Была такая Бригада. Бердская

Жанна Лабутина
Прошло уже несколько лет с того дня, как Президент России вручил Золотую Звезду Героя Российской Федерации майору армейского спецназа Дмитрию Сафину. Так к прежним наградам Дмитрия, ордену Мужества, медали «За заслуги перед Отечеством» II степени, и медали «За отвагу» добавилась еще одна, самая почетная. Многое изменилось с тех пор и в жизни страны, и в жизни Героя. Служит теперь в Штабе Военного Округа, да и звезд на погонах прибавилось. Но встретились мы с подполковником Дмитрием Анатольевичем Сафиным, вскоре после присвоения ему звания Героя, и начали разговор с простого вопроса: почему он пошел служить?

Просто и понятно о главном

Известно, что по проторенной тропе идти всегда легче. Может быть поэтому, дети актеров, почти поголовно,   становятся актерами, а дети русских офицеров чаще всего, не мыслят себя без армии. Следуя этой логике, Дмитрий Сафин должен был стать шахтером. Отец Дмитрия всю жизнь проработал в шахте, и Дима хотел поскорее вырасти, чтобы спускаться в забой вместе с отцом. Казалось, все предопределено, но однажды, когда Диме было 13, он увидел курсантов Свердловского суворовского училища. Выправка ребят, и особенно новенькая, яркая форма суворовцев произвели на него неизгладимое впечатление. Дима решил поступать в ближайшее Суворовское училище, было оно в Уссурийске. В стране советов уважительное отношение к Советской Армии, к ветеранам, воспитывалось в ребятах с детства. Дима помнит, эту неповторимую атмосферу всеобщего праздника, когда в день Победы собирались у них дома солдаты Великой Отечественной – друзья дедушки, помнит, как просто и понятно говорили они о вещах великих: о любви к Родине, о солдатском долге, о крепкой армейской дружбе.
– Я с восторгом смотрел на них, слушал их разговоры, и что-то менялось во мне. Да и на хорошие фильмы нам везло. Любимым был фильм «Офицеры», а фраза "есть такая профессия – Родину защищать", казалось, адресована мне лично.
В семье к решению старшего сына отнеслись уважительно, не отговаривали. Только мама втайне надеялась, что Дима провалит экзамены, вернется домой...
Но Дима поступил, и это была его первая победа, первая высота. За нею открылся новый крутой подъем, вот как вспоминает об этом сам Герой:
– В школе я учился на «хорошо» и «отлично», а здесь, в первую же четверть у меня появились три тройки, особенно трудно давался китайский.
Такой результат Дмитрия не устраивал, он решил исправить положение. Ночами сидел над учебниками, днем старался не пропустить ни одного слова своих наставников, и вскоре был уже среди лучших курсантов.
– Кто-то говорит, что годы, проведенные в училище – время потерянное зря, а для меня это было время формирования характера. Именно там в нас воспитали чувство товарищества, – делится воспоминаниями мой собеседник, – да и с девушками общались мы, как и все наши сверстники, ходили в увольнение, танцевали на вечерах. Нас даже специально обучали бальным танцам, и на вечера приглашали девочек из городских школ.

Служу России и спецназу!

О том, что имя свое Дмитрий получил в честь героя фильма " По тонкому льду" легендарного разведчика Дим Димыча, сам он узнал уже после того, как окончил Высшее общевойсковое командное училище в Киеве. Выходило, что его путь был предопределен, – разведка. Но кому служить, если страны, которой ты присягал, больше нет? Да и Москва встретила молодых лейтенантов неприветливо, – шел 1993 год. Еще не началась война в Чечне, но в Москве уже шла откровенная борьба за власть, при этом, процесс распада страны, почему-то, назывался «перестройкой».
Чтобы не искушать выпускников, владеющих очень уж специфическими знаниями, их разбросали по войсковым частям в глубинку. Так Дмитрий Сафин попал сначала в Юргинскую бригаду, а затем и в Бердск. Потянулась размеренная армейская жизнь: прыжки с парашютом, рукопашный бой, стрельбы, и опять строевая.
Жили молодые лейтенанты в заводской общаге. Оттуда уезжали они в свои командировки на Юг, туда же возвращались.
Общежитие - это такой большой общий дом,где людей не делят по национальному признаку, потому что они ещё все наши, - Советские.Их ещё не разделяют бронированные двери и двухметровый заборы с охраной, и все ещё живут одной большой, дружной семьей. 
Между прочим, и c будущей своей женой Дмитрий познакомился там же, в баре общежития. Встретились, поговорили, и разошлись. Потом оказались в одной компании. Потом выяснилось, что на многие вещи они смотрят одинаково.
Диме нравилось, что в привычном для него кругу сильных и серьёзных мужчин, Наташа разговаривает на равных... Девушка окончила технический вуз, и работала инженером на радиозаводе. И хотя провожали спецназовцев по-прежнему всей общежитейской компанией, был теперь в Бердске человек, который ждал только его, Дмитрия Сафина.
– Что Вы чувствовали, когда Дмитрий уезжал? – спрашиваю у Наташи, – и что изменилось после того, как вы поженились?
– До женитьбы было труднее. Прямой связи нет. Достоверной информации нет, все на уровне слухов. Узнаем, есть потери, – то ли Сафин, то ли кто-то еще на "С"... Бегу к ребятам узнавать, кто? Оказывается с Димой порядок.
- Зато, когда поженились, и родился Андрей, командир его вообще вычеркнул из списка тех, кто отправлялся в этот момент на юг. Говорит, ты нужнее здесь, жене и сыну. Дима тогда сильно переживал, как там его ребята без него. Он же вообще не может сидеть дома и, когда Андрею исполнилось три месяца, все равно поехал в составе сводного отряда.
– А Золотую Звезду Героя Российской Федерации за что получили? – задаю я самый главный вопрос своему Герою. Отвечать на него подполковнику Сафину приходилось не раз, но Герой медлит, отвечает не сразу:
- За служение Отечеству, если коротко...
- А если чуть подробнее, настаиваю я.
– Да, в общем-то, это была обычная операция, только в тот раз наша разведгруппа напоролась на базу боевиков. Мы сориентировались быстрее, заняли круговую оборону, приняли бой, успев сообщить командованию свои координаты. Сложность заключалась в том, что мы не знали, сколько боевиков противостоит нам, и не так хорошо, как бандиты ориентировались на местности. К тому же, для нескольких моих ребят это был первый бой и, если бы не поддержала нас артиллерия и во время подоспевшие вертолеты, пришлось бы нелегко. Но помощь пришла именно в тот момент, когда была нужна, группа вышла из боя без потерь, и это главное. После выяснилось, что была уничтожена хорошо замаскированная база боевиков, оружие, медикаменты, продовольствие. Да и бандиты были уничтожены, а, значит, жить в республике стало чуть-чуть безопаснее.
Вот, меня иногда спрашивают сегодня, что вы делали и делаете в Чечне? Что я должен ответить? Что, если бы федеральные войска не пришли туда, все, что происходило там, переросло бы в нечто еще более трагическое? Для меня это очевидно. Я не исключаю, что и весь Северный Кавказ мы могли потерять. Это тоже факт. Мне не понятно, почему СМИ так усердно дискредетируют действия федеральных сил? Не понятно, например, почему журналисты в упор не видели, как планомерно уничтожалось в Чечне русское население.
Да и сами чеченцы, честно говоря, не очень-то радовались бандитской власти. Я же хорошо помню, как люди умоляли нас остаться, когда мы уходили из Грозного.
Но у нас был приказ... Где теперь эти люди, почему никто не интересуется их судьбой?
Я не знаю, что ответить Герою. Мне кажется, он прав, и, чтобы подвести черту в нашем непростом разговоре я задаю ему последний вопрос:
– Дмитрий Анатольевич, зная все, что вы знаете сегодня, не жалеете ли вы о том, что связали свою жизнь с Армией?
Герой отвечает не задумываясь:
– Нет, я ни разу не пожалел о том, что стал офицером. Уверен: все лучшее, что было в моей жизни, мне дала Армия. Я рад, что мой младший брат Сергей, тоже служит. Вот, говорят, что сегодня нет солдата, готового жертвовать собой во имя своей Родины, а я твердо знаю, что такой солдат есть, и он готов служить, вот только Родина не всегда отвечает ему взаимностью.
Что можно добавить к этому?

Примечание: Фото Бориса БАРЫШНИКОВА
Герой России майор Сафин напутствует будущих воинов.
http://vn.ru/08.05.2002/society/18355/