Крестник

                               РАЗГОВОР ПО ДУШАМ О САМОМ ВАЖНОМ


                                                                           посвящается
                                                            моему крестнику Константину



ОТ АВТОРА

О Крещении написано немало брошюр и статей, как правило, их пишут священники. Поэтому многие могут подумать: зачем же человеку без священного сана, да еще и женщине, касаться столь глубоко специальной темы? Ответить на этот вопрос нетрудно. Крестными родителями становятся простые люди, не облеченные саном, среди них половина – женщины. В этой книге мы побеседуем о наших крестниках, о том, как мы понимаем свою роль в их жизни. Данная книга не является учебным пособием или богословским трактатом. Это разговор по душам о самом важном. Если после ее прочтения у кого-то останутся неразрешенные или очень частные вопросы, с ними как раз и можно будет обратиться к священнику. А пока я предлагаю дорогим читателям просто поразмышлять вместе.

ГЛАВА 1. НАЧАЛО


Заснеженное утро с восторгом умывается золотым солнечным сиянием. Богослужение заканчивается, и вереница прихожан тонкой струйкой устремляется на выход. Детишкам надевают шапочки, те нетерпеливо посматривают по сторонам, готовые в любой момент сорваться с места и побежать к качелям или поскорее оседлать санки. Их мамы переговариваются между собой, смеются. Почти все они знают друг друга, им есть что обсудить после воскресной службы. А в это же время в притворе храма робко жмется к стене женщина с младенцем на руках. Она здесь впервые и ждет, когда ее позовут. Младенец спит, он еще не знает, зачем его принесли сюда. Не знает, но, может быть, чувствует? Не потому ли он так тихо улыбается во сне, так смирно сопит, и не плачет? А женщина сильно волнуется, то и дело проверяет сумку, все ли она захватила: полотенце, белую рубашечку… Но каждый раз вновь убеждается, что все на месте.

Сегодня ей предстоит стать крестной. Младенец у нее на руках обретет «право» на бессмертие, на вечную жизнь и Спасение в Православной Церкви, а она сама войдет в число этих радующихся воскресному дню, щебечущих как весенние птички, мам. Крестная мать – это так важно, так ответственно! Она читала об этом и много думала. С ней говорил священник – очень серьезный и ученый человек. Но главное, она помнила свою крестную, и поэтому знала, какой надо быть незаменимой для крестника.
Батюшка, приветливо кивает ей и, шурша облачением цвета сахарной пудры, проходит в «крестильню», комнатку, где установлена купель. Женщина следует за ним. Через несколько минут начнется Таинство.


***

«Через несколько минут начнется Таинство». Как важно самое начало! С Крещения  начинается жизнь человека в Церкви, а часто и просто жизнь как таковая. Но когда дело касается жизни и смерти, спасения и источника благодати, то и начало лежит далеко за пределами земного существования того или иного человека.

Начало всему положил Бог. Он создал самих людей, создал мир, специально для людей, и только Он знает, как в нем надо жить. Все наши собственные домыслы на этот счет по меньшей мере некомпетентны. Было бы опасно пользоваться сложным прибором, не ознакомившись с инструкцией производителя. Также опасно строить свою жизнь, не сообразуясь с заповедями Божьими. Было бы смешно дилетанту, находясь в операционной опытного хирурга, высказывать свое мнение о том, как ему следует проводить операцию. Смешны и рассуждения на тему, целесообразно ли Крещение. Для верующего человека так вопрос не стоит, потому что, веря в БогА, мы в первую очередь верим БогУ.

Таинство Крещения, как и все Таинства Православной Церкви, установлено Господом. Лично. Это означает, что его придумали не люди, даже очень благочестивые, его заповедал нам Бог. Сам Христос крестился в водах реки Иордан , чтобы «исполнить всякую правду», то есть поступить праведно и правильно; а потом и апостолам повелел крестить уверовавших . Казалось бы, одного этого должно быть достаточно, чтобы убедить сомневающихся. Но мы, современные люди, часто не можем обходиться без логических доказательств, как хромые не могут ходить без костыля. Что ж, в данном случае обоснование для принятия решения креститься дает нам священная история.

Человек был создан прекрасным и свободным. Настолько свободным, что мог сам выбирать, жить ли ему вечно, вкушая плоды с древа жизни, или умереть, вкусив плод с другого дерева, предав Божию любовь. Свобода была и есть наиценнейший дар, которым Бог наделил свое любимое творение. Человек выбрал грех, а значит тление и смерть. Грехопадение - это самая великая мировая катастрофа в истории человечества. Падший человек не искал страдания, он искал самостоятельности, автономности, но единственным источником блага в мире является Бог, а грех проложил между ним и Богом такую пропасть, которую никакому человеку перешагнуть не под силу.

На этом человеческая логика ломается: ситуация выглядит безвыходной. Однако, существует логика иная, высшая. «Невозможное человеку возможно Богу». Всемогущий Господь преодолел пропасть между Собою и человеком. Этому предшествовала многовековая подготовка, когда Бог постепенно взращивал в людях зерна святости, воспитывал их так, чтобы они могли принять Его воплощенного Сына, Богочеловека, в Котором божественное и человеческое вновь соединилось навечно.

Богочеловек не означает наполовину Бог, а наполовину человек. Это тоже неподвластно простой логике, но и Богом и Человеком Господь наш Иисус Христос является во всей полноте. Для православного христианина данная истина – предмет веры, а не логического разбора. Было бы крайне наивно полагать, что мы способны целиком понять все, что делается Богом, а тем более КАК делается, для принятия этого постулата даже логики достаточно.

Истинный Бог и истинный Человек в одном Лице отдал Себя в жертву за грехи мира на крестную смерть так же добровольно, как когда-то Адам предал себя, а в себе и всех нас, своих потомков, смерти. Но смерть не способна одолеть Бога, ведь Бог – источник жизни, поэтому и Христос воскрес из мертвых. Он вознесся на небеса, причем уже не только как Бог, но и как Человек. С того момента людям вновь открылись врата рая.

Через апостолов Господь распространил на земле Свою Церковь, которую Сам возглавил и проложил ей дорогу в Свое Небесное Царствие. Теперь каждый волен делать выбор только за себя – идти ли ему за Христом, становиться ли членом Церкви. Если мы выбираем путь к Богу, то надо четко себе представлять, что он ведет только через Церковь, которую собственно и спасает Господь, членами которой мы и становимся в Таинстве Крещения. Выходит: от того, крестился ли человек, зависит напрямую его Спасение, его будущее. Не те несколько десятков лет, которые в лучшем случае отведены ему на земле, а вечность, непостижимая логикой вечность, которая будет ВСЕГДА.

Когда думаешь об этом, как-то сам собой отпадает вопрос, обязательно ли креститься, нельзя ли верить просто так, в душе? Нельзя. Вера – это не только теория, но и практика. Чтобы добраться, скажем, до места работы, нам ведь недостаточно одних мыслей об этом. Нужно выйти из дома, сесть в автобус, пройти какое-то расстояние пешком. Тем паче путь в Царствие Небесное требует усилий. Для Спасения необходима не только вера, но также жизнь по вере – покаяние, участие в Церковных Таинствах, в богослужении, молитва. Итак, Крещение обязательно. Не потому, что так принято или это полезно для здоровья; а потому, что «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» . Крещение - это начало. Это второе рождение. Нет, даже не второе, а первое, потому что человек должен рождаться не для того, чтобы потом умереть, как в физическом рождении, а для того, чтобы жить. Значит Крещение – это настоящее рождение и есть.


ГЛАВА 2. МАЛЕНЬКИЙ


В крестильне оказалось очень тепло. Лучи полуденного солнца проникали сквозь низенькое окошко и ярко расцвечивали стены. Возле икон горела лампада. Женщина положила спящего младенца на пеленальный столик в уголке и засмотрелась на крохотный язычок пламени, пока священник сам, засучив рукава облачения, наливал в купель воду. Пламя светило ровно, даже как-то неприметно между бликами солнечных зайчиков. Но зайчики могут исчезнуть каждую секунду, достаточно облачку набежать на лимонный диск в небе. А этот огонек не потухнет, пока лампадка питает его благоухающим маслом.

Женщина перевела взгляд на младенца, тот начал просыпаться и заворочался в одеяльце. Мальчик еще не плакал, но уже наморщил личико, предупреждая о своем пробуждении. Она ослабила голубые банты на «конверте», развернула малыша и подумала, как хорошо, что он выспался, ведь он мог устать, пока они ждали окончания службы и завершения приготовлений священника. Он ведь еще такой маленький!

***

Ребенок рождается на свет совсем маленьким. Он еще ничего не может сказать, объяснить. Он не может обходиться без взрослых абсолютно ни в чем, и ему так нужна опека и защита! И вот тут то порой над этим крохотным, всеми любимым существом нависает настоящая беда. Некоторые взрослые, исходя из своих собственных соображений, решают, что крестить ребенка не надо. Мол, вырастет, достигнет сознательного возраста, тогда и определится с вероисповеданием. А пока, какой веры, какого покаяния можно требовать от такого малыша?! И ведь звучит это так обоснованно, кажется таким разумным, политкорректным. Да к тому же еще и у апостолов нигде ни слова не сказано о Крещении младенцев. Только иногда кто-то заметит в противовес, что ребенок слишком беспокойно себя ведет, что надо бы покрестить его, может, тогда спокойнее станет. Впрочем, такое мнение обычно воспринимается как предрассудок. А ребенок продолжает плакать, ведь никто не торопится оградить его от зла благодатью.

Действительно, апостолы ничего не говорили, о том, что младенцев тоже надо крестить. И тому есть серьезная причина. Просто в первохристианские времена никому и в голову бы не пришло сомневаться в необходимости крещения малышей! Представления о добре и зле, о благодати, о Спасении были абсолютно четкими. Никакой политкорректности не требовалось. Никто и не помышлял лишать ребенка жизненно важного Таинства только на том основании, что он еще не достаточно вырос, чтобы мотивировать словами, насколько ему это необходимо.
Ребенок не может сказать матери, что он голоден, однако мать кормит его молоком, не дожидаясь, пока тот научится говорить. Потому что каждому ясно: физическая пища нужна человеку сразу, а не по достижении сознательного возраста. А кто же утолит духовный голод малыша? Родители не могут самостоятельно этого сделать, ведь такое духовное молоко – благодать Божия - находится только в Церкви. И Церковь как мать взращивает своих чад на этой пище с младенчества. Подумайте, чего лишается некрещеный ребенок? Самой цели жизни – Спасения, возможности войти в Царствие Божие. Как мы поступаем с ним, если откладываем Крещение? Отлучаем его от Церкви, добровольно не допускаем до Причастия святых Христовых Тайн. А это ведь тяжкая епитимья. За что же так наказывать невинного младенца?! Разве такое обращение с ним не жестоко?

Господь запретил взрослым удерживать детей от приближения к Нему: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» . А в 418 году Карфагенский собор предал церковному проклятию лжеучителей, нарушающих этот Божий запрет: «Кто отвергает нужду крещения малых детей… тому да будет анафема ».

А что до сознательной веры, то, конечно, ребенок еще не способен веровать осознанно, он просто живет истиной и дышит ею, он ни в чем не заблуждается, ему не мешает логика, он не оспаривает ни бытия Божия, ни законов церковной жизни. А то, чего ему не хватает, до поры должен за него делать взрослый. И веровать тоже. Ведь исцелил же Христос бесноватогo отрока по вере его отца , а дочь хананеянки — по вере ее матери .

Итак, младенцев не просто следует крестить, их следует крестить как можно раньше. Святые отцы учили: «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных лет посвящен Святому Духу» . Обычно благочестивые родители делают это на 40 день после рождения ребенка, но иногда даже до этого срока.

В том случае, если ребенок родился слабеньким, и, как это ни печально, может умереть, надо особенно внимательно отнестись к необходимости крестить его. В крайних случаях допускается даже Крещение в отсутствие священника, страха ради смертного. При этом младенца троекратно кропят водой (за неимением святой воды – обычной, например, водопроводной), нарекают малышу христианское имя и произносят тайносовершительную формулу: «Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца. Аминь. И сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь.» К слову сказать, нередки случаи, когда после такого Крещения ребенок не только выживает, но и крепнет на глазах, так как воздействию зла на него препятствует благодатная защита. Тогда ребенка по выздоровлении все равно надо принести в храм для Миропомазания и Причащения, но «перекрещивать» его батюшка уже не будет.

Если же ребенок здоров, его Крещение может происходить как в храме, так и дома или в каком-либо другом месте. Но в любом случае, ему понадобятся воспреемники, то есть крестные родители. Именно они произнесут за чадо исповедание (Символ) Веры, а потом возьмут на себя обязанность молиться за него и духовно наставлять. По канонам православной Церкви и древней традиции достаточно одного воспреемника. Обычно это крестный отец для мальчика и крестная мать для девочки, хотя бывает и другое соотношение. Современная традиция предполагает уже двух крестных родителей, но это требование тоже не является обязательным.

К выбору крестных для ребенка православные родители подходят очень серьезно, поскольку воспреемник должен обладать качествами, которые позволят ему выполнять свои функции. Для того, чтобы в Таинстве Крещения исповедать за малыша православную веру, крестный сам должен веровать. Для того, чтобы научить чадо жить по заповедям, крестный должен как минимум знать и выполнять их сам. Это должен быть человек здравого рассудка, благочестивого поведения, то есть тот, кому можно доверить своего малыша. Тот, кто не только не навредит ему даже невольно, но и станет духовной опорой на всю жизнь. Ведь самому ребенку не справиться, он же еще такой маленький!


ГЛАВА 3. СВОБОДНЫЙ РАБ



Все уже происходило. Прямо сейчас, на ее глазах, при ее участии. Священник совершил оглашение. Когда он прочитал запретительную молитву, волнение немного утихло, словно женщина сердцем почувствовала, насколько надежнее теперь защищен ее крестник. Она произнесла слова Символа Веры, которые знала с детства, но почему-то сегодня они прозвучали как-то по-новому. И еще, она очень боялась что-то забыть, перепутать, сделать не так. Вот батюшка трижды погрузил ребенка в купель, вот прозвучало его имя, и крестная представила, как в ту же самую секунду это имя появилось в сокровенной Книге Жизни на небесах. Облеченный в белые одежды, чистый, как ангел, соумерев и совоскреснув вместе со Христом, младенец улыбался. Но теперь это был не просто мальчик, это был раб Божий, самое свободное существо на земле.

***

Помните советский букварь: «Мы не рабы. Рабы не мы»? С этих строк начиналось наше обучение грамоте. А духовная грамота открывает нам иное представление о рабстве и свободе. Человек неверующий заслуживает жалости. Он, будучи рабом греха и своих собственных страстей, даже не подозревает о своем невольничьем положении. Редко ли мы слышим: «Захочу бросить пить (играть, бездельничать, ссориться и т.д.) – сразу брошу»? Но нет, раб, скорее всего, именно не захочет, а значит не бросит.

С рабом Божиим дело обстоит наоборот. Раб Божий - значит больше ничей. Это статус свободного человека. Христианин учится не грешить не только когда захочет оставить свою страсть, он и вовсе может не зависеть от своих желаний: «Хочу в пост мяса, но не буду». Потому что свободен. Потому что не страсть управляет рабом Божиим, а он ею. Свободен от власти диавола, древнейшего и коварнейшего врага рода человеческого, поработившего целые народы и уничтожившего цивилизации. Свободен от неизбежности смерти, которая теперь окажется лишь дверью, не способной задержать раба Божия у входа в небесный Чертог.

И пусть не все сразу получится, пусть даже христианин множество раз упадет на этом пути, обдерет колени о твердь дурных привычек, споткнется о свою гордыню, запутается в сомнениях. Это не катастрофа! Потому что раб Божий усыновлен Самому Богу, потому что Церковь умеет лечить духовные раны и потому что с момента Крещения у человека появляется незримый помощник – Ангел Хранитель, который теперь будет сопровождать раба Божия до последней минуты временного бытия.

Всю эту неизмеримую свободу дает нам Таинство Крещения. А вернее - возвращает, потому что она была у нас украдена, отобрана обманом, это сделал лукавый змий еще в Эдемском саду. Таинство Крещения позволяет умереть рабу греха и воскреснуть новой твари, облеченной в белые одежды свободного. Так Господь умер на Кресте, уничтожив рабство человечества и возродив его свободу Своим Воскресением.

Само слово Крещение обращает нас к Крестной Жертве Спасителя. Но самое удивительное, что подобное звучание свойственно не всякому языку, а только русскому и еще нескольким славянским наречиям. Греческое слово «ваптисис» буквально означает просто «погружение». А мы имеем уникальную возможность проникнуть в сакральный смысл слов: Крещение, крестный отец, крестная мать, крестник. Словно русский язык позволяет нам увидеть невидимое. Так и в Таинстве видимая сторона – троекратное погружение в воду и произнесение тайносовершительной формулы – сочетается с невидимой – обновлением всего человека, до самого основания.

Такое возможно лишь один раз в жизни. Нелепа сама мысль о том, чтобы повторить Крещение или, тем более, «переделать», если вдруг родители поссорились с крестными, или батюшка не очень «нравится». Крестные, так же, как биологические отец и мать, даются крещаемому один раз на всю жизнь. А батюшка, если только он православный священник, для совершения Таинства подходит любой. Ведь он является лишь посредником. Человеку невозможно избавить другого от первородного греха, обновить его естество, полностью очистить от скверны. Как и в любом Таинстве, эту великую работу Господь выполняет Сам.

Крещение – первое из Таинств, оно открывает путь к Церковной жизни, оно является пропуском в хранилище благодати, сокровища которого делают человека богатым, даже если его денежный доход невелик. А без этих сокровищ даже самый крупный миллиардер будет лишь голым королем. Крещение дает человеку право на такие «привилегии», которыми не могут похвастать и монархи, если они не крещены.

Сразу же после Крещения нового христианина помазывают святым миром, запечатлевая на нем печать даров Духа Святого. Так Бог Лично одаривает новокрещенного и освящает все его мысли, чувства, действия.

Только крещеный раб Божий может приступать к Таинству Таинств, Евхаристии, то есть причащаться Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Не символически приобщаться святых тайн, а реально вкушать Истинное Тело и Истинную Кровь Христову  телу во здравие и душе во спасение.

Когда человек выходит из младенчества и дорастает до того пресловутого сознательного возраста, о котором уже шла речь, то он начинает сознательно грешить, а значит должен и сознательно каяться. Исключительно крещеные члены Церкви имеют доступ к бане, омывающей душу – к Таинству Покаяния. И другие церковные Таинства, кардинально меняющие жизнь человека, доступны только принявшему Крещение.

Только за крещеного молится Церковь на богослужении. Молится соборно, с самим Богом во главе, такая молитва сильнее домашней, ее мощь способна сокрушить любые препятствия. Только крещеных поминает Церковь после телесной смерти, избавляя от мучений и изводя даже из адских глубин.

Говоря о переменах, которые происходят в душе и, как следствие, в жизни христианина, более всего хочется употребить слово «перерождение». Протоиерей Михаил Шполянский говорит: «Некрещеный человек обладает бессмертной душой. Но она пребывает как бы в пассивном состоянии, она не обладает необходимыми для развития степенями свободы. В Крещении не происходит ничего внешне заметного: Крещение это не кинетика, а потенция. Зато какая! С души сняты путы, кандалы первородного греха — живи, возрастай! Тут уж душа должна потрудиться. Потрудись, душа, не ленись — доброделание и молитва, Таинства Церкви и самопознание: все доброе тебе прилежит. Для души губителен, ядовит грех — беги от него, очищайся от него: все это тебе дано в Церкви» .

Взрослый перераспределяет все акценты своего мировоззрения. По отношению к внешним он начинает мыслить наоборот, а жить так, как мыслит. И рождается легенда о загадочной русской (читай – православной) душе. Действительно, для человека нехристианского сознания действия и реакции русского, а вместе с ним и любого православного, кажутся парадоксальными. Когда «надо» гневаться, он жалеет; когда «полагается» мстить, он прощает; когда появляется шанс добиться славы, он стремится избежать искушения. Еще больше иноверцев удивляет, что этому мы учим своих детей, а значит и своих крестников.
В младенце тоже происходят изменения, хотя он их пока не понимает. Диавол больше не может действовать на него изнутри, не может проявить по отношению к нему насилие. А воздействовать обманом и обольщением на несознательного малыша тоже невозможно. И теперь уже во многом от крестных родителей зависит, как будет использовано это безопасное время младенчества, будет ли ребенку привито желание не грешить, стремление к познанию Божиих истин, стяжает ли он задатки христианских качеств, таких как милосердие, смирение, упование на Господа, любовь.

Что же произойдет с крестником, если по достижении сознательного возраста он окажется не настроен меняться? На него вновь обрушится всем своим коварством лукавый враг. И хотя по-прежнему крещеный человек будет частично защищен от его происков, но личное нежелание так называемого христианина следовать за Христом позволит сатане воздействовать на его неокрепшую душу. От такой опасности предостерегает Господь в одной из евангельских притч: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого ». Получается, что Крещение не только открывает возможности и наделяет нас всевозможными «льготами», но и ко многому обязывает. Иначе в нем не будет смысла.

Крещение возвращает нам право выбора. Если не использовать его во Спасение, то и Бог, при всей Его любви к нам и при всем Своем безграничном милосердии, не станет спасать нас вопреки нашему выбору. Столь велико значение и столь серьезна ценность свободы Божия раба.


ГЛАВА 4. КОЛЫБЕЛЬНАЯ КРЕСТНИКУ



Батюшка вынес мальчика из алтаря и осторожно передал на руки крестной матери. Ее робость прошла. Выходя из храма, она тихонько напевала малышу все, что только приходило в голову. Песня стала ее благодарственной молитвой за крестника, и женщине очень хотелось, чтобы Господь принял эту молитву. А малыш снова уснул, чтобы, как и полагается младенцу, набраться побольше сил. Впрочем, может это ей только казалось, что он спит, а на самом деле, крепко сомкнув глазки, ребенок внимательно ее слушал?

 «Сейчас мы приедем домой, мама встретит нас и уложит тебя в кроватку. Ты будешь тихонько смотреть свои добрые сны.

А через неделю мы снова вернемся в храм. Потому что там будет твой Ангел Хранитель. Мы ведь не можем остаться дома, когда он полетит на Литургию. Потому что теперь мы втроем всегда должны быть рядом: крестная, крестник и Ангел.

Солнышко спряталось за крыши домов, чтобы случайно не разбудить тебя. Даже морозный ветерок утих. Потому что Господь любит тебя, и весь этот мир он предназначил тебе. Господь любит тебя так, как если бы ты был единственным ребенком на свете. Господь любит тебя так, как если бы ты никогда не грешил, даже когда вырастешь. Нас много, мы все грешим, а Господь все равно любит нас. Он любит тебя так, что подарил тебе на Крещение вечную жизнь.

Теперь у тебя все будет хорошо, малыш. Я знаю. Я чувствую. Нет, я ВЕРЮ. Потому что Господь доверил мне тебя. Я приняла тебя от купели, и теперь я воспреемница. Теперь я стану заботиться о тебе и верить, что все будет хорошо.

Слава Тебе, Господи!»

Женщина стояла на автобусной остановке. Лицо ее светилось нежностью. Она держала на руках своего крестника, и это сейчас было самым важным в ее жизни. Женщина негромко напевала крестнику свою колыбельную.


***


Колыбельная поможет ребенку уснуть только в том случае, если поет ее родной малышу человек, тот, кому этот крохотный человечек доверяет, с кем чувствует себя уютно и в безопасности, тот, на кого он рассчитывает.
 
Отношения с крестными родителями строятся годами. Конечно, когда речь идет о новорожденном младенце, то в обязанности крестного в основном входит молитва и причащение ребенка. Казалось бы, это не трудно, но уже на этом этапе воспреемник порой сталкивается с проблемами. Часто бывает так, что родители ожидают от крестных своего малыша только подарков и помощи, например, с прогулкой или походом в детскую поликлинику. Вот тут то и приходится убеждать не ребенка, а родителей, что по воскресеньям крестника надо отпускать в храм, даже если намечается какое-то другое семейное мероприятие. Приходится объяснять родителям, зачем нужно причащаться. Убеждать их, что перед подаренной крестным иконой надо еще и молиться за своих чад. Порой настойчивость крестных становится раздражающим фактором для родителей. Даже очень тактичному воспреемнику бывает трудно этого избежать, если родители крестника не воцерковлены.

Когда ребенок подрастает, наступает время обучать его заповедям и церковным традициям, а ведь в повседневной жизни он может сталкиваться с совсем иной стороной жизни. Тогда слова крестных родителей выступают противовесом всему, что он слышит по телевидению, чему учится во дворе, в детском саду. Купировать отрицательное влияние мира, при этом не оторвав ребенка от реальности - очень сложная задача.

Всем известно, какую загруженность выдерживают школьники, поэтому крестный должен быть заранее готов к тому, что его духовное чадо, достигнув школьного возраста, будет очень уставать, и время общения с крестным сократится до минимума. Скорее всего, он еще будет ходить в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. И на этом фоне придется заводить речь о многолетнем посещении воскресной школы, это в единственный-то выходной!
О проблемах подростков написаны отдельные тома, поэтому не стоит перечислять здесь подробно все особенности переходного возраста. Однако, крестному следует подумать, каким образом объяснить крестнику, почему ему нельзя делать того, что делают многие его сверстники (курить, вести добрачную половую жизнь и т.д.). Как при этом не превратить в его сознании православие в примитивную систему запретов?

Столкнуться с трудностями придется в любом случае, даже если с самого младенчества опекать, причащать ребенка, наставлять его. Отвоевать дитя у мира ради Царствия Божия будет непросто. Но не все так мрачно. Ведь крестный получает от Господа помощь, способную исправить даже самые грубые наши ошибки.

Поэтому, при всем понимании ответственности функций крестных родителей, не стоит бояться. Конечно, мы слабы и грешны. Но мы нужны нашим крестникам, даже такими. Им нужны наши молитвы, наши заботы, наши подарки и наши колыбельные песни.



ПРИЛОЖЕНИЕ. ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Нужен ли взрослому воспреемник?

Иногда взрослому человеку требуется воспреемник при Крещении. В основном это касается тех случаев, когда по каким-либо причинам, крещаемый сам не в состоянии отвечать за себя, например вследствие психического заболевания.


Крестят ли иноверцев, если они хотят принять Православие.

Представителей некоторых христианских общин (например католических или из древних восточных церквей), Крещение которых соответствует канонам, присоединяют к Православию через Таинство Покаяния. Протестантов иногда миропомазуют (опять же в зависимости от того, совершалось ли это Таинство прежде). Представителей других религий (мусульман, буддистов и др.) крестят обязательно. Даже если некое подобие Таинства Крещения совершалось (как например в некоторых сектах), оно не может считаться каноническим, а значит действительным.


Обязательно ли забирать свидетельство о Крещении?

В наше время многие не имеют свидетельства о Крещении, но в основном это касается людей, принявших Таинство в годы советской власти, когда на Церковь осуществлялись гонения. Тогда свидетельств вообще почти не печатали, к тому же, многие крестились тайно. Сегодня нет реальных причин для того, чтобы отказываться от свидетельства о Крещении.


Крестят ли в пост и по большим праздникам?

В некоторых храмах для Крещения отведены особые дни, чаще всего, воскресные. Это связано с графиком богослужений и занятостью священников в том или ином храме. Но каких-либо канонических препятствий для совершения Таинства Крещения в другой день, в том числе и в праздничный, не существует. Во время Великого Поста также совершается Крещение; если оно приходится на день, в который не служат Литургию, то причастить новокрещенного смогут в другой раз.


Кто не может быть воспреемником при Крещении младенца, не смотря на благочестивый образ жизни?

По нормам Церковного Права не могут стать восприемниками:
1. Монахи и монахини.
2. Родители для собственных детей.
3. Лица, состоящие между собой в браке, а также жених и невеста (ввиду недопустимости супружеской жизни между лицами, состоящими в духовном родстве).
4. Неверующие.
5. Некрещеные.
6. Малолетние.
7. Психически больные люди.
8. Лица, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью.


Можно ли креститься окроплением или обязательно полностью погружаться в купель?

Если возможность креститься погружением есть, то, конечно, Таинство должно быть совершено именно таким образом. Но иногда Таинство совершается в условиях, когда такой возможности нет, или сам человек находится в состоянии, при котором погрузить его в купель крайне затруднительно (например, тяжелобольной), то Крещение окроплением допускается.


Всегда ли Таинство Миропомазания идет вкупе с Таинством Крещения?

В Православной Церкви всегда. Даже по времени обычно новокрещеного миропомазуют сразу же после Крещения. В других конфессиях данное правило нарушается. Например, у католиков миропомазание и соответственно первое причастие порой отстоит от Крещения на несколько лет.


Можно ли подавать записки в храме за некрещеных или о их спасении вообще нельзя молиться?

Церковь молится только за своих членов. Господь же спасает Церковь, а не отдельного человека. Таким образом, человек спасается в той мере, в какой принадлежит к Церкви. Поэтому подавать записки за некрещеных бессмысленно, соборная церковная молитва об их здравии и просвещении совершается без перечисления имен на литургии оглашенных. Молиться же за них дома не только можно, но и нужно. Сложнее обстоит дело с умершими, если они не крещены, так как они до конца оставались вне церковной ограды, а значит, на их участь Церковь уже никак не может повлиять.


Рецензии