Одухотворение - поповское слово

Евгений Нейштадт
Хотя Высоцкий (Жеглов, фильм "Место встречи изменить нельзя")
говорил это о милосердии, но суть та же, почти...

Одухотворение,  одухотворенность -
 - этих слов подавляющее большинство населения  не употребляет никогда,
а для оставшегося незначительного меньшинства эти слова означают
нечто эфемерное, изысканное, утонченное, рафинированное
и совершенно оторванное от грубой, брутальной и жестокой реальности.

Поэтому  естественное недоумение вызывает утверждение,
что именно Процесс Одухотворения является сутью и стержнем
процесса развития, и каждый из нас постоянно вольно или невольно
в этом процессе участвует.

Что же такое развитие ? Развитие - это Эволюция. А что такое Эволюция ?
 Может ли быть кратким ответ на такой вопрос?

“В мире нет ничего, кроме движущейся материи”- написал материалист  (Ленин).
Но материя не столько движется, сколько взаимодействует.
А “дух - это то, что возникает между двух”,
как образно сказал о взаимодействии поэт.

Развитие является результатом этого взаимодействия
потому, что взаимодействие в любом виде и на любом уровне Универсума
обладает одним   у д и в и т е л ь н ы м    с в о й с т в о м:

ЛЮБОЙ ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ
НАИЛУЧШЕГО  РЕЗУЛЬТАТА  С  НАИМЕНЬШИМИ  ЗАТРАТАМИ,
ПРИЧЕМ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТВУЮЩИХ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТОРОН.

Именно этот универсальный принцип, эту направленность,
формулируют все открытые человеком законы природы.
Именно этот принцип подтверждают ученые, давно заметившие,
что "все в Природе есть произведение функциональности на
эффективность". Функциональность - это наилучший результат,
а эффективность - это наименьшие затраты.
Именно этот принцип является основой и сутью процесса развития,
который должен быть назван   ПРОЦЕССОМ  ОДУХОТВОРЕНИЯ, 
так как именно он ведет Эволюцию к появлению феномена
удивительной и непостижимой живой души,
которая является как бы импульсом, сгустком энергии развития,
всегда направленным в Будущее.

Живая душа ? Это же - идеализм ! 
Идеалисты признают существование души, а, значит,  и... Бога,
а материалисты все это отрицают.

Это поразительно, но правы и те и другие !

Дело в том, что с точки зрения Эволюции, то есть, процесса развития,
понятия материализма и идеализма -  относительны.

Тот, кто в общих чертах знаком с теорией относительности,
знает, что в мире не все относительно: скорость света - абсолютна.
Прямо поэтическая метафора - свет абсолютен !
А ведь это - не поэзия, а физика.
Именно по отношению к этой абсолютной скорости света
время и пространство относительны.
(например, если скорость объекта приближается к скорости света,
то время на нем ,т.е скорость всех процессов, замедляется)

Точно так же по отношению к абсолютному процессу Эволюции
относительны понятия материализма и идеализма.

Образно говоря, идеалисты смотрят вперед по лучу Эволюции,
а материалисты смотрят назад по пути Эволюции,
а на этом пути, уже пройденном развитием, действительно души уже нет.
Душа создавая  и формируя из материи то, что мы, материалисты, видим
и можем потрогать и разобрать, все время уходит вперед, решать
главное противоречие Жизни: противоречие между прошлым и Будущим.

 Душа занята Процессом Одухотворения,
процессом объективным и от нашего сознания не зависящим,
процессом, который в отличие от материи
не “дан нам в чувствах и ощущениях”, СКРЫТ  ОТ  НАС.
(Хотя сами мы постоянно и буквально во всем следуем Процессу Одухотворения,
особенно, когда что-то “делаем с душой”, стремясь
к наилучшему результату с наименьшими затратами).

Материалист смотрит только назад и вниз по пути Эволюции
и поэтому просто не может видеть того, что на пути Эволюции впереди и выше.
Вот цитата из работы Маркса “К критике политической экономии”:
“Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны.
Наоборот, намеки на высшее у низших видов животных
могут быть поняты только в том случае, если это высшее уже известно”.
 
Увлекаемый Эволюцией материалист движется как бы спиной вперед,
словно боясь взглянуть в лицо ослепительному, как Солнце, Будущему.

С точки зрения Эволюции становятся относительными
и другие понятия материализма и идеализма.
Например, что такое Эволюция - падение или подъем?

Странный вопрос, на первый взгляд. Подъем - это преодоление,
требующее усилий, падение же, наоборот, усилий не требует.
Но это верно, если речь идет о физическом процессе.
А если речь идет о поступательном движении жизни?

Пьер Тейяр де Шарден - священник и ученый-палеонтолог –
в книге “Феномен Человека” пишет:
“..вследствие своей возрастающей сложности и неустойчивости
живая материя ПАДАЕТ, ВЕРНЕЕ, ПОДНИМАЕТСЯ
ко все более невероятным формам”.
Может быть, об этом же процессе, но уже совсем  в другой сфере,
говорит и Стендаль, когда пишет: “Мы не властны не делать того,
что нам доставляет наибольшее удовольствие”.

Что же это за удивительный процесс: подъем-падение ?
Эволюция - это подъем, потому что достигается все большее совершенство,
и Эволюция - это падение, во-первых, потому что жизнь не может
не развиваться во всех открывающихся ей направлениях,
в том числе и “тупиковых”, заполняя все экологические ниши,
и, во-вторых, потому что в направлении Наибольшего Одухотворения
это развитие происходит с ускорением, характерным для падения.

Но где же тогда перспектива у этого удивительного процесса:
вверху, как у подъема, или внизу, как у падения ?

Относительность материалистических понятий верха и низа
уже очевидна, и на ней можно не останавливаться.
Сложнее с идеалистическими понятиями,
например, с таким как “грехопадение”.


Продолжение в эссе "Грех и три грехопадения"
(http://www.proza.ru/2009/02/02/774)