иудеей с 37 по 4 г. до н.э. Ведь ниже Матфей приписал: "...Ирод, увидев себя, осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал убить всех младенцев в Вифлееме и всех пределах его, от двух лет и ниже..." (Мф 2:16). Эпизод с избиением младенцев, "не достигших двух лет", был отмечен и латинским писателем Макробием в сборнике "Сатурналии", причем автор связал его напрямую с Иродом I Великим [15]. Однако смерть этого правителя довольно точно датируется с помощью лунного затмения 4 г. до н.э.
               Таким образом, получается, что Иисус должен был родиться не позднее 4 г. до н.э.
              Октавиан получил почетное прозвище "Август" от римского сената только 16 января 27 г. до н.э. Именно с этого времени он стал именоваться "Императором Цесарем (Кесарем.--О.Р.) Августом" [16, с. 357].
                Следовательно, Иисус должен был родиться в промежуток времени: 27 г. до н. э. (когда Октавиан стал Августом)--4 г. до н.э. (когда умер Ирод Великий). Но эти рамки можно сузить. Как уже говорилось, перепись населения в Римском государстве, в состав которого на правах протектората с 63 г. до н.э. входила Иудея, начала проводиться примерно с 12 г. до н.э. Следовательно, Иисус Христос должен был появиться на свет в период: около 12 г. до н.э.--4 г. до н.э.
               Имеются ли еще какие-либо датирующие признаки в тексте Матфея? Да, имеются! У Матфея отмечено появление какой-то новой неизвестной ранее звезды, якобы предвещавшей рождение иудейского царя. Что это была за звезда?
               Ответить на этот вопрос пытались исследователи еще в эпоху средневековья. Не обошли своим вниманием данную "звезду" и современные ученые. Существует целый ряд гипотез относительно природы "Вифлеемской звезды" [7, с. 67, 77, 78].
               А.И.Резников пишет: "Наибольшим вниманием в настоящее время пользуется гипотеза Иоганна Кеплера, предположившего, что "рождественской звездой" могло быть сближение Юпитера с Сатурном до 1°, которое повторялось трижды: в мае, сентябре и ноябре 7 г. до н.э." [7, с. б7]. Но эта версия встретила серьезную критику со стороны ученых, которые утверждают: "Невозможно допустить, чтобы на столь значительном угловом расстоянии два известных светила были приняты за одно новое" [17, с. 121; 7, с. 67]. Это замечание выглядит довольно обоснованным.
               В 70-е гг. XX в. английские астрономы Д-Кларк, Дж.Паркинсон и Ф.Стефенсон выдвинули иную версию "звезды", упомянутой в Евангелии от Матфея. Авторы изучили сведения древних китайских и корейских хроник о необычайных небесных явлениях, происходивших в период с 10 г. до н.э. по 13 г. н.э. В этих источниках зафиксирована вспышка яркой Новой звезды весной 5 г. до н.э. в непосредственной близости от звезды бета созвездия Козерога. Эту Новую можно было наблюдать на восточной стороне неба до солнечного восхода в течение 70 дней. Поэтому английские астрономы были склонны считать, что данная Новая и является "рождественской звездой" [18, р. 443--449; см. 17, с. 121].
           Эта гипотеза также не представляется удачной. Дело в том, что "звезда", о которой говорится в Евангелии от Матфея, "шла" по небу, а о каких-либо передвижениях Новой в 5 г. до н.э. в источниках сведений не имеется.
           Римский историк Дион Кассий записал в своих анналах, что в консульство Валерия Мессальг и Сульпиция Квириния (12 г. до н.э. -- О.Р.) перед смертью Агриппы в течение многих ночей видели комету, висевшую над Римом, которая затем разделилась на несколько огней" (цит. по: Субботина Н.М. История кометы Галлея.--Спб., 1910, с. 122).
           С этой кометой также нельзя связывать рождение Иисуса, поскольку в то время, когда она была видна, Квириний являлся римским консулом, а не правителем Сирии.
           Существует еще одна версия 'Вифлеемской звезды": она отождествляется с кометой Галлея, прохождение которой во второй половине 12 г. до н.э. вблизи Земли было также зафиксировано китайскими астрономами.
             В последнее время это же мнение активно отстаивал А.И.Резников, пытавшийся найти аналогии "между исторически зафиксированными событиями 12--10 гг. до н.э., включая наблюдения кометы Галлея, и мифологизированным повествованием о "рождестве христовом".
            Он пришел к выводу, что история, связанная с приходом волхвов в Вифлеем, в целом верно изложена Матфеем, хотя некоторые части ее "были намеренно искажены для того, чтобы придать событиям размах и увидеть в них свершение пророчеств". Исследователь считает, что на самом деле события происходили таким образом:
           Комету Галлея увидели с Земли в августе 12 г. до н.э. В результате современных расчетов установлено, что "в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул--"маленький царь", находясь приблизительно в 50° от Солнца по эклиптике в так называемой зоне Эверхарта, наиболее благоприятной для обнаружения комет.
           Именно тогда ее могли обнаружить волхвы... в предрассветные часы на восточной стороне неба. Созвездие льва связывали с именами Иуды и его "колена". Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового "царя иудейского".
           Далее А.И.Резников пытается решить вопрос: откуда пришли волхвы в Палестину? Он высказывает предположение, что они появились из соседней с Иудейским царством Набатеи.
           (Интерпритацию доводов Резникова читатель уже  знает и тут она опускается- автор)
          Но она,  по мнению Ратова, производит двойственное впечатление.
         « Автор собрал, несомненно, очень ценные материалы.
 Таковыми, например, являются известие об отъезде Ирода в Рим в 12 г. до н.э., а также свидетельство апокрифического евангелия псевдо-Матфея, где говорится: 'Когда Ирод, вернувшись из Рима на следующий год, узнал, что маги его обманули, то его сердце наполнилось яростью..." Данные детали свидетельствуют в пользу того, что рождение Иисуса произошло в 12 г. до н.э. По-видимому, его действительно следует связывать с кометой Галлея (ведь практически маловероятно, чтобы в том же году появилась еще одна--третья яркая комета на небе).
          Большую ценность, на наш взгляд, имеют и подробности прохождения кометы Галлея в сентябре 12 г. до н.э. Обоснованным кажется и объяснение, почему волхвы связали появление кометы Галлея в созвездии Льва с рождением нового иудейского царя.
          Однако когда автор начинает фантазировать, не приводя при этом никаких серьезных доводов,--выводить волхвов из Набатеи, подменять Иерусалим Сефорисом, Вифлеем Иудейский Вифлеемом Галилейским, избиение Вифлеемских младенцев уничтожением младенцев повстанцев-трахониотов в Набатее, бегство Иосифа и его семьи в Египет подменять бегством той же семьи в Аравию, говорить о какой-то трансформации слухов--все это производит отрицательный эффект.
            Попробуем еще раз проанализировать все имеющиеся в нашем распоряжении факты--как о прохождении кометы Галлея в 12 г. до н.э.--так и текст Матфея о рождении Иисуса.
           Китайский астроном Ма Туан Лин отметил, что данная комета впервые была замечена на небе 26 августа 12 г. до н.э. в восточной части созвездия Близнецов, причем она двигалась со скоростью в 6° в сутки к границе созвездий Льва и Девы.
           Первоначально комета наблюдалась только в утренние часы на востоке, но на 13-е сутки после своего появления на небосклоне она была обнаружена вечером на западе над созвездием Льва. Затем комета обогнула Млечный Путь и ушла к югу. "Пройдя над Арктуром и звездами в ноге Волопаса, она вошла в Змею и оставалась там этот месяц, медленно передвигаясь к середине созвездия. Покинув это созвездие в западном направлении, комета на 5б-й день появления заходила в Голубом Драконе (Весы Скорпион, Стрелец). Всего ее наблюдали 63 дня" (Субботина, с. 122).
           Из материалов, приведенных А.И.Резниковым, видно, что комета Галлея в 12 г. до н.э. вошла в созвездие Льва и приблизилась к звезде Регул ("маленький царь") лишь в первых числах сентября. 
          Однако на 13-й день своего появления, т.е. 7 сентября, как это видно из рассказа китайского астронома, она уже вышла из созвездия Льва и двинулась в северо-западном направлении. Следовательно, она находилась в созвездии Льва очень короткий период: с первых чисел сентября до 7 сентября 12 г. до н.э. Именно в этот промежуток времени и должен был родиться Иисус, которого волхвы рекомендовали как нового царя иудейского.
           Появившиеся в Иерусалиме волхвы узнали о древнем предсказании, что Христос должен родиться в Вифлееме Иудейском, который расположен южнее столицы протектората. По приказу Ирода они отправились в этот город, чтобы найти младенца: Согласно Матфею, "звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними", т.е. совершала свой путь с севера на юг.
            Судя по описанию Ма Ту Лина, комета Галлея в 12 г. до н.э. двигалась с севера на юг в течение ряда дней, а потому точно установить, когда волхвы прибыли в Вифлеем Иудейский, вряд ли возможно. Но для нас это обстоятельство неважно. Важно другое--Евангелие от Матфея зафиксировало это движение "звезды". Это, на наш взгляд, также является доказательством того, что упомянутая Матфеем "звезда" была кометой Галлея.
           Таким образом, из приведенного построения можно сделать вывод: Иисус родился в первых числах сентября (до 7 числа) 12 г. до н.э.
           А.И.Резников отметил, что В.Симмонс после исследования первой главы Евангелия от Луки высказал предположение о том, что Христос родился вероятнее всего в сентябре. А в некоторых арабских источниках рождество Христово также помечено этим же месяцем, хотя год рождения и не указываете:
           Что ж, эти детали только усиливают приведенное нами выше построение.
           Как видим, и звездно-кометная  версия  не  внесла ясности в вопрос: « Когда же родился  Иешуа из Ноцрата?».
           Но, что непонятно, почему  христианская церковь, что в ее католической, что православной  или иной из христианских конфессий,   не предпринимает никаких реальных  шагов,  на основе возможностей  современной науки и  современных технических достижений,  все-таки  поставить  окончательную точку, в этом спорном, уже на протяжении 2000 лет вопросе,  безосновательно  отданном в исключительную богословскую компетенцию!
           Но, правда, хоть и медленно, но изменения идут! Вот, слава Богу,  что, наконец, признали те факты, что Земля  круглая  и, что она вращается вокруг Солнца, а не наоборот, и что  Дарвин тоже был в чем-то прав….
          (конец  ч.6-2)