Дом с двойным адресом

Анна Щёкина
Все пройдет,...а вот звезды останутся.
М.А.Булгаков

Мы привыкли к тому, что у каждого дома есть свой адрес - один единственный, но бывают исключения. В Киеве есть странный дом - его адрес значится и как Алексеевский спуск, д.13, и как Андреевский спуск, д.13. И это не случайно. Двойственность здесь проявляется во всем, ведь в разных пространствах в доме одновременно существуют две семьи - Булгаковых и Турбиных.

В доме священника отца Матвея Бутовского в Киеве на Воздвиженской улице, д.28 родился 3 (15) мая 1891 года Михаил Афанасьевич Булгаков. На протяжении следующих 15 лет семья в поисках лучшего места жительства меняла квартиры практически ежегодно, Булгаковы жили на Госпитальной, Прозоровской, Ильинской улицах, в Дионисьевском и Кудрявском переулках. Последним адресом в Киеве для семьи оказался Андреевский спуск, 13.

Большая профессорская семья занимала второй этаж дома - «все семь полных и пыльных комнат».  В этом доме Михаил Афанасьевич Булгаков жил с родителями до 1919 года, и именно в этот дом, только уже с вымышленным адесом "Алексеевский спуск, д.13", писатель "поселил" героев автобиогафического романа "Белая гвардия". Позже дом на Андреевском спуске стали называть "домом Турбиных", а случилось это после того, как в 1967 году в "Новом мире" был опубликован очерк В.П.Некасова "Дом Турбиных". В настоящее время здесь находится литературно – мемориальный музей имени М.Булгакова, который называется также - "Дом Турбиных".

Музей был создан почти 20 лет назад -  в 1989 году, он на много старше московского музея Булгакова. В основе экспозиции - коллекция Анатолия Петровича Кончаковского - человека, который и основал музей. Многие годы Кончаковский собирал булгаковские реликвии. Музей не мог стать обыкновенным, скучные стеклянные витрины не отражали бы сути булгаковского творчества, именно поэтому была разработана оригинальная концепция экспозиции. Заведущая научно-исследовательским сектором К.Н. Питоева-Лидер реализовала идею "Дома Турбиных", по которой в нем одновременно «живут» рожденные фантазией автора Турбины и реально жившие здесь Булгаковы. Кстати, фамилия "Турбины" не чужая для писателя - это фамилия его бабушки по матери, Анфисы Ивановны Турбиной.

Знакомство с музеем начинается с гостиной, сюда не проникает дневной свет, окна заклеены темной бумагой. Комната наполнена искуственным синевато-фиолетовым светом, он помогает посетителю погрузитьс в особенную атмосферу музея. Два пианино, стоящие в гостиной, стали "эпиграфом" ко всей экспозиции. Одно из них белое, цвет этот "одновременно иллюзорный и образно-емкий", рассказывает экскусовод, подчеркивает, что инструмент предназначен только для Турбинных.

Напротив – черное пианино, это инструмент мемориальный, на нем зимними вечерами по нечетным субботам играла сестра Михаила Булгакова – Варвара. Летом семья перевозила пианино на дачу. Два инструмента еще раз подчеркивают, что в доме  в разных измерениях сосуществуют два мира. Эта комната создавалась по подлинной фотографии семьи Булгаковых и по описаниям, которые содержатся в "Белой гвардии".

Конечно,  в музее нет просто вещей, ведь "не бывает ничего случайного", каждый экспонат здесь значим и имеет свою историю. В гостиной хранятся подлинные дневники Булгакова, первый известный портрет Булгакова - ему на нем все три года, копия фотографии всей семьи, которая была сделана в 1907 году в ателье, Михаилу Булгакову в то время было уже 16 лет. Здесь же хранится подшивка журналов "Труды" Киевской духовной академии, котоую Булгаков купил в Подмосковье, чтобы почитать статьи отца по истории западной церкви.
В гостиной проходили приемы гостей, благодаря отцу, у Михаила Булгакова было удивительное окружение уже в детстве - в доме бывали историки, литераторы, музыканты.

Посетители музея проходят в следующую комнату, под ногами поскрипывает деревянный пол. Исторически это комната сестер Булгакова. В отличие от гостиной, которую восстанавливали по фотографии, эта комната создана такой, какой описал ее Булгаков в романе. Комната напонена теплым оранжевым светом. В качестве абажура на лампе – театральный капор, в котором ездила героиня романа на утренние спектакли. Фотографии, которые стоят на белой тумбе возле кровати, помогают посетителю представлять молодую, рыжую, красивую Елену. Ежегодно 22 декабря в этой комнате зажигают свечи – в день, когда отмаливает героиня «Белой гвардии» жизнь брата, умирающего от ран и тифа.

Раньше дверь из комнаты сестер Булгакова вела в столовую, эта дверь есть и сейчас, но экскурсии проходят по другому маршруту. Перед посетителями, поскрипывая, открываются дверцы белого шкафа... - и каждый переносится в в другое пространство, в дргую историю - в кабинет Михаила Афанасьевича Булгакова.

Здесь повсюду разлит зеленоватый свет. У окна стоит стол писателя, на нем - портреты, книги, рядом - медицинские колбочки. Комната была восстановлена по снимку - интерьерному портрету - с названием "Доктор", что явно преувеличено в 1913 году, зато подчеркивает всю серьезность отношения Булгакова к медицине.

Михаил Афанасьевич учился на медицинском факультете Императорского Университета св.Владимира в Киеве. Родители прививали детям трудолюбие и стремление к знаниям. Мать Булгакова говорила детям: "Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, – это образование".

Диплом об окончании Киевского университета Булгаков получил в 1916 году, его утвердили в "степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными". Вообще же, медицина "витала" в воздухе дома, по словам сестры Булгакова Надежды, четыре дядюшки писателя были врачами.

Любопытный экспонат в кабинете - коллекция бабочек, которую собирали братья писателя. Судьбой коллекции на правах старшего распорядился Михаил Афанасьевич. Уезжая из дома в 1919 году, он подарил ее университету Тараса Шевченко, и та коллекия, которая сейчас представлена в музее на Андреевском спуске, - это дар университета.

Одну из комнат дома Булгаковых посетители увидеть сейчас не могут, это угловая комната с балконом, там - мемориальный паркет, но сейчас он в плохом состоянии. В кабинете медицинском Булгаков практиковал как частный венеролог в 1918-1919 гг. В то же время вечерами он обрабатывал рассказы, начатые на Смоленщине. Записки юного врача читались дома вечерами и, сестры Булгакова омечали, что чтение производило фурор в рядах слушателей. С балкона этой комнаты можно увидеть, что расстояние между соседними домами меньше аршина, в небольшой расщелине между домами можно обнаружить небольшую коробочку - это сокровище, оставленное Булгаковым еще в детстве.

Ну а главные сокровища писателя хранились в следующей комнаие - это книги. Здесь освещение должно напоминать посетителю о том, что эту комнату писатель придумал, она существует только в тексте "Белой гвардии", в романе есть такие строки: "Белым застелили два ложа и в  комнате,  предшествующей  Николкиной.  За двумя тесно сдвинутыми шкафами, полными книг. Так и называлась  комната  в семье профессора – книжная".

Здесь стоят "лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры..." Писатель мечтал о книжной комнате, но создать ее в доме на Андреевском спуске не было возможности - дом был перенаселен, и семья, скромная в материальном отношении, не могла себе позволить выделить место под книжную комнату. В этой комнате музея собрано не много книг, но "это особый прием", говорит экскурсовод, - этим подчеркивается важность сокровища. Здесь находятся первые издания произведений Булгакова, журналы с его публикациями, прижизненные зарубежные издания - рижское, варшавское, старые гимназические учебники.

Из книжной комнаты можно попасть в столовую. Здесь стоит самовар, предназначенный для Турбиных, а рядом еще один только уже мемориальный, это подарок отцу Булгакова, много лет этот экспонат пролежал на чердаке. Любопытно, что при ремонте комнаты под слоем штукатурки были обнаружены изразцы печи, о которой Булгаков писал в романе. "... в доме N_13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади "Саардамский Плотник", часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях", - пишет Булгаков в "Белой гвардии". На печи при ремонте были обнаружены записи, таким образом, в романе писатель воссоздал подлинную домашнюю атмосферу. В "Белой гвардии" есть такое описание печи: "Замечательная печь на своей ослепительной поверхности несла следующие исторические записи и рисунки, сделанные в разное время восемнадцатого года рукою Николки тушью и полные самого глубокого смысла и значения: "Если тебе скажут, что союзники спешат к нам на выручку, - не верь. Союзники - сволочи. Он сочувствует большевикам." Рисунок: рожа Момуса. Подпись: "Улан Леонид Юрьевич". "Слухи грозные, ужасные, Наступают банды красные!" Рисунок красками: голова с отвисшими усами, в папахе с синим хвостом. Подпись: "Бей Петлюру!" Руками Елены и нежных и старинных турбинских друзей детства - Мышлаевского, Карася, Шервинского - красками, тушью, чернилами, вишневым соком записано: "Елена Васильевна любит нас сильно, Кому - на, а кому - не." "Леночка, я взял билет на Аиду. Бельэтаж N 8, правая сторона." "1918 года, мая 12 дня я влюбился." "Вы толстый и некрасивый." "После таких слов я застрелюсь." (Нарисован весьма похожий браунинг.) "Да здравствует Россия! Да здравствует самодержавие!" "Июнь. Баркаролла." "Недаром помнит вся Россия Про день Бородина." Печатными буквами, рукою Николки: "Я таки приказываю посторонних вещей на печке не писать под угрозой расстрела всякого товарища с лишением прав. Комиссар Подольского райкома. Дамский, мужской и женский портной Абрам Пружинер, 1918 года, 30-го января."

В столовой висит зеркало, в комнате выключают свет, и зрители попадают в другой мир, точнее в другой мир можно только заглянуть, подойдя ближе к зеркалу. Сначала посетители видят сон Алексея Турбина, затем стены дома исчезают или раздвигаются до космических пределов, врываются снег, вьюга. В темноте проявляется звездное небо - это кульминация всей экскурсии. Это философское завершение экспозиции - каждый неизбежно задумывается здесь о том, что "...все пройдет: война, голод и мор, а вот звезды останутся, когда даже тень людских тел и дел пройдет по Земле".

В 20-е годы Булгаков уезжает и Киева. В "Автобиографии" 1924 г. Булгаков написал: "В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда". В дом с двойным адресом писатель больше никогда не возвращался.

2008 г.