Еврейская сказка

Черепах Тортилло
     Мой дедушка был страстным любителем живописи. Он всю жизнь собирал репродукции картин, выставленных в разных музеях и галереях мира. В детстве я очень любил разглядывать эти репродукции, расспрашивать о них взрослых. Сколько интересных историй было услышано мной тогда! Но привлекала моё внимание одна картина, о которой никто ничего не мог мне рассказать.
     Я подолгу рассматривал трёх человек, сидящих в полумраке, при дрожащем свете свечи. Мужчина в центре – мощный, красивый, в огромной, сияющей золотом чалме. Справа – женщина в накидке, мерцающей золотыми бликами и жемчугами на шее, её бледное лицо выражает решимость, а рука протянута в странном жесте. Слева – бородатый мужчина с рюмкой в руке. Спина его ссутулилась, а на лице – печаль. Я не знал тогда, что картину эту написал Рембрандт, но подолгу любовался игрой света и тени  и пытался понять, что же происходит между этими тремя. Расспрашивая взрослых, я не мог удовлетворить своё любопытство, и тогда включалась фантазия…
      Однажды, (мы тогда жили на Дальнем Востоке) в нашем доме была вечеринка. Было много гостей. Мама суетилась, накрывая стол, а папа предложил гостям полюбоваться дедушкиной коллекцией. Альбом разложили на письменном столе. Я, как всегда примостился рядом и как только появилась моя любимая картина, ткнул пальцем в золотую чалму и спросил: «это кто?» Как всегда, гости стали переглядываться и пожимать плечами. И вдруг, один из них сказал:
       - Я знаю эту историю, если хотите, я её расскажу.
       - Хотим, хотим, расскажите!,- загомонили вокруг, и я кричал громче всех.
       - Может быть, не надо при ребёнке? - спросила мама. Я лихорадочно стал прикидывать, куда можно спрятаться, чтобы услышать рассказ. Но гость сказал:
       - Эта история ребёнку не повредит.
       Мама сердито поджала губы и строго взглянула на меня, но ничего не возразила. Наверное, потому, что гость был старше моего папы, и кубиков в петлицах у него было больше. Я поёрзал на диване, стараясь сесть поудобнее и приготовился слушать. Долгожданная история началась.
       У царя Ассура, правящего страной Арамеев в то время, было два особенно доверенных визиря. Одного звали Аман. Он был смелым, талантливым и удачливым полководцем. Благодаря его победам, Ассур завоевал много земель и покорил многие народы, а государство Арамеев значительно расширилось.
       Другого царедворца звали Мардух. Он был царским казначеем и так умело управлял делами, что царская казна  богатела, богател и Мардух, но и народ богател тоже, за что подданные  очень любили своего царя. Но, как все царедворцы, они ненавидели друг друга.
        Мардух при удобном случае высмеивал Амана, рассказывая о нём смешные анекдоты, которые с удовольствием пересказывали повсюду, даже в армии. Аман злился, кусал губы и говорил, что евреев (а Мардух был евреем) надо уничтожить полностью, и когда-нибудь он это сделает. Сейчас так говорит бесноватый фюрер, захвативший Германию. Но мы ему не позволим этого сделать и разгромим его. Мы спасём народы Европы, в том числе и евреев от фашистской чумы.
        Кто-то робко заметил:
        - Но ведь у нас с Германией заключён мирный договор!   Наш гость спокойно возразил:
        - Как только начинают обсуждать и подписывать договора о ненападении, знайте, быть войне. Вопрос только в том, кто кого перехитрит и начнёт первым. Будьте уверены, мы ещё повоюем с Гитлером. И хорошо, если мы начнём первыми. Но это не имеет отношения к нашей истории. Слушайте дальше.
        А ещё была у Ассура жена, необыкновенная красавица. Царь её очень любил и очень гордился ею. И вот однажды, на большом пиру, устроенном в честь иностранных гостей, захотелось Ассуру похвалиться перед всеми своей  красивой женой. Послал он к ней слугу с приглашением посидеть на пиру с почётными гостями. Но царица была так же горда, как и красива. Она ответила:
        - Если царь хочет меня увидеть, пусть сам придёт ко мне, а сидеть за одним столом с этими пьяницами я не желаю.
        По комнате пробежал смешок, все начали переглядываться и подталкивать друг друга локтями, а рассказчик взглянул на удивительно красивую женщину, сидящую рядом и добавил:
        -  Ах, милые дамы! Если бы вы знали, до каких тяжёлых последствий может довести то, что жена не слушается мужа!
        Красавица, сверкнув ярко-синими глазами, поправила толстую тёмно-русую косу, уложенную вокруг головы короной. Я больше никогда в жизни не видел таких удивительных глаз. И до сих пор, став уже сам стариком, если слышу выражение «горит синим огнём», я вспоминаю те  глаза, полыхавшие синим пламенем. А рассказчик тем временем продолжал:
        Когда слуга вернулся и громко сообщил ответ царицы, в зале воцарилось молчание, а Ассур покраснел, как школьник у доски. Из-за стола встали самые знатные и влиятельные вельможи. Один из них заявил:
        - Если царица позволяет себе унижать нашего царя, то наши жёны и дочери берут с неё пример. Женское своеволие не имеет границ. Его надо пресекать в корне. Ваше величество! Если Вы не разведётесь с этой женщиной, Вы не сможете больше быть нашим царём, потому, что мы не желаем, чтобы нами правила вздорная и глупая баба, даже если она и красавица.
         Знатные вельможи покинули пир, а за ними ушли и остальные гости. Призадумался Ассур. Ох, призадумался! С одной стороны, он любил жену, но ведь она его оскорбила и унизила перед всеми подданными. С другой стороны, остаться царём всё-таки хотелось, но разве будут подданные повиноваться царю – подкаблучнику? Тяжёлый выбор!
         После долгих раздумий царь развёлся с женой. Однако, государству царица так же нужна, как и царь. Начались поиски невесты для монарха. Заволновались знатные семьи, в которых росли дочери, ведь появился шанс породниться с царём! Красавиц начали свозить в столицу со всей страны и из-за границы. Привёз и Мардух свою племянницу Есфирь. Правда, она  не была красавицей. Она была хорошенькой и милой, как любая молодая и здоровая девушка, но не более того. Разве могла она выдержать конкуренцию с красавицами изо всех краёв? Её появления в свете никто даже и не заметил.
          Мардух был умным царедворцем. Он устроил так, что Ассур случайно  встретился с Есфирью и даже побеседовал с нею. Живой ум молодой девушки, её скромность, деликатность и обаяние  очаровали царя, и он влюбился в неё. Так часто бывает.  Красавицы не считают нужным развивать свой ум, ведь у них есть красота. Зато остальным, не красавицам, приходится  становиться умными, обаятельными и очаровательными, чтобы достойно конкурировать с ними. И в этой борьбе красавицы проигрывают очень часто.
           Рассказчик снова посмотрел на свою соседку и та, сверкнув на него синим пламенем, опустила ресницы. А он продолжал.
           Ассур влюбился в Есфирь и, даже не пожелав смотреть других претенденток, объявил её  своей невестой. Очень быстро сыграли роскошную свадьбу, и молодые стали наслаждаться супружеской жизнью. Впервые в жизни царь понял, что есть женщины, с которыми приятно общаться не только в постели. Они часто прогуливались в парке, вокруг дворца и болтали обо всём на свете: о снах, цветах, животных, о государственных делах и прочих… пустяках. А по вечерам, после ужина, они подолгу любовались луной и звёздами. Так, незаметно, пробегали дни и ночи, летело время, которого молодые супруги не замечали. А над дворцом собирались тучи.
           Равновесие было нарушено. Мардух стал кумом царю, решал все государственные вопросы, пока царь прохлаждался с его племянницей. Аман отодвинулся в тень.  Привыкший греться в лучах славы, а теперь оказавшийся забытым, он стал готовить заговор. Обиженных и оскорблённых оказалось неожиданно много. При дворе шептались, что Есфирь околдовала царя, захватила власть и отдала её Мардуху, который разграбил казну и обворовывает государство. Нужен был вожак. И он нашёлся.
Вожаком, предводителем заговора стал Аман. Он начал подготовку восстания, в результате которого должны быть убиты все евреи в стране, а в первую очередь во дворце.
            Всё делалось в строжайшей тайне. Мардух узнал о заговоре очень поздно. Взволнованный и напуганный, он прибежал в покои своей племянницы и сказал ей:
            - Сегодня ночью нас с тобой убьют. Бежать из страны надо прямо сейчас, потому, что, по сигналу, евреев начнут убивать везде, и если  мы задержимся, то шансов на спасение не будет.
            - Как я могу спасать свою жизнь, если будут убивать мой народ? Я должна предотвратить бойню, ведь я царица! А если спасти мой народ я не смогу, то лучше сама погибну вместе с ним.
Погружённый в печаль, Мардух вернулся к себе и начал готовить оружие, чтобы защищать себя и племянницу. А Есфирь пришла к мужу своему, царю Ассуру и сказала ему:
            - Господин мой! Мне кажется, что мы очень мало внимания уделяем твоему славному полководцу Аману. Разреши мне пригласить его на сегодняшний ужин. Если ты позволишь, я хочу сделать ему хороший  подарок.
            - Милая моя жёнушка! Я с удовольствием выполню любую твою просьбу, тем более эту. Я действительно, мало стал уделять внимания Аману, а он – человек опасный.
            Аман с радостью принял приглашение. Он подумал, что это будет способствовать его планам. И вот, когда слуги накрыли роскошный стол для троих, разлили по бокалам вино и удалились, Есфирь сказала:
           - Славный и храбрый воин, Аман! Я много слышала о твоей доблести и твоём уме. Я знаю, как много славных побед ты совершил для своего царя и моего мужа. В знак моего уважения, прими  от меня  подарок!  - и поднесла ему драгоценный кинжал в золотых ножнах, усыпанных самоцветами.  А когда он взял кинжал в руки, добавила:
           - Об одном тебя прошу: убей меня этим кинжалом первой, до того, как подашь сигнал о восстании, чтобы я не видела гибели моего народа.
           - Какое восстание? Какие убийства? Какие сигналы? О чём вы говорите и почему я, царь, ничего не знаю? – в гневе закричал Ассур.
           - Аман! Немедленно объясни мне, в чём дело!
Отважный воин, Аман не стал юлить и отнекиваться. Смело, глядя в глаза царю, он ответил:
           - А дело в том, государь, что ты попал под власть колдуньи. Все мы знаем, как ты любишь красивых женщин. Красота для тебя всегда была главным в женщинах. И вдруг, ты влюбляешься в невзрачную девчонку, к тому же, еврейку, и мы должны поверить, что это не колдовство?  Я обязан освободить и тебя, и страну от этой ведьмы! И от её дядюшки тоже, а за одно и ото всех евреев, заполонивших нашу страну. И ты, государь, должен быть вместе с нами, а не против нас!
            Царь в гневе  стал похож на разъярённого льва. Он вскочил на ноги и грозно воскликнул:
            - Ничтожный! Как ты посмел  плести заговор за моей спиной! Как ты посмел мне, царю, указывать, с кем мне быть! Как ты, жалкое ничтожество, посмел рассуждать, какая женщина достойна быть моей женой и царицей, а какая  - нет.! За всё это ты заслужил немедленной смерти!  Стража, сюда! – и, обратился к Есфири:
            - А ты, моя жена, что скажешь на это?
            - Господин мой! Одно я могу сказать в свою защиту. Я не могу быть ведьмой и колдуньей, потому, что наша вера строго запрещает нам обращаться даже к гадалкам и прорицателям. Если бы я начала заниматься чародейством, мой господь сурово наказал бы меня. Мне больше нечего сказать. Моя жизнь в твоих руках и я готова принять любое твоё решение.
            Лицо Ассура прояснилось, на губах его заиграла улыбка.
            - Я долго думал, что подарить тебе, жена моя, достойное тебя. Я всё время чувствовал, что драгоценности, наряды, дворцы – всё это мелко, ты достойна царского подарка. Теперь я дарю тебе жизнь моего лучшего полководца, храброго, но глупого человека, который вообразил, что вправе влиять на жизнь и на меня, царя. Если хочешь, можешь убить его сама. Или назначь ему любую казнь, которая тебе понравится, а мои палачи исполнят её тогда, когда ты захочешь.
           Аман сгорбился, хлебнул вина из бокала и печально сказал:
           - Ты ничего не понял, Ассур! Ты проиграл, и  теперь всю жизнь будешь исполнять чужую волю. Я тоже проиграл, вместе с тобой. Потерпевший поражение полководец должен погибнуть. Мне не нужна моя жизнь. Прощай, Ассур, мой государь!
           - Разве кто-то из нас волен в жизни и смерти? На то есть воля Божья. Я благодарна тебе, господин мой, за столь ценный подарок, как человеческая жизнь. Я не хочу её отбирать ни у кого. Прошу тебя, государь, поскорее заключи его в темницу, чтобы он не успел подать сигнал к началу восстания, а судьбу его мы решим через три дня, когда всё уляжется.
           По приказу царя стражники увели арестованного Амана, а царь молча ходил по комнате, исподлобья поглядывая на жену. Думал он не долго. Приняв торжественную позу, он сказал:
           - Жена моя, Есфирь. Я вижу, ты достойна царских даров и поэтому, как государыне, сделаю тебе ещё один подарок. Завтра утром гонцы объявят по всей стране, что на три дня я позволяю евреям убивать любого, кто им не нравится!
           Есфирь молча склонилась перед царём.
Рассказчик замолк, выдержал паузу, и сказал, пристально глядя на синеглазую красавицу:
           - Милые дамы! Вы помните, с чего всё началось? Теперь то вы понимаете, до каких тяжёлых последствий может довести то, что жена не слушается мужа?
           Все молчали. Лицо женщины полыхало румянцем, но ресниц она не подняла. Мастерски выдержав паузу, рассказчик продолжил:
           Когда гонцы объявили царскую волю всей стране, поражённый известием, народ стал прятаться в убежища, закрываться в домах и готовить оружие для обороны. Евреи, живущие в стране, тоже собрались вместе, чтобы обсудить, что делать. Один из старейшин взял слово и сказал:
           - Если мы воспользуемся блажью царя и начнём убивать всех, кто нам не нравится, то они будут защищать свою жизнь и, в ответ, убивать нас. Родственники убитых будут мстить нам, и нашим детям, и нашим внукам. Вражда прекратится только тогда, когда убьют последнего из нас. Хотим мы этого? Нет! Мы хотим спокойно жить, растить виноград, строить дома, воспитывать и женить детей, нянчить внуков, торговать. А что для этого нужно? Жить в мире с соседями. Прикажите женщинам приготовить сладостей   и пошлите их с угощением и словами мира к соседям. Мы обязаны преодолеть вражду, иначе нам не жить.
           Так и сделали. Люди с опаской слушали женщин, принёсших угощения. Они думали, что евреи хитрят, с целью выманить их из убежищ. Однако, когда увидели, что мужчин рядом нет, а женщины безоружны, осторожно стали выходить и разговаривать с ними. Потом развеселились, вынесли свое угощение, пригласили музыкантов и три дня веселились. Пели и плясали и угощали друг друга разными лакомствами. Евреи до сих пор празднуют этот праздник. Праздник избавления, праздник жребия, пурим.
            Тут мама позвала гостей к столу, а я отправился в свою комнату, переваривать услышанное и разложить его по полочкам своей памяти. Ни офицера, рассказавшего эту историю, ни синеглазой красавицы я больше никогда не видел и ничего не слышал об их судьбе. Мы очень скоро уехали в Нижегородскую область и жили с мамой в доме у бабушки. Папа писал нам письма. Я запомнил страх на мамином лице, когда по улице шёл почтальон. Помню, как рисовал папу с биноклем в одной руке, а саблей в другой, стоящим на высоком утёсе под названием «фронт».
          Прошли годы. После того, как умер Сталин, я познакомился со своим дедушкой, когда он приехал из Сибири. Я уже был большой, учился в школе. Дедушка подарил мне коробку цветных карандашей, но я его почти не помню, потому, что папа увёз нас в город Поти, где проходил службу. А лет через тридцать, мне попала в руки Библия и, читая её, я обнаружил ту историю, которую рассказывал нам пожилой офицер до войны. Она записана в отдельной книге, которая так и называется: «Книга Есфири». К своему великому сожалению, я узнал, что в Библии эта история заканчивается иначе. Что евреи стали праздновать праздник пурим на четвёртый день, после того, как повесили Амана с сыновьями и убили всех своих врагов. А жаль.  Ведь такой шанс был помириться со всеми.
           Так-как Библию подарили миру всё-таки евреи, я и назвал эту историю «Еврейской сказкой».