Что такое плагиат?

Ольга Суворова
"Итак, обратите внимание на запись на доске. У кого будут вопросы – подходите,- властно сказала наша новенькая молодая преподаватель русской литературы. Класс обратил внимание на то, что было на доске: "Домашнее задание: сочинение по басне И.А.Крылова "Лебедь, рак и щука".
После уроков я спускалась по лестнице, направляясь к выходу из школы.
- Леля,- позвал меня мой друг Паша, - Ты придумала, о чем будешь писать? Что это наша новенькая учительница надумала, да еще в конце четверти, весна ж на дворе.
- Паш, что там писать, мораль же ясна как день. Почти как в математике: значения подставляешь разные, а формула одна и та же,- схитрила я.
- Ну, не скажи,- возразил Павел,- литература гораздо шире, глубже да романтичнее математики. И вообще, как ты можешь сравнивать разные по содержанию науки?
- Но логика в любом произведении есть?
- Оль, не морочь мне голову, уже вижу, что сама не знаешь как написать, - сердито возразил Паша.
- Да ладно тебе, Паш, разве в жизни главное наука, сочинение?
- Не только это главное, Леля. Ты идешь сегодня в музыкалку, хочешь, провожу, - предложил он.
- Извини, мне надо побыть одной.
- Вот, так всегда. Тебе нравится твой художник. Леля, когда я вырасту я стану адмиралом. А это больше, чем художник, это почти повелитель морских стихий.
- Ага, Посейдон,- с иронией заметила я,- до завтра, пиши сочинение.
Мы уже вышли из школы и каждый побежал по своим делам.
Вечером, возвратившись домой из музыкальной школы и бросив портфель в коридоре, я побежала во двор поиграть с ребятами в волейбол. Но разговор с Павлом не давал мне покоя. А действительно, что можно об этой басне написать? И тут под удары мяча меня осенило, а надо ведь басню и написать, что-нибудь в такт основной теме, как в музыке.
Прибежав домой и наспех поев, я засела за сочинение. Дождавшись отца, попросила проверить орфографические ошибки. Прочитав мой памфлет, он засмеялся и сказал:"Иди исправляй ошибки, грамотей. Да и по-меньше ссылок на основной текст басни, не спеши!" В общей сложности, мы раз 15 правили мой шедевр , и вот, что в конце концов получилось:
"Решили одноклассники-соседи,
Уроки лучше вместе поучить.
Ну так оно тому и быть!
У Феди в доме собрались,
Достали дружно книжки.
Родители в улыбке расплылись:
"За ум взялись мальчишки!"
Да только рано радовались все.
Петру историю хотелось одолеть,
Ивану - параллельный перенос,
А Федор утверждал смотреть
На карте Канин Нос!
К единому они не вышли мнению,
Хоть толковали битый час
И хлопнули сердито дверью...
Подумаем...а басня ль не про нас?
"Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдет!" -
К тому мы тьму примеров слышим.
Крылов нас учит,
Сочиненье пишем.
Так не пора ли в прок
Запомнить тот урок?"
На следующий день Павел ждал меня у ворот нашей школы, и я догадывалась почему. Вид у меня был довольно-таки счастливый и радостный, поэтому мой друг ничего не спрашивал, он все понял и сказал:"Лель, дай почитать, а?" Я протянула ему тетрадку, он быстро пробежал глазами по строчкам, потом поджал губы и закивал молча головой.
Через неделю преподаватель раздала нам тетрадки, и мне поставили неуд, а рядом учительница приписала "Это плагиат, сочинение не выполнено в соответствии с требованиями".
На перемене я подошла к преподавателю, чтобы узнать требования и пересдать двойку. Она вздохнула и сказала: "Видишь ли, сочинение-это твое представление о произведении в повествовательной форме. А ты взяла и просто переделала басню. Это не сочинение, а плагиат, т.е. глупое повторение."
Мне было не по себе. Я не знала, что такое плагиат. Это звучало не просто, как невыполненное задание, а как обвинение или приговор.
Павел ждал меня весь красный от гнева, он ходил взад – вперед по коридору, как разъяренный бык. Я же потребовала, чтобы он шел на свой бокс и унял пыл, а то я с ним подерусь ненароком. Плохая отметка за сочинение не повод для того, чтобы так нервничать. Он понял, что ничего не поделать и побежал на тренировку.
Я направилась в школьную библиотеку и спросила, что обозначает слово"плагиат" и где можно об этом прочитать. Библиотекарь удивленно посмотрела на меня и спросила:"Откуда такие запросы? Зачем тебе это? Ты же только в шестом классе?" "Значит так надо, Серафима Дмитриевна,- твердо ответила я. " Зайка, ну нет сейчас толкового словаря. Есть синонимов, омонимов. А толковый словарь один, его наша директриса забрала для работы. Как-то он у школьников не востребован, вот я и отдала".
Не долго думая, я направилась к директрисе и наткнулась на нее в коридоре. и как назло, ее имя и отчество я в этот миг забыла. "Здравствуйте! Извините, пожалуйста. Мне нужен словарь толковый. Можно мне одно слово посмотреть?" "Это так срочно? – строго спросила она, посмотрев мне в глаза. "Да,- тихо ответила я,- хватанула двойку по литературе в конце четверти. Хотелось бы исправить. "Не учитесь в течении четверти, вот и хватаете двойки,"- посетовала она.
Мы зашли к ней в кабинет. Директор села за стол. На нем стоял глобус, тетради в стопочке и большая книга. Это и был толковый словарь. Я открыла и нашла:"Плагиат – присвоение текста из чужого литературного или другого произведения без разрешения автора и без указания источника". Прочитала несколько раз, но не поняла, каким образом это относилось к моему сочинению.
"Ну что, - спросила директор,- помог тебе словарь?" Я молча кивнула.
"Хм, не вижу. Может покажешь тетрадь, что за слово такое "волшебное"?
Я вытащила из портфеля тетрадь, мне уже самой было интересно, может преподаватель ошиблась, не то слово написала. Директриса быстро прочитала мое сочинение и подпись учителя. Потом встала из-за стола и молча подошла к окну. "Скажи, - спросила она задумчиво, - чтобы ты поставила сама себе за эту работу." "Для этого и существуют учителя, чтобы учить детей и оценивать их знания. Меня оценивать никто не учил, но требования к сочинению мне теперь понятны. Хотелось узнать, что такое плагиат. Извините, что вас задержала." "Очень хорошо, что задержала, детка, - грустно сказала она, - И ученики бывают мудрее своих учителей." Она подошла к столу, еще раз прочитала мое произведение, улыбнулась и зачеркнула слово "плагиат". "Этот стишок помести с правой стороны своего будущего сочинения как эпиграф, поняла? – спросила директриса. "Я не знаю, что такое эпиграф, придется опять лесть в словарь,- засмеялась я, - спасибо вам, до свидания." Мы попрощались, только почему-то директор теперь прятала глаза, поправляла челку  и не смотрела на меня.
Я побежала в библиотеку за литературой, в голове практически уже сложилось сочинение. Написала, что представляет собой басня, рассмотрела с позиции общественной морали, что высмеивал в ней автор и сделала выводы. Ну и, естественно, эпиграф. Потом зашла в класс к нашему литератору и оставила тетрадь у нее на столе.
В конце недели нам выдали табеля, в колонке по литературе было выставлено"четыре". Пашка закипал от негодования, а я его успокаивала, убеждая в том, что это всего лишь отметка учителя.