Побыть одной

Лалибела Ольга
«Мне захотелось побыть одной, и я пошла на рынок» - Мария не знает, кому принадлежит авторство этой фразы, но если бы она имела какой-нибудь, хоть самый плохонький штандарт, то на нем обязательно были начертаны эти слова, и сейчас она бы схватила его, выбегая из дома в распахнутом пальто.

На этот раз не на рынок несут ее ноги. «Кратчайшее расстояние от точки до точки – прямая линия» - и это знает Мария из школьной программы, однако не кратчайшее расстояние ей нужно, а помощь родных и любимых домов и улиц, отталкиваясь от которых скользит она, как байдарка по быстрой реке.

Два квартала пройдены на одном дыхании.

И минутная задержка возле больницы не смущает ее. Как птица, летящая слишком низко, она поймана рукой Артура, соседа по дому. Артур – хирург и подозревает во всех скрытые заболевания. Вид Марии не нравится ему: «Почему нараспашку?» Невнятное «жарко» только укрепляет его опасения: «Как бы не щитовидка». Задумчиво, профессиональным движением ощупывает он горло Марии, не стесняясь случайных прохожих. Она спокойно пережидает, глядя в небо пустыми глазами. Со стороны кажется – Артур душит Марию, а она не против.

И дальше, все дальше, уже застегнутая на все пуговицы Мария держит свой путь, не сбиваясь с дыхания. Сторонники Кришны, Нового поколения и профессиональные попрошайки, которые раньше любили ее, шарахаются в сторону, не решаясь пристать.

И парк, и собор, и музей, и вокзал – все не то для Марии. Она только смотрит на них невидящим взглядом.
 
О, что это? Арбузно-дынно-цветочно-кофейный и теплый мир, но не рынок… Торговый центр! Райское место. Как раз для Марии. Распродажа, на которой можно ничего не покупать, а только двигаться вместе с другими, описывая круги и спирали, погрузившись в нелегкие думы.

И только сейчас она чувствует, как устала от бега на каблуках через весь город. Ей хочется думать о ком-то, для вида зависнув над банкой с дорогостоящим кремом. О том, почему он так холоден с ней. Просмотреть ситуацию, чтобы понять, где же ошибка с ее стороны, и сообразить, можно ли что-то исправить.

«Не тратьте деньги на дорогие крема. Делайте маски», слышит Мария обращенные к ней слова. Как вспугнутые чайки, разлетаются в кои-то веки упорядоченно собранные мысли.

Она молчит, изучая ту, что рискнула подступиться с советом к незнакомому человеку, и с облегчением чувствует, что ничуть не жалеет о прерваных размышлениях. Мария делает шаг навстречу буквально и в переносном смысле:

«Вы так считаете?» вежливо откликается она, с восхищением разглядывая гладкое, без единой морщинки лицо новой знакомой.

Этот вопрос раскрывает все шлюзы. Речь пока безымянной особы, как песня. Имеет припев и куплеты. В куплетах поется о жизни, припев начинается фразой «Вы такая красивая, но…». Звучит это так: «Я столько пережила за последние десять лет – смерть матери, мужа, потерю любимой подруги…. Вы такая красивая, но у вас очень сухая кожа… Меня сократили, пришлось заниматься всем, чем придется…..Вы такая красивая, но у Вас очень грустные глаза….Я была вынуждена поменять квартиру на меньшую и продать часть вещей….Вы такая красивая, но почему Вы такая печальная?...Я каждый вечер делаю разные маски…»

Мария почти не имеет возможности вставить хоть слово. Но, стоя в самой гуще людей, забыв обо всем, она слушает, слушает, слушает.

Воровато посещает мысль – рассказать о себе. И тут же испаряется за невостребованностью.

Вносят еще один столик с духами. Мария и обладательница дивного молодого лица оказываются по разные его стороны.

«Вас, случайно, не Таня зовут? Была у меня в школе подруга - Таня. Вы на нее так похожи», долетает вопрос, в ответ на который Мария качает головой, одновременно делая прощальное движение рукой.

«Мария», беззвучно, одними губами, отвечает она.

«И я… я тоже Мария».

Троллейбус увозит Марию домой. Она в раздумьях: что означает данная встреча, и какую бы маску ей сделать сегодня.