На орбите Спутник-1. ИСЗ 57

Николай Шурик
   
Иллюстрация к миниатюре любезно предоставлена Е.Алатало, выпускницей кафедры Физики твёрдого тела Петрозаводского университета, в 1967 году также принимавшей участие в работе станции ИСЗ. Рисунок был подготовлен к юбилею Физико-математического факультета. В центре триптиха - комната на пятом этаже, перерыв между наблюдениями и процесс передачи полученных данных (тогда интернета ещё не было...)

(Приводится в сокращенном варианте)
   Где-то в октябре - начале ноября 1957 года в ПГУ была организована группа ИСЗ, задачей которой было точно фиксировать время прохождения искусственного спутника Земли через определенные точки на небе. Обработанные данные направлялись в Москву в вычислительный центр. Приходить на дежурство надо было и в восемь вечера, и в час ночи, в зависимости от того, когда спутник пролетал в зоне видимости. Наблюдения велись с площадки на крыше университета, где телескопы-рефракторы были уже установлены на определенные точки небесной сферы, и нам было необходимо только нажать кнопку секундомера, когда блестящая мигающая точка (спутник) проходила центр объектива. Секундомеры все пускались заранее по специальному сигналу из Москвы. Для знакомых с астрономией, математикой и физикой, далее все было ясно, - по времени и угловым координатам точек, через которые проходил спутник, вычислялась скорость и высота объекта, а далее рассчитывались и уточнялись параметры траектории движения спутника.
   Как правило, мы делали одно или два определения. Понятно, если шел дождь или была сплошная облачность, наше дежурство отменялось. Конечно, маме не нравилось, когда я уходил  из дома в ночь или в пять утра. Общежитским в этом плане было легче, - один человек ставил будильник, чтобы встать за полчаса до нужного срока, затем быстренько обегал комнаты, где жили «наблюдатели», и вся компания тратила минут 10, чтобы оказаться на месте. Если было два наблюдения, то мы сидели в  комнатке на пятом этаже, что-то рассказывали, смеялись.
   В одну из холодных ночей конца ноября я весь дрожал на дежурстве, так как, убегая в спешке из дома, накинул пальто на рубашку, забыв надеть курточку (ту, вельветовую, в которых тогда ходила половина студентов и старших школьников). Свитера в ту пору были редкой роскошью. Ветер прохватил меня до костей, перчатки я тоже забыл дома, стою, ежусь, руки спрятал подмышки...  Девчонки задерживаются, и первой появляется математичка – «Бой-баба». «Ой, какой ты замерзший! – громко восклицает она, - Давай, я тебя согрею!» Она обнимает меня со спины так, что я не только не могу дышать, но и ребра на моей груди сминаются и только что не лопаются. Все уже на площадке, я не могу слова молвить, а тут она еще приподнимает меня, и мои ноги беспомощно болтаются в воздухе. Появившиеся девушки хихикают, а моя «объятельница» с чувством говорит: «Эх, каждый день по часику так обниматься, тогда бы и жизнь была веселей!»  Лишь после этого я был опущен на грешную землю, вернее, на крышу университета, благо, всем пора уже быть по местам, до замеров осталась минута. Я хотел, было, сразу убежать после такого позора, но «дело превыше всего», и я ушел, не попрощавшись, только сдав  секундомер после окончания наблюдения и росписи в журнале. Вы понимаете, что после этого я ни разу не поднимался на крышу ПГУ с группой наблюдателей. А года через два, математичка Ира Рындина во время очередного приезда к родителям, которые жили в Архангельске, где теперь я уже учился на химика, показывала мне фотографии, на которых группа наблюдателей ИСЗ осматривает Ленинград, - за работу их поощрили туристической поездкой. Вот они в Петергофе, тут – за ними левое крыло Казанского собора, а на следующем – они на речном трамвайчике плывут по Неве. Я со скрытым волнением рассматривал фото, и тут она «осчастливила» меня, сообщив, что «А вот эта девушка была очень к тебе неравнодушна. Когда ты уехал в Архангельск, у нее была идея перевестись туда в пединститут на математику, но я ее смогла отговорить». Как Вы думаете, кто оказался под ее пальчиком? Да, да, та самая, крупная активная девушка, из-за объятий которой я перестал ходить в группу ИСЗ. Соответственно, на тех фотографиях меня не оказалось...