Правда и ложь о батьке Махно

Алексей Алексеевич Васильев
 Недавно проведенный конкурс «Великие Украинцы» многих заставил задуматься: в списке ста претендентов на звание великого карикатурно-придурковатый герой анекдотов и баек Нестор Махно уверенно обошел Владимира Мономаха, княгиню Ольгу, гетмана Скоропадского, Хрущева, Брежнева, Симоненко и Януковича. Помимо этого, в нынешнем году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла история жизни Нестора Ивановича, а прошлогодний телесериал «Девять жизней Нестора Махно» уверенно держится в первых строчках списка зрительский симпатий.
Почему Махно вдруг выплыл из исторического небытия? Почему образ украинского Че Гевары оказался весьма востребован в нашем гламурном, толерантном мире? Кем был Махно? Военным и политическим деятелем, одним из вождей анархистского движения в годы Гражданской войны. Одним из первых кавалеров ордена Боевого Красного Знамени. «Бригадиром», т.е. командующим третей бригады Первой Заднепровской дивизии, а позже — Революционной повстанческой армии Украины. И еще изобретателем тачанки. Да, все это правда. Как правда и то, что можно назвать героя нашего рассказа налетчиком и бандитом. Собственно, как и большинство его более удачливых товарищей — большевиков, разбойным путем
пробившихся к власти.

Учительница первая Махно
Говорят, что Махно стал революционером под влиянием некой учительницы, позднее ставшей его женой. Это ложь. Как писала активистка революционного анархо-синдикалистского движения Ида Метт, жена нашего героя, Галина Кузьменко, познакомилась с ним уже после того, как он стал Батькой Махно. Нестор Иванович проходил совсем другие университеты. Как и многие его революционные соратники, Махно попался на мокром деле, и сессией Одесского военного окружного суда в марте
1910 г. был приговорен к смертной казни через повешение, которая была заменена бессрочной каторгой. В следующем году 23-летнего каторжанина перевели в Бутырскую тюрьму.
Крестьянский сын Нестор Махно не был ни глупцом, ни неучем. Бутырка издавна славилась богатой библиотекой, собранной «политическими», так что жаждущему знаний юному душегубу повезло: в тюрьме он изучал книги не только по истории, философии, им были прочитаны «все русские писатели, начиная с Сумарокова и кончая Львом Шестовым». К тому же у него были хорошие учителя. Один из них, сокамерник Махно, некто Петр Аршинов, — известный анархистский активист.

Махно воевал против белых
Это правда. А против кого мог воевать бывший подпасок, маляр, чернорабочий? И хотя жилось юнцу не так уж плохо (по словам прозаика Сергея Дашкова, Нестор на гуляйпольском чугунолитейном заводе даже посещал… театральный кружок!), что-то восставало в его душе против панов и белой кости — господ офицеров.
Cразу после Февральского переворота 1917 года, когда распахнулись двери тюрем, Махно вернулся в Гуляйполе и начал, в свете полученой тюремно-революционной мудрости, наводить порядки. Так, он предложил «немедленно отобрать церковную и помещичью землю и организовать по усадьбам свободную сельскохозяйственную коммуну, по возможности с участием в этих коммунах самих помещиков и кулаков».
С начала Гражданской войны махновцы принимали активное участие в боях против Деникина: историки утверждают, что без помощи Махно красные потеряли бы Москву! Неутомимый Нестор также воевал против Краснова, Врангеля и кайзеровских войск. За разгром белых под Мариуполем Махно (уже комбриг Красной Армии) награжден орденом Красного Знамени за № 4.
Весной 1919 г., после тяжелых боев, махновцы отбросили деникинские войска к Азовскому морю и отправили 100 (сто!!!) вагонов захваченного у них зерна голодающим рабочим Москвы и Петрограда.
Следует заметить, что сражался кандидат в великие украинцы против всех правительств Украины: Центральной Рады Грушевского, гетмана Скоропадского, Директории Петлюры. И никогда не входил с ними в союз.

Махно воевал против красных
И это правда. «В мае 1919 года Махно самовольно увел свою бригаду с фронта и начал борьбу против Советской власти», — утверждает Советская военная энциклопедия
На самом деле большевики попросту подставили Махно — не получая от них обещанной поддержки боеприпасами и снаряжением в боях с частями Кавказской дивизии под командованием генерала Андрея Шкуро, Махно был вынужден разорвать соглашение с советским правительством.
В июне 1919 приказом ПредРВС Льва Троцкого Махно объявлен вне закона «за неподчинение командованию». В ответ анархист направил телеграмму Ленину, в которой сообщил о своей преданности революционному делу и объяснил принятое решение о разрыве с Красной Армией постоянными нападками на него со стороны «представителей центральной власти» и «прессы коммунистов-большевиков». Ох уж эти журналисты, самого Махно допекли!
Троцкий писал (врал, как обычно): «Не нужно, конечно, преувеличивать силы Махно, как делает обыватель. На самом деле махновцы представляют собой очень небольшой отряд».
Однако в борьбе против Врангеля «очень небольшой отряд» Махно очень даже понадобился. Большевики, наступив на горло своей песне, пошли на мировую. Как говорится, ничего личного, ведь для большевистской верхушки Махно (впрочем, как и все остальные) были всего лишь пешками для достижения цели в своей игре. И Махно в который раз купился на красивые слова…

Кто брал Крым?
«Фрунзе», — скажете вы. Правильно. Но это мнение самого Фрунзе. В боях за Крым махновские отряды приняли самое активное, если не главенствующее участие. Они отличились в форсировании Сиваша и в сражениях с кавкорпусом генерала Барбовича под Ишунью и Карповой Балкой. Так, исследователь «махновской темы» Олег Герчиков утверждает, что еще в октябре 1920 г. между повстанческой армией и советской властью было заключено соглашение о совместном выступлении против Врангеля (предчуствуя неладное, сам Махно в походе на Крым участие не принимал). А в начале ноября махновцы с большими потерями переправились через Сиваш и взяли Симферополь.
Так что если на вопрос учителя: «Кто брал Крым и освобождал от белых столицу Таврической губернии?» — юный читатель нашей газеты ответит: «Махновцы», — он должен рассчитывать на положительную оценку. А если бы Таврический университет не носил бы сейчас имени Вернадского, он по праву мог бы называться не им. Фрунзе, а им. Махно. К слову, в рейтинге «Великие украинцы» Махно опередил и Вернадского…

Если враг не сдается…
Снова процитируем Советскую военную энциклопедию: «В 1921 году отряды Махно окончательно превратились в банды грабителей, насильников и были разгромлены советскими войсками». Про «банды насильников» — это ложь. Просто после падения белого Крыма Махно уже был не нужен. И командование Красной Армии издало приказ о передислокации махновцев на Южный Кавказ. Хитрый лис Махно понял: это ловушка. И отказался подчиниться. Ответом большевиков стала военная операция по «ликвидации партизанщины». Живущий в Париже историк Александр Скирда уверяет, что часть повстанцев была окружена чекистскими подразделениями и уничтожена перекрестным огнем нескольких сотен пулеметов. Оставшиеся отряды Махно с боями ушли из окружения в районе Гуляйполя и несколько месяцев перемещались по Украине, уходя от преследования.
После столкновений с превосходящими силами Красной Армии остатки отрядов Махно были прижаты к румынской границе. В августе Махно с отрядом из 78 человек прорвал петлю окружения и перешел границу в районе Ямполя.
Придворный коммунистический поэт Маяковский по этому поводу восторженно писал: «Били Деникина, били Махно, так же любого с дороги смахнем». Точные слова, потому что для новой власти что человек был, что муха — все едино…
Махно бежал в Румынию, а оттуда в Польшу. Советское правительство потребовало его выдачи. После суда над Махно в Польше он был оправдан и в 1924 уехал в Германию, а потом во Францию. Несмотря на сказки про «золото Махно», в Париже Нестор Иванович вел весьма скромный образ жизни, работая киномехаником и сапожником. В свободное время писал мемуары. В июле 1934 года в возрасте 46 лет Махно умер в парижской больнице от костного туберкулеза. Урна с его прахом была замурована в стене колумбария кладбища Пер-Лашез, рядом со Стеной коммунаров.

Махно был антисоветчиком?
Это правда. Странно, что советские историки возмущались, что Махно написал антисоветские мемуары. А какими они должны были быть?!
Еще на родине Махно неоднократно высказывал недовольство чрезвычайной политикой советской власти в освобожденных районах. Так, на Третьем районном съезде советов Гуляйпольского района почетный председатель Махно заявил, что советская власть изменила «октябрьским принципам», а Коммунистическая партия узаконила власть и «оградила себя чрезвычайками».
Да и раньше высказывания анархиста Махно настораживали лидеров новой власти. Объявленную большевиками диктатуру пролетариата Нестор Иванович расценил как попытку расколоть трудящихся. Как пишет Сергей Дашков, Махно не помогли ни беседа со Свердловым и Лениным в июне 1918 года в Кремле, ни даже визит к престарелому князю Петру Кропоткину. «Нет партий, — сокрушался батька, — ...а есть кучки шарлатанов, которые во имя личных выгод и острых ощущений... уничтожают трудовой народ».
…Через два дня в небольшом городке Гуляйполе Запорожской области торжественно отметят 120-летие со дня рождения Нестора Ивановича Махно. Намечается открытие памятника батьке. Макет этого памятника напоминает изваяние комиссара, с поднятой рукой ведущего в атаку… А если бы жил батька в наши времена? Сумел бы он объединить и повести за собой народ? Наверняка. Но далеко бы ушел? Вряд ли… Нашли бы его с пулей в голове — после неудачной попытки разобрать свой маузер…

Опубликовано в газете "Крымское время"   23 Октября 2008