Лось и Осина, Жираф и Акация

Виктор Бабинцев
Лось - обычно во время зимних оттепелей - питается корой молодых осинок. При этом он поедает не всю доступную ему кору, а делает на осинках лишь небольшие «затески», словно пробует на вкус. Такое «некозлиное» поведение лося может показаться нам, людям, странным, но  именно оно и закреплено у всех лосей на генетическом уровне. Вот почему «окольцованных» и загубленных лосями осин вы в лесу не найдете. Это факт. А в природе всё не просто так - всё для чего-то. К чему бы всё это?

Поврежденная лосем осина продолжает расти, с годами выходит в верхний ярус леса, обильно плодоносит… Вот тут-то один из грозовых вихрей её и ломает, причём как раз по месту старой лосиной «затески» и подгнившей в этом месте древесины ствола. То, что лось "занимается лесозаготовками", первыми заметили лесники.

Осина падает своей вершиной на землю и за оставшиеся жаркие летние дни успевает превратиться в огромный, полувисящий на высоком пне, "веник". С такой осиной лось уже не церемонится и обдирает её поздней осенью и зимой как липку. То, что лось "занимается заготовкой веточного корма", заметили и охотоведы. Оказывается, лось, делая небольшие затёски на стволах молодых осинок, как бы смотрит далеко вперёд и заготавливает таким способом осиновые веники для следующих поколений лосей.

Такое «щадящее" поведение лося по отношению к живой осинке и для нее самой, и для её вида весьма полезно: во-первых, лось не губит молодую осинку и позволяет ей вырасти. Во-вторых, лось, кормясь потом своим "веником", острыми копытами взрывает кислую и плотную лесную подстилку и разносит на гладких, влажных копытах и с помощью их же садит мелкие семена «сладкой» осины. Поэтому, если вы в углу лесной полянки заметите густой молодой осинничек, то в его середине обязательно обнаружите останки когда-то объеденной лосями осины. Не знаю, кто был первым, но М.М. Пришвин точно знал: когда лось просто идёт по лесу, он высаживает семена деревьев - такая у него особенность строения копыт и постановки ног при ходьбе.

Дальше - проще. Лось не стал бы питаться корой «горькой» осины и не стал бы самым естественным образом сеять ее семена. Этим обусловлено встречное эволюционное устремление осины - дать лосю как можно больше с наименьшим ущербом (пользой) для себя. Кора осины в процессе эволюции стала для лося очень привлекательной и питательной. Кроме того, в ней много минеральных веществ и витамина Е, называемого еще витамином размножения. Физиологически большое количество минеральных веществ и витаминов самой осине явно не нужны; она их накапливает и продуцирует исключительно для лося -  своего заботливого «сеятеля». Проще говоря, кора осины - это её плод. И плод этот для лося созревает только тогда, когда осина становится взрослой и выходит в верхний ярус леса. И тут она должна упасть и стать доступной лосю. Что и происходит в действительности.

Подобные результаты встречных эволюционных устремлений в природе можно наблюдать буквально на каждом шагу. Например, в отношениях дрозда-рябинника и рябины. Рябина кормит дрозда своими плодами, за это дрозд на своих крыльях разносит по белому свету ее непереваримые в птичьих желудках семена. В урожайные на рябину годы дрозды остаются у нас зимовать. Это как раз и доказывает то, что рябина для дрозда - "основной пищевой объект". А господство и процветание цветковых растений, например, было бы просто невозможным без участия насекомых и никому не нужным. В природе ведь как: стань максимально полезным, и тебя никто не съест; более того, тебя будут лелеять и оберегать.

Лось с живой осинки не обдирает всю доступную для него кору. Для конкретного лося такое поведение является вредным и даже опасным. Такой лось-альтруист вынужден дольше кормиться и больше тратить энергии на поиск корма; больше перемещаться и как бы самому искать встреч с хищниками и другими опасностями. Но именно такие "воспитанные и мудрые" лоси и живут в наших лесах. Откуда они взялись? Или их кто-то научил?..

Допустим, изначально жизнь на Земле развивалась чисто по Дарвину, и каждая особь, и каждый их вид, были только сами за себя. В этой жуткой всеобщей давильне выживали и давали потомство только сильнейшие и жесточайшие особи.  Это обязательно привело к появлению монстров. Вот и предок нашего лося тоже когда-то вполне мог быть жестоким пожирателем и губителем леса. Но вот пришла Чума, то есть сибирская язва, или какое-то другое инфекционное заболевание, вызвавшее эпизоотию. На территории ранее обширного ареала древнего лося - по закону вероятностей - уцелели лишь небольшие группы особей. По причине беспорядочного скрещивания особей в таких малочисленных группах все лоси в них вскоре стали родственниками. При родственном скрещивании проявляются  все рецессивные (скрытные или "подавленные") признаки (второй закон Менделя). Большинство из таких признаков являются вредными и уничтожаются естественным отбором вместе с их носителями, то есть с особями-мутантами. Но среди этих новых проявившихся признаков могут быть и полезные признаки, только таким образом сумевшие «выбраться из скрытного рецессива». Одним из таких новых признаков, представьте себе, был и ген-мутант, обусловивший «щадящее" поведение лося по отношению к осине.

Смотрим дальше. Со временем таких лосей-альтруистов в численно возрастающей группе родственных особей становится все больше. Растет и количество заготовленных ими осиновых  «веников». И тут снова приходит Чума…

Вот тут-то и становятся очевидными  преимущества наших лосей-альтруистов перед лосями-монстрами: во-первых, они в своих «обустроенных» кормовых угодьях относительно малоподвижны. Это значительно уменьшает вероятность их контактов с зараженными особями и хищниками. Во-вторых, они сыты и здоровы, а потому еще и менее восприимчивы к различным инфекциям.

Вероятность прихода Чумы возрастает с ростом численности особей вида, то есть с увеличением контактов между ними. Поэтому ее приход всегда закономерен. Сколько сотен раз на протяжении тысячелетий Чума как бы стремилась уничтожить лосиное племя – никто не знает. Но, думается, именно Она и научила лосей «щадящему» и рациональному отношению к осине – своему основному пищевому объекту.


Другой пример. Жирафы дефилируют по африканской саванне в разных направлениях. Это не совсем удобно для посетителей национальных парков, так как никто не знает, где эти красавцы могут быть в настоящее время. Тогда и было решено сооружать очень большие вольеры для жирафов и других растительноядных экзотов Африки, представляющие собой огороженные участки естественной саванны. Но вот беда: жирафы «объявили голодовку» и быстро отощали настолько, что их пришлось немедленно выпустить на волю. Однако в зоопарках жирафы в пище неразборчивы и живут годами даже на несвойственных им кормах. Поэтому причина отказа жирафов от естественной пищи в вольерах и по сей день является большой загадкой. Однако для объяснения подобных феноменов в поведении животных учёные не знают главного. Вот оно:

«Ничто не может существовать, всё может только сосуществовать… и соразвиваться ("коэволюционировать") в направлении ещё более прочного и взаимовыгодного, ещё более многогранного и гармоничного, а главное – ещё более долговечного единства всех и вся. Поэтому вся жизнь особи в природе – от рождения и до самой смерти – подчинена интересам процветания своего биологического вида; поэтому вся жизнь вида подчинена интересам процветания противоположных (или "кормовых") видов и сохранения устойчивого равновесия всей экосистемы на максимальном продуктивном уровне. Законами развития в единстве и был создан удивительно прекрасный, многообразный и гармоничный мир дикой природы Земли». Следовательно, у эволюции была цель и эта цель - взаимовыгодное единство.

Отсюда: жираф в саванне – самый искусный и самый бережный "лесовод", поддерживающий деревья и кустарники в наиболее продуктивном состоянии, а так же самым естественным образом разносящий и сеющий их семена. Кочуя по саванне и поедая лишние ветки, "спелые" и больные листья растений, он трудится во благо всем. Такое «щадящее» поведение по отношению к своему «основному пищевому объекту» закреплено у жирафа на генетическом уровне, поэтому он «предпочтёт сдохнуть с голода», чем нанести вред деревьям и кустарниками. Вот вам и ответ на вопрос о голодовках жирафов в вольерах.

На снимке из Интернета жираф "стрижёт" акацию. Теперь верхушечные побеги уже не будут затенять друг друга, поэтому прямого солнечного света для наиболее эффективного фотосинтеза хватит максимальному количеству листочков. Для этого он формирует густую крону кустарников и деревьев с наклоном к полуденному солнцу и, кормясь, удаляет больные или лишние листья и ветки. Целесообразность и разумность в отношениях противоположностей - этому мы не только можем, но и должны учиться у Природы.

Человечество – это тоже биологический вид, который тоже обязан подчиняться законам единства. И это мы все хотя бы можем понять. Более того, нам может даже показаться, что мы это когда-то, где-то уже слышали. Поэтому у человечества ещё есть надежда на то, что необходимость развития в единстве, то есть во благо всем и себе, когда-то буквально сотрёт с лица Земли лженаучную и вредную парадигму развития в борьбе за пищу и место под солнцем, в которой всегда обязаны побеждать только всё более эгоистичные особи и их отвратительные виды. Вот почему в мире нет ничего вреднее дарвинизма. А убивается вся логика дарвинизма и буржуазного индивидуализма всего лишь одним научным выводом: "В наследственности особей могут закрепляться вредные для них самих, но полезные для процветания их видов поведенческие и другие признаки"; "В стержневой ДНК видов могут закрепляться полезные для процветания множества других противоположных видов поведенческие и другие признаки".

Посмотрите ещё раз на этого "трудягу" на снимке...


Похожая тема: "Об эволюции чайникам и учёным": http://proza.ru/2021/10/24/1151