Научиться рисовать? Запросто!

Татьяна Андреева-Красных
Как я на это решилась?
А вот как!

    Еще будучи советской школьницей, я увлеклась искусством. Тяга к "взрослым" вещам привела к тому, что в возрасте 12 лет я знала множество опер и оперетт наизусть. И когда наслаждалась одиночеством в квартире, то пела во все горло. Благо, наша семья из четырех человек, имела по советским понятиям хорошую квартиру. Трехкомнатная смежно-раздельная, где и сейчас мои родители, была в 1971 году мечтой. У меня с братом была самая маленькая, 14 кв.м, комната. Зато она имела отдельный вход. У Шурика был секретер, а мне достался удобный письменный стол. Над ним висели две полки для книг. Это были легендарные в советские скудные времена чешские полки по 12 руб. Помню, сколько я за ними гонялась. Стена вокруг полок была в моем распоряжении. Кто мне ее отдал? Сама взяла.

   Братик, если был дома, читал. Вообще-то он был то, что мой папка называл "шалопай". Это давало мне на чуть бОльшее пространство в комнате. Шурка предпочитал улицу. В 70 г. популярный журнал "Работница" публиковал серию копий картин под названием "Лики красоты". Самые популярные женские портреты всех времен ежемесячно появлялись на предпоследней странице. Первым я заметила облик Нефертити. Легендарная царица Египта демонстрировала свой левый профиль. Как известно, правого глаза у этого изображения нет. Так на моей стене появился первая импровизированная картина. Она представляла собой страницу из журнала, приклепленной иголкой к обоям. Кто бы мог тогда подумать, что для будущего 14 летней девчонки заложен серьезный базис! Десятки лет спустя я стану историком античного искусства. Все мои академические работы будут посвящены портрету. И прочее, прочее.

   Тридцать пять лет назад меня эти возможные последствия не занимали. Главные было вот что. Где достать серебряную, а лучшу, золотую краску. Зачем? У моих картинок должны быть рамы. Я нашла подходящий кусок картона, кажется, от обувной коробки. В магазине канцтоваров, где-то на Арбате, нашлась краска. Кюветка с желтоватой с блестками массой делала меня счастливой. Полдня кропотливой работы - и мои страничка выглядят как настоящие миниатюрные картины. Мы помним, что копии известных картин в те времена были малодоступны.

   В мне всегда прорастали новые идеи. С самого детства. И внутри недовольная, что я не умею рисовать, решила научиться. Только что выпустилась из средней школы. Так что у меня было несколько деньков отдохнуть перед тем, как начать жить самостоятельно. Поговорив со знакомыми о своем творческом желании, я решила так. Лучше всего идти в лес, найти объект и нарисовать его. Карандаш и лист бумаги в сумку. Сталинская дача, так назывался близлежащий лес микрорайона Давыдково, гордился неплохим лесным массивом. Присев на травку у мощной сосны, я решила рисовать кору с дуплом. Первые десять минут я старательно повторяла на бумаги все движения тканей ствола дерева. Ну может быть, двадцать минут. Еще раз взглянув на ствол и потом на рисунок, я решила, что не вышло. Сунула раздраженно смятый лист в карман. Это был мой первый опыт рисования.
Как видите, терпением в 17 лет я не отличалась. И настойчивостью тоже.

  Следующие две попытки рисования связаны с переселением в США. Первым делом Фред отвел меня бракосочетаться. Вторым шагом было вот что. Мой новоявленный супруг объезжал(обходил) всех своих многочисленных друзей. Видимо, они уже не чаяли увидеть известного местного жиголо окольцованным. Среди ближайших приятелей Фреда был художник и хозяин галереи Дэйвид Сэллерс. У него я позаимствовала три книжечки для начинающих художников. Дэвиду достался глиняный мужиченка с гармонью из деревни Дымково. Усевшись в своем офисе с некоторым намерением начать рисовать... Я прочла одну главу на языке, называемом английским американским. Видимо, мне тот язык показался еще чем-то. Но сразу не сдалась. Взяла простой карандаш, попыталась срисовать первую иллюстрацию в книге. Рисунок был не сложен. Именно поэтому, перерисовав его криво один раз, рассерженная, закрыла книжку. Эти руководства по рисованию и сейчас стоят на третьем этаже нашего дома в штате Джорджия.

  Через пару лет Бог (именно!) свел меня с Джейн и Карлом Тревис. Они были свидетелями Иеговы и однажды постучали в дверь нашего особняка на озере Хайявисси, штат Джорджия. Двери мы не закрывали. Я крикнула, чтобы входили. В те времена, то есть шестнадцать лет назад, наш городок был объявлен самым безопасным местом в США. Криминал практически ноль. Так в нашей жизни на несколько лет появилась эту чудесная пара. Быстро выяснилось, что Джейн - художник и учитель живописи в старших классах. Карл полжизни пролетал капитаном авиалайнера. Кроме чтения Библии, вместе с новыми друзьями мы гуляли по местным лесам. Джейн заезжала за мной и вдвоем мы посещали выставки в Атланте, столице штата, музеи, библиотеки. Однажды я заикнулась, что пару раз порывалась начать рисовать. Джейн такое дважды повторять необязательно. На следующий день подкатил ее автомобиль и оттуда появилось... Нечто, несшее торчащие во все стороны холсты, мольберты и прочее. Меня обеспечили всем, что только могло понадобиться в процессе рисования.

  Со своей стороны подруга меня не торопила. Меня уверили, что все это... На случай, если я вдруг захочу порисовать тусклым вечером. Или еще что. В июне в школе наступали каникулы. Джейн, не любящая быть одна, заезжала за мной, и мы проводили часы в ее кабинете рисования. Обычно подружка разбирала рисунки учеников или делала другие дела. Видимо, желая сподвигнуть меня на действие, она сказала однажды.
- Давай вместе порисуем? Я беру краски, садимся на воздухе. Смотрим вокруг и рисуем.
- Думаешь... Я что-то не очень уверена, Джейн.
- Да ладно. Давай помалюем.

  Помнится, мне достались карандашики из пластика. Для меня это было новым делом и я решилась. На листе бумаги нарисовала несколько цветков с клумбы напротив. Работа меня увлекла. Голос Джейн вернул мое внимание на портик дома. По ее словам, я достаточно хорошо передала форму растений. Неплохо, по ее мнению, было с цветом.

  Листая библиотеку по рисованию, я наткнулась на китайские и японские рисунки. Они привлекли меня кажущейся простотой. Думаю также, что мне свойственно предпочитать все, что немногословно, но выразительно. Поэтому решилась сама, пока Джейн не видит, попробовать. Видно, я была уверена, что это так просто - несколько листиков и ствол бамбука. Первая проба оказалась ужасной. Это была моя вторая и последняя попытка.
Сейчас мне даже странно писать и думать, что я была такой нетерпеливой. Не во всем, однако. В некоторых вещах меня бы не сдвинули ни за что, пока не сделаю. Возможно, внутренне я не была уверена, что смогу рисовать.

  Помнится, была весьма амбициозна. Даже ребенком. Возможно, что с детства врезавшее в меня "Ты недостаточна умна, красива, способна" по-прежнему рулило мое самоощущение. В общем, я снова бросила. Через несколько месяцев вернула краски и холсты Джейн. Она сделала все, что могла. Я ей благодарна.

  Прошло много трудных лет. Судьба моя в который раз круто изменилась. Я оказалась там, где мечтала быть всю жизнь. В Европе, в Германии. Четыре года путешествий, встреч с самыми невероятными людьми и пара необъяснимых ситуаций медленно меня меняли. Это разговор другого формата. Для нынешнего небольшого рассказа будет достаточно сказать, что я снова решилась учиться рисовать. Что? Смейтесь, смейтесь. Учитывая некоторые свойства моей натуры, я употребила хитрость. ? А вот какую. Прежде я была весьма скаредной. Теперь же, добиваясь своей цели, использовала подобные черты характера. Накупила самых лучших, дорогих и качественных красок, бумаги, наидиковеннейших приспособлений для рисования пастелью, гуашью, акварелью, акриликом. Деньги со счета уходили тысячами, товары приносились в квартиру килограммами.

  Вы меня спросите: Где же связь с доведением обучения рисованию до конца?
А!
Вот в этом все и дело. От своих родителей я унаследовали некоторые черты. Все, что у меня есть - использовать до конца. Я была уверена, что взирая на груды дорогих принадлежностей для рисования, не смогу увиливать. И что Вы думаете - ведь все правильно расчитала. Вот ведь бестия! Это я про себя!

   В феврале 2008 г. мы с Котом решили исследовать новый регион. Годом раньше мы полюбили Миди-Пиренеи в южной Франции. Теперь замыслили изведать Лангедок-Руссильон. Этот край должен был быть самым теплым во Франции. И уже наверняка - самым южным. Полазив по интернету, нашла некий поселок нудистов. ? Нет, никакого отношения к ним мы с Котом не имеем. Их поселение, занятое летом, сейчас было бы наверняко пусто. Так я рассуждала на момент. При этом хорошие апартаменты, прямо на берегу моря, казались по цене разумными. Отдельный вход в домик, небольшой садик с видом на Средиземное море... В общем, что нужно для двух молодых, путешествующих активных людей. Я заплатила аванс, собрала рисовальные принадлежности. Получилось, что необходимые предметы для обучения заняли не меньше, чем личные вещи. А! Машина довезет.
 
  В Руссильоне, на побережье во всяком случае, в марте было весьма ветрено. Но невероятно солнечно. Меня это трогало, но не очень. Главное, что теперь сидело во мне: Ни дня без линии. Это выражение, как говорят источники, было девизом великого греческого художника Апеллеса. Ну, было или не было... Никто теперь не знает. Для себя я решила - что будет моим. Поэтому решила, что каждый день по два рисунка - в самый раз. Сказать, что такое намерение было легко исполнить в насыщенный поездками и походами двухнедельный срок - не могу. Но выход искала постоянно. Например, такой.
Известно, что я встаю утром куда раньше Кота. И вот пока сокровище наше спит, Мышь делает хитрый маневр. Очень тихо, не дай Бог - проснется Котик, беру бумагу и карандаши. Сажусь насколько в маленькой комнате возможно удобнее. Выискиваю предмет для рисования. Ага! Ветром задуло к нам шишечку! Отлично. Ее и рисую. Сначала графитом. Следущая проба - цветными карандашами.

  Расправившись с шишечкой, смотрю на улицу через стеклянные двери. А там растет агава. Пришел ее черед. Процесс тот же самый. Сперва - графитом изобразим суккулент, затем его же - с помощью цветных карандашей. Вот так, занудно, день ото дня, тренировалась.

  Предметом наблюдений становилось, все, что мало-мальски могло быть изображено моей неопытной рукой: что не съели накануне, авокадо, напрмер.  Доходило и до самогО невинно спящего Кота. Если бы он узнал, что этот рисунок появится в моем журнале...

  На все выходы в горы и к памятникам истории я брала карандаши и блокнот. На мою радость у Котика появилось новое хобби. Он стал делать видео съемку. Это означало, что у меня в запасе всегда были полчаса. Этого хватало, что начеркать пару цветочков или веточек. И Кота за видеосъемкой намалевать.

  Вот так, ежедневно, сначала силой волей, потом с охотой, в Руссильоне приучилась рисовать каждый день. Ни дня без линии! Спасибо, Апеллес! Вернувшись во Фрайбург, свою привычку не забываю. Что-нибудь да нарисую. Это в самом деле сильно помогает. Установка делать что-то всего 10 минут ежедневно приводит к великим результатом.

 Одна минута работы с мышцами живота в течение месяцев... И складки магическим образом пропадают. Проверено! Хочется верить, что систематические упражнения с красками и кисточками приведут к результатам. Главное - верить и не сдаваться!
Кто со мной?

Полный текст с рисунками в ЖЖ
http://aspasia-roma.livejournal.com/374935.html#cutid1

Сайт рисунков
http://originalartwork.v-teme.com/lamikunst