Зимняя сказка

Феликс Цыганенко
На снимках из архива автора:
 1. Северная Осетия, в горах Цейского ущелья.
 2. "Приют 11" - на склоне двуглавого Эльбруса
 

“Лыжи, быть может, не являются счастьем, но вполне могут заменить его.”
               
 Мишель Кларе                               

   Горные  перевалы Кавказа автору этих строк впервые удалось осваивать в конце 70-х годов. Мой киевский друг, Валерий Рамошин,  мастер спорта по греко-римской борьбе и большой поборник спорта, предложил провести зимний отпуск в Приэльбрусье, на горнолыжной базе Чегет. Путёвки он приобрёл в городском институте физкультуры, который и закончил успешно.
   - Отдохнёшь в горах, а то всё по морям, океанам, -  Рамошин имел в виду мою работу в Мурманском морском пароходстве после окончания Ленинградского арктического училища.
Ну, конечно же, я согласился. С Валерием Алексеевичем, старым испытанным другом, не страшно отправиться даже на острова Полинезии, к бывшим людоедам...

   До Минеральных вод мы добирались самолётом, а до пансионата «Чегет», через  Баксанское ущелье  –  автобусом.   Он расположен в Кабардино-Балкарии, у подножия одноимённой горы, высота которой 3650 метров!  Причём местные трассы, как пояснили нам инструктора - из числа самых сложных на мировых горных курортах. По группам нас распределили в зависимости от степени подготовки лыжников или полного отсутствия таковой. Здесь  ослепительное январское солнце, чистейший горный воздух, минеральные источники и высокогорные трассы! Посетив Приэльбрусье, мы были очарованы снежными вершинами, окружавшими долину и пансионат «Чегет». Спустившись с горы к её подножию, лыжники испытывали непередаваемое чувство восторга! Причём все,  будь-то «чайники» или «профи». А если зарывались в снег, ничуть не расстраивались, а совсем наоборот – бурно радовались этому событию...  как дети!

   Природа щедро одарила Кабардино-Балкарию своими богатствами. Буквально в ста метрах от гостиницы оказались нарзанные источники. Фонтанчики целебной воды из-под земли окрасили местность в красно-коричневый цвет. Воду мы набирали в пластмассовые бутылки и относили в гостиницу. И ещё о богатстве Кабардино-Балкарии. Местные жители устраивали рядом  импровизированный базар, где продавали из натуральной шерсти горного козла, тура: носки, свитера, шапочки. Это удивительно красивые, лёгкие и тёплые вещи, которые можно было приобрести только в Приэльбрусье.

   Что до горных лыж, в отличие от Рамошина, мне приходилось осваивать их с опытными инструкторами. Но отдых на базе «Чегет» - это не только положительные эмоции от замечательной кавказской природы, но и встречи с интересными людьми. Столичная молодёжь, в надежде услышать и записать новую песню, ходили в гостинице по пятам за популярным в 70-е годы бардом, Юрием Визбором. Зимой он пребывал в Приэльбрусье в должности инструктора горнолыжного спорта, а летом - работал с альпинистами. Талантливый человек - во всём талантлив! В Мурманском морском пароходстве из прессы известно, что Визбор посещал и Кольский полуостров,  заряжаясь эмоциями для будущих стихов о Заполярье и арктических морях.

   Из Москвы на выходные дни, покататься на склонах Чегета прилетал вратарь московского «Спартака», а затем футбольный телекомментатор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, Владимир Маслаченко. Что значит любовь к горным лыжам и Кавказу! А вот его рыжеволосая красавица-жена проводила  здесь зимний отпуск, причём каталась с нами в одной группе. «Королева Чегета!» - восторженно называли её мы с Валерием Рамошиным.  «И вы мужички ничего!» - улыбаясь, отвечала нам весёлая супруга знаменитого спортсмена и журналиста.

   Большое впечатление оставила встреча в актовом зале гостиницы с легендарным в прошлом альпинистом Кахиани. Ветеран рассказывал о покорении горных вершин, в том числе Эвереста, в связке с альпинистом Хергиани, который погиб в итальянских Альпах. Уже пожилой, но крепкий, сухощавый мужчина небольшого роста, Кахиани  – в то время, начальник спасательной службы в Приэльбрусье.

   Мы не могли покинуть Приэльбрусье, не побывав на склонах Эльбруса! Прошагав с Рамошиным несколько километров через посёлок Терскол, мы оказались у подножия вершины. Простояв в очереди на подъёмник, поднялись по канатной дороге до конечной, в то время, станции «Мир».  На склоне горы просматривался знаменитый «Приют одиннадцати» на высоте 4050 над уровнем моря. 

   СОГЛАСНО ВИКИПЕДИИ - «ПРИЮТ ОДИННАДЦАТИ», предыстория его создания такова:  хижина получила название в 1909 году, когда группа альпинистов в составе 11 человек совершила поход на Эльбрус. На камнях временного лагеря они сделали памятную надпись на камнях - «Приют 11». Через 20 лет, летом 1929 года известный российский альпинист В. А. Раковский построил на этих скалах деревянную, обитую железом хижину и перенёс на неё надпись – «Приют 11-ти». Это было довольно просторное здание, способное вместить 40 человек. Хижина альпинистов служила как промежуточный лагерь перед броском на двуглавый Эльбрус…

   Станция «Мир» - это уникальное место для обзора  заснеженного Кавказского хребта и горнолыжной трассы. В ослепительных лучах солнца под нами простиралась горная гряда, зрелище – редкой, неописуемой красоты! На площадке заоблочной станции «Мир», к обоюдному удовольствию, мы обнаружили...  кафе на открытом воздухе. Удивительно, что на такой высоте в продаже был дорогой коньяк, шашлыки и кура-гриль. «И не боятся ведь, свалиться с перевала», - подумалось нам обоим. Тем не менее, мы не могли не воспользоваться такой романтической возможностью – принять по стопочке коньяку на площадке к вершине Эльбруса!..

   С тех пор мы "заболели" с Рамошиным горными лыжами. Очередные путёвки приобрели в Цейское ущелье, что в Северной Осетии. Горнолыжная база «Цей», расположенная высоко в горах, отличалась от Чегета крепкими морозами.  Но разве они страшны...  полярному капитану атомного ледокола "Арктика" Юрию Кучиеву, под командой которого впервые в истории надводный корабль посетил Северный плюс в 1977 году! Директор гостиницы "Цей", осетин по национальности, с гордостью рассказывал про земляка на вечере отдыха с тематикой: "Люди интересных профессий". Юрий Сергеевич Кучиев, посещал Цей во время отпуска вместе с семьёй на своей машине. Ведь Родина моряка из Заполярья, как раз в этих краях, в Северной Осетии.

   Автора этих строк  в  числе прочих обитателей гостиницы, приглашали рассказать на вечере отдыха о северных моряках, Арктике и работе в высоких широтах. Ну что же, порадовал я директора пансионата, осетина по национальности, своим рассказом  про его земляков в Мурманском морском пароходстве. Тем паче, мне приходилось работать на одном судне с младшим братом капитана Кучиева, старпомом Марком Сергеевичем  Кучиевым и главным механиком дизель-электрохода «Куйбышевгэс» Михаилом Кокаевым. Далековато от Заполярья до Северной Осетии, но  её  крепкие мужчины с успехом осваивали северные моря. Так что они прославились не только как борцы на чемпионатах мира и олимпийских играх!

   Да, получалось так, что осетины, как арктические моряки, трудились в Мурманском морском пароходстве. А в пансионате «Цей», что в Северной Осетии, можно было встретить российских актёров театра и кино, именитого в прошлом спортсмена, журналиста и даже писателя.  Впрочем, удивительная природа Приэльбрусья и крутые склоны кавказских вершин – это настоящий рай для всех любителей горных лыж! Будь-то машинист электропоезда московского метро, как наш сосед по номеру в гостинице, преподаватель  киевской школы-интерната, Валерий Рамошин, или электромеханик Мурманского морского пароходства, автор этих воспоминаний. Привлекало туристов и разнообразие минеральных источников, чистый горный воздух, обилие фруктов, здоровый климат и горные ландшафты.  В середине восьмидесятых годов прошлого столетия, когда мы посетили с Рамошиным последний раз Приэльбрусье,  эта местность в короткие сроки  стала национальным парком. Здесь представлены все климатические и ландшафтные зоны, этот изумительно красивый горный край называют сегодня жемчужиной Кавказских гор!..