Романтика фантазий Анатолия Люцко

Соловьева
В творчество А.Люцко окунаешься , как в сказку,- и тебя сразу омывают тёплые воды его грёз,обступают высокие скалы его метафор, ты с головой погружаешься в светлый омут его чарующей символики.
Наш Витебск в его поэтических изысках сразу становится райским городом.
Давайте вглядимся в его картину “Три речки, три моста”:

Три реки, три мечты , три моста
И счастливые башни повсюду.
В каждой башне живёт красота,
Или песнь, или сказочка-чудо,

В каждом дереве- тайна листа,
А под деревом-ласковый вереск.
Под мостами сверкает вода,
Плещут волны о ласковый берег.

Догорает денёк, как свеча,
Погружается в сонную осень.
И летит в небеса каланча,
В  золотистую яркую просинь.

Всё интересное и в жизни, и в искусстве строится на котрасте. Обратимся к картине “Новый год”:

Электричества нити- гирлянды.
Вспышки света, любви- красота!
Денег нет- и читаю я Канта,
На звонки говорю:”Занята”.

Мчатся яркие бусы неона-
Кроны ёлок сияют так дивно,
И в спиралях немых телефона
Нет надежды уже на взаимность…


Особенно сильны в творчестве А.Люцко урбанистические мотивы, притом наш Витебск завораживает  зрителя гармонией ритмов и пятен:


Разве можно наш город так видеть
И каким обладать надо даром?
…Это праведный сказочный Китеж,
И струится  парок Светлояра.

Это мир романтической грёзы,
Торжествующей яркой кометы!
Этот город для радости создан-
Каланча в нём взлетает ракетой!


Все картины Люцко- фейерверк торжества красок и надежд  на радость жизни:

Эти вспышки богатых фантазий,
Эти реки изыска и блеска
Удивляют зелёный мой разум
И рождают ответные всплески…

Крылья бабочек, хоботы радуг
И сияние мягкого  света.
Это тихая нежная радость
Как томления лунного лета.

Глядя на картины художника , можно подумать, что автор  жизрадостных полотен -житель сказочной Аркадии купается в молочных берегах счастья и дотягивается кончиками пальцев до кисельных берегов:

Разве жизнь-антиномия пятен
И гармония ритмов душевных?
Вырываясь из мира распятий,
Погружаюсь в него ежедневно…

Разве жизнь- это только узоры
Да сверкание звёзд на экране?
А лихая судьба каскадёров?
А скелеты на дне океанов?

Но вглядись в эту жизнь неспешно,
Истомлённый мечтою художник.
Что обычно, рутинно и грешно,
Вдохновением станет острожным,

Невозможным, таинственным, сладким,
Как созвучия стройного мира…
Бунт рождался всегда от порядка,
Появлялась из хаоса лира…

Как романтичны, предельно загадочны женские образы в творчестве Анатолия Люцко! Истомлённые страстью, овеваемые шелками вечности, лёгкой походкой  они проходят по художественным галереям :

В милых  женщинах главное- тайна,
Лучезарье, сияние, нежность.
Судьбоносны, светлы и случайны
И радушие их , и мятежность.

В каждой женщине главное- страстность,
Из-под шляпки сверкнут её очи,-
И влюблён в её облик атласный,
В зной и мрак, в трепетание ночи.

Следующая картина с яркими вспышками неонового света рождает во мне ассоциацию Нового года:

Шелестящий, стеклянный и солнечный дождь…
Светлой тайной укутаны ниши,
И явился загадочный гость-
Белой кистью покрасил он крыши.

И  явилась на площади города ель,
Из цветного неона, из света,
Где ведёт хороводы метель,
Там сверкают на сценах “кометы”.

Синий сумрак. Поёт телефон.
Ожидание Нового года.
Как парча, золотящийся фон…
Хлопья снега и толпы народа…

Даже самые абстрактные картины рождают  в сознании ассоциации реальной жизни:

То ли знак вопросительный лета,
То ли петля- удавка любви,
А за ней- вспышки яркого лета,
Изумрудной от солнца травы.

То ли символов  плавная арка
Нежно-сказочных линий руки,-
Мне всё кажется  славным подарком
И лекарством от острой тоски.

Не устаю удивляться  девичьим грёзам на картинах Люцко: в таинственных шляпках, в облаке “Шанели”, на тонких каблучках,- так и слышишь выстукивающий ритм их шпилек:

Эти дамы с осиною талией-
И  над глазом- крылатая бровь,
В модных шляпках-как будто под пальмами
Прорастает их страсть и любовь.

Они все из загадок тумана:
Кружева.Гридеперлевый лак.
И  летят в такт походке воланы-
И качается в море маяк.

Настроенье--цветное каприччо,
Рот надменный и страстен, и ал,
И несётся с цветами к ней мичман,
И томится по ней генерал.

А теперь взглянём на женщину-цветок,голову которой венчает пышный сиреневый куст:

Сожгла мосты-душа сгорела
В огне безумств.
Ломает руки тело:
-Я- дерево, я – куст!

Я – нежная сирень, 
Цвету я при дороге,
Садовник каждый день
Напоминает мне о Боге.

Из таинств и страстей
Мой аромат душевный.
И нет других вестей:
Ломают ежедневно!

На красоту клюют-
И что им та душа?
И лепестки поют:
-О как  ты хороша!

Творчеству А.Люцко свойственны фовисткие мотивы: узоры трав, цветов, листьев,водорослей,- но в них как-то прочитываются судьбы художников:

Эти шляпы танцующих веток,
Эти взгляды таинственных  листьев!
Надвигается знойное лето-
Созревают весёлые кисти!

Или самые нежные чувства
Облекает в холодные басни?-
Тот , кто любит безумно искусство,
В жизни часто бывает несчастлив…

В ритмах картины”Тайна женщины-Цветка”я слышу чудные мелодии:

Цветы успеют напугать
Одну из тысяч,-
Ну, где костёр уж разжигать,
Хоть искру б высечь!

Ну, хоть один несмелый взгляд-
Боязнь нарушить душу:
И ни вперёд и ни назад-
Стоять и слушать,
О чём рассказывает куст
Сонатой тонких веток-
На шёпот знойных уст
Накладываю вето!

Знаменательной картиной Анатолия Люцко является “Дорога в храм”:

Это путь в заповеднейший храм.
Лепестки как ступени  из лотоса
Как движенье к  весенним мирам-
Насыщение голоса сотами.

На пороге всеведенья сердца-
Величайшего в обществе мер,
На пути многих мыслей о смерти
И о жизни таинственных сфер:

Бесконечный струящийся свет,
 Ощущение храма как света,
И встаёт золотистый рассвет-
И теплом вся планета согрета.

Конечно, для каждого художника главное- не разрушить, а сохранить  и приумножить храм своей души,-так и мы пожелаем  Анатолию Люцко беречь и лелеять  свой творческий храм, талантливый и поэтический.