Про Митяя-лентяя да Матрёну-бездельницу

Марина Вечерская
Жил-был в одной деревне парень. Звали его Дмитрием. Всем хорош был молодец – и силён, и умён, и собой недурён, одно плохо: ленив. Соседи между собой судачили, что такого лодыря свет не видал. Вот и прозвали его Митяем-лентяем.

С тех пор, как умерли отец с матерью, жил Митяй один. Сам с хозяйством управлялся. А хозяйства-то у него было всего ничего: избёнка да коза. Был когда-то и огород, да весь лопухами зарос. Как не зарасти, когда хозяину прополкой заниматься лень. А вот козу приходилось Митяю водить на пастбище. Шутка ли сказать – каждый день, с ранней весны до поздней осени, в любую погоду поднимайся с петухами,  паси проклятую скотину да смотри, как бы она в чужой огород не забралась али не забодала бы кого ненароком. 

Притомился Митяй. Коза на пригорочке травку щиплет, а он сидит и думает: что со скотиной делать? Можно продать – сосед давно хорошую цену  за неё предлагает. Тогда не будет ни забот, ни хлопот, спи себе хоть до полудня – торопиться некуда. Правда, и молочка козьего тоже не будет. Зачем же козу продавать? Будет коза – будет и молоко на столе. Да вот беда, одна морока с этой козой, ни поспать толком, ни отдохнуть, знай паси её да беспокойся.

Как ни раздумывал Митяй, как ни раскидывал мозгами – и так выходит плохо, и этак не лучше. Продаст козу – останется без молока. Не продаст козу – не видать ему, бедолаге, ни сна, ни покоя.
 
Другой бы, кто поглупей, на Митяевом месте заплакал. Только наш Митяй был парень умный. Думал он целый день до самого вечера, и наконец его осенило: надо жениться! Вот женюсь, – думает Митяй, –  жена будет и хозяйство вести, и козу пасти, а я буду на печи лежать, козье молочко попивать. То-то житьё настанет – красота!

Задумано – сделано. Пошёл Митяй свататься. Только вот беда: обошёл он всю деревню, а невесты себе так и не сыскал. Девушки, бывало, на видного парня заглядывались, да ни одна не хотела замуж за него идти: кому ленивый муж нужен! Подняли его на смех. Хочешь, – говорят, – жениться – бросай лениться, не то весь век бобылём проживёшь. А для такого лодыря в нашей деревне невесты нет. Разве что в соседнем селе Матрёна-бездельница пойдёт за тебя. То-то парочка будет!

И вправду, в соседнем селе жила девушка Матрёна, по прозванию бездельница. Матери у неё не было, был только отец-вдовец. Ничего Матрёна делать не хотела – ни прясть, ни ткать, ни шить, ни стряпать. Пошлёт, бывало, отец дочку в поле пшеницу жать да узелок с едой даст. Придёт Матрёна в поле и думает: что же мне сперва сделать – поработать али покушать? Пожалуй, покушаю. А как съест всё – опять думает: поработать мне али поспать? Пожалуй, посплю. Ляжет и спит до самого вечера. Однажды так заспалась, что отец уже затемно  в поле за ней пришёл. Вот, думает, наконец-то дочка за ум взялась, ишь как заработалась. А дочка спит-почивает, ни колоска не сжала. Рассердился отец. – Ну вот что, – говорит. Кто бы к тебе ни посватался, хоть последний нищий, за того я тебя и замуж отдам. Устал я от твоего безделья, пускай муж с тобой, лентяйкой, мучается. А в приданое получишь козу.

Посватался Митяй к Матрёне, и она согласилась стать его женой. А отец даже обрадовался: наконец-то повезло, сбыл с рук ленивую дочь. На радостях самую лучшую козу выделил Матрёне в приданое.

Сыграли свадьбу, и стали молодые жить-поживать в Митяевой избёнке. Жили дружно, двух коз по очереди пасли. Матрёна идёт на пастбище, а Митяй весь день спит-почивает. Вечером попьют козьего молочка – и вдвоём на боковую. А назавтра Митяева очередь вставать спозаранку, гнать скотину на травку. Матрёна тем временем по дому управляется: пыль смахнуть да вздремнуть – вот и вся забота.

Удивлялись односельчане, глядя на ленивую парочку: надо же, как дружно и ладно живут, ни ссор у них, ни счётов, кто в доме главный и кто больше трудится. А у работящих соседей, хоть и в доме чистота, и в огороде ни лопушинки, зато что ни день – крик да ругань. Муж кричит жене: я на работе убиваюсь, семью кормлю, а ты, такая-сякая, меня, кормильца, не уважаешь, не почитаешь! А жена ему в ответ: я день-деньской по хозяйству кручусь, присесть некогда, весь дом на мне, а ты, такой-разэтакий, меня не ценишь, хлопоты мои ни во что не ставишь! Что за жизнь, если каждый день ссоры да раздоры? Не жизнь, а каторга!

Стали соседи приглядываться к Митяю с Матрёной: так-то мирно живут, не кричат, не ругаются! А мы чем хуже? И мы можем друг дружке улыбаться да ласковые слова говорить – наука не хитрая. Люди мы работящие, ни от какого дела не бегаем – и с этим делом справимся!

Много ли, мало ли времени прошло – утихли ссоры во всей деревне. Гости заезжие удивляются: в какую избу ни загляни – в каждой семье лад и согласие, всегда-то муж с женой друг другом довольны, и дети у них дружные растут, родителям помогают.

Тем временем и у Митяя с Матрёной детки народились – сначала сынок, потом дочка, а там, глядишь, и семеро по лавкам. Пришлось родителям за работу браться, огород поднимать, поле пахать, хлеб сеять, да и козье стадо заботы требует. Семья-то растёт, всех кормить надо! На первых порах соседи помогли, а там и сами в работу втянулись, лень под печку забросили. И прозвища их забылись. Никто больше не называл Митяя лентяем, а Матрёну – бездельницей.