Крещенское купание

Людмила Калиновская
               


Крещенские праздники и моя болезнь наводили на меня тоску. Люди все как люди, а у меня температура, сильный кашель и страшная головная боль.
Смельчаки лезут купаться в ледяную воду, прямо в океанскую бухту, а я боюсь на улицу выглянуть.

Пребывая в таком болезном состоянии, я вспоминала разные эпизоды из своей не такой уж и короткой жизни. Видимо, в противовес зимним холодным дням, мне вспоминались жаркие летние дни на материке, когда я была молодая и здоровенькая девчонка.
Сибирское лето было жарким и хотелось искупаться в реке или в озере. К сожалению, там, где я жила, приличного водоема не было, а была небольшая запруда в центре нашего небольшого городка, где купались, в основном, ребятишки.

Взрослое население, имеющее в те далекие годы хоть какой-то транспорт, к примеру, мотоцикл или отечественные «Жигули», уезжали на речку, которая была от городка в 15 километрах. Но особенно славилось у нас озеро, которое было ближе и находилось в семи километрах. Оно было небольшое, но глубокое с чистой и прохладной водой, обрамленной по краям камышом. На дне озера били ключи, и само оно называлось Ключинским. Вокруг озера был березовый лес, который поднимался от него по небольшому склону и березы, отражаясь в воде, делали её изумрудной и веселой, особенно когда небо было голубым и безоблачным. Трава вокруг озера была мягкая и шелковистая, она  так и манила к себе.
Дорога к озеру спускалась сверху, как в неглубокую чашу, и нельзя было оторвать взгляд от этой красоты.
Не всякий попадал на это озеро - идти пешком семь километров как-то не очень хотелось.

Так вот дело было как раз на праздник Ивана и Купалы, когда все кинулись к озеру в его хрустальную прохладу.

Кстати, богиня Купала в древние времена отвечала за воду, за её силу и лечебные свойства. Ей подчинялись реки, моря, океаны (со всеми их богатствами) дожди, ливни и все виды осадков с их благостными последствиями.
 От её имени произошли такие слова, как купаться, купель,  купец  и др. По этой же причине произошла традиция обмывания новых вещей, с использованием потом этой воды с целебными и другими целями. В наше время эта традиция  поменяла воду на более крепкие напитки, и все мы знаем поговорку – надо новую вещь обмыть, а то не будет носиться.
 Праздник этой богини, отмечавшийся в народе 24 июня, приходится на водный месяц. Официальное церковное его название – праздник Иоанна Предтечи. Объединение в одном имени древней богини и христианского святого произошло в силу совпадения водного крещения – «купания» с божественным именем Купала, в результате такого совпадения произошло слияние двух имен – Иоанн и Купала в одно – Ивана Купалы.
Многие даже не подозревают, что эти имена принадлежат двум сущностям.
Воду в праздник Ивана и Купалы тоже набирают, и она считается живой водой. Вода, которая берется 19 января на Крещение, считается мертвой водой, но вместе они обладают волшебными свойствами и творят чудеса.
Вспомните русские народные сказки, где говорится о том, что полил мертвой водой, и раны затянулись, потом полил живой водой и пробудился от вечного сна и встал, как ни в чем не бывало.

Так вот на этот самый праздник Ивана и Купалы ко мне пришла моя подружка Валюшка и сказала, что было бы совсем неплохо попасть на озеро, так как там сегодня отмечают праздник. Туда даже буфет нашей центральной столовой отправили. Она то знала то, о чем говорила – она в этой столовой работала на главной кассе кассиром. Место очень людное и она там сидела, как розочка на клумбе – всегда красивая и нарядная.
Я, конечно, согласилась, а поскольку нам было по семнадцать лет, то мы - недолго думая, собрались  и пошли по дороге в сторону озера. Надо было пройти около  километра по нашему городку, потом около трех километров через старую деревню, примкнувшую к городку, только потом отсчитывать те злосчастные семь километров.

Мы уже прошли по пыльной дороге нашего провинциального городка, как вдруг возле нас остановилась грузовая машина. Молодой парень за рулем, увидел Валюшку, узнал её и решил спросить, куда это мы идем. Оказалось, что он вез  продукцию столовой на озеро, где был праздник. Мы обрадовались и быстренько влезли в кабину. Радостные, мы ехали на озеро. Я спросила водителя, которого все звали Колькой, как же мы будем обратно добираться, но он заверил нас с подругой, что обязательно заберет и привезет домой.
Так мы ехали, шутили, смеялись до самого озера.

И вот оно – прекрасная изумрудная чаша с голубой серединой, великолепие цвета в золотистых лучах солнца, пронизывающих весь березовый лес и высвечивая белые стволы, с опущенными зелеными косами.
 Я была потрясена всем великолепием этой красоты.
Всюду виднелись люди, играла музыка, и было необыкновенно празднично.
Наш водитель высадил нас на берегу, а сам поехал разгружаться. Мы нашли место, переоделись и пошли купаться.
В то время я не то, что плавать не умела, я боялась отойти  от берега  дальше трех метров. В моей жизни был случай, когда я тонула и с тех пор я в воде плескалась всегда у берега.

Вода была теплая, ласковая и прозрачная. Рядом торчали камыши. Мы дурачились в воде, смотрели на других и хохотали с подружкой, как два больших ребенка. Да, мы  и были еще такими. В то время семнадцатилетние девочки были целомудренны и невинны. Мы с подружкой были очень симпатичными и без крашенных ресниц – она блондинка, а я брюнетка.
Когда мы кинулись найти Кольку, то его и след простыл, он уехал, забыв про обещание забрать нас с озера.
На берегу нас  увидел мой бывший учитель труда Сан Саныч, который приехал на своем мотоцикле. Узнав, что мы без транспорта, он предложил свой мотоцикл, но место было одно.
Подружка, походила по берегу озера, и нашла, с кем ей можно было доехать.
Наше купание продолжилось.

Сан Саныч не знал, что я не умею плавать, и стал меня потихоньку толкать от берега. Глубина увеличивалась, и  мне становилось страшно. Я несколько раз крикнула ему, что я не умею плавать, но он не поверил, подумал, что это простые девичьи шутки.
Когда в следующий раз он толкнул меня, я не ощутила дна, и страх сковал меня по рукам и ногам. Я барахталась в воде и отчаянно кричала – помогите, а Сан Саныч смеялся. Я уже глотала воду, которая никак не кончалась, моя подружка , испугавшись, закричала, чтобы меня спасали. Сан Саныч не ожидал такого поворота событий и, схватив меня, потащил к берегу. Я была синяя, с перепугу меня сильно колотило, и мне было холодно. Меня растерли полотенцем, потом я переоделась и не стала ни с кем разговаривать, а только тихонько плакала.

Взрослый человек, учитель, а таким оказался беспечным, я этого не ожидала. Беспечность осталась с ним навсегда и, в конце концов, привела его к гибели.

Сан Саныч чувствовал себя крайне неловко, а потому посадил меня на мотоцикл и повез домой.
Московский тракт в то время не был асфальтирован, это была хорошо укатанная грунтовая дорога. Платье мое все запылилось  и выглядело непривлекательно, а мой унылый вид не вызывал восхищения. Мокрые волосы покрылись тоже пылью,потом они высохли и растрепались и это было завершением моего портрета.
Сан Саныч подвез меня к дому, я буркнула ему «до свидания» и вошла в наш чистенький дворик.

С тех пор при встрече с Сан Санычем я сухо отвечала на его приветствие и никогда ни о чем с ним не разговаривала.

Я давно забыла про этот случай, и никогда он не всплывал  из моей памяти, но в эти крещенские дни почему-то вспомнился со всеми деталями.
Если бы не моя простуда, возможно, и не вспомнился бы. А поскольку пришлось лежать, и делать нечего, как только думать, вот и всплыл тот купальный денек на фоне крещенских праздников, когда тоже купаются  в целях излечения от всяких болячек.

Купайтесь и наслаждайтесь тем, что дарит нам Природа, но не забывайте об ответственности, которую она же и налагает на нас!