Литературно-тематическая схема книги
«ЮНЫЕ БОГИ ВОЙНЫ». Краткая история артиллерийских
военно-учебных заведений подготовительного (кадетского)
типа (1937-1955)»
Издание второе, уточнённое и дополненное
Сведения об авторе
Сыченков Борис Петрович родился 11.12.1934г. в Москве. В 1952 году окончил 1-е Московское артиллерийское подготовительное училище, в 1956 году – Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения, в Центральном аппарате Министерства обороны СССР. Службу закончил полковником в 1989 году, после чего занялся изучением истории военно-учебных заведений подготовительного (кадетского) типа.
В 2002-2003гг. в его редакции вышел трёхтомный историко-мемуарный сборник о 1 МАПУ «Наша юность, любовь и память».
В 2006 году издал книгу «Юные боги войны» с описанием 20 артиллерийских специальных средних школ, 10 артиллерийских подготовительных училищ и, в более кратком изложении, других подготовительных военно-учебных заведений Советского периода, всего более 120.
Публикует материалы на эту тему в различных периодических
изданиях, является членом редколлегии газеты «Кадетское братство».
Одновременно готовит к изданию книгу «ГОСУДАРЕВЫ ДЕТИ.
Исторические хроники российского кадетства (1698-1991)». Активно участвует в
деятельности ветеранских организаций: является секретарём «Союза ветеранов артиллерийских спецшкол и подготовительных училищ, членом Совета Старейшин
Общероссийской общественной организации «Российское кадетское братство».
Будучи три года (1949-1952) воспитанником 1-го Московского артиллерийского подготовительного училища – одного из военно-учебных заведений подготовительного (кадетского) типа– и прослужив затем 37 лет
в Вооружённых Силах СССР, где постоянно встречался с воспитанниками артиллерийских спецшкол и подготовительных училищ не только Москвы, но и других городов СССР, я получил достаточно широкое представление об этих учебных заведениях и офицерских кадрах, которые получили в них своё воспитание и первоначальную военную подготовку к кадровой военной службе.
Завершив свою военную службу в 1989 году, я более 10 лет изучал историю этих учебных заведений, общался с их выпускниками и ветеранскими организациями, что привело к сбору обширного материала, который я изложил в книге «Юные боги войны. Краткая история средних военно-учебных заведений Советского Союза», вышедшей в московском издательстве «Голос-Пресс» в 2006г.
Работа над книгой выявила следующее:
1.Официальные документы о создании упомянутых учебных заведений разрабатывались под грифом «совершенно секретно». Что закрыло к ним доступ историков, писателей, работников СМИ.
2.В послевоенные годы воспитанники этих учебных заведений в основном направлялись в военные училища и академии, готовившие в режиме строжайшей секретности специалистов по ракетно-ядерному вооружению и освоению космоса.
Всё это привело к полному отсутствию доступной информации об этих учебных заведениях и их воспитанниках, достойно послуживших Отечеству как в грозные военные годы, так и в период «холодной войны». Сейчас, ещё при жизни этого уходящего «засекреченного поколения», оно так и осталось без внимания общества, как будто его и не было.
Это и заставило меня принять решение воссоздать, в пределах моих возможностей и способностей, историю артиллерийских спецшкол и подготовительных училищ и их питомцев.
Первое издание, хотя и вышло небольшим тиражом, получило высокую оценку читателей разных возрастов и профессий, а также прибавило мне почты с новыми материалами, уточнениями и дополнениями отдельных мест в книге, что составило суть отличия второго издания книги от первого. Кроме того, в связи с возросшим объёмом, во второе издание не вошла часть первая
«Советские кадеты». Будучи значительно расширена, она составила основу для отдельной книги «ГОСУДАРЕВЫ ДЕТИ. Исторические хроники российского кадетства (1698-1991)».
Это сократило тематическое содержание второго издания «Юных богов войны», которое свелось к следующему:
1.Военная и политическая обстановка в Советском Союзе в 30-е годы
ХХ столетия.
2.Специальные средние артиллерийские школы Наркомпроса.
3.Вклад артиллерийских спецшкол в победу в ВОВ.
4.Артиллерийские подготовительные училища Министерства Вооружённых Сил СССР.
5.Значение артиллерийских подготовительных училищ в повышении уровня подготовки офицерских кадров в послевоенные годы.
6.Артиллерийский «пантеон».
В приложении к книге даны полные тексты основных документов по упомянутым учебным заведениям, что стало возможным вследствие снятия с них грифа секретности в последние годы.
Книгу следует рассматривать как попытку воссоздать события, являющиеся частью истории нашей страны. Порождённые Советской властью и ею же обречённые на забвение, военные спецшколы и подготовительные училища заслуживают пристального внимания и изучения их деятельности, ибо без знания истории прошлого нельзя строить будущее.