Дипломный проект

Анастасия Вихоцкая
   Переминаясь с ноги на ногу, еще совсем юный дипломник подошел к двери и взялся за ручку. Затем решился, и его взлохмаченная голова просунулась в открывшуюся дверь.
-     Можно?
В коротком вопросительном слове пронеслись все оттенки неуверенности, сомнения в собственных силах, кроткой надежды на снисхождение, жалостливой лести и несвоевременной амбициозности.
- Кто там? - переспросил властный голос преподавателя.
- Я, - вконец упавшим голосом ответил студент и с трудом протиснулся в помещение, хотя дверной проем был достаточно широким. Но неуверенность переросла даже строительные стандарты и не вписалась в окружающее пространство .
- А, заходи, - с опозданием прозвучало приглашение. - Я ждал тебя, Су-Арр. Надеюсь, ты хорошо подготовился?
- Я старался. Сделал все, что в моих силах.
- Думаю, что этот вариант твоего дипломного проекта будет уже окончательным, времени для переделок не осталось. Приступим к обсуждению.
- Как скажете... - Су-Арр на всякий случай еще раз вздохнул, чтобы как-то сбить неумеренный оптимизм своего куратора и развернул принесенную с собой стереопапку.
Освещение автоматически изменилось, имитируя глубокую черноту межзвездного пространства.
- Итак, Су-Арр, считай себя на генеральной репетиции защиты диплома, только в непринужденной обстановке.
- Я понял, Мэтр. Начинаю.
Энергичное щупальце студента-дипломника потянулось к невидимой в темноте настройке и скорректировало изображение.
- Самая главная задача, которую нам, выпускникам, необходимо было решить после получения одинакового дипломного задания - это как выполнить его в индивидуальной форме...
-     Так, Су-Арр, вашему выпуску пришлось принять участие в педагогическом эксперименте. Впервые мы решили дать всем одинаковую тему на дипломный проект, оцениваться который будет по степени нестандартности принятых решений, но основанных на рациональных расчетах!
-     Я понимаю, хоть это и жестоко... экспериментировать на молодежи.
- А на ком же, милый? - Энергетический вихрь преподавателя сгустился и пошел волнами эмоционального возбуждения. - Вы то поколение, которому придется решать старые проблемы новыми методами.
- Поскольку нынешние методы несколько устарели? - с маленькой долей ехидцы, которая не рисковала перейти дозволенную границу, проронил невидимый студент.
Стереограмма в это время теряла свою абстрактность и переходила к конкретике. Клубящийся коктейль из первоначальных элементов вскипал, начиная тяготеть к определенной структуре.
- Именно так, Су-Арр, но это не тема для обсуждения. Не уклоняйся. Итак, ты получил задание «Моделирование Жизни как материи, склонной к самосовершенствованию», и как же ты его решал?
- Достаточно просто, ведь как вы знаете, Мэтр, я не сторонник рискованного экспериментаторства.
- Это не является твоим недостатком, равно как и достоинством. На оценку не повлияет.
- Заранее согласен с мнением авторитетной комиссии... При моделировании я решил остановиться на простейшей звездной системе, состоящей из одного светила и нескольких планет. Сформировав сгусток плазмы сферической формы, я поместил его в элементарное трехмерное пространство, рассчитав срок существования звезды исходя из предпосылки, что ее энергия образуется при термоядерной реакции. Формулы прилагаются...
Клубок протовещества скатался и сжался до критического размера, начав при этом излучать энергию. Резвые формулы разбежались по бокам от него и, выполнив свою наглядную функцию, разложились до полной невидимости.
- Небольшой срок, скажем прямо...
- Небольшой, но для моделирования достаточный. Ведь это только учебный проект.
- Согласен, лучше скромно, зато надежно.
- И я так подумал. А потому взял одиночную звезду...
- Кстати, почему не две? Су-Арр, ты только не волнуйся, просто я хочу тебя подготовить к каверзным вопросом, на которые горазда академическая комиссия. Ты ведь понимаешь... Я, как твой руководитель, в ответе...
- Понимаю. Задавайте. Постараюсь дать осмысленные ответы и по крайней мере доказать, что проект я готовил сам, а не взял старый из архива прошлого выпуска и не слепил из него собственный.
Студент слегка окрасился в малиновый цвет обиженного достоинства, но быстро справился с собой и потух. Послушный его воле первозданный мрак понемногу отступал, щурясь перед разожженной зарей нового мира. Луч жизни пронзил мятежное сердце хаоса...
- И все же, почему свой выбор ты остановил на одиночной звездной системе? Держу пари, что большинство твоих сокурсников сделали свои модели из двух и более звезд.
- Я тоже так думаю, но путь внешней эффектности - не для меня. Я не хотел, чтобы сложность двойной или тройной звездной системы отвлекала меня от основной темы - построение жизни.
- За это хвалю. В конце концов, у вас ведь не конструкторский факультет, а биомодификационный.
- Так точно, Мэтр. Значит, моя звезда скромных размеров и непритязательного цвета, живущая за счет далекого от экзотики термоядерного синтеза, была сформирована из протовещества, остатков которого хватило и на несколько планет. Не будем останавливаться на их количестве, которое с течением времени и разнообразных обстоятельств может изменяться.
- Согласен, это дает необходимый уровень творческой свободы.
- Итак, гончарный круг газопылевого облака раскрутился и позволил вылепить звезду, которую я «одухотворил своим дыханием», после чего она запульсировала.
Изображение во мраке полностью повторило слова. Маленькие комочки планет скатились на свои орбиты и закружились вокруг единого центра:
- Дальше передо мной стоял сложный выбор между белково-нуклеиновой, кремниево-органической, водородно-гелиевой, квантово-энергетической и еще многими другими организациями живой материи, способной к мышлению...
- Важный пункт проекта. И на чем же ты остановился?
- На пластичном многообразии белково-нуклеиновой формы. О, я уже слышу ваши возражения...
- И правильно слышишь. Не слишком ли просто ты решил отделаться?
- Это кажущаяся простота. На самом деле тут возможностей не меньше, чем у любой другой формы, а может и больше.
- Правильно, но за эти возможности надо платить, и дорого, по крайней мере, уязвимостью и нестабильностью.
- В этом-то и дело! Нестабильность формы я решил обратить в преимущество и поставил в буквальном смысле на поток. Создал замкнутую экологическую цепь, которая эволюционировала внутри себя в силу приспособленческой функции защиты...
- Но под твоим неусыпным контролем?
- Разумеется, хотя я и давал какое-то время на окончание очередного цикла самостоятельно, и уже тогда производил отбор.
- Отбор, надеюсь, рациональный?
-    Признаюсь, не всегда. Но это, тщу себя надеждой, и оценит многоуважаемая комиссия.  Дух иррационального авангардизма питает настоящего творца.
- До определенного момента. А как же естественный отбор?
- В пределах, допустимого отклонения от нормы жизнеспособности, что касается борьбы за выживание как двигателя эволюции, то я поднял планку жизни до максимума, и мои сотворенные организмы с радостью бросились перегрызать друг другу глотки. Так я получил наибольшую эффективность хода эволюции, когда выживает тот, кто больше другого хочет жить.
- Остроумное решение. Но не забывай, что при этом выживает не обязательно лучший. Сильнейший по ряду параметров, да, но не всегда лучший.
- Об этом я не подумал. Недоработка... Впрочем, любой вариант имеет право на существование. Ведь так, Мэтр?
- Несомненно. Если ты аргументировано докажешь это на собственном примере.
- Эволюция в такой модели происходила очень бурно и производительно.
- Но вслепую, так ведь?
- Методом научного тыка, и этот метод дал хороший результат, осмелюсь сказать!
- Но это не очень-то рационально, Су-Арр!
- Зато интенсивно и показательно. Крупномасштабно, с размахом, - с удовольствием отметил дипломник, всматриваясь в собственный проект.
Увеличенное изображение одной из планет вздымалось волнами первичного океана, в котором бились за право сегодняшнего обеда оставшиеся в живых со вчера.
- Все-таки и ты не чужд внешней эффектности.
- Я это называю глобальным мышлением.
- Глобальным, но не глубоким!
- Мэтр?..
- Ничего, Су-Арр, продолжай.
Материя на планете продолжала бушевать, вздымая горы и обнажая сушу, изливаясь ливнями и вздрагивая от грозовых разрядов.
- Эволюция видов привела к появлений особей, наилучшим образом приспособленных для выполнения технологических операций...
- Постой, постой, а зачем им это? Я пропустил какой-то важный момент в твоем докладе, или это сделал ты?
- Наверное, я, Мэтр. Дело в том, что я решил подтолкнуть эволюцию к нестандартному повороту...
- Комиссия любит нестандартные повороты.
- На это я и рассчитывал. Так вот, многообразие биологических видов на планете существовало в некотором симбиозе, уравновешенность которого не давала преимущества никому из них. Меня такое развитие событий не устраивало, и я хотел поэкспериментировать с монополистическим господством одного вида. Физиология такой возможности не могла дать. И я задумал переполюсовать особи с души на разум, сместить акценты, понимаете?
- Каким образом? Задача не из легких.
- Решение пришло неожиданно, и я бы посмел назвать его оригинальным. Я спровоцировал кардинальные мутации живых организмов путем целой цепи извержений вулканов по всей планете, в лаву которых я добавил по горсти радиоактивных элементов.
Картинка на какие-то мгновения задрожала, но вновь обрела четкость. Уран соединился с Землей и породил новую жизнь.
- Модифицировались все виды?
- В разной степени. Кто вообще вымер, у кого эволюция остановилась навсегда, и они зашли в тупик, но самый интересный результат получился у внешне деградировавшего вида... Форма пострадала, зато обогатилась содержанке, - Су-Арр довольно хмыкнул. - Так я получил мягкий и податливый, как глина, хрупкий как стекло, но зато такой же отзывчивый биологический материал.
Изображение значительно укрупнилось, показывая двуногих особей, зябко кутавшихся в грязные шкуры и ударявшие себе по пальцам каменными топорами.
Су-Арр с гордостью провозгласил.
- Заря цивилизации!
Преподаватель с некоторой долей скепсиса отозвался:
- Тускловатая несколько заря... Но посмотрим далее.
- Не волнуйтесь, Мэтр, а оцените широту поля деятельности - изменяя природные условия и регулируя солнечную активность и естественное магнитное поле планеты, я видоизменял подопытных особей, поделив их на расы по месту жительства. Опять же, заметьте, с целью увеличения возможных комбинаций.
- Молодец, не спорю.
- Я рад это слышать... - Студент взвихрился от удовольствия и пошел разноцветными полосами своего индивидуального спектра. - Далее начиналось самое интересное - внедрение культурологических программ на невозделанную ниву первобытности. Готовые матрицы я расположил в тонкой психосфере планеты и ввел ограниченный доступ.
- Довольно стандартное решение, - поморщился преподаватель.
- Проверенное и надежное. Это не та область, где надо давать неограниченную свободу воли примитивным организмам. Чтобы в дальнейшем не возникла необходимость стереть всю программу... с лица Земли. Их надо направлять, а чтоб не свернули - иногда и подталкивать.
- Но так ты теряешь баллы, не давая раскрыться новым возможностям.
- Я предпочел подстраховаться. Ведь можно было потерять и все, а я лишился лишь части.
- Расчетливость не всегда способствует карьере.
- Будущее покажет, Мэтр.
- А прошлое для тебя не авторитет?
- Только в настоящем, а оно быстро проходит.
- И все же, Су-Арр, как дальше развивались события в твоем смоделированном мире?
- Дальше?.. Обстановка на планете постепенно стабилизировалась, расчищая плацдарм для свершений мыслящих существ. Пламя разума сплавляло осколки безумных идей и с удивлением вглядывалось в полученный результат.
А дальше все шло строго по технологическому процессу. Расы соединялись, образовывались нации и вырастали цивилизации, сменялись власти, и рос культурный уровень населения... Впрочем, порой и падал. Но периоды упадка вновь сменялись восхождением. А я тем временем оценивал образованные варианты.
- И как они? - с интересом запульсировал преподаватель.
Тонко нюансируя между глубинным сомнением и трезвым размышлением, Су-Арр испустил поток фотонов.
- По-разному... Это тем более показательно, что предпосылки у всех были одинаковы.
- А вот теперь давай подробнее. Чувствую, что из этого можно сделать ударную часть твоего диплома.
-  В первичной и общедоступной матрице я заложил скользящую шкалу нравственных ценностей...
- Хм... Интересно.
- Но при этом основополагающим определил дуализм добра и зла, не исключая третий путь нейтралитета, не влекущий за собой кармической ответственности. Так вот трактовку я получил самую разную.
- Ну, это уже подвохи сознания, ведомого хитроумным подсознанием.
- Быть может... И дело даже не в том. Я дал им возможность сотворить своих богов самим, а они захотели стать ими сами.
- Подожди, ты решил применить божественный авторитет как направляющую силу развития цивилизации?
- Да. Теократия во всей своей красе.
- Ну... Можно и так.
Психосфера планеты подзаряжается эмоциями мыслящих существ, достигших определенного культурного уровня. Обретя критический энергопотенциал, она порождает божества различных категорий и специализаций, - существование которых поддерживается верой и поклонением народа. Тут все честно -  насколько божества хорошо выполняют свои функции, настолько народ в них верит и тем самым подзаряжает их. В противном же случае безверие по отношению к никчемному богу сводит того на нет, и он просто растворяется в небытии, обесточенный своим народом.
- Хорошая схема.
-     Еще бы.
- А что же...
- Так я и говорю... В одном из вариантов я решил апробировать модифицированную схему. В ряде мест планеты, особо труднодоступных и защищенных самой природой, я разместил открытые источники Живого огня - местный аналог эликсира бессмертия и всемогущества данного мира. Всего лишь эссенция, повышающая энергетику организма на порядок по сравнению со средним уровнем... Оставил ее как приманку, нет. Скорее как мотив ... вечного поиска, стремления к усовершенствованию, как двигатель сюжетов сказок и мифов.
- Так-так...
- Мэтр, ведь это не запрещено.
- Но и разрешения никто не давал.
- Это уже ваше упущение.
- Ладно, так и быть. Учитываться не будет.
- Так вот, вместо того, чтобы пересказывать друг другу легенды о Вечном и Сущем огне, эти особи решили искать, надеясь найти и ...
- Употребить внутрь.
- Именно так. Мэтр, вы в детстве читали такую сказку?
- Похожую.
- Ищущих было много, и большинство из них окончили свою жизнь традиционным для неуёмных героев путем.
- Погибли в расцвете лет и сил?
- Почти все сгинули в неизвестности. Личный выбор каждого из них.
- А как же заложенная в них жажда выжить во что бы то ни стало?
- Разум затмевает инстинкты.
- Тогда понятно.
- И вот, к моему удивлению, двенадцать из них все же дошли к своей цели. Честно говоря, их было тринадцать, но мне не понравилось это число - ни на что не делится, кроме единицы и самого себя, и я подкорректировал результаты гонки... После обвала в туннеле число победителей сократилось ровно на одного. Так вот... Их похождения породили целый эпос, изустно передаваемый столетиями...
- О литературе потом. Что с ними стало?
- То, к чему они стремились. Испробовав эликсир, они приобрели вечную в пределах их временного континуума жизнь и силу управлять энергетическими потоками своей планеты. И им пришлось стать богами своего народа, поскольку для обычной жизни они уже не годились.

- Молодцы ребята... Хотя мне их жаль.
- Мне тоже. Но кто к чему стремился - на то и сгодился. Закономерный результат.
- Думаю, спрашивать, насколько они были достойны новых должностей, излишне.
- Пожалуй, - с согласной интонацией проронил студиозус.
- Что ж, Су-Арр, на сей раз я тобой доволен. Детали будешь объяснять высокой комиссии, если она ими заинтересуется. А с меня достаточно.
Студент свернул учебное пространство в трубку и упаковал соответствующие три измерения в футляр универсума. Сдул со своей папки пылинки мезонов и вопросительно изогнулся псевдосферой:
- Мэтр, а куда денут наши дипломные проекты?
- Не волнуйся, не пропадут. Как обычно, после защиты - модели в архив, в глухую часть космоса.
- Ага, значит так.
- Да, и знаешь, с наглядными пособиями доработай.
- Хорошо, Мэтр, а как в общем впечатление?
- Ничего особенного я от тебя и не ждал... В том смысле, что ты исполнительный парень, звезд с неба не хватаешь... а мастеришь их собственными руками. Огрехи в проекте есть, конечно... Несовершенна цепь питания - слишком большое количество гетеротрофов. Кровожадная получилась планетка.
- С автотрофами скучновато показалось... Травка, цветочки, и никаких эксцессов на почве взаимопожирания.
- Ты творец - тебе решать. Я просто высказал мнение. Только учти: за все, что ты сотворил - ты же и в ответе.
- Хм... Но вы же мой руководитель.
- Руководитель, а не соучастник. Кстати, хочу тебя спросить, как тебе удалось так отстраненно вести работу над проектом, не нарушая чистоты моделирования? По себе знаю, сродняешься ведь с собственным творением.
- Немного презрения, чуть больше брезгливости, ироничное отношение к полученному результату, который не имеет градации от отрицательного к положительному. Вот, собственно, и все.
- Ну ладно. Иди.
Су-Арр рассеянно похлопал папкой себя по ноге и пошел к двери.
- Значит, в архив... До свидания, Мэтр.

                ***
После того, как Бог-Творец покинул свой мир, тот пошел своим путем, спотыкаясь на собственных ошибках, шлепаясь в грязь деградации и утирая сиротские слезы.
Аминь. То есть точка.


Р.S. Все совпадения с общеизвестным считать случайностью и не соотносить с действительностью.