Проза.ру

Потому что сердцу больно

         Уважаемый друг! Это сообщение я писал по срочному заказу для выступления на конференции  "Пространство русской литературы..."  Недели русской культуры в Харькове.  Материалов по мотивам славянского единства под рукой имел явно недостаточно, но меня волновали и другие вопросы и я их осветил. Работая в Интернете, я заметил, что проблемы славянского единства волнуют больше авторов, живущих вне России. Россиян же тревожит прежде всего духовное и материальное обнищание собственного общества, а на соотечественников в Украине, Белоруссии и дугих обрывках бывшей общей Родины им, как мне кажется, наплевать. Так мы не скоро возродим утраченное. Если я не прав, проаргументируйте это. Высскажите, пожалуйста, свои наблюдения и мысли, которые помогут нам полнее раскрыть тему и с пользой в новом качестве выйти к читателю.  Заранее тебе благодарен.


(Мотивы славянского единства
в современной русской литературе.
Проблемы воспитания творческой молодёжи и другие аспекты развития русской литературы)


         Уважаемые участники конференции! Наверное, я не открою Америки, когда скажу: русская литература создаётся сегодня на всех пяти континентах планеты. Это неизбежно обнаружишь, если старательно поработаешь в Интернете, скажем, на общенациональном сервере современной русской поэзии. Там, на сайте «Стихи.ру», размещают свои произведения около 190 тысяч представителей изящной словесности. До этого ты можешь и не подозревать, какой художественной силой обладаешь как поэт. Но вот на твои произведения одна за другой начинают поступать рецензии незнакомых, а значит, непредвзятых читателей. Из самых различных уголков СНГ, а также из ближнего и дальнего зарубежья. И теперь ты ещё с большим сожалением понимаешь, какое малое внимание обращают на твоё творчество в родном краю кураторы культуры, которые по должности призваны оказывать тебе всестороннюю поддержку в публикации и продвижении твоих произведений в читательские массы.

         Русло нашей большой литературы питают своими наработками как авторы, объединённые в писательские союзы, ассоциации, группировки и литстудии, так и талантливые одиночки, варящиеся в собственном соку и до поры до времени пишущие в ящик стола. Само же развитие русской литературы не является привилегией только русских по национальности. В её создании активно участвуют представители и других славянских народов. А также евреи и татары, немцы и корейцы, карелы и камчадалы, среднеазиаты, кавказцы и многие другие, живущие на этнических землях русичей и выехавшие на ПМЖ за границу. Но особую ответственность за облик и судьбу нашей литературы несёт именно русский писатель. Ведь вдохновение даёт ему родная народная среда, национальные язык, культура и многовековые традиции. Поэтому он искренно печалится и негодует, когда некоторые русскоязычные используют нашу словесность для развлечения от скуки, для заумно-формалистического экспериментаторства, ничего общего не имеющего со спецификой художественного творчества.

         Но ещё хуже, когда они русское слово применяют для очернения самого образа Руси, злопыхательства по поводу её бед, издевательства над её национальными гениями. Стихи в таком духе я недавно прочитал на упомянутом сайте, где русскоязычный поэт изголяется над самой Россией, над Александром Сергеевичем Пушкиным и его няней Ариной Родионовной. Ну что ж, это нам знакомо и по предыдущим этапам развития нашей литературы. И всё это мы, в конце концов, переживём, но, тем не менее, хочется спросить. «А где наши доблестные новой поры Белинские, Писаревы и Добролюбовы? Адекватно ли они, призванные воспитывать как творцов, так и читателей, отвечают на выпады наших современных недоброжелателей?».

         Уважаемые соотечественники! Мы живём в опасную эпоху, напоминающую трагизмом время феодальной раздробленности Руси накануне татаро-монгольского нашествия. Стремясь к духовному обновлению, мы терпим тяжелейшие поражения во всех сферах нашей многотрудной жизни. Одной из этих сфер являются межнациональные отношения. Наша политико-административная элита, часть духовно-творческой интеллигенции, писателей Земли Русской не делают выводов из сепаратистского прошлого, подобных тем, что много веков назад сделал из него гениальный создатель нетленного «Слова о полку Игореве».

         С моей точки зрения, наша литература ещё не стала, но обязана заявить о себе как о средстве духовного единения восточно-славянского мира во избежание полной его деградации. Творчество многих литераторов оторвано от насущных проблем жизни нашего народа в глобализованном мире. В нём часто преобладает узколичностное, поверхностно-созерцательное, мелкотравчатое, как будто литератор не исследователь и выразитель многомерности душ народной и собственной, а хладнокровный и трусливый пескарь из широко известной сказки нашего классика.

         Заметный вклад в развитие русской литературы вносят и писатели Харьковщины. На нашей земле ярко вспыхнули таланты Николая Ушакова и Владимира Добровольского, Леонида Вышеславского и Владимира Петрова, Василия Самойлова и Зиновия Вальшонка, Бориса Слуцкого и Бориса Чичибабина… Сегодня интересно и полезно работают Василий Воргуль и Аркадий Филатов, Инна Мельницкая и Василий Омельченко, Анатолий Мирошниченко и Дмитрий Ракотин, Людмила Моисеева и Владислав Божко. В творчестве каждого из них отчётливо слышны мотивы славянского единения, почти каждый когда-нибудь да переводил с украинского или параллельно писал украинською мовою. Они не чернят прошлое и в угоду политической конъюнктуре не перехваливают шаткое настоящее, стремятся к глубине постижения действительности и, обладая достойной культурой письма, не страдают циркачеством в выработке литературного стиля.

         Конкретно могу сослаться на книгу украинца по происхождению Анатолия Михайловича Мирошниченко «Потому что сердцу больно», вышедшей в московском издательстве «Голос» в 1993 году. Это своего рода «плач Ярославны» по потерянной Родине, страстный призыв к её единению ради дальнейшего благополучия и процветания. Такую же боль незадолго до своей смерти выплеснул в читательскую публику и наш знаменитый земляк Борис Чичибабин, за что на него с энергией, достойной лучшего применения, массированно набросилась псевдопатриотическая титульная критика.

         Владислав Андреевич Божко, бывший технолог коксохимзавода, не имеет филологического или другого гуманитарного образования. Очень скромный человек с непробивными локтями всю свою жизнь и творчество положил на исследование «самого русского» и самого талантливого поэта прошлого века Сергея Александровича Есенина. На Слобожанщине ни среди профессуры, ни среди писателей нет более глубокого знатока упомянутой темы. Недавно харьковский журналист, краевед и предприниматель Леонид Мачулин издал за свои деньги его книгу «Сергей Есенин в Харькове», чем совершил поступок, достойный как уважения, так и подражания. Ведь до этого были бесполезные обращения есениноведа и к представителям крупного капитала (Ротари-клуб), и к городской власти. Судьбу ценнейшей книги она доверила харьковскому отделению Национального союза писателей Украины, которому гордость русской литературы (С. Есенин) оказалась ненужной.
 
         Я отношусь с уважением к местным органам власти как таковым, но если они по-настоящему не вникнут в литературную жизнь края, не разберутся в её постсоветской специфике, замешанной на великих бедах, и деньги будут перечислять только в «литературный департамент» известного двадцатиминуточника Володымыра Яворивського, русской литературы на Слобожанщине не будет. Отдельные же наиболее везучие авторы будут являть себя или через Москву (как в случае с Борисом Чичибабиным), или же снисхождением случайных спонсоров. Но и здесь нас ждёт неизбежная опасность: к читателю могут придти не наиболее талантливые, а наиболее пробивные или проскальзывающие литераторы.

         Надеюсь, вы согласитесь и с такой моей мыслью: мальчиков и девочек, в сердца и рассудок которых с рождения проникла Божья искра, к литературному труду надо готовить уже на школьной скамье. Конечно, далеко не везде найдутся соответствующие педагоги, но дело можно организовать и по межшкольному принципу, введя в районной системе образования (каждого из девяти административных районов Харькова) должность учителя литературного творчества или руководителя литературной студии – литконсультанта с предоставлением для занятий отдельного, укомплектованного соответствующей библиотекой, компьютерной техникой и телефоном помещения в одной из центральных школ или в Дворце детского и юношеского творчества, расположенных вблизи транспортной остановки. Результатом работы литстудии должна стать, в частности, публикация произведений учащихся как мощного стимула выбора ими такого факультатива.

         Школьный литературный журнал можно создать для начала один на весь мегаполис – при управлении образования облгосадминистрации. Путь большинства учеников, прошедших такую подготовку, имеющих опубликованные произведения, да ещё удостоверения, условно говоря, литработника, проляжет на факультеты филологии и журналистики, искусствоведения и кинематографии, иностранных языков и в редакции различных средств массовой информации, как это свершилось с моими выпускниками. Мой личный опыт в сложившихся неблагоприятных обстоятельствах полной мерой повторить уже будет невозможно, но основное из него можно позаимствовать и развить.

         В конце 80-х годов прошлого века с усилением финансово-экономических трудностей на ХТЗ перестали оплачивать труд руководителя литературной студии. И она распалась, но её многолетние завсегдатаи без литературного общения и занятий жить уже не могли. Поэтому 24 января 1991 года снова собрались в читальном зале заводской профсоюзной библиотеки в центре посёлка и попросили эти занятия вести меня как старого студийца с филологическим образованием, педагогической и журналистской практикой. Но кардинально изменилось время: работникам библиотеки уже не нужно было отчитываться перед партийными органами об интересных и нужных мероприятиях, часть библиотекарей просто сократили, а индустриальный район с наступлением темноты уже не освещался. В самом разгаре занятий работница читального зала одевала верхнюю одежду, многозначительно смотрела на часы и в нашу сторону, сначала ожидая, когда мы сами догадаемся покинуть помещение, а потом уже просила перенести занятия на более раннее, не удобное для студийцев время с мотивацией: вы хотите, чтобы по дороге домой меня ограбили и раздели?!

         Потом по моей просьбе нас приютил в своём кабинете директор Дворца культуры и техники. Прозанимались немного – и здесь на целый месяц выбило силовой электрический кабель. Я тогда занимал руководящую должность в цехе производственного обучения ХТЗ, другими словами, в межшкольном учебно-производственном комбинате Орджоникидзевского района, и смог перевести сюда студию – в уютный кабинет профориентации.

         С нового учебного года удалось открыть нетехнический профиль – литературного работника и зачислять на обучение творчески одарённых старшеклассников со всех школ района. Кафедра истории русской литературы Харьковского государственного университета имени Максима Горького утвердила разработанную мной программу спецкурса «Основы литературного и журналистского творчества», и у нас на законных основаниях заработала невиданная доселе литературная студия, членами которой стали одарённые люди самых разных возрастов, образования и социальных слоёв. На 16 часов на один час теории (в других студиях она не читалась) приходили сюда старшеклассники, а на 17 часов на практические занятия собирались уже все – и старшеклассники, и шести-семи-восьмиклассники, и рабочие, и инженеры, и кто угодно   аж до самого преклонного возраста.

         Читали стихи, рассказы, сказки и т.д.; оппонировали, восхищались, ругали, советовали, дискутировали; наполнялись опытом жизни и мудростью ветеранов, зажигались энергией, нестандартностью мышления, неуёмностью фантазии и бескомпромиссностью молодых… Опусы писали, в основном, на вольную тему – что кому хотелось, но были и рекомендованные руководителем. Например, центральным нашим проектом было создание образа легендарного героя Слободского края Сиверко, на жизни и подвигах которого можно было бы воспитывать детей и молодёжь. Тогда я и сам написал и опубликовал «Сказание о Сиверко, богатыре Земли Русской». Многие студийцы с удовольствием создавали собственные оригинальные версии этого образа. Сиверко Павла Яловола, например, не воевал со степными кочевниками, как у других, а вместе с белгородским воеводой Селифонтовым возводил харьковскую крепость и благодаря своей хитрости и ловкости заманил в гроб злого волшебника, который морально разлагал и деморализовывал строителей южного форпоста Русского государства.

         Произведения моих студийцев целыми полосами и подборками регулярно публиковались в газете «Темп», других изданиях, пробивая этим авторам дорогу в те творческие и гуманитарные вузы, о которых сказано выше. Многие взрослые студийцы тоже не потратили время даром: опубликовали собственные книги, стали авторами песен и романсов... А на поэтические фестивали и творческие семинары, ежегодно проводимые харьковским отделением Союза писателей Украины, литературная студия «Нива» тракторного завода постоянно делегировала более трёх десятков молодых поэтов и прозаиков, что составляло более трети участников, собираемых со всей области. Значительная часть наших ребят стала лауреатами этих литературных смотрин. Не стёрлись из памяти и неоднократные выступления литературной студии «Нива» в эфире областного телевидения.

          После закрытия учебного цеха студия ещё долго собиралась в заводском Дворце культуры, но и он сегодня в связи с остановкой предприятия на кризисный период обесточен, обезвожен и пока не функционирует.

          В 1997 году из достигших необходимых творческих кондиций литстудийцев ХТЗ, а также литературных собратьев из города и нашего региона был создан и юридически оформлен Союз русских писателей Харьковской области «Сиверко». Он проводит литературные и литературно-музыкальные вечера, встречи, организовывает публикацию произведений своих членов в периодических изданиях, но, к сожалению, не получает никакого финансирования ни из бюджета, ни из других источников, поэтому не имеет возможности издавать книги своих авторов, а значит, и успешно развиваться.

         Есть в нашем крае и другие литературные формирования, объединяющие русскоязычных авторов и нуждающиеся в финансовой поддержке государства. Поэтому областному и городскому управлению культуры, бюджетным комиссиям следует ориентироваться в своей деятельности не только на «национальну» Спилку, где русские писатели дискриминируются, а на литературное пространство города в целом. Исходя из этого, надо планировать как участие представителей всех литературных объединений в проводимых администрациями культурных мероприятиях, так и продуманную издательскую политику, где поддержка людей творческого труда осуществлялась бы не отношением их к так называемой титульной нации, а с учётом художественного достоинства и воспитательного потенциала их произведений.

         Николай КУПИН, поэт, председатель Союза русских писателей
Харьковской области «Сиверко»,
 член Национального Союза журналистов Украины.
                                                                                                   г. Харьков, 17 декабря 2008 года.


Рецензии
Разделы: авторы / произведения / рецензии / поиск / вход для авторов / регистрация / о сервере     Ресурсы: Стихи.ру / Проза.ру