Честь в труде. Шамордино и Перловы

Елизавета Басова
Честь  в труде
(Шамордино и Перловы)


С Шамордино неразрывно связаны имена Сергея Васильевича Перлова и его супруги Анны Яковлевны. Благотворители обители, они жертвовали на нее не только денежные средства, но и часть своей жизни и души. Их судьбы, в свою очередь, были определены встречей с преподобным Амвросием Оптинским,  основателем и устроителем Казанской Свято-Амвросиевской шамординской женской пустыни.

Еще задолго до ее расцвета батюшка Амвросий  предвидел появление  человека, покровительство и средства которого со временем превратят небольшую пустыньку в  процветающий монастырь. «Когда старец проектировал в чертежах созидание нового большого собора во имя Казанской Божией Матери и его спросили: «А кто же, Батюшка, будет строить этот храм?» – он с удивительной уверенностью, спокойно ответил: «Придет человек и все сделает».  Таким  благодетелем обители промыслом Божьим  предназначено было стать Сергею Васильевичу Перлову.

Сергей Васильевич Перлов принадлежал к старинному московскому купеческому роду, сведения о котором  встречаются уже в середине восемнадцатого века, а восходящему к семнадцатому. Почет, славу, состояние принесло Перловым чайное дело, начатое дедом Сергея Васильевича в 1787 году, продолженное и приумноженное последующими поколениями. В 1860 году Василий Алексеевич, отец Сергея Васильевича, основал фирму «В. Перлов с сыновьями». К столетию основания чайного дела, в 1887 году, Перловы уже были владельцами многочисленных магазинов не только в Москве и в других городах России и Украины, но и за границей. В юбилейный год Высочайшим указом Перловы получили дворянство и герб с девизом, отражающим  основной принцип их жизни: «Честь в труде». Активная торговая и общественная деятельность не мешали Перловым сохранять благочестивый образ  жизни   и иметь, несмотря на многочисленные житейские заботы, постоянную память о Боге. 

В 1861 году Сергей Васильевич женился на Анне Яковлевне Прохоровой, происходившей из семьи крупных московских мануфактурщиков, текстильщиков (знаменитая Трехгорка), известных не только своим состоянием, общественным положением и благотворительными делами, но и  глубокой религиозностью, которая была унаследована Анной Яковлевной, пронесена ею через всю жизнь и передана трем дочерям. Этот Богом благословенный союз, основанный на взаимной любви и уважении, явился залогом их последующей благотворительной деятельности, соединив предприимчивость и доброту мужа с ревностной верой жены-христианки.

Анна Яковлевна была духовной дочерью преподобного Амвросия Оптинского, ей было уготовлено проложить дорогу для своего мужа и  семьи – через Оптину к Шамордину. Сергей Васильевич, несмотря на свои добрые душевные качества  и соблюдение христианских традиций, к большому сожалению Анны Яковлевны, никогда не сопровождал ее в Оптину к батюшке.  В ответ на ее сетования по этому поводу старец сказал:  «Никогда не зови его с собой в Оптину», – и затем прибавил: «Он сам приедет». Так впоследствии и случилось.

Когда в 1885 году  Анна Яковлевна  в очередной раз собиралась в Оптину пустынь, Сергей Васильевич неожиданно выразил желание поехать вместе с нею. Это незначительное, на первый взгляд, событие изменило впоследствии всю его жизнь. К моменту своего первого посещения Оптиной пустыни С.В. Перлов, которому исполнилось тогда 49 лет, был уже сложившимся человеком, преуспевающим купцом с сильным, самостоятельным характером, не терпящим в жизни препятствий. Анна Яковлевна, зная присущую мужу горячность натуры, волновалась, что тяжелая дорога, плохая погода остановят его на половине пути и он повернет домой.

Однако он благодушно переносил все трудности  путешествия  и приехал в пустынь с размягченным сердцем. Встреча и беседа с батюшкой Амвросием окончательно  преобразили его душу. С этого времени  Сергей Васильевич ни одно дело не начинал без совета и благословения  старца, вера  и любовь к нему росли и приобрели характер   «благоговейного почитания». В этот же день  Сергей Васильевич посещает находящееся неподалеку Шамордино, только год как основанное преподобным Амвросием. Заехав, как бы случайно, в соседнюю пустыньку, Сергей Васильевич не знал тогда, что этот приезд станет началом нового этапа в жизни его и Анны Яковлевны, что эта маленькая, скромная обитель,  состоящая из небольшой церковки и нескольких домиков, будет для них родным местом на земле и благодаря их помощи и трудам превратится в большой монастырь.

Но это было впереди, а пока, пожертвовав на нужды обители «из любви к старцу Амвросию», Сергей Васильевич уехал и вернулся в следующий раз туда только через четыре года, да и то, прежде всего, с визитом к батюшке, который там гостил. Но промысел Божий через водительство преподобного Амвросия постепенно готовил его к служению  в Шамордино. Уже немного оставалось времени до того дня, когда этот чужой господин, сторонившийся  сестер, общавшийся только  с батюшкой и игуменьей, станет  там своим и близким человеком.

В 1891 году скончался преподобный Амвросий. Шамординская обитель, насчитывающая к этому времени уже 300 человек, потеряла свою опору и покровителя; игумения  Евфросиния  была больна,  лишена зрения, но, исполняя завет старца, не могла оставить игуменское место. И вот в тяжелый для обители момент горя и растерянности   чуткая  и скорая на доброе действие душа Сергея Васильевича  быстро откликается на беду. Теперь уже он зовет Анну Яковлевну в монастырь проведать и утешить скорбевшую матушку. «На этот раз уже не застенчивый гость, а  «попечитель и отец  обители», он не стесняется больше монашенок, вступает в разговоры, всюду ходит, осматривает, осведомляется о средствах, о запасах,  о нуждах; входит во все мелочи жизни… » . В жизни обители начинается новый период,  связанный  с благотворительностью  Перловых.

Дошедший до наших дней архитектурный облик Шамордина во многом обязан  деятельности Сергея  Васильевича, на средства и при содействии  которого было сооружено большинство построек обители в «русском» стиле из красного кирпича. Сейчас невозможно представить монастырь без великолепного Казанского собора, расположенного на самом высоком месте, заложенного еще пр. Амвросием, главы которого, как в сказке,  появляются по мере приближения к обители, без трапезной и больничного корпуса.

Все это было возведено при Сергее Васильевиче и образует единый ансамбль, удивительный по величию и красоте, как бы свидетельствующий о том, «что все это место, вся эта обитель велика перед лицом Бога Живого». В последний год жизни Перлов начал строительство колокольни (которая после его смерти так и осталась неоконченной) и возвел каменную усыпальницу  над могилами настоятельниц. Уже думая о приближающемся конце земного пути, Сергей Васильевич оставил там место и для себя – он хотел быть погребенным именно в Шамордино, чтобы дети его, навещая могилу, не забывали этого святого места.

Однако само по себе количество  построек,  при всей их значимости, не могло бы оставить той теплой памяти о Сергее Васильевиче и той скорби по его кончине, если бы все это основывалось на одних денежных вкладах и хорошей организации делового человека и богатого купца. Его забота простиралась  на всю внутреннюю жизнь монастыря: на свои средства он устраивает различные мастерские, нанимает учителей для обучения в них, регента для создания хорошего монастырского хора, его волнует  судьба каждой  из сестер. Нужно отметить, что Сергей Васильевич был просвещенным, образованным человеком,  хорошо разбиравшимся в искусстве и музыке, что отразилось в его вкусах и по отношению к устройству любимого Шамордина.

Однако, несмотря на ту важную роль, которую Сергей Васильевич и Анна Яковлевна играли в жизни монастыря,  они с христианской чуткостью и скромностью исполняли возложенную на них Господом миссию, отказываясь от почестей, не вмешиваясь в сокровенный монашеский мир. В воспоминаниях  рассказывается, что после смерти игумении Евфросинии все думали, что именно Сергей Васильевич сможет повлиять на выбор новой настоятельницы, но он «решительно уклонился, заявив, что признает безусловно ту, на которую укажет старец Иосиф». Сергей Васильевич не только был лишен какого-либо тщеславия, но, напротив, благодарил Господа за существование в его жизни Шамордина, говоря, что с тех пор, как  он стал помогать обители, постоянно ощущал помощь Божию и даже коммерческие дела пошли успешнее: именно в эти годы он отделился от братьев и основал собственную  чайную фирму совместно со своими зятьями. 

Сергей Васильевич  скончался на 75 году жизни в 1910 году. В последний раз он был в Шамордино в мае этого года. Знаменательно, что, покидая монастырь, в ответ на приглашения монахинь приезжать к ним он  неожиданно ответил: «Теперь уж меня к вам привезут», – и указал рукой на усыпальницу. За несколько дней до смерти, будучи  уже тяжело больным, он передал свое последнее благословение шамординским сестрам через находившуюся у него дома казначею – перекрестив ее на прощание три раза.

Кончина его была истинно христианской:  исповедовавшись и причастившись, он с радостной улыбкой отошел в вечность. Его похоронили согласно его желанию в построенной им усыпальнице рядом с матушками Софией и Евфросинией. Скорбь сестер по своему благодетелю и другу была велика и вылилась в издание воспоминаний о нем «Венок на могилу», которое и по сей день является основным источником сведений о Сергее Васильевиче и трогает особой любовью и задушевностью.

После смерти Сергея Васильевича все заботы берет на себя Анна Яковлевна. В.П.Быков в своей книге «Тихие приюты»  называет ее «великой женщиной», той женой, которою спасается муж. Присущая ей глубокая вера сочеталась с силой и твердостью характера. Связь с Оптиной пустынью продолжалась до последних дней. После смерти отца Амвросия духовным отцом Перловых становится старец Иосиф (преподобный Иосиф Оптинский).

Влияние этих святых отцов не могло не отразиться на  духовном мире всей семьи. На фотографии, запечатлевшей приезд владыки Макария в Оптину пустынь, среди братии – старушка, в которой можно узнать уже больную, но сильную духом Анну Яковлевну. Есть сведения, что Анна  Яковлевна за несколько лет до смерти приняла тайный  постриг с именем Амвросии.

Семья Перловых – дочери, зятья, внуки, племянники ездили в Шамордино вплоть до его закрытия, исполняя завет Сергея Васильевича приезжать к нему на могилу и таким образом не прерывать связь с обителью. В сохранившихся дневниках внучки Сергея Васильевича Нины Владимировны Бахрушиной есть страницы, посвященные Шамордино, пронизанные любовью и привязанностью к этому святому месту, игумениям, монахиням, с  описанием приездов в монастырь всей семьей, которые всегда были праздником. Уже взрослой девушкой в 1910 году, потеряв сначала отца, а затем дедушку (Сергея Васильевича),   она пишет в дневниках: «Только когда вспоминаешь Шамордино и то, что я скоро опять туда поеду,  делается радостно и хочется улыбаться».

Связь Перловых с  Шамордино  не прерывалась и в первые годы  после революции, и после закрытия монастыря. Дочь Анны Яковлевны, Елизавета Сергеевна Бахрушина  продолжала общение с теми сестрами монастыря, которые остались на свободе, некоторые из них поселились в Козельске, куда она, по воспоминаниям ее внучки, часто ездила. Сохранилась фотография 1930-х годов, на которой она снята вместе с шамординской монахиней Верой Хрущевой, жившей в это время в г. Орле. Глубокая, как и у Анны Яковлевны, вера помогла ей пережить трудные годы бедствий, испытаний, гибель и ссылки детей и дожить до глубокой старости, сохранив светлый разум и любовь к ближним. Уже позже, в 1950-е годы дети Елизаветы Сергеевны (внуки благотворителей) приезжали в Шамордино и с грустью смотрели на разоренную обитель, исчезнувшую с лица земли усыпальницу и  общее запустение.

Тогда невозможно было представить, что пройдет еще несколько десятилетий и уже их внуки увидят возрожденное Шамордино. Увидят восстановленный Казанский собор, а перед алтарем на месте бывшей усыпальницы кресты и лампадки над могилами настоятельниц обители и рядом с ними – Сергея Васильевича Перлова. Память о нем, живая и трепетная, сохраняется до сегодняшнего дня,  присутствие этой личности чувствуется в монастыре, он продолжает быть своим, родным человеком для обители, каким являлся при жизни.   
 


1 Быков В.П. «Тихие приюты». – Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993. – с. 261.
2 «Венок на могилу С.В. Перлова». – Типография Шамордино, 1911. – с. 5, 6.
3 «Венок на могилу С.В. Перлова». – Типография Шамордино, 1911. – с. 9.
4  Быков В.П. «Тихие приюты». – Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993. – с. 264.
5 «Венок на могилу С. В. Перлова». – Типография Шамордино, 1911. – с. 14.
6 Монахиня Амвросия (Оберучева) «История одной старушки». – М., 2005. – с. 278.
7 Дневники Н.В. Бахрушиной.



Дорогие братья и сестры, если вы обладаете какой-либо информацией или материалами (фото, газетные вырезки и пр.), относящимися к жизни и деятельности Сергея Васильевича Перлова очень просим вас прислать их по адресу: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь, Новгородовой Ирине Александровне.
Телефон 8 (48442) 2-61-62, факс 8 (48442) 2-16-49.