Убить Ленина. Часть II

Алексей Алексеевич Васильев
  В холодном февральском Симферополе 1918 года эсэрка Фанни Каплан задумала покушение на Ленина. Во всяком случае такие показания она дала во время допроса на Лубянке. До сих пор история о том, что именно Каплан покушалась на красного вождя, остается официальной исторической версией. Но материалы недавно раскрытых источников позволили нам усомниться в этом.

Выстрелы в темноте
Поздним вечером 30 августа 1918 г. на московский завод Михельсона приехал Ленин. На митинге звучали традиционные слова о том, что надо закусить удила, увеличить обороты, и что до светлого будущего осталось всего ничего, но враг тем временем не дремлет. Слова о враге оказались пророческими — после митинга во дворе завода раздались три выстрела. Ильич был ранен.
Под ноги привезшего Ленина шофера Степана Гиля покушавшийся бросил пистолет и скрылся в темноте. Помощник военного комиссара Пятой Московской дивизии Сергей Батулин бросился в ночь. "Человека, стрелявшего в Ленина, я не видел. – вспоминал позже Батулин. - Но я не растерялся — закричал: "Держите убийцу товарища Ленина!" и с этими криками выбежал на Серпуховку, по которой одиночным порядком и группами бежали в разных направлениях перепуганные выстрелами и общей сумятицей люди… В это время позади себя, около дерева, я увидел с портфелем и зонтиком в руках женщину, которая своим странным видом обратила мое внимание. Она имела вид человека, спасающегося от преследования, запуганного и затравленного. Я спросил эту женщину, зачем она сюда попала. На эти слова она ответила: "А зачем вам это нужно?" Тогда я, обыскав ее карманы и взяв ее портфель и зонтик, предложил идти со мной..."

Задержанной оказалась Фанни Каплан. Как по этому поводу не вспомнить поэтического пересмешника Игоря Губермана:

За все на еврея найдется судья.
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя.
За то, что она промахнулась.

Чудеса следствия
По последним данным Каплан не промахнулась. Потому, что, скорее всего, стреляла вообще не она! Но что же делала молодая женщина в столь поздний час на окраине Москвы? Есть версия, что Фаня явилась на свидание с давним любовником, бывшим налетчиком, а ныне комиссаром Виктором Гарским – хорошим знакомым Якова Свердлова.
С момента задержания Каплан, как замечает российский историк Валерий Шамбаров, возникает множество нестыковок. Например, Фанни была экипирована явно не для теракта - при задержании у нее отбирают портфель и зонтик. Однако портфель того времени - это отнюдь не изящный дипломат, и свидетель Мамонов даже называет его "чемоданом". Да и зонт начала века представлял собой довольно громоздкую конструкцию. Вот и попробуйте, нагрузившись такими вещами и манипулируя ими, прицельно стрелять из пистолета. А потом ускользнуть через толпу и удирать. Почему-то поспешив избавиться от оружия - но с неуклюжим зонтом и "чемоданом", в котором не было ничего ценного...
К слову, брошенный посреди заводского двора револьвер рабочие "нашли" только через… четыре дня! Есть еще любопытные детали: расположение ран на теле Ленина… не совпадает с расположением пулевых отверстий на его пиджаке! Неужели это была инсценировка, и дырки проделали заранее? К тому же как-то подозрительно пули вошли не в глубь тела, а застряли под кожей раненого. Поэтому, чтобы сгустить краски от ранения, первый советский наркомздрав Николай Семашко, видимо, впечатленный романами Майн Рида, публикует откровенную чушь: "...Эти мерзавцы позволили себе стрелять не простыми пулями, а отравленными ядом кураре". «Да и как, интересно, Семашко мог идентифицировать "кураре" при отсутствии каких бы то ни было специальных лабораторий? На язык, что ли? Или по запаху пули?» — задает вопрос Валерий Евгеньевич.

«…Время безумия и бешенства»
Помимо Каплан, по подозрению в убийстве задержали еще дюжину человек (половину из них расстреляли в тридцать седьмом). Но главной (а позже единственной) подозреваемой оставалась Фанни.
На допросах Каплан заявила, что крайне отрицательно отнеслась к Октябрьской революции; стояла и сейчас стоит за созыв Учредительного собрания; считает Ленина предателем революции и убеждена, что его действия удаляют идею социализма на десятки лет. И дабавила, что покушение совершила от себя лично, а не по поручению какой-либо партии.
Обычно следствие по подобным архиважным делам затягивалось на месяцы и даже годы, Каплан же расстреляли поспешно, на пятый день после покушения…
Помню, как учитель истории рассказывал нам сказки о том, что Ленин повелел оставить Каплан в живых, но в наказание возить по стройкам социализма и показывать как развивается и растет молодая советская республика — мол, муки совести были бы худшим наказанием для озлобленной эсэрки.
На самом деле все вышло до банального просто. Однако расстрел известной революционерки вызвал ропот среди старых партийцев. Не по понятиям это было, не по- пацански — мочить в открытую своих, тех, кто боролся против проклятого царизма и гнил на каторгах.
Известная политическая зэчка Мария Спиридонова, узнавшая о казни Каплан, с которой в свое время топтала зону, писала Ленину: "Как это было возможно для Вас, как не пришло Вам в голову, Владимир Ильич, с Вашей большой интеллигентностью и Вашей личной беспристрастностью не дать помилования Доре (партийная «погремуха» Фанни -А.В.) Каплан? Каким неоценимым могло бы быть милосердие в это время безумия и бешенства, когда не слышно ничего, кроме скрежета зубов".
Но Каплан расстреляли. Украдкой. В кремлевском гараже. Тело было приказано не хоронить, а уничтожить – сжечь, облив бензином. Останки уложили в железную бочку и в Александровском саду зажгли страшный факел. При этом присутствовал и с большим интересом наблюдал за адским шоу пролетарский придворный баснописец Демьян Бедный. Напитывался поэтического вдохновения, что ли?

Второй после Ленина
Уничтожить тело чтобы не нашли… Облить бензином и сжечь… Здесь явно прослеживался знакомый «почерк». И действительно, за полтора месяца до описываемых событий, в Екатеринбурге была расстреляна семья последнего Российского Императора Николая II. Тела расстрелянных облили бензином и кислотой. Примечательно, что за убийством Царской Семьи и за расстрелом Каплан стоял один и тот же человек – Яков Мовшович (Михайлович) Свердлов «Уничтожить. Хоронить Каплан не будем. Останки уничтожить без следа» - таким было дословным распоряжение Свердлова.
Итак, сейчас для истории не столь важно, кто нажал курок во дворе завода Михельсона — важно, кто стоял за убийцей. Кому это было выгодно? У кого был мотив? Современные исследователи в один голос называют фамилию Свердлова. По сути второго после Ленина человека в Советском государстве, председателя ВЦИК - центрального исполнительного комитета Советов.
Валерий Шамбаров пишет: после теракта в Петрограде Бухарин уговаривает Ленина не ездить на митинги. И тот, по словам Крупской, согласился, "что может, и не поедет". И тут активно вмешался Свердлов: "Что же, мы испугаемся всякой буржуазной сволочи? Прятаться начнем?" Заявил, что на своих митингах, в Лефортовском и Введенском районах, он непременно будет. И Ильич тоже склонился ехать. Неудобным показалось пугаться и прятаться, когда другие будут выступать.

И еще. В день покушения на Ленина, по странному стечению обстоятельств, в Москве не было основных членов ЦК: Троцкий находился на фронте под Казанью, Сталин в Царицыне, Артем на юге, Зиновьев и Дзержинский в Питере. Свердлов вместе с Лениным оставались вдвоем «на хозяйстве». Снова любопытная деталь, на которую почему-то в ворохе нестыковок не обращают внимания: активное участие в скороспелом расследовании покушения на Ленина, в осмотре места происшествия, принимал непосредственный убийца Николая II и царевича Алексея – Яков Юровский, человек которому очень доверял Свердлов. Уж не его ли по-дружески Яков Свердлов попросил убрать вождя?

Вопросов накопилось столько, что шестнадцать лет назад Генеральная прокуратура России начала проверку обоснованности расстрела Фанни Каплан. Спустя четыре года проверка была закончена. Ее результаты не опубликованы до сих пор.