Тоска пятиэтажек

Даша Савельева
Я удивляюсь откровенно, когда вижу сотни хвалебных отзывов на произведение из 2-3 абзацев, главный герой которого размышляет о своей пропащей жизни, сидя на кухне старой пятиэтажки и уткнувшись взглядом в грязный цветок на рваной клеенке. В желтых пальцах его, грозя обжечь, дотлевает бычок, но он этого не замечает, погрузившись  в воспоминания о романтических надеждах юности.

То же самое может делать главная героиня – самодостаточная "сингл-леди", посвятившая жизнь карьере и вдруг осознавшая, что это "не то",  сидя на широком подоконнике и глядя на холодные крыши, расстилающиеся под ней.
 
Такие произведения могут быть исполнены очень талантливо – этакая  «Лунная соната», разыгранная на клавиатуре чуткими пальцами депрессивного, и все же гениального пианиста. Они действительно «звучат», но вопрос в том, что они несут?
 
Тоска стала сейчас  модной. Она захватила людские сердца и заставляет их купаться в ней. Тоска для современных людей служит прикрытием и питательной средой, как плацента для зародыша. Но есть небольшая разница. Плацента для будущего человека временна, в определенный момент она тихо уйдет, чтобы глаза могли увидеть солнце. Тоска же никуда  уходить не собирается. Она упорно закрывает нам солнце, а механизмы выживания говорят, что так и должно быть.

Смешно, но тоска гуляет и по фотографиям, особенно это часто у фотографов-любителей, которые, сфотографировав угол многоэтажки или какую-нибудь помойку, подписывают свой шедевр «Пульс большого города». А ведь, в сущности, воспевают-то все равно помойку, как ее ни назови.

Слово «депрессия», заполонившее журналы, книги и эфир, теперь воспринимается как почти нормальное состояние, находясь в котором, человек видит мир как-то по-особому, неким «сумеречным зрением». Тоскуя, человек охотнее предается воспоминаниям, прошлое кажется ему чередой свежих событий и бесконечно ярких впечатлений, а то, что сейчас – нет, это не то.

Писать мемуары скучновато. Это и не особенно интересно, и долго, и, когда сядешь, уже вроде как и азарт пропадает…

Гораздо загадочнее изобразить тоску со стороны – крупными резкими мазками, и чтобы темноты побольше, и тесноты,  и безысходности, и безысходность эта  изнутри диктует, в какой позе герою сидеть или лежать. Плюс интерьер, погода за окном, воспоминания, ну и, одиночество, разумеется.  Так появляются тоскливые авитаминозные рассказы.

Читают это взахлеб... и любят обсудить, поделиться своим.

А мне про тоску надоело. Всю жизнь с ней борюсь, а она так и лезет отовсюду, так и лезет! Особенно из "произведений искусства".  А ведь величия в ней никакого нет, это просто одно из тысяч душевных расстройств.

Может, лучше все-таки мемуары?