25 июля 95

Александр Кларенс
     – Привет, моя сахарная, как ты… На сто тысяч… Есть такое, как же без этого!.. Ты заедешь?.. Постой-постой… как это сняли… Наташа, ты так не шути… Ну, и что! А в чём тематика? В том, что они мазилы, а я нет?.. Послушай… Не, ты послушай! Он, между прочим, тоже наших "академиев" не заканчивал!.. Как это ни при чём! Вспомни его выставку в "Галере"… Умница! Ну, и что там было самое интересное?.. Что значит, всё!.. Не всё, кисанька, не всё! Самое интересное – это его миниатюры!.. Нет, я не ошибаюсь. Ты помнишь, чтобы меня подводило моё чутьё, а?.. При чём здесь… Неправда… Нет, опять неправда… Он не художник… Да, я это утверждаю… Ты знаешь, – мало. Так мог бы любой. Даже ты. Но ты не стала… А, ну да! Я не кричу, это связь… извини… Я извинился, что ещё!.. Не будь ты… Ты же знаешь, – для меня это вопрос жизни и смерти… Я понял… Нет, больше не буду… Спасибо… Какая же ты…


     – Антон Георгиевич, можно?
     – Проходи… Родители не ругаются?
     – Немножко.
     – Манечка, я не хочу, чтобы у тебя были неприятности.
     – Мне больше некуда идти, Антон Георгиевич. Я хочу учиться.
     – Ну, Маша, оболокайся в свой передничек, и за дело… Первое-второе-третье пропускаем…


     – …Нда-с… так вот… Большинство художников, скульпторов, музыкантов… Они думают, что искусство это нечто вроде нашего душевного питания. И они почти правы.
     – Почти?
     – Понимаешь, программа социального творчества определена самим социумом.
     – Антон, мы все в нём. И ради него.
     – Нет, Маню моя, не ради него. А ради себя.
     – Не понимаю. Почему же Вы так!
     – Вот! Правильный вопрос… Так называемое творчество есть итог социализированных представлений. Именно поэтому его всегда можно понять, разложить по полочкам.
     – А Ваш любимый Дали?
     – Маш, он не любимый… Люди всё на картины его смотрят, а минечки он ваял для себя, для души… для Бога…
     – Вы имеете в виду библейские сюжеты?
     – Машка, не зли.
     – Не буду, Учитель.
     – Опять?..
     – Хорошо-о… Антон… Георгиевич, Вы говорили о Тулуз-Лотреке, о Ремрандте… Это совершенно разные миры.
     – Как однажды сказал один мой приятель – два из трёх. Дядюшка Анри вне времени и места. Он уникален сам по себе, даже если отбросить в сторону его личную трагедию. Я не могу вспомнить никого, кто решил бы писать в его стиле и манере… Рембрандт… Да, тут есть над чем подумать… Рисунки! Вот что может раскрыть его секрет, если будет кому это делать! Но мы совершаем одну и ту же ошибку. Он был больше, чем рисовальщик, живописец. А ему надо было жить, зарабатывать на жизнь. Думаю, что был он и гениальным скульптором. Просто до нас не дошли его работы.
     – Антон Георгиевич, предположим, я на этом остановлюсь. И что дальше?
     – Если я тебя правильно понимаю, – ты не остановишься. Видишь ли, Мария… Глина… стек… мастихин… Это всего лишь средства. Иногда метод. Но никогда способ. Понимаешь, о чём я?
     – Не совсем.
     – Поэты пишут и на бумажных салфетках в ресторане. Мы – в том, что у нас под рукой. Всё тоже самое. Там слово, – в ритме, в рифме… У нас форма, то есть идея, воплощённая в форме.
     – А что мне делать? Вы рассказывали о китайской скульптуре, о Лембруке… Но ведь между ними… Это всё… образование?
     – Это модальность времени, преломлённая в отдельно взятой личности. Старайся в работе увидеть душу автора. И тогда, надеюсь, ты сможешь увидеть свою. Чтобы открыть её другим.
     – Я Вас люблю.
     – Спасибо. Теперь учись любить других. Ты сможешь.


     – …Антон, посмотрите…
     – Что это?
     – Я делала эскизы к распятию…
     – Маш, такие вещи просто так не делаются.
     – Я знаю.
     – Что ты знаешь?
     – Ну… я подошла к отцу Георгию…
     – К какому Георгию!
     – К Митрофанову.
     – Постой-постой… В церкви Петра и Павла?
     – Да. А что?
     – С ума сойти…
     – Он про Вас спрашивал.
     – Что спрашивал?
     – Куда Вы пропали.
     – Блин… Что ты сказала?
     – Что скоро появитесь.
     – Спасибо… Показывай.
     – Началось с эскизов… Вот. И меня что-то потянуло… Я целую стопку извела… Видите?
     – …Да-а… Маш… передай своей маме, что ты умница… Да не красней ты так!
     – …А потом взяла акварельки,  и вот что у меня получилось.
     – …Ничего себе… И чем я всю свою жизнь занимался… Маш, скажи маме, что на занятия ты будешь ходить в два раза чаще. И платить вам больше не придётся.
     – Почему?
     – Будешь Морковку акварелькам учить. Пока она маслом руку себе не испортила.
     – Антон Георгиевич!..
     – Да ладно тебе!.. Для себя стараюсь.
     – Как это!
     – Ну… ты же не будешь всем рассказывать, что твой дедушка с Аникушиным вместе учился!
     – А он и не учился. Ой…
     – Маньк, а Маньк… Давай с тобой на пару чайку забабацаем! И я тебе кое-что покажу. Только уговор – не зли, а то укушу.
     – Да, Учитель.
     – Ну, Маш, ну, что ж ты делаешь!..
     – Хорошо. Больше не буду, Учитель.


продолжение http://www.proza.ru/2009/01/29/1016