Есенин Послесловие после Послесловия

Олег Салмин

В последнее время в кино существует добрая традиция снимать небольшой фильмец о том как снимался художественный фильм. По примеру предшественников и авторы сериала "Есенин" сняли фильмец о самих себе. Бедняги, они и тут попали не в тему! Ведь подобный фильмец следует снимать только о создании произведения которое вызвало значительный интерес зрителей, стало заметным явлением культурной жизни. В противном случае это только лишний повод даром подставить себя, любимого, под ругательную критику. Ну что ж, "ты этого хотел, Жорж Данден!"

Как и в своем сериале, в "Послесловии" авторы сериала предпочитали многозначительно рассуждать о вещах самых пустых. Безруков-старший сообщил нам что Есенин --это его вера, а так же о том, что ему было важно заглянуть в душу Есенина в тот момент когда он оставлял женщин. К сожалению, не помню в этом фильме чего-либо подтверждающего эти его слова, а ведь я, кажется, единственный, кто смотрел этот фильм довольно внимательно, по прискорбной необходимости написать отзыв о нем. Впрочем, из тех у кого я интересовался, этот фильм вообще никто не смотрел, по крайней мере после первой серии. Женщин, конечно, Есенин в этом сериале оставлял неоднократно, но с чего авторы решили что им удалось хоть где-нибудь в своем сериале показать душу Есенина, да и вообще свою способность хоть куда-нибудь заглядывать? По моему принцип их повествования сугубо "акынский" --что вижу, то пою. Поэтому, при своей неспособности на чем-то сосредоточить свое внимание в море существующей о Есенине информации, эти "новые русские степняки" видят много, но всегда поверхностно и не то что надо.

Безруков-младший поведал нам что для него очень важна сцена приезда Есенина в Петербург. Будем надеяться, что когда-нибудь он откроет нам сакральный смысл этой сцены, тупо слизаной из фильма "Здравствуйте, я ваша тетя".

Сценарист ничего заметного от себя не сказал, зато, в отличии от прочих, сказал единственную стоящую фразу этого "послесловия", впрочем, не им придуманную: "Мир раскололся, и трещина прошла по сердцу поэта".

Режиссер восхищался многими тонкими изяществами своего сериала. Впрочем, в этом он не отличается от других, как правило, более удачливых режиссеров. Так же он восхищался Есениным, в частности ставя ему в заслугу 12 заведенных на него уголовных дел. "Это" --восхищается, --"говорит о многом". Не знаю о чем это говорит ему, а по мне так 12 уголовных дел и все по пустякам --не такое уж крутое достижение. Всякий мелкий шалунишка способен на такое, только, в отличии от великого поэта, обычному кухонному бойцу все это не сошло бы с рук так легко.

Еще он говорил о "самоубийственности ощущения гениальности". Темнота и фундаментальность этой мысли сыграла одну из ведущих ролей в самоубийственности самого сериала "Есенин". В сериале все было бы естественней, если бы режиссер не полагал что Есенин --это единственный гений всемирной истории. Ему бы следовало знать что были еще Леонардо да Винчи, Эйнштейн, тот же Сталин, наконец. И все они наверняка, не были лишены "ощущения собственной гениальности", хотя слово "самоубийственность" к их "ощущениям" никакого отношения иметь не может.

Заключительными словами данного фильмеца, главными его словами, стали слова того же режиссера, утверждавшего что Есенин был бесконечно искренним человеком, совершенно чуждым всякой фальши. И вот в этом вопиющем несоответствии представлений авторов сериала и действительности, кроется, пожалуй, главная причина неудачности и бесконечной фальшивости сериала "Есенин".

Фальшь, неискренность присущи каждому человеку. Сразу отбросим тот случай когда Есенин, как и любой другой человек, как и авторы этого сериала, банально берется не за свое дело. Никто не может избежать в своей жизни подобной ситуации, а гениальный поэт, дар которого бесподобен, и потому уже ограничен весьма узкими рамками, тем более. Есенин писал бездарные прозаические произведения, работал над неосуществимыми проектами "крестьянского царства", писал наивные статьи о жизни в Америке. И все это при его малообразованности, узком кругозоре, отсутствии последовательности и системного мышления. Все это он делал, искренне веря в свою миссию, в свои способности, то есть с вполне искренним посылом. Но, тем не менее, его свирель брала фальшивую ноту, потому что это была не ее нота.

Но, как уже говорилось, мы оставим эту тему, потому что гораздо существенней то, что Есенин, более чем кто-либо из русских поэтов фальшивил в своей жизни сознательно, потому что для Есенина, как это ни парадоксально звучит, фальшь была естественным, важнейшим способом существования. И как ни странно это звучит, именно великая искренность Есенина вызывала великую же фальшь его. Искренне презирать современных поэтов и при этом общаться с ними, использовать женщин, жить с некоторыми из них довольно долгое время, будучи, по большому счету, безразличным к каждой из них, оскорблять приятелей и не уметь обходиться без них, конфликтовать с властью и при этом искать ее покровительства, наконец, иметь смертельный конфликт с самою жизнью и при этом продолжать жить --очевидно, что без великой фальши все это просто невозможно. И чем искреннее, чем бескомпромиснее, чем последовательнее поэт вступал в конфликт с окружающей действительностью, тем большая фальшь требовалась от него, чтобы хоть как-то смягчить этот смертельный конфликт. Жизненная и творческая фальшь были той данью, которую поэт вынужденно платил жизненной необходимости. Это была его плата за право иногда быть бесконечно искренним!

Поэт писал грустные стихи, но ведь человек должен быть бодр и весел, человек должен быть оптимистом. В этом мудрость жизни, в этом ее успешность. И когда императрица говорит Есенину: "Какие грустные у вас стихи", поэту, молодому еще поэту, не остается ничего другого как немного сфальшивить, ответив: "Такова Россия"!

Немного позже молодой, но уже известный поэт Есенин поучает в письме одного из своих единомышленников, объясняя как надо "разводить" влиятельных салонных эстетов. Объясняет ему какая непреодолимая пропасть лежит между его кругом поэтов и эстетами, как надо прикидываться рафинированным деревенским аборигеном, рассказывая, что корову доят двумя пальцами, что когда курица сносит яйцо ей больно. И при этом Есенин смеется над тем как "акадэмики" от культуры хватают брошенную им блесну, "несмотря на металлический звон ее". Но, несмотря на видимую фальшь отношения Есенина к авторитетам культурной жизни общества, правильнее было бы назвать его отношение, искренним в своей циничности, использованием авторитетов в своих интересах, по той причине что Есенин этого времени искренне верит в свою великую миссию, и искренне полагает что для осуществления ее все средства хороши.

Но проходит время, миссия его отчасти осуществлена, отчасти вера в ее дальнейшее осуществление серьезно пошатнулась, и уже его отношения с Дункан не представляются более искренними, чем фальшивыми. Дункан была не только привлекательной личностью и выдающимся художником, что не могло не вызвать сильного искреннего интереса поэта. Если бы было только это, роман с Дункан закончился бы так же быстро как и начался. И все было бы очень искренне. Но, Дункан была еще и мировой знаменитостью, а для Есенина, пропуском на мировую культурную арену, где он собирался распространять свет российских поэтических идей. Именно поэтому, роман этот длился так долго, и был насквозь фальшивым. Сознание фальши его не покидало Есенина до самой смерти и осуждено самим поэтом в его "Черном человеке".

Примерно то же самое можно сказать и о браке Есенина с Толстой. Авторы сериала и сами могли бы заметить, что жениться на внучке великого писателя, только потому что негде жить --это даже больше чем фальшь. Но они этого не замечают, хотя именно это, они изобразили в своем сериале. В оправдание поэта следует заметить, что все не было столь однозначно и грубо.

Есенин был игрушкой в руках неумолимого рока, жизнь играла им, а он страдал и пел об этом в своих стихах. Но он видел, что есть другие, такие же как он художники, которые делают жизнь своими руками такой какая она им нужна. Отсюда его интерес к Ленину, Троцкому, Горькому и надо думать, Толстому, и поклонение перед ними, не исключающее, впрочем, отрицания их поэтом. Именно поэтому он размышляя о Ленине, пытается понять:

"...какою силой
Сумел потрясть он шар земной?"

Именно стремление начать жить не "половодьем чувств", захлестывавших поэта и его поэзию, а какой-то устойчивой культурной традицией, стремление жить, наконец, не по любви, а по расчету, по житейским законам, стремление прикрепить свою неустойчивую, послушную всем ветрам жизнь, к чему-то устойчивому, способному перемалывать удары судьбы и превращать их в средство собственного существования, было, я думаю, главным, искренним и естественным посылом женитьбы Есенина на Толстой. Но иллюзорность этих представлений стала очевидной очень скоро, и снова на передний план вышла фальшь отношений поэта и внучки великого писателя.

Если бы авторы сериала хоть сколько нибудь внимательно читали хотя бы стихи самого Есенина, они заметили бы, что сам поэт ясно признается в своей фальши в своем итоговом произведении --поэме "Черный человек":

"...много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты

В грозы, в бури
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,--
Казаться улыбчивым и простым --
Самое высшее в мире искусство".

И в этой публичной исповеди высшая искренность поэта Есенина.