Чумарцы - лесной народ

Лариса Вер
В одной красивой и далекой стране правил противный, коварный султан. Больше всего на свете он не любил маленьких детей: они часто плачут, вечно шумят, а их мамы становятся плохими работницами, потому что всегда думают о детях. Все мамы прятали своих детей, чтобы их не увидел султан, потому что он сразу отбирал малышей у родителей  и продавал детей в другие страны. Но однажды утром он услышал  в своем саду детский плач.
 - Что такое? Кто посмел пустить в мой сад ребенка? – гневно заорал султан, даже ногами затопал.
 В ноги ему упала женщина. Она плакала и целовала носки его туфель:
 - Это я, я случайно принесла дочку в сад. Мне не с кем оставить ее дома. Мой муж ушел в море за рыбой, а мне надо работать…
 - Вот и работай, а ребенка я завтра продам сирийскому послу! – и султан оттолкнул ее ногой.
 Заплаканная мать подхватила дочку и спешно скрылась из виду. Ей нужно было высаживать любимые цветы султана вдоль дорожек, но  теперь она не могла работать – слезы застилали ей глаза. И  несколько саженцев случайно попали ей под ногу, что расстроило ее еще больше. Теперь пощады от султана не жди!
«Бежать! Бежать!»


 Ранним утром, когда еще солнышко за горизонтом только собиралось просыпаться, женщина выскользнула из города. Она почти бежала, прижимая к себе малышку. «Моя доченька, моя Азия, как я могу расстаться с тобой? Ни за что на свете не дам тебя продать в другую страну». Ни одна веточка не хрустнула под босыми ногами беглянки. Ей надо было успеть спрятаться где-нибудь до рассвета, потому что потом султан отправит всадников в погоню.
Неожиданно ей навстречу вышли две женщины. Они так громко разговаривали и смеялись, что беглянка успела спрятаться в кустах. Но, как назло, женщинам приглянулся тот пенек, что торчал у дороги. Они присели на него отдохнуть и скушать по лепешке.
 - Ах, как я боялась этого загадочного леса!  Даже страшно было мимо него проходить! Столько легенд о нем люди рассказывают. Там живут хищные звери, которые съедают людей на один укус!
 - Да, говорят, что еще нет человека, кто смог бы сходить туда и вернуться из того леса живым и здоровым. А ведь  дальше леса лежит какая-то чудесная богатая страна!!! И у султана той страны 8 детей!!! И он их перед сном всех целует. А жена раскрасавица!!!


 Передохнув, женщины пошли дальше. А у беглянки за это время появился план: надо пройти через лес, найти того доброго султана и упросить его заступиться за нее. Слезы высохли, и силы откуда-то появились, ведь самое трудное подчас – принять какое-то решение. Сонная малышка, почувствовав, что мама успокоилась, даже заулыбалась сквозь дрему. Часа через два, на рассвете уже дорога привела маму и малышку к темному и тихому лесу. Дорога испуганно сворачивала в сторону от мрачного леса. Но женщина остановилась, поклонилась лесу и сказала:
 - Здравствуй, батюшка лес! Долгих лет тебе! Спрячь меня от злых людей, пожалуйста. Меня и дочь мою! Муж только через месяц вернется, будь нам защитником на этот месяц. Мы не сделаем тебе вреда,- только она хотела поклониться лесу опять, но вдруг сзади послышался цокот копыт.
 - Вряд ли она далеко убежала…. Догоним!


Женщина шагнула к лесу, и он укрыл ее тяжелыми лапами сосен. Всадники ничего не заметили и поскакали дальше.

Долго шла она по тихому лесу, вздрагивая от каждого шороха - очень боялась диких животных – разве может она сражаться с ними?! Неожиданно перед глазами вместо деревьев выросла стена колючих кустарников, а за ней открылась ровная и уютная поляна. Над поляной кружили бабочки, а около трех огромных и плоских камней в траве журчал ручей. От этого места веяло покоем. Положив дочь, усталая мать наклонилась к воде – пить хотелось больше всего на свете. Попив и умывшись, женщина подняла глаза, а ее ждал неприятный сюрприз: рядом стояли маленькие люди!!! Два старичка с белыми усами до груди внимательно разглядывали ее. Сами ростом не выше годовалого ребенка, они казались очень недовольными и суровыми. Как будто она вторглась на их землю, и она, а не они, была крохой! Поодаль стояли три женщины в белых передничках.
 - Зачем, великанша, ты пришла в наш Лес? Что ты ищешь здесь?
 - Я…
 - Ты была уважительна с Лесом – мы знаем. Но как быть уверенным, что ты не принесешь вреда нашему народу? Ты – первая, кто пришел с добром в Лес….
 - Я сбежала от жестокого султана, он хотел лишить меня дочурки. Не прогоняйте меня. Я вам пригожусь!

Так началась жизнь мамы и дочки вместе  с лесным  народом Чумарцами. Они были очень необычны – маленькие, шустрые, одетые в сплетенную из сухой травы одежду. Мужчины все, как один, усатые. А женщины обязательно в белых передничках и необычных шапочках из травы. «Великанше»  быстро выстроили домик из веток, слепленных смолой сосен. Теперь она, по их просьбе, помогала в сборе урожая лесных яблок, диких персиков и орехов. Маленькие человечки целый день трудились, собирая плоды с одного дерева, а ей достаточно было и часа – ведь она гораздо выше их и сильнее. А ее дочка всегда была при ней – в плетеной корзине, которую сделали маленькие женщины. Вот только странным казалось то, что с наступлением темноты все шли в свои домики, но никто не спал! Ночью они трудились в домах, наводя порядок, ухаживая за своими небольшими клумбами с ночными фиалками, воспитывали детей. Женщина-Великанша вместе с дочкой Азией засыпали сладким сном после долгого дня.

 Но однажды Старейшина гневно отругал ее на рассвете:
 - Почему ты, Великанша, ни разу не испекла лепешек, встречая ночное светило? Ты трудишься наравне с нами, когда на небе правит Солнце, но ты совсем не уважаешь Луну. Что ты делаешь ночью? Где плоды твоего ночного труда? – он стучал посохом и грозно хмурил брови.
 - Я сплю ночью вместе с дочерью. Не понимаю, как вам хватает сил совсем не спать!
 - Ты спишь каждые сутки? Как можно? – растерялся мудрейший старик. Чумарцы спали только раз в году – в месяц Дождей. Тогда они залепляли свои домики смолой и ложились спать. Когда дожди заканчивались, заканчивалось и время сна.


- Пойдем, я покажу тебе что-то важное, – старик быстро направился в сторону леса. Там была дорога, с двух сторон которой росли белые ромашки – чтобы при свете Луны дорога была хорошо видна. Дорога привела их к роднику, вокруг которого старательные человечки сделали чашу в виде двух ладоней, а рядом поставили лавочки.
  - Вот родник Силы. Перед приходом Солнечного света каждый житель нашей страны приходит умываться к этому роднику. Умойся и ты!
Женщина зачерпнула холодной воды и умылась. По телу пробежал ток! Внутри будто бомба разорвалась, казалось, еще немного  и земля будет далеко – за спиной  крылья выросли.
 - Ох! Родник и впрямь дает силы! – воскликнула женщина.
 - Да! Так жили наши прадеды, наши отцы, мы… .  У нас только один враг – змеи. Они иногда нападают на нас, тогда Чумарцев становится совсем мало. Мы не можем справиться с коварным ползучим войском. Но у нас много друзей: Лес и все его жители, Родник Силы, Камни.
 - Камни?
  - Да. Те большие камни возле родника Жажды.  Это тоже наши друзья.  Днем Камни разогреваются так, что на закате  женщины пекут  на них лепешки и вялят  лесные плоды. Лес не разрешает пользоваться огнем. Но и нашим врагам  тоже зачем-то нужны наши камни, наверное, они пытаются отвоевать Камни, чтобы перед рассветом греть там свои холодные тела.


 Долго в это утро беседовала женщина с умным старейшиной. Рассказал он о том, что тревожит его постоянно: когда змеиное войско нападает на маленьких людей, то одни змеи крадут детей, а другие жалят взрослых. И сил маленьких людей хватает лишь на то, чтобы ранить ползучих тварей.
 - Оружия у нас нет, только топорики, которыми мы чистим лес от сушняка. И наши гонцы не успевают добежать до Колючих Шаров, которые умеют справляться со змеями. Змеи жалят их раньше. Помоги нашим детям, Женщина-Великан. Скоро змеи снова пожалуют. Как нам защититься?
 - Да, я помогу вам. Мы сделаем барабан. Он поможет позвать ваших друзей из леса, когда змеи снова придут. Но я прошу позволить нам с дочкой жить в нашем режиме, я не хочу черпать силы из Родника. Мы будем спать по ночам. А днем я буду вам помогать.

 Прошло несколько дней. Женщина не могла доказать, что всем  непременно надо спать по ночам. В ночное время тело отдыхает, набирается сил и растет. Но Чумарцы не хотели слушать ее.  Зато днем под ее руководством был сделан барабан  высотой с взрослого Чумарца. Всех Ежей в Лесу человечки  знали по именам, дружили. Они попросили ежей поспешить на помощь, если они раздастся бой барабана.

Однажды на рассвете женщина проснулась от криков ужаса. Выскочив из своего домика, он даже  растерялась. Все бежали  к своим домам, крича и плача.
 - Что стряслось?
 - Змея! Змея поселилась у Родника Силы! Что теперь будет?
К вечеру паника поселилась в городе – все вдруг устали так, что не могли двигать ни рукой, ни ногой. Падали от усталости, а надо еще готовиться к бою со змеями! Где теперь взять силы? Люди засыпали на ходу, со стоном пытаясь держать глаза раскрытыми. Но ничего не получалось. К утру следующего дня весь городок спал. Не спала только Женщина, почувствовав свою ответственность за судьбу лесного народа. Она должна им помочь. Теперь она дозором обходила город, внимательно вглядываясь в траву. И вот трава зашевелилась  - змеи поползли, надвигаясь бесшумно на город. Но тут же барабан позвал на помощь друзей! Женщина била в барабан, и грохот барабанной дроби, наверняка, был услышан всеми друзьями Чумарцев. Потом она схватила копье-трезубец, которое вчера сделала из ветки кизилового дерева. Ползучие враги растерялись от стука барабана, замерли, но снова двинулись на город.


 Но помощь уже была близко! Ежи накинулись на змей, хватая их за головы. Олени топтали их копытами, Рысь бросалась на них и перекусывала пополам. Два часа длился бой. Казалось, что даже трава вокруг города шипела, клокотала и стонала.  Потом змеи позорно пытались уползти с места битвы. Но ни один враг не смог сбежать – всех нашли друзья  маленького народца.

 Люди проснулись лишь на третий день. Женщина-Великанша, как они ее называли, собрала к тому времени всех растерзанных врагов в одну кучу.
 - Смотрите, сколько врагов напало на город, - сказала она, - если бы не ваши друзья, не сдобровать бы вам,- позади города выросла гора из тел змей выше их домиков.
 - Но,  если бы ты не позвала их на помощь барабаном, то всему нашему городу пришел бы конец. Спасибо тебе, Женщина–Великан!
  И маленькие люди ей поклонились в пояс. Но на них вдруг начала трескаться одежда. Они выросли, пока спали! Теперь старая одежда стала им мала! Весело хохоча, они стали щекотать друг друга, кувыркаться на траве, а сплетенные из сухой травы рубашки лопались и рвались. Потом  они дружно вырыли большую яму, свалили в нее всех змей, засыпали землей и пошли в гости к своим лесным друзьям, чтобы поблагодарить их за помощь.

 А на следующий день пришло время расставаться. Прошел месяц. Муж уже должен вернуться из морского похода. Надо как-то пробраться в город.
 - Ты помогла нам, а мы поможем тебе и твоей дочурке. Возьми этот порошок и развей его на рассвете везде в городе, а самое главное, высыпи на пороге дома, где живет жестокий султан. И больше его не бойся.
  И старейшина передал ей в руки коробок с порошком.
Поздно вечером женщины напекли ей на дорогу лепешек на Камнях. Сплели венок из лесных цветов на счастье, а потом все отправились  по домам – спать. Теперь все спали по ночам, вырастая к утру настолько, что приходилось шить одежду заранее большого размера. И еще лесной народ научился смеяться, ведь когда хорошо выспишься, всегда хорошее настроение следует за тобой целый день. Перед рассветом женщина  попрощалась с теми, кто вышел ее проводить, и вышла из лесного края, обнимая свою дочурку.

 Стражи города, куда она возвращалась, тихо ступая по дороге, дремали на рассвете. Приоткрыв коробочку, женщина дунула в нее. Часть  порошка взлетела, стража чихнула и даже не проснулась.
 И на пороге дворца султана она высыпала остатки порошка. А потом тайком пробралась в свой дом. Там ее со слезами встретил вернувшийся вчера муж.
 - Фаина, жена моя! Азия, дочурка моя! Как бы я без вас жил? Где вы были???
Долго рассказывала она о своих приключениях, а дочурка спала у папы на руках. Султан же, проснувшись тем утром, почему-то плакал от ужаса – ему снились кошмары,  кроме того, он совсем потерял память. Он никого не узнавал, даже своих министров называя дядями. Больше не мог он жить в своем замке спокойно – уехал в дальние края. Навсегда.