Особенности болгарского символизма. Начало

Щурова Елена
На рубеже XIX-XX вв. в литературе Болгарии стала формироваться эстетика модернизма. Наиболее значительным модернистским течением в Болгарии был символизм. Болгарский символизм испытал влияние русского и европейского, но имел и свои особенности. Он, прежде всего, был однородным. В его развитии выделяют 3 этапа:
- 1890х-1910х
- 1910х- 1918
- 1918 – 1925.

Символизм начал формироваться, когда условия для этого уже назрели, когда была подготовлена идейная и эстетическая почва статьями д-ра Крыстева и П.Славейкова, когда язык и стиль Вазова стали восприниматься как скупые для выражения духовного мира человека. Чувства ответственности, гуманизма и недовольства действительностью искали новых форм выражения, форм более утонченных, более чувствительных, более подходящих для передачи страданий души, измученной грубой меркантильностью, души, выброшенной из среды человечества вследствие трагического расхождения с этим миром.

Зачинателям символизма были присущи противоречивость и непоследовательность. Но в 1900х появились программные произведения символизма, в которых видны черты сложившегося реакционно-романтического метода. Так, в 1907 г. выходят в свет Regina mortua Т.Траянова, онтология “Южные цветы” (авторы – Т.Траянов, Т.Кунев, И. Иванов-Черен, Д. Керче).

Болгарский символизм, как и вся болгарская литература, был подчинен закону ускоренного, сокращенного развития. И это предопределило размытость границ символизма и его способность впитывать в себя другие литературные течения: романтизм и такие постсимволистские направления как импрессионизм, сюрреализм и особенно экспрессионизм. По этой же причине многие проблемы и мотивы европейского символизма у болгар получили специфическую национальную психологическую и художественно-эстетическую окраску. Сильно чувствуется смешение символизма, неоромантизма и экспрессионизма в поэзии Т.Траянова.

В болгарском символизме символ редко представлен в своей чистой форме. Чаще он вовлечен в некую систему поэтических и стилистических взаимодействий. Взаимодействие различных стилистический пластов символизма с элементами романтизма, импрессионизма и реализма характерны для Д. Дебелянова, Ем. Попдимитрова и Хр. Ясенова.

Особенностью болгарского символизма является не столько изобилие философской проблематики, сколько ее “врастание” в проблемы личностного характера, особенная нравственно-психологическая освещенность философской проблематики. Драматизм событий того времени, когда творили болгарские символисты, заставлял их размышлять над вопросами о человеческом бытии, о жизни и смерти, о красоте и творчестве, окунаясь в тревожную атмосферу неверия и разочарования. В болгарской символистской поэзии, близкой к жизни и ее социальным противоречиям, к основным конфликтам человеческой личности и ее единству с миром природы, символ стал выразителем сложной духовной взаимосвязи между миром и человеком, выразителем усталости от жизни и жажды гармонии, легкости, радости и Вечности.

Символизм пробудил склонность ко всему, что представляется чрезвычайно проблематичным. Проблемой может стать яростное, сатанинское поношение общества, человечества, жизни, природы, Бога. Символисты часто обращались к смутному прошлому (античной мифологии и истории), пленявшему их своей туманностью. Эта черта сочетается также со склонностью к мистицизму, который в наибольшем количестве присутствует в такой вроде бы понятной и в то же время тайной и загадочной реалии как смерть.

Теодор Траянов в своем творчестве воспел Танатос.