Встреча с издательством АСТ - ничего нового!

А.С.Гусаров
Я не считаю себя писателем, пишу эту заметку как читатель. Я не собираюсь издавать свои работы. Но я бы очень хотел читать хорошие книги, только их не издают. Поэтому я и читаю книги и стихи на сайтах «Проза.ру» и «Стихи.ру». Здесь можно что-то найти интересное.

Вот и состоялась разрекламированная встреча представителей крупнейшего издательства АСТ с авторами «Прозы.ру» и «Стихи.ру». Те, кто не смог попасть на это пиршество мысли, наверное уже прослушали аудио-вариант встречи (http://www.proza.ru/events/ast/).
И что же нам сказали нового? Да ничего! Всё, как и было написано в моей статье «Встреча с издателями 13 февраля – бесполезно!» (http://www.proza.ru/2009/02/11/602). Те, кто ожидал большего, жестоко ошиблись.

С первых же слов было недвусмысленно заявлено, что издательство ориентируется в первую очередь на два самых раскупаемых жанра — детективы и любовные романы.

Как же точно об издателях сказал Ю. Новиков:
«…Народ наш глуп и похотлив.
Где драки, секс и наркоманы?
Народу нужен детектив
Или любовные романы…» http://www.stihi.ru/2002/10/19-12

Ради приличия была упомянута и «современная проза», но только «известных авторов». Было сказано, что новому автору труднее издаться, чем известному. Какая глубокая мысль! Скороговоркой были произнесены слова о «хорошем качестве текста», о «профессиональных и опытных литераторах», о «русском языке», но было понятно, что всё это далеко не самое важное. Самое важное совсем другое: книги, отобранные редакциями, «поступают на утверждение в отдел маркетинга». Так что к жёсткой цензуре редакторов добавляется ещё более жёсткая цензура маркетологов (т.е. торговли).
Всё это было повторено тремя гостями многократно и с разными вариациями, на этом встреча и закончилась. О позорно низких гонорарах издаваемых авторов гости поговорить не пожелали, так как это «не самое главное». Конечно, о чём тут говорить, когда гонорар за книгу в 300-400 страниц при 5-тысячном тираже составляет обычно не более 15 тыс. руб. И время продажи 3-5 лет.

Мои выводы.
1. В издательском деле главное — прибыль. А прибыль гарантируют две вещи: модные темы (или жанры) и известные имена (искусственно раскрученные современные писатели и «для приличия» — классика). Отсюда следует, что «неформатные» и новые авторы не имеют никаких шансов, если они сами не оплатят издание и раскрутку (издательство раскручивать, рекламировать новых авторов не будет).
2. Никакой работы по воспитанию читателей, по повышению их этического и эстетического уровня издатели не только сами проводить не будут, но и писателям не дадут.
3. Посылать свои книги в издательства (по e-mail или по почте) нет никакого смысла, так как неоднократно уже писалось, что всё, пришедшее по «самотёку», немедленно отправляется в корзину.
4. Чтобы опубликовать свою книгу, есть несколько путей: заплатить свои деньги, найти известного покровителя (писателя, редактора), найти спонсора и т.д. Всё это не имеет к творчеству никакого отношения. Есть ещё путь — стать очень известным не через издание книг, но это крайне трудно.

Читатели у нас разные. Есть среди них глупые, средние, умные. Есть большие группы, имеющие свои особые интересы. Они хотят иметь СВОИ книги. Но издателям нужен объём продаж, поэтому они всегда будут ориентироваться на самый низкий уровень и на усреднённого читателя. Для исправления ситуации, видимо, нужны государственные программы по изданию малыми пробными тиражами книг новых талантливых авторов и по широкой их пропаганде. Рынку это не нужно.

И напоследок о «профессионализме», который, как утверждают издатели, совершенно необходим. Неужели они считают, что все классические писатели обязательно кончали литературные институты? Что Шекспир, Омар Хайям, Бальзак, Дюма, Марк Твен, Пушкин, А.Н. Островский, Толстой, Чехов, Достоевский имели дипломы писателей, подписанные ректорами и профессорами? Да нет же, ВСЕ ОНИ БЫЛИ ЛЮБИТЕЛЯМИ. А современные признанные писатели? Все они кончали литинститут? Михаил Задорнов — МАИ, Григорий Горин — медицинский, Эдвард Радзинский — историко-архивный, Владимир Высоцкий — театральный и т.д. Все авторы «Прозы.ру» учились в школе, воспитаны на классической литературе. Изучать тенденции современной литературы им не нужно. А если редактору для оценки произведения нужны диплом автора и напечатанные им ранее работы, то это не редактор.

Издатели должны сами искать авторов в Интернете, на «Прозе.ру», в журнале Самиздат и т.д. Но они считают это унизительным для себя. И из их выступлений на встрече я понял, что они хотят, чтобы авторы упрашивали их, ползали перед ними на коленях, звонили, доказывали свою нужность. А вообще-то чувствуется раздражение издателей самодеятельными авторами, ведь теперь в обход их писатели могут публиковать свои работы (спасибо за это Д. Кравчуку). Только непонятно зачем они захотели встречаться с сетевыми авторами? Видимо, у них серьёзный кризис, несмотря на весь их профессионализм и гонор.