Заметка об альбоме ДДТ-1 1981 группы ДДТ

Князь Процент
Самый древний альбом достославной группы «ДДТ». Он даже не был издан, музыканты попросту записали эти песни в 1980-1981 годах. Однако совокупность этих записей официальным сайтом самой группы указывается в перечне альбомов, более того, скачать эти записи можно вот тут musicmp3.spb.ru/ , а почитать тексты песен – вот здесь вот www.ddtempire.com/1981-ddt-1/ Если кто вздумает качать с вышеуказанного сайта, предупреждаю, что запись «Черное солнце» первые секунд 20 звучит очень уж затерто, но затем сносно.

Конечно, качество записи, а кое – где музыки и исполнения оставляет желать лучшего. Однако бесспорным является факт, что этот магнитоальбом (живущий в технически благополучном 21 веке Ворд неинтеллектуально подчеркивает это слово. Впрочем, этот эрудит и слово «Ворд» подчеркивает красным цветом, так что простим ему, хи-хи) несет и определенную концепцию, и меткие жизненные наблюдения, а помимо всего прочего содержит парочку действительно хороших песен.

Главный пафос альбома антивоенный. Большую часть песен «ДДТ-1» обращены именно в сторону пацифизма и призывают прекратить гонку вооружений. Что особенно важно отметить, «сохранить планету для людей» смогут лишь сами люди, а не вмешательство инопланетных сил в лице Совета Галактики или какой – нибудь другой фантастической организации («Инопланетянин»). А коли уж сохранить планету нужно нам самим, то для начала неплохо констатировать, что мы на данном этапе развития имеем. Данной теме посвящена песня «Все идет своим чередом», в ненавязчивой и порой остроумной форме повествующая о том, что именно вокруг идет своим чередом, и оставляющая слушателю право решать, что из перечисленного необходимо менять, чтобы жизнь на планете была сохранена. Вот так вот – не больше и не меньше *как это там у Достоевского – русские мальчики перед собой легких задач не ставят и, чуть что, яростно обсуждают друг с другом самые сложные проблемы самого крупного масштаба, хи-хи*

Песня «Не стреляй!» показывает самый низкий уровень, на котором складывается мировая военная угроза, - уровень отдельного человека. Есть, знаете ли, эдакие юноши, которые, войны не видя и не зная, отчего – то жаждут повоевать (речь даже не о миньонах из «Графини де Монсоро» - те хотя бы держали в руках оружие и имели боевой опыт, речь о мальчишках, наигравшихся в военные игрушки). Таких война очень быстро перевоспитывает. Или попросту уничтожает. О чем, собственно, в песне и поется *кстати, недавно по каналу «5» был антивоенный концерт «ДДТ», название которому дала именно эта песня*

ИМХО, лучшей песней альбома, наряду с той, которой данная заметка будет завершена, стала композиция «Черное солнце» (оказывается, про светило такого цвета спели задолго до «Ночных снайперов», хи-хи). Особенно меня радует момент (наверное, мой любимый на этом альбоме), когда Шевчук (ему, кстати, на момент записи 23-24 года) поет, срываясь на потрясный крик: «И всю землю обнять, и всем людям сказать, что любовью пылает, пылает, пылает, ПЫЛАЕТ!..» Интересно, что если в более ранние времена деятели искусства не жаловали урбанистические пейзажи с характерными для них гарью и шумом, то у «ДДТ», как у сынов своего времени, знающих больше угроз, чем прежние поколения, и городской пейзаж может быть славным, вызывающим чувство умиротворения (а сейчас еще и ностальгии по старым – добрым 80-м) – главное, чтобы пейзаж этот был мирным:
- Просыпаюсь, как в быструю реку с обрыва бросаюсь;
Шум листвы, щебет птиц, гул машин, рассекающих воздух;
Тихо тает над городом мирным дымка тумана…

К антивоенным песням примыкает и эдакая северная баллада «Безжизненный край». Пожалуй, эта песня содержит упоминание наибольшего числа символов, столь любимых исполнителями и слушателями русского рока – тут и «костлявая смерть», чертящая заколдованный круг, и дьявольский мир, и дерзкий смелый прищуренный взгляд героя песни, и кресты на неоткрытой земле – сразу веет «Агатой Кристи», «Алисой» и, конечно же, «Арией».

Пара песен альбома посвящена любовной теме (ну а куда же без нее). ИМХО, эти песни по сравнению с предыдущими слабоваты. По настроению они, конечно же, вполне подходят людям, все 70-е напролет слушавшим
«Песняров» и «Поющие гитары», а теперь возжелавших немного нового поворота темы. Новый поворот темы, безусловно, получился, но «Любовь в мире есть» и «Работал долго я, и вот…» по значительности тематики и смыслу поведанного остальным песням альбома, на мой взгляд, уступают.

Ну и, наконец, «Дождь». Песня, знакомая, наверное, каждому. Прекрасная лиричная композиция, замечательно передающая атмосферу теплого веселого майского дождя – когда хочется выйти всем вместе под мирное небо мирной планеты и радоваться падающим с неба каплям без страха за то, что наши дети и внуки по вине своих родителей и дедов могут быть лишены возможности жить если не в «условиях Рая», то хотя бы в условиях, обеспечивающих возможность беспрепятственного существования жизни на нашей планете.