К 600-летию села Всехсвятского

Петр Лебедев
"Село Всехсвятское Московской губернии, расположено  в пяти верстах от Тверской заставы по Санкт-Петербургскому шоссе. Начинаясь за Петровским парком, от самого убежища увечных воинов, постройки этого села в два ряда тянутся на протяжении половины версты и заканчиваются у шлагбаума, где от Санкт-Петербургского шоссе ответвляется шоссе Ильинское. Некогда границами села Всехсвятского служили: Ходынка, Москва-река, Покровское-Глебово, Коптево, Разумовское и Зыково,”  — так описывалось расположение Всехсвятского в одной из краеведческих брошюр столетней давности.


В 1997 г. с большим размахом было отпраздновано 850-летие Москвы. На этом фоне остался почти незамеченным другой юбилей, — а именно, что в 1998 году исполнилось 600 лет со дня первого упоминания в документальных источниках села Всехсвятского, на  прежней территории которого ныне располагаются главным образом  два московских муниципальных округа: "Сокол" и "Аэропорт".  Даже сам факт этого юбилея остался вполне не осознанным... Во многом, конечно, дело здесь в том, что имя Всехсвятского в 1928 году исчезло с карты Москвы и ее окрестностей. Это означает,  что в 1998 году можно было бы отметить и грустную дату — 70 лет насильственной "кончины" села.

Между тем, сто лет назад, в 1898 году в честь 500-летия Всехсвятского вышла специальная иллюстрированная брошюра "Историко-статистическое и археологическое описание села Всехсвятского Московской губернии и уезда  1398 — 1898 гг." (составитель И.Ф.Токмаков, М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1898),  по которой мы можем теперь судить о том, каким было это село 100 лет назад, на заре XX века.

Сам факт выпуска такой брошюры говорит о том, какое внимание современников привлекало село Всехсвятское, с которым связано много исторических преданий, и которое  играло важную роль как одно из известных  тогдашних московских предместий, обладавшее сложившимся веками духовным, культурным и хозяйственно-экономическим потенциалом.
Наверное, не только для нынешних обитателей территории Всехсвятского, но и для всех, кто интересуется историей России и Москвы, будут интересны некоторые сведения, почерпнутые из юбилейной брошюры столетней давности.

В 1398 г. на месте Всехсвятского существовал монастырь во имя Святых Отец, давший название и образовавшемуся около него поселку — "село Святые Отцы на реке Ходынке".  Монастырь находился при старинной Тверской дороге, у пересечения рек Таракановка и Ходынка. Сведений об этом монастыре почти не сохранилось, не обнаружены и материальные следы его существования. Трудно судить, был ли это лишь скромный приют монахов отшельников или,  может быть, дозорный форпост на подступах к Москве...
История Всехсвятского во многом связана с храмом Всех Святых, который ныне является единственным напоминанием о названии существовавшего в его окрестностях села. (Мы останавливались на истории этого храма в одном из предыдущих номеров журнала "Ленинградский проспект". )

К 1861 г. село перестало быть вотчиной грузинских князей и частично перешло государству, а частично его земли были раскуплены окрестными крестьянами и предпринимателями. Значительные территории были приспособлены под дачи.

В упомянутой брошюре приведено рекламное объявление такого содержания: "В селе Всехсвятском на Коптевской дороге и у вала Петровско-Разумовского сдаются дачи, теплые и капитально построенные, — можно жить и зимой, — с каретными сараями, коровниками, конюшнями и сторожкой. Тут же сдаются помещения под магазин и участок земли под загородный ресторан. О цене узнать у дачевладелицы Анны Андреевны Ярцевой."
Вот какой представала панорама Всехсвятского и его окрестностей 100 лет назад согласно описанию И.Ф.Токмакова. “Тотчас за Триумфальными воротами  по обеим сторонам Санкт-Петербургского шоссе начинаются дачи частных владельцев, среди которых справа ресторан "Яр".  Быть же в Москве и не побывать у "Яра" — это то же, что быть в Риме и не видеть папы...

Далее слева — места скачек и бегов, царский павильон бывшей Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г., из-за которого на горизонте вырисовываются очертания ходынского лагеря с его величественным красивым храмом во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и в память чудесного спасения жизни наследника, цесаревича великого князя Николая Александровича, ныне благополучно царствующего государя императора, во время покушения в Японии.

Справа тянется Петровский парк, выступают кирпичные громады Петровского дворца, а впереди виднеется село Всехсвятское, излюбленная дачная местность для семей военных, проводящих лето в ходынском лагере.

Не доезжая какой-то версты до этого села, на левой стороне Санкт-Петербургского шоссе, вплотную к небольшой густой роще прижался довольно обширный поселок, за которым блестит купол церкви Всех Святых с колокольней, вырисовывающейся на фоне рощи... Перед поселком на шоссе выступает красивая часовенка, возле которой не раз останавливались экипажи их императорских величеств государя императора и государыни императрицы и других особ царской фамилии.

Далее на том же шоссе выдвигается из опушки леса прекрасное каменное здание —"Алексеевский приют для раненых, увечных и престарелых офицеров", а еще далее — различные хозяйственные постройки, крытые живой декорацией свежей растительности. Поселок обнесен по-военному валом, словно лагерь.  В начале вала сделан въезд через ворота с перекинутой над ними аркой,  а на арке виднеются вырезанные слова: "Состоящее под высочайшим покровительством ее императорского величества государыни императрицы Марии Федоровны Александровское убежище для увечных, престарелых и неизлечимо больных воинов".

Убежище было создано общественной благотворительностью, как пишет И.Ф.Токмаков, "с целью облегчения участи жертв того ужасного, но, к сожалению, роковым образом неизбежного мирового бедствия, которое носит название войны." Александровское убежище, призревающее более ста человек, принадлежало к числу тех заведений, "которые делают честь Москве и, вместе с тем, выражают наиболее разумное направление общественной благотворительности."
Одной из исторических достопримечательностей села являлось древнее церковное Всехсвятское кладбище. Здесь были захоронены князь Д.Е.Багратион и его дочь, князь Г.И.Авалов с женой, в самом храме находились могилы нескольких князей Цициановых, из рода которых происходил известный генерал, участник войны на Кавказе. До наших дней сохранилось пирамидальное надгробие умершего в 1795 году грузинского царевича, князя Ивана Александровича Багратиона, установленое его сыном Петром Ивановичем Багратионом, героем Отечественной войны 1812 года.

Характерно, что автор юбилейной брошюры уже тогда, 100 лет назад, сетовал, что заведующие этим "любопытным для истории кладбищем, видимо, не придают никакого значения памятникам  старины и не понимают, что старинные памятники составляют гордость кладбища. Надгробные плиты в большом пренебрежении, они передвигаются с места на место или разбиваются на части. На "расчищенном" таким образом месте хоронятся теперь зажиточные всехсвятские крестьяне. Для бедных же отведено особое место на речке Таракановке, называемое "солдатским кладбищем", на котором нет даже часовни."
Окончательное уничтожение кладбища произошло совсем недавно, в 60-х и начале 80-х годов нашего века. Все это подтверждает ставший уже расхожим тезис, что "революция произошла до революции".

Как сообщает Токмаков, "летом река Таракановка совсем высыхает. Около церкви на этой речке и до сей поры сохранилась запруда, благодаря которой в этом месте она образует озеро, среди которого и теперь еще (в 1898 г.) есть островок, но уже без беседки, в которой певали цыгане."

На "солдатском кладбище" при рытье могил находили необычайной величины кирпичи. Старожилы уверяли, что это остатки от бывшего на этом месте  княжеского дворца. Во Всехсвятском существовало особое место, называемое Княжий Двор, на котором по преданию Лжедмитрий, убегая из Москвы, закопал свои драгоценности.

Как пишет автор брошюры, "не смотря на то, что село Всехсвятское расположено на солнцепеке и вечно пыльно и шумно, так как находится на большом Санкт-Петербургском шоссе; не смотря даже на сырое его местоположение, на редко высыхающие лужи около сельских построек, занимаемых теперь дачниками,  они охотно в нем ютятся, благодаря близости к лагерям и к Москве."

К концу XIX века Всехсвятское — это скорее пригород Москвы, чем село. Экономика Всехсвятского питалась и от приезжих, и от расположенных около него ходынских военных лагерей, и от дачников, большинство из которых  составляли семейства офицеров. На так называемой "Барской стороне" проживали и евреи, у которых одно время была своя синагога.
В последнюю четверть прошлого века Всехсвятское развивалось особенно бурно, так что цены на землю в этом селе выросли с 15 копеек за квадратную сажень до 4 рублей.
В селе и его окрестностях было несколько промышленных предприятий. Там располагалась вышивальная (механическая) отбельная и отделочная фабрика Торгового дома под фирмой "Михаил Тимашев и К в Москве и при с. Всехсвятском, за Петровским парком".

В 1894 году по инициативе потомственного дворянина Николая Павловича Сорохтина в селе был построен фарфоровый завод "Изолятор". В 1897 г. Сорохтин в короткое время устраивает рядом с ним  мыловаренный и химический завод под фирмой "Польза" и уже в 1898 г. пускает его в дело. Этот завод вырабатывает фабричное мыло, парфюмерные мыла всех сортов, медицинские и гигиенические мыла, а так же разные гигиенические мази.
Купец И.Г.Погудкин открыл во Всехсвятском типографию и переплетную мастерскую.
Недалеко от Всехсвятского в 1898 году открывается частная лечебница для алкоголиков доктора Александра Михайловича Коровина, который предварительно, "с целью изучения данного вопроса посетил Англию, Шотландию, Германию и Швейцарию". (Здание и парк лечебницы сохранились и поныне у станции метро "Войковская".)
В 1897 г. Московская губернская земская управа заключила с Обществом конных железных дорог в Москве договор на устройство электрической и конной дороги по Санкт-Петербургскому шоссе от Тверской заставы до села Всехсвятское. На основе договора

Общество перестроило  к 1899 году на электрическую тягу существующую линию конной железной дороги "от Тверской заставы до второго поворота в Петровский парк".
Начав за здравие Всехсвятского, закончить приходится "за упокой" его имени. Название этого села по понятным причинам не надолго пережило октябрьскую революцию и, после сворачивания нэпа, в 1928 году оно было переименовано  в "Поселок Усиевича", а в 1933 г. стало называться "Поселком Сокол"...

Только название храма Всех Святых служит еще напоминанием о древнем  имени села, давно вошедшего в черту Москвы и превратившегося к настоящему времени в один из самых многолюдных ее районов, в развитый культурно-экономический центр нашего города.

1999