Цирк, 1928, США

Князь Процент
Режиссер – Чарльз Спенсер Чаплин.
Автор сценария – Чарльз Спенсер Чаплин.
В главных ролях: Чарли Чаплин, Мерна Кеннеди, Алан Гарсиа.

Последний полностью немой фильм Чарли Чаплина. Уморительная комедия и вместе с тем лиричная, иногда с трагическими нотками история. В сущности, Чаплин далеко не простой комедиант, а его Маленький бродяжка – вовсе не гороховый шут. Одно из формальных подтверждений этому – специальный «Оскар» за «Гениальность сценария, актерского мастерства и режиссуры».

Сюжет фильма наверняка многим знаком. Однако такое замечательное творение коллективного разума как Википедия информации о нем почти не дает, а потому коротко скажу о сюжете. Чарли забредает на балаган, где сперва в результате недоразумения долго и уморительно улепетывает от полицейских, а затем случайно оказывается на арене цирка – шапито, вызывая восторг зрителей, решивших, что он один из артистов, а номер называется «Убеги от легавого». Деспотичный директор цирка, постоянно тиранящий свою дочь – воздушную акробатку, приглашает Чарли на работу. Однако у того не получаются простые цирковые номера. В том же случае, когда он не думает о том, чтобы выглядеть смешно, а просто попадает в нелепую ситуацию, зал взрывается от смеха. Директор понимает это и начинает эксплуатировать Чарли.

Между тем Чарли влюбляется в дочь директора цирка. Он слышит, как гадалка предсказывает ей любовь с красивым брюнетом. От радости брюнет Чарли (кстати, у Чаплина были голубые глаза) начинает приплясывать и устраивает в цирке форменный беспорядок. Однако почти сразу же девушка знакомится с канатоходцем Рексом и влюбляется в него. Чарли опечален. В один из вечеров, когда Рекс куда-то пропадает, он даже выполняет его номер на канате под куполом цирка – поначалу при помощи хитрой страховки, а затем, когда от страховки его избавили проказливые обезъянки, самостоятельно (Чаплин снимался в этих сценах без дублера). Но ничто не может изменить чувство девушки к Рексу. В итоге Чарли помогает любящей паре сочетаться браком, уладить конфликт с директором цирка и провожает их в дорогу, когда цирку приходит пора сниматься с места. Сам Чарли, несмотря на приглашение, не едет с ними и остается один.

Образ Бродяжки у Чаплина великолепен. Тут и замечательные детали одежды – котелок, который Чарли с таким эффектом снимает; карманы, в которых хранится все что угодно, даже соль; ботинки, где спрятан капитал героя. И изумительная походка. И потрясающий смех. Но главное все же не это. Все эти внешние черты помогают вкупе с поступками передать внутренние черты Чарли – как положительные, так и не очень. Бродяжка бывает хвастлив (эпизод в клетке льва), жуликоват (придумка со страховкой перед смертельно опасным номером), может зазнаться (после слов девушки о том, что он гвоздь программы). Но он находчив (особенно когда убегает от полицейских), он добр, великодушен (переживает и за Рекса, когда тот балансирует на трапеции, и за его счастье с дочерью директора), умеет жалеть (отдает голодной девушке свой завтрак) и радоваться за других (весело осыпает новобрачных конфетти). Самое же главное это то, что герой Чаплина не умеет унывать. Оставшись один среди пустой площадки, где совсем недавно стояли фургончики артистов, он лишь несколько мгновений грустно сидит, потупив взгляд в землю; но затем звучит бодрый музыкальный аккорд, Бродяжка встает и идет вперед своей походкой никогда неунывающего человека. Дочь директора цирка получила семейное счастье, а Рекс обрел жену – и очень хорошо. А человек, способный яблоко в номере про Вильгельма Телля заменить на банан, умеющий засовывать поросят в шляпы, могущий вытирать рыбок из аквариума тряпочкой и бегающий быстрее иных лошадей идет вперед, в свое будущее. Будущее, в котором выдающийся режиссер при помощи своего выдающегося персонажа внесет свою лепту в победе над коричневой чумой. Привет Тому Крузу.